Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100.




Скачать 193.2 Kb.
НазваниеПояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100.
Дата31.12.2012
Размер193.2 Kb.
ТипПояснительная записка

  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

  3. высшего профессионального образования

  4. «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»









  5. УТВЕРЖДАЮ

  6. Председатель приемной комиссии

  7. и.о. ректора



  8. __________ А.А.Михайлов



















  9. ПРОГРАММА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

  10. СОБЕСЕДОВАНИЯ



  11. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА



  12. для поступающих на направление подготовки магистратуры

  13. 050100.68 Педагогическое образование


Профиль

Литературное, речевое и эстетическое образование школьников


ШУЯ – 2012


Пояснительная записка

Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100.68 Педагогическое образование (магистерская программа «Литературное, речевое и эстетическое образование школьников»), а также требования к поступающим. Программа включает примерные вопросы по русскому языку и литературе, список рекомендованной литературы для подготовки к экзамену, примерный перечень художественных текстов, обязательных для прочтения, требования к устному ответу с системой оценивания по стобалльной шкале.

Устный экзамен по русскому языку и литературе имеет целью выявить уровень знаний поступающего по предметам. Большое значение имеет самостоятельное мнение поступающего по обсуждаемой проблеме, основанное на его эрудиции и знаниях научных, культурно-исторических и филологических фактов.

Билет устного экзамена по русскому языку и литературе включает один вопрос из курса современного русского языка с элементами истории и теории языка и один вопрос историко-литературного характера с элементами теории литературы. Максимальное количество возможных баллов по первому вопросу – 50, по второму вопросу – 50.


Требования к ответу по русскому языку

В части экзамена, посвященной русскому языку, проверяются основные знания полученные при изучении курса «Современный русский литературный язык», таких его разделов как «Фонетика и фонология», «Графика и орфография», «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис». Поступающий также должен продемонстрировать необходимые знания по курсу «Теория языка» и «История русского языка», в частности знать историю двойственного числа, звательного падежа, историю личных местоимений и т. д.

При ответе на вопросы билета абитуриент должен также ориентироваться в основных лингвистических понятиях, таких как:

  • соотношение языка как абстрактной системы и речи как конкретной реализации этой системы

  • парадигматические и синтагматические отношения в языке

  • синхрония и диахрония

  • уровни языка (фонетический, морфемный, лексический и т. д.) и их иерархические взаимоотношения

  • частеречный состав языка и соотношение морфологической категории и синтаксической функции

  • предикативность и коммуникативность как характеристики осмысленного высказывания по отношению к предложению

  • типологии синтаксических конструкций


Примерное содержание части экзамена по русскому языку


1. Звук и буква в современном русском языке. Основные принципы и история русской графики.

2. Основы современной русской орфографии. Вопрос о ведущем принципе современной русской орфографии.

3. Слово как единица языка. Парадигматические отношения в лексике. Динамика словарного состава в истории русского литературного языка.

4. Фразеологизм как лингвистическая единица. Классификация фразеологизмов с точки зрения семантической слитности компонентов, структуры, происхождения, экспрессивно-стилистических свойств.

5. Морфема как единица языка. Типы морфем в современном русском языке. Способы словообразования в современном русском языке.

6. Имя существительное как часть речи. Морфологические категории имени существительного. История двойственного числа. История звательной формы. Типы склонения имени существительного.

7. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Морфологические категории имени прилагательного. Переход прилагательных в существительные (субстантивация).

8. Имя числительное как часть речи. Разряды имён числительных. Склонение количественных числительных. Вопрос о частеречной принадлежности порядковых числительных.

9. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Соотношение местоимений с другими частями речи. История личных местоимений.

10. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Спряжение глагола. Категории вида и времени глагола в современном русском языке. Категория наклонения глагола в современном русском языке. Категория лица глагола. Безличные глаголы.

11. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Образование причастий и деепричастий, их грамматические признаки.

12. Наречие как часть речи. Разряды и морфологические признаки наречий. Вопрос о категории состояния как части речи. Служебные части речи.

13. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Главные и второстепенные члены предложения.

14. Типы простых предложений (односоставные и двусоставные, полные и неполные, осложненные и неосложненные, распространенные и нераспространенные).

15. Сложное предложение (типы и разновидности).


СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА, ПОСВЯЩЕННОЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО СТОБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ


Вопрос по русскому языку:

50 б.

Глубина понимания проблемы, предложенной в вопросе - 10 б.


а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свою позицию с учетом точек зрения основных лингвистических школ, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание проблематики и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют

б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой, не подкрепляет суждения необходимыми доводами, и / или допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3–4 фактических ошибки

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей



10


8


5


0

Умение соотносить теоретические положения с реальной языковой практикой современности или с фактами истории языка (в зависимости от формулировки вопроса) -10 б.

а) экзаменуемый обнаруживает знание теоретической части вопроса, его содержания в синхроническом или диахроническом аспекте, подкрепляет свое повествование фактическим материалом, рассматривает анализируемое явление в ряду других, выявляет его место в общей системе языка, умеет обосновывать свои суждения, фактические ошибки отсутствуют

б) экзаменуемый обнаруживает знание теоретической части вопроса, его содержания в синхроническом или диахроническом аспекте, но ограничивается общими рассуждениями, не подкрепляя их необходимыми доводами, и / или допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый обнаруживает знание теоретической части вопроса, его содержания в синхроническом или диахроническом аспекте, но представляет его упрощённо и поверхностно или / и допускает 3–4 фактических ошибки

г) экзаменуемый не обнаруживает знание теоретической части вопроса, его содержания в синхроническом или диахроническом аспекте и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей


10


8


5


0


Последовательность и логичность изложения – 10 б

а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов

б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания

в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе

г) грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания

10


8


5


0

Уровень общей языковедческой подготовки и владения лингвистической терминологией – 10 б

а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретическими знаниями, уместно применяя соответствующие языковедческие термины при анализе предложенного вопроса

б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретическими знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе предложенного вопроса

в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретическими знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе предложенного вопроса

г) экзаменуемый не владеет теоретическими знаниями, не использует лингвистические термины при анализе предложенного вопроса



10


8


5


0

речевые ошибки и недочеты 10 б


а) допущена 1 речевая ошибка

б) допущено 2–3 речевых ошибки

в) допущено 4 речевых ошибки

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

9

7

4


0




Рекомендуемая литература по русскому языку



1. Анализ языковых единиц. Учебно-методическое пособие к курсу «Современный русский литературный язык» /Отв. ред. В.Д. Пятницкий. – Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009.

2. Валгина Н.С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; под ред. Н.С. Валгиной. – 6-е изд. – Москва: Логос, 2002.

3. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. – 2-е изд. – Москва: Флинта: Наука, 2005.

4. Колесов В. В. История русского языка. М., 2005.

5. Курышина Т.А. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Учебно-методическое пособие. Часть 1. – Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009.

6. Курышина Т.А. Морфология современного русского языка: Глагол. Наречие. Категория состояния. Модальные слова. Служебные части речи: учебное пособие / Т.А. Курышина. - Шуя: Весть, 2006.

7. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1987.

8. Методические рекомендации по современному русскому языку. (Фонетика. Фонология. Графика. Орфография): самостоятельные и контрольные работы: опорные конспекты / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "ШГПУ"; сост. Т. С. Петрова. - Шуя: Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2007.

9. Николаенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка. – М., 2005.

10. Современный русский язык: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / под ред. П.А. Леканта. – 3-е изд.; стер. – Москва: Дрофа, 2002.

11. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учебник: в 2-х ч. / под ред. Е.И. Дибровой. – Москва: Академия, 2002.

12. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: учебник / под ред. Л.А. Новикова. – 3-е изд. - Санкт-Петербург: Лань, 2001.

13. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебное пособие / А.Н. Тихонов. – Москва: Цитадель-Трейд, 2002.

14. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М.: Высшая школа,. 1990.

15. Шапошников В.Н. Лексико-семантические преобразования в современном русском языке. Учебное пособие. – Шуя: Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008.

16. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М., 2007.


Требования к ответу по литературе


В части экзамена, посвященной литературе, проверяются знания перечисленных ниже художественных произведений, понимание их проблематики и художественного своеобразия; знание основных этапов историко-литературного процесса XIX и XX веков, места данного автора и произведения в литера­турном процессе, понимание специфики литературы как искусства слова, а также умения поступающего анализировать художественное произведение в его жанрово-родовой специфике, выделять смысловые части художественного текста, формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию, соотносить литературные факты и явления.

При ответе на вопросы билета абитуриент должен также ориентиро­ваться в основных теоретико-литературных понятиях, таких как:

• литературные направления (романтизм, реализм, модернизм);

• роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и ведущие жанровые формы;

• стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

• пафос, тема, идея, проблематика, авторская позиция, характер, тип, лирический герой, система образов, художественные средства создания образов, портрет, пейзаж, интерьер

• деталь, символ, подтекст

• трагическое, комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск

• язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, аллегория. Звукопись.

Список художественных произведений



А. С. Грибоедов. Горе от ума. Статья И. А. Гончарова «Мильон терзания».

А. С. Пушкин. Стихотворения: “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Погасло дневное светило...”, “Узник”, “Свободы сеятель пустынный…”, “Подражания Корану” (IX.“И путник усталый на Бога роптал…”), “Песнь о вещем Олеге”, “К морю”, “Няне”, “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”), “19 октября” (“Роняет лес багряный свой убор…”), “Пророк”, “Во глубине сибирских руд...”, “Поэт”, “Зимняя дорога”, “Анчар”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, “Я вас любил: любовь еще, быть может…”, “Зимнее утро”, “Бесы”, “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье...”), “Туча”, “...Вновь я посетил...”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Роман “Евгений Онегин”. Повесть “Капитанская дочка”.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: “Парус”, “Нет, я не Байрон, я другой…”, “Смерть Поэта”, “Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...”), “Тучи”, “Бородино”, “Когда волнуется желтеющая нива…”, “Дума”, “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал…”), “Три пальмы”, “Молитва” (“В минуту жизни трудную…”), “Как часто, пестрою толпою окружен...”, “И скучно и грустно”, “Нищий”, “Нет, не тебя так пылко я люблю…”, “Родина”, “Сон” (“В полдневный жар в долине Дагестана…”), “Из-под таинственной, холодной полумаски…”, “Выхожу один я на дорогу...”, “Пророк”. “Герой нашего времени”. “Мцыри”.

Н. В. Гоголь. Повесть “Шинель”. Поэма “Мертвые души”.

А. Н. Островский. “Бесприданница”. “Гроза”. “Снегурочка” (по выбору абитуриен­та). Статья Н.А.Добролюбова “Луч света в темном царстве”.

И. А. Гончаров. “Обыкновенная история”. “Обломов” (по выбору абитуриента).

И. С. Тургенев. “Отцы и дети”.

H. C. Лecкoв. “Очарованный странник”. “Левша” (по выбору абитуриента).

Ф. И. Тютчев. Стихотворения: “С поляны коршун поднялся…”, “Полдень”, “Есть в осени первоначальной…”, “Silentium!”, “Не то, что мните вы, природа...”, “Умом Россию не понять…”, “О, как убийственно мы любим...”, “Нам не дано предугадать…”, “Певучесть есть в морских волнах…”, “К. Б.” (“Я встретил вас – и все былое...”).

А. А. Фет. Стихотворения: “Вечер”, “Это утро, радость эта…”, “Шепот, робкое дыханье…”, “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…”, “Еще майская ночь”, “Заря прощается с землею...”, “Одним толчком согнать ладью живую…”, “Учись у них – у дуба, у березы…”

Н. А. Некрасов. Стихотворения: “В дороге”, “Тройка”, “Вчерашний день, часу в шестом…”, “Я не люблю иронии твоей...”, “Мы с тобой бестолковые люди...”, “Поэт и Гражданин”, “Железная дорога”, “Элегия” (“Пускай нам говорит изменчивая мода...”), “О Муза! я у двери гроба…” Поэма “Кому на Руси жить хорошо”

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов

прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”.

Ф. М. Достоевский. Романы:Преступление и наказание”. “Идиот” (по выбору абитуриен­та).

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея “Война и мир”.

А. П. Чехов. Рассказы: “Хамелеон”, “Студент”, “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”. Пьеса “Вишневый сад”.

И. А. Бунин. “Чистый понедельник”. “Деревня”. “Господин из Сан-Франциско”.

А. И. Куприн. “Поединок” “Гранатовый браслет”. “Олеся” (по выбору абитуриента).

А. А. Блок. Стихотворения: “Вхожу я в темные храмы...”, “Фабрика”, “Русь”, “Незнакомка”, “Россия”, “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, “В ресторане”, “Река раскинулась. Течет, грустит лениво…” (из цикла “На поле Куликовом”), “О доблестях, о подвигах, о славе...”, “На железной дороге”, “О, я хочу безумно жить…”. Поэма “Двенадцать”.

А. М. Горький. Рассказ “Старуха Изергиль”. Пьеса “На дне”.

С. А. Есенин. “Гой ты, Русь, моя родная!..”, “Не бродить, не мять в кустах багряных…”, “О красном вечере задумалась дорога…”, “Мы теперь уходим понемногу…”, “Запели тесаные дроги…”, “Письмо матери”, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ…”, “Отговорила роща золотая...”, “Не жалею, не зову, не плачу…”, “Русь Советская”.

В. В. Маяковский. Стихотворения: “Нате!”, “А вы могли бы?”, “Послушайте!”, “Скрипка и немножко нервно”, “Лиличка!”, “Хорошее отношение к лошадям”, “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, “Разговор с фининспектором о поэзии”, “Юбилейное”, “Прозаседавшиеся”.

М. И. Цветаева. Стихотворения: “Моим стихам, написанным так рано…”, “Стихи к Блоку” (“Имя твое – птица в руке…”), “Кто создан из камня, кто создан из глины…”, “Тоска по родине! Давно…”, “Рассвет на рельсах”, “Роландов Рог”.

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: “Notre Dame”, “Бессонница. Гомер. Тугие паруса…”, “За гремучую доблесть грядущих веков…”, “Я вернулся в мой город, знакомый до слез…”, “Батюшков”.

А.А. Ахматова. Стихотворения: “Песня последней встречи”, “Я научилась просто, мудро жить…”, “Заплаканная осень, как вдова...”, “Творчество”, “Сжала руки под темной вуалью…”, “Мне ни к чему одические рати…”, “Мне голос был. Он звал утешно…”, “Приморский сонет”, “Родная земля”.

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: “Февраль. Достать чернил и плакать!..”, “Определение поэзии”, “Никого не будет в доме...”, “Снег идет”, “Во всем мне хочется дойти…”, “Гамлет”, “Зимняя ночь”.

М. А. Булгаков. “Роковые яйца”. “Собачье сердце” (по выбору абитуриента). “Мастер и Мар­гарита”.

Тема революции и гражданской войны: А. Фадеев. “Разгром”. Б. Пастернак. “Доктор Живаго”. И. Бабель. “Конармия”. М. Булгаков. “Дни Турбиных” и др. (по выбору).

Тема крестьянства в русской литературе XX века: М. Шолохов. “Поднятая целина” или “Тихий Дон”. А. Платонов. “Котлован”. В. Белов. “Кануны”. В. Распутин. “Последний срок” и др. (по выбору абитуриента).

А. Т. Твардовский. Стихотворения: “Вся суть в одном-единственном завете…”,

“Памяти матери”, “Я знаю, никакой моей вины…”. Поэма “Василий Теркин” (главы “Переправа”, “Два бойца”, “Поединок”, “Смерть и воин”).

А. И. Солженицын. “Один день Ивана Денисовича”. “Матренин двор”.

Тема Великой отечественной войны: М. Шолохов. “Судьба человека”. В. Некрасов. “В окопах Сталинграда”. Б. Васильев. “А зори здесь тихие...” В. Быков. “Обелиск” или другие авторы и другие произведения (по выбору абитуриента).

Тема человека и природы: В. Астафьев. “Последний поклон”. “Царь-рыба”. В. Распутин. “Прощание с Матерой” или др. (по выбору абитуриента).

Проблема нравственного выбора: В. Астафьев. “Печальный детектив”. Ч. Айтматов. “Плаха” и др. (по выбору абитуриента).

Литература русского зарубежья: И. Бунин. “Темные аллеи”. И. Шмелев. “Лето Господне”. В. Набоков. “Машенька”. “Защита Лужина”. В. Войнович. “Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина” и др. (по выбору абитуриента).


Примерное содержание части экзамена по литературе


1 Литература как вид искусства. Понятие о художественном образе. Научный и художественный способы мышления. Слово и образ. Литературные роды и жанры.

2 Устное народное творчество как вид искусства. Происхождение народного искусства, его специфика, система жанров.

3 Фольклор и литература. Процессы взаимообмена и взаимовлияния на разных исторических этапах.

4. Общая характеристика древнерусской литературы. История развития. Проблема художественного метода. Система жанров.

5. Ведущие черты русской литературы XVIII века. Особенности русского Просвещения и его влияние на основные стили эпохи.

6. Поэтика классицизма. Выдающиеся русские писатели-классицисты XVIII века и их произведения.

7.Сентиментализм как литературное направление. Творчество Н.М. Карамзина и его влияние на развитие русской прозы.

8. Социально-исторические и идейные предпосылки возникновения русского романтизма. Связь романтизма с другими направлениями в искусстве. Эстетические основы русского романтизма. Этапы его развития.

9. Общественные, философские и эстетические основы реализма нового типа в XIX веке. Проблема соотношения реализма и романтизма в рамках русской литературы первой половины XIX века. Реализм Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

10 Особенности русского реализма второй половины XIX века. Развитие и расцвет русского реалистического романа второй половины XIX вв.: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Русский реалистический роман в контексте общеевропейских традиций.

11. вые литературные направления и течения русской литературы рубежа XIX – XX вв.: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Понятие модернизма.

12. Особенности русского реализма рубежа XIX – XX вв.: творчество А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

13. Русская литература за рубежом на разных этапах истории русской эмиграции ХХ века. Связь с культурой "серебряного века" и западноевропейскими литературами. Традиционное и новаторское в литературе русского зарубежья.

14. Основные черты советской литературы. Проблема метода социалистического реализма. Основные этапы развития советской литературы и её ведущие представители.

15. Литературный процесс последней трети XX – начала XXI вв. Постмодернизм в русской литературе и его осмысление современной литературоведческой наукой.


Рекомендуемая литература



1. Аннинский Л. «Серебро и чернь». Русское, советское, славянское, все­мирное в поэзии «серебряного века». М., 1997.

2. Громов Е. Палитра чувств. О трагическом и комическом. Книга для учащихся старших классов. М., 1990.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся. / Под ред. Л. Тимофеева и С. Тураева М., 1985.

4. Литература: «Сквозь даль времён…» (вторая половина XIX века): Учебник для 10 класса: В 2-х ч. / Под общ. ред. В. Г. Маранцмана. М.- Спб., 2001.

5.Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся / Под ред. С. Тураева. М.,1989.

6. Малышева Л. Рифы и мифы вступительных экзаменов. Школа абиту­риента: научись сам. М., 1993.

7. Маранцман В. Г. Литература. 9 класс: Учебное пособие. М., 1997.

8. Михайлов О. Литература русского зарубежья. М., 1995.

9. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе: Книга для уча­щихся XI класса средней школы: В 2 ч. / Под ред. Ф. Кузнецова. М.,1994.

10. Русская литература XIX века: 9 класс: В 2-х ч. / Под ред. С. А. Громова. М., 2003.

11. Русская литература XIX века: 10 класс: В 2-х ч. / Под ред. С. А. Громова. М., 2003.

12. Русская литература XX века / Под ред. Б. Бугрова. М., 1995.

13. Русские писатели. Биобиблиографический словарь: В 2-х т. / Под ред. П. А. Николаева. М., 1990.

14. Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь: В 2-х т. / Под ред. Н. Н.Скатова. М., 1998.

15. Шнейберг Л., Кондаков И. От Горького до Солженицына. Пособие для поступающих в вузы. М., 1995.


СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПО СТОБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ


Вопрос по литературе:

50 б.

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе - 10 б.


а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свою позицию с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют

б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не подкрепляет суждения необходимыми доводами, и / или допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3–4 фактических ошибки

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей



10


8


5


0

Знание историко-литературного контекста произведения, содержания произведения биографии автора (в зависимости от формулировки вопроса) -10 б.

а) экзаменуемый обнаруживает знание историко-литературного контекста произведения, его содержания и биографии автора, подкрепляет свое повествование фактическим материалом, рассматривает анализируемое произведение в ряду других текстов, выявляет его место в творчестве писателя, умеет обосновывать свои суждения, фактические ошибки отсутствуют

б) экзаменуемый обнаруживает знание историко-литературного контекста произведения, его содержания и биографии автора, но ограничивается общими рассуждениями, не подкрепляя их необходимыми доводами и / или допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый обнаруживает знание историко-литературного контекста произведения, его содержания по представляет его упрощённо и поверхностно или / и допускает 3–4 фактических ошибки

г) экзаменуемый не обнаруживает знания историко-литературного контекста произведения, его содержания и биографии автора и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей


10


8


5


0


Последовательность и логичность изложения – 10 б

а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов

б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания

в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе

г) грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания

10


8


5


0

Уровень владения теоретико-литературными знаниями – 10 б

а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала

б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала

в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала

г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала



10


8


5


0

речевые ошибки и недочеты 10 б


а) допущена 1 речевая ошибка

б) допущено 2–3 речевых ошибки

в) допущено 4 речевых ошибки

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

9

7

4


0




КРИТЕРИИ ОЦЕНОК В ИХ СООТНЕСЕННОСТИ С БАЛЛАМИ


100 б. – 76 б. – «Отлично»


75 б. - 51 б. – «Хорошо»


50 б. - 31 б. – «Удовлетворительно»


30 б. – 0 б. – «Неудовлетворительно»

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100. iconПрограмма вступительного экзамена по русскому языку и методике его преподавания орел 2009 г. Пояснительная записка программа вступительного экзамена по русскому языку и методике его преподавания составлена для абитуриентов, поступающих на филологический
Программа вступительного экзамена по русскому языку и методике его преподавания составлена для абитуриентов, поступающих на филологический...
Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100. iconПояснительная записка абитуриенты, поступающие в Тувинский государственный университет, сдают экзамен по русскому языку в случаях, предусмотренных Правилами приема в Тувгу 2012 года
Настоящее издание содержит характеристику экзамена, описание процедуры экзамена и критериев оценки. Перечень знаний, умений и навыков,...
Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100. iconПрограмма вступительного экзамена мгимо(У) мид россии по русскому языку и литературе
Программа вступительного экзамена по русскому языку и литературе утверждена решением
Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100. iconПрограмма вступительного экзамена мгимо(У) мид россии по русскому языку и литературе
Программа вступительного экзамена по русскому языку и литературе рекомендована решением
Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100. iconПрограмма вступительного экзамена для абитуриентов направления подготовки
Английский язык: Программа вступительного экзамена: для абитуриентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование...
Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100. iconПрограмма вступительного экзамена по русскому языку и методике его преподавания орел 2009 г. Пояснительная записка настоящая программа предназначена для абитуриентов, поступающих в огу на
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в огу на факультет «Документоведения и педагогического образования», и составлена...
Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100. iconПрограмма по русскому языку для вступительного экзамена
Тестовые задания охватывают основные разделы школьной программы и программы по русскому языку для поступающих в высшие учебные заведения...
Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100. iconПрограмма по русскому языку для вступительного экзамена
Тестовые задания охватывают основные разделы школьной программы и программы по русскому языку для поступающих в высшие учебные заведения...
Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100. iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык»
Лица, имеющие диплом бакалавра нефилологического профиля, при поступлении в магистратуру на программу «Педагогическое образование»,...
Пояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100. iconПрограмма Спецкурса по русскому языку Система подготовки к егэ по русскому языку в 11 классе. Автор: Насонова Е. Ю., учитель литературы Томск 2010 Пояснительная записка. Спецкурс «Система подготовки к егэ по русскому языку»
С одной стороны, это позволит повысить общую грамотность учащихся, восполнить те пробелы, которые могли возникнуть во время учебы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница