Тическое планирование




Скачать 100.95 Kb.
НазваниеТическое планирование
Дата01.01.2013
Размер100.95 Kb.
ТипПояснительная записка
Оглавление

Пояснительная записка

Содержание программы

Тематическое планирование

Список литературы для учителя

Список литературы для учащихся


Пояснительная записка


Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных и методических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятель­ной деятельности учащихся и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Организация исследовательской деятельности учащихся > рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством развития интеллектуального потенциала общества. Особое значение исследовательская инициативность приобретает в настоящее время. Развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновени­ем на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности. Огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.

Важными задачами реализации образовательной программы являются:

• овладение учащимися совокупностью знаний об исследовательской деятельности (обоснование актуальности темы, постановка целей и задач работы, выбор методов исследования, определение структуры работы, поиск необходимой информации, оформление результатов работы и их презентация) и видах научных работ;

• формирование умений работы с различными источниками знаний (первоисточники, научная и художественная литература, Интернет-источник и т.д.), умений проводить сравнительный анализ информации нескольких источников по одной проблеме, умений конспектировать научные статьи, составлять тезисы, рецензировать исследования других учащихся, оформлять работу, используя возможности информационно-коммуникационных технологий, умений мобилизоваться для успешного выступления, строить выступление так, чтобы в доступной форме донести до слушателей суть работы;

• развитие способностей применять полученные знания о теоретических и эмпирических методах исследования для решения задач собственного исследования, вести конструктивную полемику, аргументированно доказывать свою точку зрения;

• формирование активной познавательной позиции, связанной с глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, целеустремлённости и системности в настоя­щей учебной и предстоящей трудовой деятельности.

Требования к уровню подготовки школьников

1. Учащиеся должны знать:

• особенности формулировок темы научной работы; постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;

• виды представления научных работ (реферат, научная статья, тезисы;

• способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.

2. Работа с источниками знаний:

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с научной, справочной и художественной литературой, Интернет-источниками и т.д.);

• отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования;

• сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и той же проблеме;

• использовать информацию источников для доказательства какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения;

• выявлять причинно-следственные связи, выводы и положения автора, отражённые в источнике;

• свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа нескольких источников.

3. Анализ, объяснение:

• систематизировать материал, составлять схемы и таблицы;

• объяснять значение понятий, отражающих анализируемую проблему, вопрос и т.д.;

• излагать суждения о взаимодействии явлений, о причинах и последствиях событий, процессов;

• анализировать статистические данные.

4. Версии, оценки:

• излагать приведённые в учебной, научной литературе и других источниках оценки (к примеру, важных событий, явлений);

• высказывать и аргументировать своё отношение к различным •опросам, проблемам, задачам.

5. Овладение методами исследования:

• овладеть теоретическими (системный, типологический и др.) и эм-пирическими (проведение интервью, бесед, наблюдений, анкетирования; анализ статистического материала) методами исследования.

6. Обработка полученной информации:

• составлять сложный план своего рассказа, план-конспект научной работы, тезисы;

• создавать краткие и развёрнутые аннотации научных работ, своей работы.

7. Написание и оформление научной работы (реферат, научная статья):

• определять структуру (план) научной работы (введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения);

• строить введение, основную часть, заключение;

• оформлять титульный лист, ссылки, сноски, библиографический список, таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, стендовый доклад.

8. Представление результатов исследования, рецензирование:

• свободно излагать результаты исследования при соблюдении регламента; • создавать электронные презентации результатов работы для выступления;

• контролировать чистоту языка и жесты, владеть аудиторией;

• задавать вопросы и оппонировать докладчику, вести дискуссию;

• рецензировать доклады учителя.

Принципы отбора содержания образовательной программы. Основными принципами отбора содержания являются: принцип системности, доступности, практической направленности. Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности. Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия содержания возрастным и познавательным возможностям учащихся 10-11-х классов. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой работы.

Указанные принципы взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя основу для успешного формирования как общеучебных, так и учебно-исследовательских умений и навыков учащихся основной школы.

Организационные формы и приёмы обучения. Специфика образовательной программы требует особого внимания к выбору организационных форм и приёмов обучения. Значимым представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий, направленных на формирование тех или иных учебно-исследовательских умений учащихся (анализ источников, рецензирование, составление аннотаций, тезисов, конспектов и I др.). Сущность методики изучения содержания данной образовательной программы такова: объяснение учителем, тренировочные упражнения на занятиях в группе, самостоятельное выполнение учащимися задач на основе своей работы, итоговая конференция, I

анализ результатов работы (см. схему 1).

I



Необходимо отметить, что учащиеся на первом занятии выбирают направление и тему исследовательской работы. Задания, выполняемые ими после каждого занятия, представляют собой этапы исследовательской деятельности (от составления списка литературы и постановки целей и задач исследования до презентации результатов). Важное место в образовательной программе отводится организации деятельности учащихся с информационно -коммуникационными технологиями и средствами Интернета.

Реализация программы рассчитана на 34 часа.


Содержание программы


Тема 1. Введение. Наука и научное познание.

Тема 2. Структура работы. Выбор темы. Введение, основная мысль. заключение. Приложения. Правила формулирования темы •исследовательской работы.

Тема 3. Работа с информацией. Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари; справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в исследовательской работе. Библиографическое оформление работы.

Тема 4. Цель, задачи, гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Формулирование цели и конкретных задач исследования. Понятие гипотезы. Выдвижение гипотезы. Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы.

Тема 5. Методы исследования. Теоретический и эмпирические методы исследования. Анализ статистических данных. Интервью. Анализ научных работ. Поиск информации в Интернете.

Тема 6. Виды научных работ. Обзор видов научных работ: доклад, творческая работа, монография, популярная статья, тезисы, рефераты, исследовательские работы. Составление аннотаций (кратких или развёрнутых). Составление тезисов работы. Критерии оценки исследовательских работ.

Тема 7. Оформление результатов работы. Требования к оформлению результатов работы. Цитирование, ссылки. Схемы и иллюстрации. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики.

Тема 8. Применение информационных технологий в исследовании. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации. Презентация результатов работы.

Тема 9. Подготовка публичного выступления. Защита работы. Риторика и культура речи. Композиция доклада. Использование наглядности. Критерии оценки устной защиты исследовательской работы. Оформление стендового доклада.


Примерное тематическое планирование изучения образовательной

программы для 10(11) класса




Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Форма отчёта

1.

Введение. Наука и науч­ное познание.




Лекция, анкетиро­вание

Анкета

2.

Структура работы. Выбор темы.




Лекция, изучение образцов работ, тест

Тема исследования, план работы

3.

Работа с информацией. Поиск литературы в библиотеке, Интернет, работа с каталогом.




Лекция, работа в библиотеке с ката­логами, игра

Составление спис­ка литературы, конспекты, тезисы

4.

Цель, задачи, гипотеза исследования, предмет и объект исследования.



Групповая форма занятий, игра

Введение (начало)

5.

Методы исследования (анализ статистических данных, интервью и др.).




Лекция, интеллек­туальные голово­ломки

Обоснование мето­дов исследования

6.

Виды научных работ. Составление аннотаций.




Лекция, беседа, экспертирование

Конспекты, тезисы, аннотации прочи­танных работ

7.

Оформление результатов работы




Практические занятия

Таблицы, схемы, диаграммы

8.

Применение информационных технологий в исследовании




Работа в компьютерном классе

Оформление части работы

9.

Конференция. Защита работы. Оформление стендового доклада.




Дискуссии, выступления

Защита работы

Итого: 34 часа




Похожие:

Тическое планирование iconТическое планирование
Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией...
Тическое планирование iconТическое планирование по программе Пасечника В. В

Тическое планирование iconТическое планирование
Целью курса является изучение теоретических и практических аспектов влияния информационных технологий и электронных ресурсов на качество...
Тическое планирование iconТическое планирование на 240 час
Настоящая программа составлена на основе "Обязательного минимума содержания образования по информатике", рекомендованного Министерством...
Тическое планирование iconТическое планирование предмета по выбору «Информатика и икт»
Основные понятия: алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя алгоритмического языка, блок-схема, линейный, разветвляющийся,...
Тическое планирование iconТическое моделирование
Уравнения Ньютона, Лагранжа, Гамильтона. Дискретный вариационный принцип, вариационные интеграторы
Тическое планирование iconРекомендации планирование работы муниципальной методической службы Планирование
...
Тическое планирование iconТическое образование ставит следующие цели обучения
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
Тическое планирование iconТическое моделирование в экономике
Тема: Изучение блоков копирования, уничтожения, безусловной и условной адресации в gpss world: блоки split, assemble, transfer
Тическое планирование iconТическое моделирование”
Точные методы численного решения систем линейных алгебраических уравнений (слау). Метод исключения Гаусса и lu-разложение. Вычисление...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница