Содержани е




НазваниеСодержани е
страница1/20
Дата01.01.2013
Размер1.6 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Педагогическое обозрение № 2. 2007.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области 2

Региональный компонент Государственного Образовательного стандарта общего образования (Читинская область, учебные предметы) Учебно-методический комплекс 8

Мелихова М. И. SOS! Технологическое образование в опасности! 11

Никифорова Е. И. Об организации деятельности методического объединения учителей естественнонаучного цикла 15

Бригаденко Е. С. Готовимся к аттестации на квалификационную категорию 26

Рацина В. Н. Руководство исследовательской работой школьников 29

Кривенкова И. Ф. Использование моделей на уроках генетики 35

Раитина Н. И. К проблеме развития личности учащихся средствами учебного предмета «Физика» 40

Крапивьянова В. В. Реализация регионального компонента обучения биологии в 6 классе 45

Раитина Н. И. О подготовке учащихся 11-х классов к ЕГЭ по физике в
2007 году 46

Бригаденко Е. С. Заачи должны быть другими 49

Бригаденко Е. С. Еще раз о выборе УМК по математике 59

Никифорова Е. И. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников при изучении химии
(из опыта работы учителя химии сош № 5 г. Краснокаменска Мензяновой Т. Н.) 63

Горбунова О. И. Организация оздоравливающей образовательной среды школы 68

Ульзутуева С. А. Применение информационных (компьютерных) технологий на уроках математики 73

Крапивьянова В. В. Олимпиада по экологии 2007. Особенности содержания. Результаты. 78

Карелин А. В. Анализ результатов третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии 83

Региональный компонент содержания образования. Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса. Опыт, проблемы, содержание. (Решение научной конференции. г. Чита, 22-23 ноября 2006 г.) 87

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования 89

Днепровская И. В. Воспитание человека разумного 103

Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области


1. Пояснительная записка


1.1.Концепция национально-регионального компонента - системообразующая идея, которая позволяет соединить комплекс различных учебных дисциплин в целостную систему, подчиненную единым целям и задачам.


1.2. Основные понятия и термины, применяемые в данной Концепции


Государственный Образовательный Стандарт - документ, включающий федеральные и национально-региональные компоненты, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.


Региональный (национально-региональный) компонент - часть государственного образовательного стандарта, определяющая нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, биологии, искусства и других образовательных дисциплин и отражающая национальные и региональные особенности системы образования.


Общее образование - образование, включающее начальное, основное, среднее (полное) общее образование - все три ступени, соответствующие уровням образовательных программ.


Регион - обширный район, соответствующий нескольким областям страны или нескольким странам, объединённым экономико-географическими и другими особенностями.


Край - крупная административно-территориальная единица, обычно имеющая в своём составе автономную область.

Читинская область - субъект Российской Федерации (РФ), расположенный на юге Азиатской части России, в Забайкалье.


Региональный базисный учебный план – учебный план рекомендательного характера, разрабатываемый региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана.


1.3. Общие положения


В ст. 7 Закона РФ “Об образовании” введено понятие “государственный образовательный стандарт”. Стандарт образования включает федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты. Причем установление региональных (национально-региональных) компонентов является компетенцией субъекта РФ (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии с этим Закон Читинской области «Об образовании» ввел и закрепил региональный (национально-региональный) компонент как «…часть государственного образовательного стандарта, определяющая нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и других образовательных дисциплин и отражающая национальные и региональные особенности системы образования Читинской области» (ст. 2 в редакции от 19.01.2005 г.).

Региональный (национально-региональный) компонент обязателен для реализации в образовательных учреждениях, осуществляю-щих образовательный процесс по общеобразовательным программам в соответствии с Региональным базисным учебным планом, утвержденным Комитетом образования, науки и молодежной политики Читинской области.

Региональный компонент носит прикладной характер и ориентирован на освоение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для духовно-нравственного становления личности, успешной социализации по месту проживания и активной адаптации на рынке труда в условиях региона.

В регионе накоплен богатый опыт краеведческой работы, у истоков которой стояли забайкальские краеведы, Забайкальский филиал Русского географического общества, Областной краеведческий музей им. Кузнецова. Впоследствии эту работу продолжили Читинский педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского, Читинский институт усовершенствования учителей, областные станции юных туристов и натуралистов и педагоги-энтузиасты различных образовательных учреждений.

 С середины 1990-х гг. с введением федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения Государственного Образовательного Стандарта общего образования активизировалась работа по содержательному наполнению регионального компонента: были утверждены региональные базисные учебные планы 1994, 1998, 2004 гг., разработаны стандарты и программы по ряду учебных предметов и учебно-методические комплексы, часть которых издана, апробирована и введена в практику образовательных учреждений. На определенном этапе возникла необходимость в разработке и принятии концепции регионального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования Читинской области, которая призвана содействовать формированию стратегии региональной образовательной политики, в том числе и определению регионального содержания общего образования, а также поднятию имиджа региона как равноправного российского и международного партнера.


1.4. Обоснование общей идеологии регионального компонента Стандарта

Читинская область, субъект Российской Федерации (РФ), расположенный на юге Азиатской части России, в Забайкалье. В составе области – субъект РФ Агинский Бурятский автономный округ. По размерам область занимает десятое место среди других территорий. Население области – 1 млн. 54 тыс. человек (на 1 января 2006 г.).

Формирование содержания регионального компонента образования предполагает необходимость определения характерных для данного региона особенностей, связанных с его геополитическим положением. Область в пределах Российской Федерации граничит с Республикой Бурятия, Иркутской и Амурской областями, Республикой Якутия (Саха). На юге Читинской области проходит государственная граница РФ с Китайской Народной Республикой и Монголией, что позволяет рассматривать Восточное Забайкалье не только в качестве связующего элемента между западными и восточными регионами страны, но и считать его территорию частью одного из главных транзитных путей, связующих Европу и Азию.

Значительная удаленность от морей и океанов, приподнятость территории определили специфику резко континентального климата. Край характеризуется неоднородностью рельефа: здесь имеются высокогорья, среднегорья, низкогорья и межгорные котловины. По территории области проходит участок Мирового водораздела, здесь сходятся бассейны трех великих рек мира – Енисея, Лены и Амура. Забайкалье является центром взаимопроникновения и пересечения четырех из 237 глобальных экорегионов планеты, выделенных Всемирным фондом дикой природы: Сибирская тайга, Даурская степь, озеро Байкал, Водно-болотные угодья Российского Дальнего Востока. В то же время экосистемы Забайкалья характеризуются низкой экологической устойчивостью.

Древняя геологическая история и своеобразие рельефа определили богатство минеральными ресурсами, значительное ландшафтное и биологическое разнообразие региона. Проблема сохранения природных ресурсов связана с развитием рекреационного потенциала.

Область располагает значительными природными ресурсами – лесом, минерально-сырьевой базой. Край является одним из важнейших горнорудных районов страны и поставщиком леса, как для внутреннего, так и внешнего рынка. Перспективы развития региона должны быть направлены на переориентацию экономики с поставок сырья на развитие отраслей, связанных с производством конечной продукции, и внедрением ресурсосберегающих технологий. Область имеет значительные сельскохозяйственные угодья, пригодные для развития скотоводства и земледелия. Актуальным является формирование современной аграрной политики.

Обладая большими природными ресурсами, регион пока значительно отстает от других субъектов федерации по качеству жизни, а также характеризуется сложной демографической ситуацией. В создавшихся условиях необходимо показать учащимся социальные проблемы региона и ориентировать молодежь на поиск путей их решения для социально-экономического процветания края. Особое звучание приобретает воспитание активных граждан и патриотов Забайкалья, способных реализовывать идеи устойчивого развития. Обществу необходимо сформировать идеал поведения человека, обладающего культурой здоровья.

Современное население Забайкалья характеризуется значительным национальным, религиозным и культурным разнообразием. Область населена представителями более сотни национальностей, в том числе русскими (89,8 %), бурятами (6,1 %), эвенками, якутами, татарами, украинцами, белорусами, и др. На территории края проживают некоторые субэтнические группы (семейские, казаки). При имеющейся этнической разнородности региона его важной чертой является отсутствие серьезных межнациональных конфликтов. Населению Забайкалья присуще уважение к другим культурам, что способствует их взаимообогащению.

Таким образом, при формировании содержания регионального (национально-регионального) компонента образования актуальным является использование комплексного подхода, предполагающего учет геополитического положения, природных и социокультурных особенностей края.


1.5. Цели, задачи, функции регионального компонента Государственного Образова-тельного Стандарта общего образования


Целями введения регионального (регионально-национального) компонента общего образования являются:

  • содействие развитию региональной системы общего образования, направленной на становление личности учащегося как гражданина России и достойного представителя региона, способного реализовывать идеи его устойчивого развития;

  • нормативное закрепление обязательного минимума содержания образовательных программ, раскрывающих социокультурную и природную специфику региона, и требований к уровню подготовки выпускников каждой ступени общего образования на территории Читинской области независимо от типа образовательного учреждения.




  • Региональный (национально-региональный) компонент призван способствовать выполнению следующих задач:

  • возрождению самосознания забайкальца как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности;

  • социализации молодого поколения в социокультурных и природных условиях региона;

  • развитию устойчивого понимания ценностного социокультурного вклада региона в евразийскую и российскую историю;

  • восприятию целостности истории и культуры народов Забайкалья, общности их исторических судеб;

  • развитию умений и навыков исследовательской деятельности учащихся;

  • становлению у учащихся культуры здоровья и безопасного поведения в условиях региона;

  • содействию в формировании личности учащегося, обладающего развитым чувством гордости за свою малую Родину как части великой России и желанием сохранять природу, развивать культуру и социально-экономическое благополучие края.


Основными функциями регионального компонента государственного образовательного стандарта являются:

  • закрепление статуса регионального компонента в региональном базисном учебном плане и нормализация учебной нагрузки школьников;

  • обеспечение гарантий на получение комплекса знаний о геополитическом, культурно-историческом, социально-правовом, экономическом, информационном экологическом, здоровьесберегающем и др. аспектах края каждым учащимся независимо от типа учебного заведения;

  • установление единых научно-методических подходов к изучению регионального компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов;

  • оптимизация и унификация средств контроля и оценки качества результатов обучения;

  • информирование всех участников образовательного процесса о нормативных требованиях к уровню подготовки выпускников школы по содержанию регионального компонента общего образования;

  • обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях.


1.6. Структура и порядок разработки регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования


Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования обеспечивает координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных целей. Это осуществляется посредством принятия и реализации регионального (национально-регионального) образовательного стандарта.

Региональный компонент Госстандарта включает:

  • Концепцию регионального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования;

  • Региональный базисный учебный план;

  • Региональные (национально-региональные) компоненты Государственного Образовательного Стандарта учебных предметов в системе общего образования;

  • Учебно-методические комплекты, обеспечивающие реализацию регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного Стандарта учебных предметов в системе общего образования.

Законом Читинской области «Об образовании» подпункт «б» п.2 ст.14 и Положением о Комитете образования, науки и молодежной политики Читинской области, утвержденном Постановлением Администрации Читинской области № 154 А\п от 09.06.2006 г. к полномочиям Комитета образования науки и молодежной политики Читинской области отнесено установление содержания регионального (национально-регионального) компонента Государственного стандарта образования. В рамках, определенных данными компетенциями, областной Комитет образования руководит разработкой Концепции регионального (национально-регионального) компонента и Регионального Базисного учебного плана, которые утверждаются приказом по Комитету образования, а также руководит созданием регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта учебных предметов в системе общего образования и разработкой учебно-методических комплексов на конкурсной основе.

2. Принципы построения структуры регионального базисного учебного плана


Своей структурой и содержанием стандарт отражает баланс интересов и компетенции государства, региона и школы, которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов. Региональный компонент состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть определяется региональным базисным учебным планом, утверждаемым Комитетом образования Читинской области. Региональный (национально-региональный) компонент способствует нормализации учебной нагрузки школьников.

В Читинской области возможны различные способы реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания школьного образования:

1. Обязательным является органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков (полипредметный).

2. В инвариантную часть регионального компонента регионального базисного учебного плана могут входить специальные учебные курсы предметного и интегративного содержания: «История Забайкалья», «Культура народов Забайкалья», «География Читинской области», «Региональная экология», “Забайкаловедение” и другие (монопредметный и монопредметный интегративный).

3. В вариативную часть регионального (национально-регионального) компонента содержания общего образования могут включаться следующие элективные учебные курсы по отдельным образовательным областям: «Искусство родного края», «Природа Забайкалья», «Забайкальский фольклор», «Традиционные забайкальские промыслы», «Религии на карте Забайкалья», «Региональная топонимика», «Быт и культура народов Забайкалья» и т.д.


3. Принципы формирования регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного Стандарта


3.1. Принципы формирования Концепции регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного Стандарта содержания образования:

  • стратегическое планирование;

  • гуманизация образовательной деятельности в контексте приоритета личностной и практической направленности содержания;

  • взаимосвязь с российскими и мировыми тенденциями в образовании, действующим Государственным образовательным стандартом (Федеральным компонентом);

  • дополнительность (создание возможности для самоопределения личности обучающегося в конкретных социокультурных и природных условиях Восточного Забайкалья);

  • развитие общественного диалога и социального партнерства между всеми участниками образовательного процесса.


3.2. Принципы формирования Регионального базисного учебного плана:

  • соответствие нормативно-правовым документам в сфере образования;

  • взаимосвязь с действующим Государственным образовательным стандартом (Федеральным компонентом);

  • сочетание инвариантности и вариативности в формировании РБУП;

  • непрерывность и преемственность регионального (национально-регионального) компонента на всех ступенях общего образования;

  • прозрачность и открытость принятия


3.3. Принципы формирования содержания регионального (национально-регионального) компонента Государственного образовательного стандарта учебных предметов в системе общего образования:

  • комплексность (раскрытие специфики региона в различных аспектах: геополитическом, культурно-историческом, социально-правовом, экономическом, информационном, экологическом, здоровьесберегающем и др.);

  • проблемная интеграция;

  • историко-культурная направленность в поликультурном пространстве;

  • экологизация содержания образования;

  • практикоориентированный характер содержания образования;

  • непрерывность и преемственность содержания на всех ступенях общего образования.


4. Общие подходы к разработке системы измерителей достижения обучающихся по освоению регионального (национально-регионального) компонента


Система измерителей должна быть:

  • содержательно валидна (т. е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта);

  • надежна (т. е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов);

  • объективна (т. е. не должна зависеть от личности проверяющего);

  • инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программам и учебникам;

  • дифференцирована в соответствии с уровнем освоения (базовый, углубленный);

  • открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, исключив свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность;

  • иметь критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимися требований государственного стандарта. Эти критерии должны соответствовать результатам теоретико-экспериментальных исследований и массовых обследований знаний и умений учащихся по предмету.

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета, проекта и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.


Авторский коллектив: Клименко Т.К., Константинов А.В., Кузьмина С.В., Игумнова Е.А., Грешилова И.А., Даширабданова Б.Б.


Рецензенты:


  • Гомбоева М.И., доктор культурологии, декан факультета художественного образования ЗабГГПУ;

  • Сарапулов В.А., к.п.н., зав. лабораторией управления развитием образования Комитета образования г. Читы;

  • Старчакова И.В., к.п.н., зав. кафедрой географии ЗабГГПУ.

При разработке Концепции были учтены замечания и предложения Кулакова В.С., к.г.н., профессора кафедры географии ЗабГГПУ; Груновой Н.П., главного специалиста КОНиМП; Любимовой Л.М., к.филол.н., зав.кафедрой ТиПЛ ЧитГУ; Руденко Ю.Т., Председателя Забайкальского отделения Русского Географического общества; Филинова А.В., директора МОУ СОШ п. Нагорный Нерчинского района; Кувардиной Л.А., учителя истории МОУ СОШ № 1 п. Забайкальский; Коноваловой Л.В., учителя МОУ СОШ с. Ломы Сретенского района.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Содержани е iconСодержани е

Содержани е iconСодержани е верховный суд российской федерации
Буква закона (68/2010)
Содержани е iconСодержани е
Административно-территориальное деление Красноярского края в XVII начале XX вв
Содержани е iconСодержани е
Приложение Базовые тарифные ставки страхования жилых помещений и их отделки 21
Содержани е iconСодержани е
Обращение к читателям Президента Адвокатской палаты Иркутской области Середы Г. В
Содержани е iconСодержани е
Iii. Развитие греческой литературы в период становления классового общества и государства
Содержани е icon1 2005 содержани е
Ю. Ципкин. Являлось ли Белое движение буржуазно-демократической альтернативы советской власти?
Содержани е iconСодержани е
История Российского государства всегда была самобытной, не похожей на историю других государств
Содержани е iconСодержани е
Аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран
Содержани е iconСодержани е
Как уметь читать, писать или публично выступать, сегодня в условиях информационного общества умение грамотно осуществлять профессиональный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница