Реферат как форма




Скачать 42.43 Kb.
НазваниеРеферат как форма
Дата09.09.2012
Размер42.43 Kb.
ТипРеферат
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе)

Защита реферата в рамках государственной (итоговой) аттестации предполагает предварительный выбор выпускником интересующей темы работы ( по литературе ) с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы, изложение выводов. Не позднее, чем за неделю до экзамена, реферат сдается на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия знакомится с этой рецензией и после защиты реферата выставляет выпускнику отметку.

По форме проведения защита реферата относится к разновидностям устного экзамена, хотя сам реферат – это особый вид письменной работы, к выполнению которой предъявляются определенные требования: развернутый план, из которого видны структура реферата и его основное содержание, сформулированность и обоснованность целей и задач. Каждая часть реферата завершается логическим выводом, подведением итога, собственной оценкой материала. Реферативная работа должна содержать правильно выполненные цитирования и ссылки, а завершаться – оформлением в соответствии со стандартом библиографического описания перечнем использованной литературы.

Реферат как особый вид работы позволяет выявить как прочность и действенность предметных знаний выпускников, так и умение применять освоенные алгоритмы в незнакомых ситуациях, способность к познавательной самостоятельности, творческой активности и критичности мышления.

Реферативная работа демонстрирует достигнутый уровень предметной, деятельностно – коммуникативной и ценностно – ориентационной составляющих образованности выпускника. Реферат диагностирует способность учащегося выйти на межпредметный и даже метапредметный уровень осмысления проблемы.

Написание реферата предполагает углубленное изучение какого – либо вопроса или проблемы. Реферат является формой самостоятельной обработки научной информации, это творческая работа, «маленькое открытие». Реферат должен отражать понимание поставленных задач и содержать четкие формулировки обсуждаемых положений. Ответственный момент при написании реферата – выбор материала и формулировка темы. Следует избегать традиционных тем, при формулировке темы необходимо учитывать следующие требования:

  • научная новизна, актуальность и оригинальность: тема должна предполагать решение какой – либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение;

  • конкретность: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Слишком общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии;

  • методологическая подготовленность: в области предлагаемой тематики должны иметься серьезные исследования, на которые может опереться ученик. В противном случае реферат получится легковесным и поверхностным.

Общие требования, предъявляемые к реферату, зависят от его вида.

Аналитический обзор как вид реферата предполагает изложение истории изучения проблемы. Обзор должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга. Обзор должен заканчиваться краткими выводами, перечислением уже исследованных аспектов проблемы, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению.

Критический анализ дискуссии как вид реферата представляет собой глубокое изучение противоположных точек зрения по какому – либо вопросу. Главная его цель – выявить сущность спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и/или теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.

Развернутая рецензия как вид реферата предполагает обоснование актуальности рецензируемой работы, краткое изложение теоретической позиции работы в сопоставлении с другими исследованиями, анализ особенностей изложения рецензируемой работы и выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа: что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения и уточнения, что вызывает сомнения.

Требования к оформлению реферативных работ.

По структуре реферативные работы должны включать оглавление, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение (при необходимости). Все страницы работы, включая список литературы и приложение, нумеруются по порядку, начиная с титульного листа (на нем номер страницы не ставится). Оглавление отражает структуру работы и включает в себя все разделы работы с обозначением страниц.

Список литературы включает всю литературу, относящуюся к теме: цитируемую, использованную в процессе написания работы, расположенную в алфавитно – авторском порядке (инициалы автора пишутся после фамилии). Обязательно указываются выходные данные: название книги, место и год издания.

После списка литературы в виде приложения можно давать иллюстративный материал, таблицы и т. д. Сноски, содержащие примечания, помещаются внизу той или иной страницы. Ссылки на авторов или источники в тексте реферата помещаются в квадратные скобки с указанием соответствующего номера в прилагаемом списке литературы. В случае, если учащийся имеет отзывы на работу и рекомендательные письма, отражающие его научно – исследовательскую деятельность, желательно приложить их к реферативной работе. Текст реферата может быть представлен в рукописном (аккуратно и разборчиво), машинописном или компьютерном варианте.

При оценивании реферата необходимо обратить внимание на следующие параметры:

1. Сформулированность и обоснованность целей и задач.

2. Полнота и глубина раскрытия поставленной проблемы.

3. Новизна и актуальность сформулированной проблемы.

4. Логика изложения, убедительность рассуждений.

5. Самостоятельность автора в подходе к решению проблемы.

6. Достоверность и доказательность результатов исследования.

7. Научное и практическое значение результатов исследования.

8. Соответствие структуры работы требованиям жанра реферата.

9. Правильность языкового оформления работы (правильное словоупотребление, грамматическо-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка).

10. Качество технического оформления.

При защите реферата важно учитывать коммуникативную грамотность учащегося:

- умение представить содержание реферата адекватными речевыми средствами, соблюдая нормы литературного языка и требования научно – учебной сферы общения;

- умение аргументировать свою точку зрения, вести диалог в соответствующей ситуации общения.

Похожие:

Реферат как форма iconРеферат как форма устной итоговой аттестации
Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации...
Реферат как форма iconРеферат как форма устного экзамена по литературе
Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных...
Реферат как форма iconОсновная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление
Реферат как форма iconРеферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся
Руководители несут ответственность за качество и содержание исследовательской работы ученика. 10
Реферат как форма iconКак форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075)
В пособии представлены: практикум в области математического образования как форма учебного проектирования для развития интеллектуальных...
Реферат как форма iconФорма деятельности уч-ся
Советы, как подготовить проект, Сочинение-эссе, реферат или сообщение, сделать рецензию на Театральный спектакль или кинофильм, оформить...
Реферат как форма iconРеферат по теме «школьная форма для девочек»
Это видно и по обилию издаваемых журналов, и по ассортименту предлагаемой пряжи. Вообще все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное...
Реферат как форма iconА. И. Субетто, Г. М. Иманов Образовательное общество как форма реализации стратегии
А. И. Субетто, Г. М. Иманов. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке (Научная монография)...
Реферат как форма iconПоложение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов моу «Ликино-Дулёвский лицей»
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения...
Реферат как форма iconКак правильно написать реферат?
Реферат – это не простой конспект нескольких книг! Он предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственное рассуждение автора...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница