Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право»




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право»
страница1/21
Дата30.12.2012
Размер2.12 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»


для специальности 350800 – Документоведение и документационное

обеспечение управления


Составитель:

к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Е.А.Янушкевич

ст.преподаватель кафедры гражданского права П.М.Ходырев


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры гражданского права

«____»_______________ 2007 г.

Заведующий кафедрой гражданского права доцент, к.ю.н. В.Н. Черняев:

Подпись: _______________________


Согласовано с методической комиссией ИПСУБ УдГУ «___»__________ 2007 г.

Председатель методической комиссии ______________________________________

Подпись: _________________


г. Ижевск, 2008Перечень материалов, входящих в учебно-методический комплекс:


  1. Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки)

  2. Рабочая программа по дисциплине:

  1. Требования государственных образовательных стандартов по специальности 350800 – Документоведение и документационное для обеспечение управления

  2. Принципы построения курса «Гражданское право»;

  3. Цели курса «Гражданское право»;

  4. Учебно-тематический план курса «Гражданское право» для студентов очной формы обучения, нормативные сроки;

  5. Содержание курса лекционных занятий;

  6. Планы практических занятий с методическими рекомендациями для студентов по каждой теме и формами самостоятельной работы;

  7. Самостоятельная работа студента;

  8. Учебные и учебно-методические материалы;

  9. Тематика реферативных (курсовых) работ;

  10. Контролирующие материалы;

  11. Учебно-методический план курса «Гражданское право» для студентов заочной формы образования (нормативные сроки);

  12. Учебно-методический план курса «Гражданское право» для студентов заочной формы образования (сокращенные сроки на базе СПО);

  13. Задания для контрольной работы студентов




  1. Пакет контрольных заданий для текущей и промежуточной аттестации




  1. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ



I. Требования государственных образовательных стандартов

по специальности 350800 Документоведение и документационное

обеспечение управления. Квалификация – документовед.


В рамках избранной специальности документовед получает фундаментальную и специальную подготовку в области документоведения.

Документовед разрабатывает, внедряет и обеспечивает функционирование единого в организации технологического процесса документирования и работы с документами и документной информацией на основе использования современных автоматизированных технологий) составление, оформление документов, учет, регистрация, контроль исполнения, справочно-информационная работа, хранение). Планирует, организует и совершенствует деятельность службы документационного обеспечения управления, осуществляет контроль за состоянием делопроизводства в организации. Разрабатывает унифицированные формы документов, системы документации, табели документов различного назначения и уровня управления, классификаторы документной информации. Принимает меры по упорядочению состава документов и информационных показателей, сокращению их количества и оптимизации документопотоков организации. Участвует в отборе документов, передаваемых на государственное хранение, организации текущего хранения и экспертизе ценности документов. Принимает участие в постановке задач проектирования, эксплуатации и совершенствования ( в части информационного обеспечения) автоматизированных информационных систем и систем управления, а также в разработке новейших информационных технологий, базирующихся на применении компьютерной техники, проектировании и актуализации баз и банков данных. Изучает и обобщает передовой отечественный и зарубежный опыт в области документационного обеспечения управления, разрабатывает нормативно-методические документы по вопросам документационного обеспечения. Подготавливает предложения по обеспечению эргономических условий труда, рационализации рабочих мест работников службы документационного обеспечения управления.

Документовед должен:

- иметь знания, практический опыт и владеть методами анализа, проектирования и организации документационного обслуживания учреждения (или структурного подразделения) любого уровня управления, любой отрасли и любой формы собственности.

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, психологической культурой, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


II. Рабочая программа по дисциплине


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Институт права, социального управления и безопасности


Кафедра гражданского права


Рабочая программа


по дисциплине


«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»


для специальности 350800 – Документоведение и документационное

обеспечение управления


очная форма заочная форма заочная форма

нормативные сроки нормативные сроки на базе СПО


Курс…………………………. 2 3 2


Семестр…………………….. 4 5 4


Всего аудиторных часов… 50 20 20


Лекции, час………………... 34 14 14


Практические занятия, час. 16 6 6


Самостоятельная работа, час. 50 80 80


Экзамен (семестр)………….. - - -


Зачет (семестр)……………. 4 5 5


Контрольная работа (семестр) - 5 5


г. Ижевск, 2008


1. Требования государственных образовательных стандартов

по специальности 350800 Документоведение и документационное

обеспечение управления. Квалификация – документовед.


В рамках избранной специальности документовед получает фундаментальную и специальную подготовку в области документоведения.

Документовед разрабатывает, внедряет и обеспечивает функционирование единого в организации технологического процесса документирования и работы с документами и документной информацией на основе использования современных автоматизированных технологий) составление, оформление документов, учет, регистрация, контроль исполнения, справочно-информационная работа, хранение). Планирует, организует и совершенствует деятельность службы документационного обеспечения управления, осуществляет контроль за состоянием делопроизводства в организации. Разрабатывает унифицированные формы документов, системы документации, табели документов различного назначения и уровня управления, классификаторы документной информации. Принимает меры по упорядочению состава документов и информационных показателей, сокращению их количества и оптимизации документопотоков организации. Участвует в отборе документов, передаваемых на государственное хранение, организации текущего хранения и экспертизе ценности документов. Принимает участие в постановке задач проектирования, эксплуатации и совершенствования ( в части информационного обеспечения) автоматизированных информационных систем и систем управления, а также в разработке новейших информационных технологий, базирующихся на применении компьютерной техники, проектировании и актуализации баз и банков данных. Изучает и обобщает передовой отечественный и зарубежный опыт в области документационного обеспечения управления, разрабатывает нормативно-методические документы по вопросам документационного обеспечения. Подготавливает предложения по обеспечению эргономических условий труда, рационализации рабочих мест работников службы документационного обеспечения управления.

Документовед должен:

- иметь знания, практический опыт и владеть методами анализа, проектирования и организации документационного обслуживания учреждения (или структурного подразделения) любого уровня управления, любой отрасли и любой формы собственности.

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, психологической культурой, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


2. Принципы построения курса «Гражданское право»


Курс «Гражданское право» является одной из базовых учебных дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Он взаимосвязан с правовыми дисциплинами – «Конституционное право», «Административное право», «Трудовое право» - и является базовым для всех дисциплин документоведческого цикла –«Документоведение», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Информационное обеспечение управления», а также дисциплин специализации – «Организационное проектирование», «Организация секретарского обслуживания» и др.

Во главу курса гражданского права поставлены основные положения гражданско-правовой науки, выработанные ею и проверенные многолетней практикой применения правовые институты и категории, научный анализ их законодательного оформления как в действующем, так и в предшествующем правопорядке, а по возможности и в других правовых системах. Необхо­димый в условиях ломки прежнего законодательства переход от традиционного освоения многочисленных законоположений («за­коноведения») к изучению общепризнанных в юридической доктрине и практике цивилистических постулатов («правоведение») вполне оправдал себя. Такой подход сохранен и в настоящей рабочей программе, подготовленной с учетом результатов новой ко­дификации отечественного гражданского права и современного развития всей законодательной сферы.

Новое гражданское право России, основывающееся на частно­правовых принципах и традициях, становится основным регулято­ром товарно-денежных и иных отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве. Присущие гражданско-правовому (частно­правовому) регулированию начала инициативы и диспозитивности, юридического равенства и взаимной имущественной ответ­ственности, законодательного ограничения необоснованного государственного вмешательства в частные дела, неприкосновен­ности частной собственности и свободы договоров, судебной защиты гражданских прав резко повышают его социальную цен­ность и расширяют сферу его применения в формирующемся пра­вовом государстве.

Все это вызывает необходимость глубокого изучения основных гражданско-правовых категорий и конструкций, богатого цивилистического инструментария и предоставляемых им многообразных возможностей. Гражданское право как фундаментальная учебная дисциплина становится одной из краеугольных основ современного юридического образования.

Вместо комментиро­вания действующего законодательства во главу современного универ­ситетского курса гражданского права должно быть поставлено изуче­ние основных положений гражданско-правовой науки, выработанных ею и проверенных многолетней практикой правовых институтов и поня­тий, сочетающееся с научным анализом действующего гражданского законодательства и практики его применения. В результате студент должен усвоить общепризнанные цивилистические постулаты и уметь самостоятельно анализировать их различное, конкретное законодательное оформление, а также овладеть основны­ми навыками практического использования гражданско-правовых средств.

Важное значение теперь приобретает систематика курса гражданского права. Она преследует цели наиболее оптимального изложения и охвата необходимого учебного материала с учетом реаль­ного времени, отводимого на его изучение по учебному плану. При этом необходимо четко различать систему курса граж­данского права и систему гражданского права и гражданского законода­тельства, ибо свое, во многом не совпадающее, содержание и систему имеют гражданское право как правовая отрасль, гражданское законодательство, гражданско-правовая наука и курс гражданского права как учебная дисциплина.


3. Цели курса


После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен:


- иметь представление о гражданско-правовой форме регулирования общественных отношений, соотношении гражданского права с иными отраслями российского права, значении частного права для современной экономики и общественной жизни;


- знать сущность гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, основные понятия гражданского права, виды субъектов гражданского права, понятие и правовой режим объектов гражданских правоотношений, юридическое понятие собственности, формы и виды собственности, способы приобретения и прекращения права собственности, способы осуществления гражданских прав и способы и формы их защиты, виды, условия и формы гражданско-правовой ответственности, правила наследования по закону и по завещанию, объекты, субъекты и особенности осуществления и защиты исключительных прав, виды, содержание и особенности защиты личных неимущественных прав;


    • иметь представление о роли и месте обязательственной части гражданского права в системе гражданского права и системе права в целом; знать тенденции развития гражданского законодательства в сфере регулирования обязательственных отношений; основные проблемы правового регулирования отдельных видов обязательств; содержание основных институтов гражданского обязательственного права, источники правового регулирования обязательственных отношений; положение о понятии и видах обязательств, их системе, субъектах, форме, содержании, содержании различных гражданско-правовых договоров;


- уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых обязательств, составлять проекты отдельных видов договоров; использовать полученные знания и методы науки гражданского права в профессиональной деятельности, толковать нормы гражданского права, логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать цивилистическими понятиями и категориями, использовать гражданско-правовые акты в профессиональной деятельности, составлять договоры и иные гражданско-правовые документы, анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых отношений.


4. Учебно-тематический план курса «Гражданское право»

для студентов

очной формы обучения (нормативные сроки)


Распределение часов по темам курса и видам занятий






Тема

Количество часов




Лекции

Практические занятия

и семинары

Самостоятельная работа

1.

Гражданское право как отрасль права

1




2

2.

Источники гражданского права

1




2

3.

Понятие и виды

гражданских правоотношений

2




3

4.

Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений

4

2

2

5.

Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

4

2

2

6.

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

2




3

7.

Объекты гражданских правоотношений

2

2

2

8.

Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений

2

2

2

9.

Осуществление

гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей

1




2

10.

Представительство

в гражданском праве

1




3

11.

Защита гражданских прав

2




4

12.

Гражданско-правовая ответственность

2

2

2

13.

Сроки в гражданском праве




2

3

14.

Общие положения о праве собственности

и иных вещных правах

2




4

15.

Право общей собственности

2




4

16.

Защита вещных прав

2

2

2

17.

Понятие, виды и исполнение обязательств

2

2

4

18.

Гражданско-правовой договор

2




4




ВСЕГО

34

16

50



5. Содержание курса лекционных занятий


Раздел I. Введение в гражданское право


Тема 1. Гражданское право как отрасль права. 1 ч.

Гражданское право как частное право. Гражданское право в системе права. Имущественные и личные неимущественные отношения как предмет гражданско-правового регулирования.

Метод гражданско-правового регулирования. Функции гражданского права. Система гражданского права. Структура гражданского права. Принципы гражданского права.


Тема 2. Источники гражданского права. 1 ч.

Понятие и виды источников гражданского права. Понятие и состав гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства во времени. Гражданское законодательство и нормы международного права. Обычаи делового оборота


Раздел II. Гражданское правоотношение


Тема 3. Понятие и виды гражданских правоотношений. 2 ч.

Понятие и особенности гражданских правоотношений. Структура гражданского правоотношения. Субъекты гражданских правоотношений. Объекты гражданских правоотношений. Содержание гражданских правоотношений.

Виды гражданских правоотношений.


Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений. 4 ч.

Гражданин как субъект гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности гражданина.

Опека и попечительство. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.

Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. 4 ч.

Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридических лиц. Индивидуализация юридического лица.

Классификация юридических лиц. Порядок и способы создания юридических лиц. Реорганизация юридических лиц. Ликвидация юридических лиц.


Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений. 2 ч.

Гражданская правосубъектность публично-правовых образований. Виды публично-правовых образований. Случаи участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. Имущественная ответственность публично-правовых образований.
Тема 7. Объекты гражданских правоотношений. 2 ч.

Понятие и виды объектов гражданских прав. Имущество как объект гражданских правоотношений. Вещи как объекты гражданских прав.

Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских прав. Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.


Тема 8. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. 2 ч.

Понятие и виды юридических фактов в гражданском праве. Понятие, признаки и виды сделок. Условия действительности сделок. Форма сделок.

Недействительность сделок и ее виды. Оспоримые и ничтожные сделки. Последствия недействительности сделок.


Раздел III. Осуществление и защита гражданских прав


Тема 9. Осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей. 1 ч.

Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Принципы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Пределы осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом.
Тема 10. Представительство в гражданском праве. 1 ч.
Понятие и значение представительства. Основания возникновения и виды представительства. Доверенность.
Тема 11. Защита гражданских прав. 2 ч.

Понятие охраны и защиты гражданских прав. Понятие и виды форм защиты гражданских прав. Понятие и виды способов защиты гражданских прав.
Тема 12. Гражданско-правовая ответственность. 2 ч.

Понятие и особенности гражданско-правовой ответственности. Функции гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Основание и условия гражданско-правовой ответственности.

Формы (меры) гражданско-правовой ответственности. Размер гражданско-правовой ответственности.


Тема 13. Сроки в гражданском праве.

Понятие и значение сроков в гражданском праве. Виды сроков, их классификация. Правила исчисления сроков.

Исковая давность как срок защиты права. Понятие, виды и значение исковой давности. Применение исковой давности. Определение начального момента течения исковой давности. Основания приостановления, перерыва ив восстановления исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.


Раздел IV. Право собственности и иные вещные права


Тема 14. Общие положения о праве собственности и иных вещных правах. 2 ч.

Понятие, признаки и свойства субъективного вещного права. Виды вещных прав. Собственность как экономическая категория. Понятие и содержание права собственности.

Первоначальные и производные способы (основания) приобретения права собственности. Основания прекращения права собственности.


Тема 15. Право общей собственности. 2 ч.

Понятие, особенности и виды права общей собственности. Юридическая природа доли. Общая долевая собственность.

Особенности права общей совместной собственности. Общая совместная собственность супругов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства.


Тема 16. Защита вещных прав. 2 ч.

Понятие и система гражданско-правовых способов защиты вещных прав. Вещно-правовые способы защиты вещных прав. Иные гражданско-правовые способы защиты вещных прав. Гражданско-правовая защиты титульных владельцев.


Раздел V. Общие положения об обязательствах и договорах.


Тема 17. Понятие, виды и исполнение обязательств. 2 ч.

Понятие обязательства: особенности, виды. Перемена лиц в обязательстве.

Понятие и принципы исполнения обязательств. Способы обеспечения исполнения обязательств. Акцессорный характер обеспечительных обязательств.

Неустойка и ее виды. Залог и его виды. Договор о залоге. Обращение взыскания на заложенное имущество. Удержание. Задаток. Поручительство: правовая природа, форма и содержание. Банковская гарантия: правовая природа, субъекты, исполнение.
Тема 18. Гражданско-правовой договор. 2 ч.

Понятие, роль и функции гражданско-правового договора. Принцип свободы гражданско-правовых договоров и его элементы. Классификация договоров в гражданском праве.

Формы и способы заключения договора. Содержание договора.

Изменение и расторжение договора, их основания и пра­вовые последствия.. Порядок изменения и прекращения договора. Правовые последствия прекращения договора.


6. Планы практических занятий с методическими рекомендациями для студентов по каждой теме;


Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений.

  1. Правосубъектность и правоспособность граждан.

  2. Дееспособность гражданина. Эмансипация.

  3. Частичная дееспособность несовершеннолетних граждан.

  4. Ограничение дееспособности гражданина.

  5. Признание гражданина недееспособ­ным

  6. Опека, попечительство, патронаж.

  7. Признание гражданина безвестно отсутствующим и его право­вые последствия.

  8. Объявление гражданина умершим и его правовые последствия.


Задача 1. Павлов выдал своей жене Павловой расписку в том, что он при оформлении завещания на принадлежащее ему имущество не упомянет в нем детей от своего первого брака. Через год после этого Павлов умер. В его завещании, удостоверенном нотариусом, преду­сматривалось, что все принадлежащее лично ему имущество он за­вещает в равных долях детям от первого брака — 20-летней дочери и 23-летнему сыну. Павлова обратилась в суд с иском о признании этого завещания недействительным, ссылаясь на то, что при его со­ставлении Павлов нарушил соглашение, оформленное выданной им распиской.

Какие права включаются в содержание правоспособности? Возможно ли ограничение правоспособности граждан, в частности, права завещать имущество путем выдачи расписки? Какие ограничения принципа свободы завещания установлены законом? Будет ли удовлетворен заявленный иск?


Задача 2. Учащийся техникума Никитин, 14 лет, с одобрения ро­дителей стал собирать деньги на покупку видеомагнитофона. Через пол­тора года он имел необходимую для покупки сумму, причем 20 % этой суммы были им отложены за это время со стипендии, 30 % передала ему через родителей в дар на эту покупку бабушка, а остальные 50 % он заработал сам во время каникул. Не спросив разрешения родите­лей, уехавших на три дня к своим родственникам в другой город, Никитин купил у своего товарища по техникуму, 16-летнего Демен­тьева, видеомагнитофон, причем у него осталась еще некоторая сум­ма, на которую он открыл депозитный счет в филиале Сбербанка.

Родители Никитина, считая, что их сын совершил неудачную по­купку, потребовали от Дементьева и его родителей расторжения до­говора. В свою очередь мать Дементьева потребовала, чтобы магнито­фон был возвращен ее сыну, поскольку эту вещь он получил в каче­стве подарка к 15-летию от своего дяди. Она, как мать, решительно против сделки, совершенной сыном без ее разрешения. Между тем и Никитин, и Дементьев заявили своим родителям, что они не будут ра­сторгать договор, поскольку и деньги, и магнитофон родителям не при­надлежали.

Мать Дементьева обратилась в суд с иском, требуя признать не­действительным договор, заключенный между ее сыном и Никитиным, на основании ст. 175 ГК РФ.

Могли ли Никитин и Дементьев заключать сделку купли-продажи? Будет ли удовлетворен иск матери Дементьевой?

Задача 3. 20-летний Николай Воронцов под влиянием плохой ком­пании пристрастился к спиртным напиткам, стал приходить домой в нетрезвом состоянии, полностью пропивать заработную плату, полу­чать взыскания за брак в работе. Родители Николая, стараясь спасти сына от губительного воздействия алкоголя, принимали разные меры, в том числе обратились в суд с заявлением об ограничении дееспособ­ности Николая, в особенности о лишении его права самому получать заработную плату и продавать принадлежащие ему вещи. Отец Нико­лая просил суд назначить его попечителем и заявил при этом о своем намерении не расходовать на семейные нужды заработок сына, обес­печивать его потребности в пище, одежде и т. д. за счет бюджета семьи, а его заработок перечислять в Сбербанк на его имя, но без права рас­поряжения вкладом без разрешения отца.

Будут ли удовлетворены требования отца?


Задача 4. Нина Мухина, 16 лет, работала на трикотажной фабрике. Увлекаясь косметикой, она почти весь свой заработок тратила на ее приобретение. Мать Нины пыталась убедить дочь в неразумности, с ее точки зрения, таких покупок, так как семья испытывала материаль­ные затруднения: на иждивении матери Нины находилось трое мало­летних детей (два брата и сестра Нины), а алименты с бывшего мужа она получала нерегулярно и очень небольшие суммы.

Свое поведение Нина оправдывала тем, что она не обязана содер­жать своих малолетних братьев и сестру, а на свое питание и на другие общие семейные расходы она некоторую часть своего заработка выде­ляет. Что касается косметики, то она приобретает ее на свой зарабо­ток.

Когда мать поняла, что убедить дочь не сможет, она обратилась в бухгалтерию фабрики с просьбой не выдавать Нине на руки заработок ввиду ее несовершеннолетия. Получив отказ, мать Нины обратилась в суд с просьбой лишить ее дочь права самостоятельно распоряжаться своим заработком и назначить ее попечителем дочери.

Какое решение примет суд?


Задача 5. Попов, живший с женой и ребенком в г. Ульяновск, внезапно уехал, не сообщив, куда именно. Жена Попова обратилась в органы милиции с просьбой произвести розыск скрывшегося мужа, однако розыск не дал результата. По истечении пяти лет со дня отъезда мужа его жена обра­тилась в суд с заявлением об объявлении Попова умершим.

Суд требования заявительницы удовлетворил и вынес соответ­ствующее решение, после чего Попова получила в органах загса сви­детельство о смерти, а затем в нотариальной конторе — свидетельство о признании ее наследницей мужа.

Жена Попова продала квартиру, нажитую в период брака, машину, подаренную мужу его родителями, реализовала через комиссионный магазин входившие в состав наследственного имущества телевизор и видеомагнитофон, а компьютер подарила своему брату на день рожде­ния. Одежду Попова она раздала соседям и знакомым.

Когда Попов вернулся в Ульяновск и узнал, что жена вступила в другой брак и возвращаться к своему бывшему мужу не желает, он потребовал возврата принадлежащего ему имущества.

Получив отказ, Попов предъявил иск к покупателям квартиры, ма­шины, а также к брату жены, получившему в подарок компьютер, о признании сделок недействительными и о возврате вещей. К бывшей жене он предъявил иск о возврате оставшихся в наличии вещей и о взыскании стоимости проданных вещей, покупателей которых ему не удалось обнаружить.

Решите спор.

Изменится ли решение, если покупатель квартиры знал, что Попов жив?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право»
Учебно-тематический план курса «Гражданское право» для студентов очной формы обучения, нормативные сроки
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» iconУчебно-методический комплекс гражданское право составители: Емелькина И. А. Крылова Ю. А
По выполнению и оформлению контрольных работ по учебной дисциплине «гражданское право» 155
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Гражданское и торговое право зарубежных стран» предназначен для студентов Института Дополнительного Профессионального Образования Тюменского Государственного Университета по специальности «юриспруденция».
Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Тюменский Государственный Университет. 2006....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право» : учебно-методическое пособие / составитель А. М. Жуков. – Тольятти...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское процессуальное право»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учрежедение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право. Первая часть»
Планы семинарских и практических занятий с методическими указаниями для студентов
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право. Первая часть»
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право»
Требования государственных образовательных стандартов по специальности 350800 – Документоведение и документационное для обеспечение...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: «Уголовно-процессуальное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-процессуальное право» (для студентов заочной формы обучения юридического факультета...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг в строительстве»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг в строительстве» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница