Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»




Скачать 223.33 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Дата31.12.2012
Размер223.33 Kb.
ТипРабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 240100

проф. Н.М. Теляков


_______________________

Зав.кафедрой БП и РГП

проф. Коршунов Г.И.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Направление подготовки: 240100 Химическая технология


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр, специальное звание «бакалавр техники и технологий»

Форма обучения: очная


Составители: доцент каф. РГП и БП Гридина Е.Л


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1.Цели и задачи дисциплины:

«Безопасность жизнедеятельности» является основополагающей дисциплиной для многих специальных дисциплин, изучающих безопасные приёмы и технологии ведения работ. Её целью является изучение общих закономерностей формирования и проявления опасных явлений, возможностей человека противостоять им как в бытовой, так и в профессиональной сфере его деятельности.

В этой связи, дисциплина решает задачи идентификации опасностей, форм их проявления в различных сферах деятельности, характер протекания и интенсивность воздействия негативных факторов на человека, реакции и возможности человеческого организма, пути его защиты с использованием собственных возможностей и технических средств.

В процессе изучения дисциплины обучаемые получают теоретические знания и практические навыки, необходимые для:

- создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.



  1. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к Профессиональному циклу Б3: базовой (общепрофессиональной) части.

Для изучения дисциплины студенты должны обладать следующими знаниями, умениями и компетенциями:

Общекультурными:

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);


- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 9).

Профессиональными:

- способность использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире (ПК-3);

- способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-10);

- способность организовывать работу исполнителей, находить и принимать

управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-19);

- готовность систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов предприятия и формированию ресурсов предприятия (ПК- 20).

«Безопасность жизнедеятельности» предшествует таким дисциплинам как: «Процессы и аппараты химической технологии», «Химические реакторы», «Оборудование высокотемпературных производств», она направлена на формирование профессиональных знаний в области безопасности жизнедеятельности и производств перед узкоспециализированными дисциплинами.



  1. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

профессиональных:

- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК- 6);

- готовность к использованию правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

основные закономерности возникновения и протекания опасностей; негативные факторы и их воздействие на человека; возможности противостояния организма человека, необходимые технические средства при нормализации обстановки либо защите человека от поражающих факторов; условия и область применения индивидуальных и коллективных средств защиты; приборы идентификации опасностей; допустимые нормы действующих негативных факторов в условиях жизнедеятельности, включая профессиональные; методики расчёта основных параметров систем обеспечения безопасных условий.

Уметь:

пользоваться приборами и аппаратурой контроля основных параметров окружающей среды в штатных и аварийных ситуациях; пользоваться нормативной документацией и программами расчёта на ЭВМ характеристик среды и параметров систем жизнеобеспечения; составлять основные карты учёта и контроля параметров окружающей среды, санитарно-техническую карту рабочего места; осуществлять выбор рациональных систем, способов и средств защиты организма человека от негативных факторов.

Владеть:

законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Аудиторные занятия (всего)

53

17

36

В том числе:










Лекции

35

17

18

Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)

18

-

18

Самостоятельная работа (всего)

52

32

20

В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы

40

20

20

Реферат

12

12

-

Другие виды самостоятельной работы






















Вид промежуточной аттестации




зачет




Вид итоговой аттестации







экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.

105

3

49

1,5

56

1,5



5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



Основные понятия и определения дисциплины.

Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.



Человек и техносфера.

Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.



Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.

Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.



Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.

Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.



Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.

Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.



Психофизиологические и эргономические основы безопасности.

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющих на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек - машина - среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места.



Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации.

Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация стихийных бедствий и природных катастроф. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способов защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.



Управление безопасностью жизнедеятельности.

Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды. Страхование рисков: экологическое страхование, страхование опасных объектов, страхование профессиональных рисков. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Корпоративный менеджмент в области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента.



5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Процессы и аппараты химической технологии







+

+

+




+




2

Химические реакторы




+

+

+







+

+

3

Оборудование высокотемпературных производств







+

+

+

+

+






    1. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ. зан.

Лаб. зан.

Семин

СРС

Всего часов

1

Основные понятия и определения дисциплины.

3

-

-

-

6

9

2

Человек и техносфера.

4

-

2

-

6

12

3

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.

4

-

4

-

8

16

4

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.

6

-

4

-

6

16

5

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.

6

-

4

-

8

18

6

Психофизиологические и эргономические основы безопасности.

4

-

2

-

6

12

7

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации.

4

-

2

-

6

12

8

Управление безопасностью жизнедеятельности.

4

-

-

-

6

10




Итого:

35

-

18

-

52

105



6. Лабораторный практикум

п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час.)

1

3, 4, 5, 6

Измерение, оценка и выбор средств нормализации освещения рабочих мест

2

2

3, 4, 5, 6

Измерение интенсивности СВЧ излучения и оценка способов защиты

2

3

3, 4, 5, 6, 7

Изучение первичных средств пожаротушения

2

4

2, 3, 4, 5, 6

Изучение параметров микроклимата

2

5

3, 4, 5, 6

Изучение способов борьбы с производственной пылью

2

6

2, 3, 4, 5, 6

Оценка рабочего места по радиационному фактору

2

7

3, 4, 5, 6

Тепловое излучение и его параметры

2

8

3, 4, 5, 6

Оценка шума в рабочей зоне

2

9

3, 4, 5, 6

Определение скорости движения воздуха

2



7. Практические занятия (семинары) не предусмотрены учебным планом.


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрены учебным планом.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. С.-Петербург – Москва - Краснодар: «Лань», 2010.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. - 8-е издание, стереотипное. - М.: Высшая школа, 2009. – 616 с.

3. Шувалов Ю.В. Производственная безопасность. Учебное пособие / Ю.В. Шувалов, С.Г. Гендлер, И.А. Павлов, М.М. Сметанин, В.В. Смирняков, Е.И. Домпальм, Н.А. Веденин, Н.А. Туча. - СПб., 2005. – 150 с.

4. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2007. – 383 с.

5. Охрана труда. Универсальный справочник ∕ Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2010. – 560 с.

6. Гапонюк Н.А. Нормативно-техническая документация по охране труда. – М.: МГИУ, 2009. - 80 с.

7. Гендлер С.Г. Безопасность жизнедеятельности. Гигиеническая оценка условий труда: Учеб. пособие / С.Г. Гендлер, Е.И. Домпальм, И.А. Павлов, В.Б. Соловьев. – СПб.: СПГГИ (ТУ), 2009. – 173 с.

8. Шувалов Ю.В. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций: Учеб. пособие / Ю.В. Шувалов, Г.И. Коршунов, А.Ф. Галкин, Р.А. Азимов. – СПб.: СПГГИ (ТУ), 2008. – 107 с.


б) дополнительная литература

1. Субботин А.И. Управление безопасностью труда. – М.: МГГУ, 2004.

2. Гейц И.В. Охрана труда: учебно-практическое пособие. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 688 с.

3. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. ГОСТ 12.1.005-88. Комитет стандартизации и метрологии. - М., 1991, 75 с.

4. Правила устройства электроустановок (ПУЭ). – М.: Энергоатомиздат, 1998.

5. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды трудового процесса. Критерии и классификации условий труда. Р 2.2.2006-05. Минздрав России, М., 2006.

6. Нормы радиационной безопасности. НРБ-99. Госкомсанэпиднадзор. М., 1999.

7. №123-ФЗ от 22.07.2008. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


в) программное обеспечение

Компьютерные аудитории со стандартным программным обеспечением.


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящиеся в свободном доступе для студентов, обучающихся в вузе. Образовательный компьютерный проект (ОКП-3) «Безопасность жизнедеятельности»


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Лаб. установка «Эффективность и качество освещения» БЖ-1.

  2. Лаб. стенд «Защита от СВЧ-излучения» БЖ-5.

  3. Учебный класс «Средства индивидуальные защиты» (набор стандартных СИЗ от негативных производственных факторов - электрического тока; вибрации; шума – вкладыши, наушники, шлемы, вредных веществ – респираторы, противогазы; радиозащитный костюм, страховочные пояса, механических травм – раб. одежда, защитные очки и т.д.).

  4. Лаб. установка «Параметры микроклимата».

  5. Лаб. установка «Методы очистки воздуха от газообразных примесей» БЖ-5 (Росучприбор).

  6. Лаб. стенд «Защита от теплового излучения» БЖ-3.

  7. Лаб. установка «Звукоизоляция и звукопоглощение»» БЖ-2.

  8. Лаб. установка «Определение класса условий труда на рабочем месте пользователя ПЭВМ по показателям тяжести и напряженности трудового процесса и организация рабочего места оператора» - рабочее место оператора ПЭВМ.

Два компьютерно-аналитических класса по 12 персональных компьютеров каждый с инсталлированным программным продуктом, специализированные аудитории с информационными плакатами по разделам и мультимедийным проектором.


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Лекционный материал синхронизирован с проведением лабораторных занятий по основным разделам дисциплины. Предусматривается использование демонстрационных презентаций с использованием мультимедийных средств при чтении лекций, а также проведение деловых игр.

Самостоятельная работа студентов включает углубленное изучение основных разделов программы с использованием основной и дополнительной литературы, а также нормативных документов и подготовку рефератов по выбранной теме.

С целью более подробного изучения лекционного материала студенты выполняют расчетно-графические задания по темам:

1. Методика определения параметров развившегося экзогенного пожара;

2. Прогнозирование и оценка обстановки при пожарах;

3. Прогнозирование и оценка обстановки при гидродинамических авариях; 4. Расчет методов и средств борьбы с производственным шумом.


Разработчик:

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Доцент кафедры БП и РГП

Гридина Е.Б.

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
















Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности для специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности по специальности 050704 Дошкольное образование среднего профессионального образования Красноярск 2006 рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины «системы зашиты среды обитания»
По направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon«безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon«безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам заочной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины экология для направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» и280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon«безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам очно-заочной формы...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Рецензент: д т н., профессор, зав кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Московского государственного университета прикладной...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница