Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология»




НазваниеПрограмма предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Дата31.12.2012
Размер68.4 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
ШММО Зам.директора по УВР Директор

Руководитель: Юренко Н.Д. Литвинова И.Н. Кривощекова Л.Н.

«___»__________200__г. «___»___________200__г. «____ »________200__г.


Биология


11 класс


Учитель: Ярош Е.Н.

2006-2007уч.год


г.Донецк

Ростовской области


Пояснительная записка.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание».

На изучение курса отведено 68 часов (2 часа в неделю).

Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.


Цели и задачи предмета биологии.

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.


Общая характеристика учебного процесса.

В методике обучения биологии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

Лекции проводятся при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала. В лекции, как правило, излагается значительный по объему учебный материал, содержащий теоретические положения и следствия из них, факты, широкие обобщения.

Рассказ – это более живое, описательное повествование, раскрывающее историю научного поиска, дающее сведения об ученом, рисующее картины жизни в отдаленные геологические эпохи, современное состояние проблем охраны окружающей среды. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.

Беседа – учебная деятельность делится на фрагменты, к которым ставятся вопросы, небольшие проблемы, ориентирующие школьников на творческую познавательную деятельность.

Работа с книгой должна быть направлена на решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление закономерности, прочитать небольшой текст и составить схему.

При обучении биологии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.

Усвоение учащимися биологической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения. Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный, использования технических средств (телеурок, киноурок).

При обучении общей биологии применяются лабораторные уроки; экскурсии (на учебно-опытный участок, в природу. На производство, в музей).


Требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса.

Учащиеся должны называть: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;

  • Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.

  • Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроцензов, круговорота веществ.

  • Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.

  • Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.

  • Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.



Межпредметные связи.

  • Неорганическая химия. O, H, C, N, S, P и другие элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева, их основные свойства. ПСХЭ. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

  • Органическая химия. Основные группы органических соединений.

  • Физическая география. История континентов. Климат Земли, климатическая зональность.

  • Экономическая география. Население мира. География населения мира.

  • Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита.



Календарно-тематическое планирование.



Раздел программы

Общее кол-во часов

Календарные сроки

1

Учение об эволюции органического мира.

20




2

Развитие жизни на Земле.

12




3

Взаимоотношения организма и среды.

15




4

Биосфера и человек.

12




5

Обобщение и повторение учебного материала по курсу 11 класса.

8





Основная литература.

  • Общая биология,10-11. / Под ред. Ю.И. Полянского.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1991.

  • Общая биология,10-11 / Под ред. Д.К. Беляева и А.О. Рувинского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 1995.

Дополнительная литература.

  • Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.-Т. 1-3.-М.: Мир, 1987.

  • Биология (для учащихся медицинских училищ)/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.-М.: Медицина, 1987.

  • Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская Энциклопедия,1989.

  • Вилли К., Детье В. Биология.-М.: Мир,1974.

  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-Т. 1-3.-М.: Мир.1990.

  • Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М.: Высшая школа, 1989.

  • Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М.: Мир,1988.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Курс для самообразования.-М.: Просвещение,1992.

  • Мамонтов С.Г. Биология: (для поступающих в вузы).-М.: Высшая школа, 1991.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология (для средних специальных учебных заведений).-2-е изд.-М.: Высшая школа, 1993.

  • Одум Ю. Экология.-Т. 1-2.-М.: Мир, 1986.

  • Основы общей биологии / Под ред. Э. Либберта.-М.: Мир,1982.

  • Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины..-М.: Просвещение, 1993.

  • Флинт Р. Биология в цифрах.-М.: Мир, 1992.

  • Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека).-М.: Мир, 1990.

  • Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека.-М.: Прогресс, 1988.

  • Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм).-3-е изд.-М.: Высшая школа,1989.

Научно-популярная литература.

  • Акимушкин И.И. Невидимые нити природы.-М.: Мысль, 1985.

  • Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).-М.: Мысль, 1988.

  • Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные).-М.: Мысль. 1992.

  • Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные).-М.: Мысль, 1993.

  • Гржимек Б. Дикое животное и человек.-М.: Мысль, 1982.

  • Евсюков В.В. Мифы о вселенной.-Новосибирск: Наука, 1988.

  • Нейфах А.А., Лозовская Е.Р. Гены и развитие организма.-М.: Наука, 1984.

  • Уинфри А.Т. Время по биологическим часам.-М.: Мир,1990.

  • Шпинар З.В. История жизни на Земле.-Прага: Артия, 1977.

  • Эттенборо Д. Живая планета.-М.: Мир, 1988.

  • Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего.-М.: Детская литература, 1983.

Похожие:

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по курсу общая биология 9 класс
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах в общеобразовательном учреждении и рассчитана на 2 часа...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма по общей биологии на 2011/2012 уч год
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по биологии 10 класс
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», которая входит в образовательную область»Естествознание». На изучение...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по биологии для 9 класса учителя биологии
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРассмотрено: согласовано: утверждаю
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и предназначена для изучения предмета «Общая биология»...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Программа курса полностью включает в себя программу общеобразовательной школы. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по биологии для 10 класса
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по биологии для 11 класса (общеобразовательный уровень) Гатунок Т. В
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности общая биология Республика Казахстан
Программа курса «Общая биология» предназначена для подготовки высококвалифицированных специалистов биологов и составлена с учетом...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Иродной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница