Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза




Скачать 307.6 Kb.
НазваниеВлияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза
страница1/2
Дата29.12.2012
Размер307.6 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


СТЕПКИНА Татьяна Васильевна


ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

САМОПОНИМАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА


19.00.13 – психология развития, акмеология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Астрахань – 2007

Работа выполнена на кафедре психологии развития, акмеологии

Астраханского государственного университета


Научный руководитель: доктор психологических наук,

профессор

Кайгородов Борис Владиславович


Официальные оппоненты: доктор медицинских наук,

Лазько Алексей Евгеньевич


кандидат психологических наук,

Борисова Елена Викторовна


Ведущая организация: ОГОУ ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»


Защита состоится «30» октября 2007 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.009.05 при Астраханском государственном университете по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Астраханского государственного университета и на сайте www.aspu.ru.


Автореферат разослан «29» сентября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент С. А. Подосинников


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в жизни общества, требуется пересмотр системы взглядов на профессиональное развитие специалистов, что закономерно вызывает интерес современных исследователей к проблемам личностного и профессионального развития специалиста (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).

Позиция субъекта деятельности предполагает максимальную степень включенности в неё человека, придание ей личностных смыслов, осознание целей и принятие ответственности за ее результативность (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.М. Трещев и др.). Особую актуальность этот факт приобретает в процессе профессиональной деятельности, где личностные и профессиональные качества достаточно тесно переплетаются и позволяют преобразовывать себя в меняющемся мире. При этом одним из условий эффективного выполнения профессиональной деятельности, оказывающих значительное влияние на способность ориентироваться в реальности, осознавать ее, реагировать на нее соответствующим образом и быть ответственным за профессиональное и жизненное самоосуществление, является самопонимание (М.М. Бахтин, А.А. Брудный, В.В. Знаков, М.К. Мамардашвили и др.).

В то же время многие психологи-исследователи и практики указывали на значимую роль самопонимания в профессиональной деятельности (Г.Л. Лэндрет, М.Р. Минигалиева, Ф. Перлз, К. Роджерс и др.). Понимание себя позволяет адекватно подходить к решению проблем, с которыми специалист сталкивается в процессе своей деятельности.

Вместе с тем, анализ научной литературы показывает, что в настоящее время проблема самопонимания, значительный интерес к которой возник лишь в 90-х гг. XX века, остается недостаточно изученной. В настоящее время в рамках концепции самопонимания, разработанной Б.В. Кайгородовым, проведены исследования, раскрывающие сущностные характеристики самопонимания в подростковом (О.В. Романова) и старшем школьном возрасте (И.А. Монахова), в профессиональном становлении личности (Н.И. Протасова, Н.Г. Меснянкина) и в качестве основного внутреннего фактора продуктивности профессионального общения (Е.В. Борисова).

В настоящее время отечественными учеными достаточно интенсивно исследуются вопросы, связанные с трудностями и кризисами, встречающимися в процессе профессионализации. Одной из таких проблем является проблема профессиональной деформации и ее воздействие на личность специалиста и его профессиональную деятельность (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова).

Однако до сих пор не встречается исследований взаимосвязи между самопониманием и профессиональной деформацией преподавателей вуза.

В связи с вышесказанным в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей связи самопонимания и проявлениями профессиональной деформации преподавателей вуза, позволяющее выявить новые резервы эффективности их профессиональной деятельности, и недостаточной раскрытостью поднимаемой проблемы в научной литературе; между объективной необходимостью повышения конкурентоспособности преподавателей вуза и существующей системой их психологического сопровождения; между острой необходимостью внедрения программ по профилактике профессиональной деформации и фактическим уровнем разработанности данной тематики психологической наукой. Указанное обстоятельство и определило выбор темы нашего диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить психологические особенности самопонимания специалистов при различных видах профессиональной деформации.

Объект исследования: психологические особенности развития самопонимания специалистов.

Предмет исследования: уровень и характер самопонимания у преподавателей вуза в условиях профессиональной деформации.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что уровень и характер развития самопонимания специалистов детерминирует вид профессиональной деформации.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:

  1. На основе анализа психологической литературы определить психологическое содержание и структурно-динамические характеристики самопонимания.

  2. Установить виды профессиональной деформации преподавателей вуза и дать им характеристику.

  3. Выявить характер влияния профессиональной деформации на уровень и особенности развития самопонимания преподавателей вуза.

  4. Наметить основные пути психокоррекционной работы по развитию самопонимания как профилактики профессиональной деформации у преподавателей вуза.

методологическую и теоретическую основу диссертации составили труды российских и зарубежных ученых-психологов, включающие следующие теоретические положения: принцип системного изучения личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов); принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); акмеологический подход к развитию (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, А.К. Маркова); концепция зависимости социализации и индивидуализации как основных процессов развития личности от уровня развития самопонимания (Б.В. Кайгородов); положения гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл).

методы исследования определены его целью и задачами, а также объективной спецификой изучаемого предмета и включают в себя комплексный инструментарий, направленный на выявление влияния профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза: метод «репертуарные решетки Д. Келли» (электронная версия «Ко-терапевтическая компьютерная система Келли – 98»), тест «семантический дифференциал Ч. Осгуда»; тест САМОАЛ; опросник самоотношения В.В. Столина; морфологический тест жизненных ценностей; адаптированные к задачам исследования методы наблюдения, опроса; математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя описательные статистики, непараметрический критерий Краскала-Уоллеса, непараметрический критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, метод попарного сравнения.

Достоверность результатов исследования обеспечена логикой построения теоретико-методологических оснований работы на всех этапах ее осуществления; целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; значительным объемом выборки, практическим подтверждением основных положений исследования и тщательной обработкой полученных в ходе эксперимента данных, воспроизводимостью полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены виды профессиональной деформации, характерные для преподавателей вуза; определены критерии и показатели, характеризующие виды профессиональной деформации; уточнены содержательные и процессуальные характеристики самопонимания; выявлены особенности уровневого развития самопонимания преподавателей вуза; впервые установлена взаимосвязь между характером профессиональной деформации и психологическими особенностями самопонимания преподавателей вуза; конкретизирована совокупность психологических условий оптимизации развития самопонимания преподавателей вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные позволяют использовать уровневую структуру самопонимания не только для характеристики личности, но и в качестве одного из определяющих факторов профессионального развития; в расширении представлений о профессиональном развитии через конкретизацию понятия «самопонимание преподавателей вуза», которое сводится не только к личностным характеристикам, что уже достаточно хорошо изучено, а понимается как различные варианты интеграции и взаимодействия различных структур личности. Тем самым, дополняя концепцию поуровневого развития самопонимания Б.В. Кайгородова, полученные данные позволяют расширить представления о сущности, структуре и методах изучения самопонимания.

Практическая значимость исследования определяется тем, что работа с выявленными видами профессиональной деформации позволяет оптимизировать психолого-акмеологическое воздействие по развитию самопонимания преподавателей вуза, что будет влиять на эффективность профессиональной деятельности и способствовать достижению самореализации и творческой неповторимости личности. Материалы диссертационного исследования позволяют не только представить психологические особенности самопонимания преподавателей, но и управлять процессом его развития. Выделенная и адаптированная совокупность методик, необходимых для изучения влияния профессиональной деформации на самопонимание преподавателей вуза, позволяет объективно оценить потенциал специалиста и спрогнозировать особенности развития профессионала. Разработанные рекомендации психокоррекционной работы будут полезны психологам-консультантам и помогут при работе с проблемами профессионального становления.

Результаты исследования могут дополнить содержание учебных курсов «Психология развития», «Профессиональное консультирование», «Психология труда» и др.

Апробация работы. Результаты теоретического и эмпирического исследований обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета, ежегодных научно-практических конференциях и научно-методических семинарах аспирантов (Астрахань, 2004–2007 гг.). Результаты докладывались на всероссийских и международных конференциях (Астрахань, 2003–2006 гг.; Москва, 2005 г.; Магнитогорск, 2005 г.; Екатеринбург, 2006 г.; Челябинск, 2006 г.). Материалы исследования нашли отражения в девяти опубликованных работах автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Самопонимание есть постижение человеком смысла своего существования, в результате которого происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и реальной действительности. Согласование констатирует ход социализации личности молодого человека. Самопонимание зависит от предшествующего опыта человека, который фиксируется и интегрируется в различных составляющих «Я-концепции» личности человека. Структура самопонимания рассматривается, с одной стороны, как система из 3 взаимосвязанных компонентов: потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого и когнитивного, с другой стороны, структуру самопонимания образуют содержательные характеристики «Я-концепции» специалистов.

2. Для преподавателей вуза характерны следующие виды профессиональной деформации: деформация на уровне частных компонентов самопонимания – в профессиональной деятельности проявляется как профессиональное равнодушие, формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, затруднения с интерпретацией внешнего мира, конформность, самообесценивание себя как специалиста; деформация на уровне структуры самопонимания – в профессиональной деятельности проявляется как ригидность личности, шаблонности мышления и действия, перенос большой доли профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы, принятие роли «учителя».

3. Феномен профессиональной деформации определен как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое». Для успешного осуществления профессиональной деятельности особое значение имеет не только степень выраженности отдельных профессионально важных свойств личности, но и характер взаимосвязи между ними. На характер профессиональной деформации решающее влияние оказывают субъективные факторы, ведущие к изменению «Я-концепции».

4. Психологическая работа по профилактике профессиональной деформации у преподавателей вуза будет оптимальной в том случае, если она строится на основе развития самопонимания и осуществляется с учетом видов профессиональной деформации. Эффективность психокоррекционной работы по оптимизации процесса самопонимания базируется на развитии и оптимальном соотношении его структурно-содержательных компонентов.

База исследования. В исследовании приняли участие 189 специалистов со стажем работы от 10 до 25 лет в системе высшего образования, из них работающих в Астраханском государственном университете 116 человек, в Астраханском государственном техническом университете – 72 человека.

Этапы исследования. Исследование проводилось согласно индивидуальному плану соискателя в 3 этапа в течение 2003–2007 гг. На первом этапе нами была сформулирована тема исследования, осуществлялся теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме исследования в отечественной и зарубежной науке, разработан план диссертации, обоснована ее актуальность, определены объект, предмет, цели и задачи, гипотеза исследования, выбраны его методы. Второй этап представлял собой эмпирическое исследование влияния профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза, который, в свою очередь, делился на 2 блока. На третьем этапе на основе полученных данных определен характер влияния профессиональной деформации на уровни и особенности развития самопонимания преподавателей вуза. Итогом третьего этапа стало упорядочение исследовательских материалов и техническое оформление диссертационного исследования.

Внедрение результатов исследования производилось в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами и преподавателями Астраханского государственного университета, слушателями Астраханского института повышения квалификации и переподготовки, Астраханского государственного технического университета.

Объем и структура работы продиктованы сформулированными целью и задачами настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 251 наименование. Все главы сопровождаются выводами, в которых изложены результаты исследования.


Основное содержание работы


Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются предмет, объект, цель работы, формулируются гипотеза и задачи исследования, указываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость данной работы, обозначаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Методологические основы изучения влияния профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза» рассматриваются различные подходы в исследовании понимания, позволяющие вычленить понятие «самопонимание». Представлен феноменологический и психологический анализ этого понятия.

Проведенный анализ научных исследований позволяет нам утверждать, что понимание – сложное понятие, и для его изучения требуется общенаучный подход. Этим объясняется тот факт, что изучению понимания в философских, филологических и лингвистических исследованиях уделяется большое внимание.

Проанализировав литературные данные, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблеме самопонимания в ходе теоретического исследования, можно сделать выводы о том, что:

  1. самопонимание – это самостоятельный процесс в структуре самосознания, который имеет свои собственные характеристики, структуру, функции и особенности развития. Самопонимание зависит от предшествующего опыта человека, который фиксируется и интегрируется в различных составляющих «Я-концепции» личности человека;

  2. в психологии личности, в рамках гуманистического подхода самопонимание представлен как интраперсональный критерий личностного роста человека. Этот критерий рассматривается как наиболее точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т. д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей, защит; адекватная и гибкая «Я-концепция», чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая опыт, сближение «Я-реального» и «Я-идеального».

В нашем диссертационном исследовании мы придерживаемся концепции поуровневого развития самопонимания Б.В. Кайгородова, который, с одной стороны, структуру самопонимания рассматривает как систему из 3 взаимосвязанных компонентов: потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого и когнитивного, с другой стороны, утверждает, что структуру самопонимания образуют содержательные характеристики «Я-концепции». По мнению Б.В. Кайгородова, самопонимание есть постижение человеком смысла своего существования, в результате которого происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и реальной действительности. Мы считаем, что согласование происходит на основе взаимодействия процессов социализации и индивидуализации.

Процесс профессионализации как составной части социализации детерминируется противоречиями между стремлением специалиста быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности одобрять и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности. Данное противоречие детерминирует феномен профессиональной деформации, который Э.Ф. Зеер определил как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой.

Во второй главе «Эмпирическое исследование влияния профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза» представлены методы, анализ и интерпретация результатов исследования влияния профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза.

В соответствии с поставленной целью исследования был применен комплексный инструментарий, направленный на выявление особенностей самопонимания преподавателей вуза в результате профессиональной деформации.

Первый блок эмпирического исследования заключался в заполнении специалистами репертуарной решетки. В ходе факторного анализа в методике представлено 2 основных фактора: первый фактор показывает позицию представлений о себе как о специалисте. Второй фактор показывает позицию представлений об идеальном профессионале. Кроме того, использованы дополнительные факторы – оценки, силы, активности и эмоциональности, которые находят свое отражение в основных 2 факторах. Целью данного блока исследования было выделение групп специалистов, отражающих сходные позиции.

Проведенный анализ показал наличие специфических связей между элементами в структуре самопонимания специалистов. На основе анализа корреляционных связей было выделено 3 группы испытуемых.

Во всех группах с рыхлой системой связи элементов самооценочные элементы выражены не все, корреляционные связи распределены неравномерно. Рыхлая система конструктов является показателем профессиональной неопределенности и отсутствием сформированности профессиональных признаков и ценностей. По нашему мнению, это является показателем низкого уровня рефлексии, затрудняющим интерпретацию внешнего мира, признаком неудачно пройденного этапа адаптации. Анализ сравнения корреляционных связей ролевых позиций «реальный специалист» и «идеальный специалист» показывает, что значимых совпадений не наблюдается, по нашему мнению, это результат профессиональной неуверенности или абсолютного равнодушия к работе, потеря смысла выполняемой деятельности.

Жесткая структура самопонимания специалиста является результатом неадекватного восприятия ситуации и признаком ригидности личности, шаблонности мышления и действия. Жесткая система конструктов затрудняет личностный и профессиональный рост, так как не позволяет своему обладателю отклониться от заданной программы действия и скорректироваться сообразно обстоятельствам. В результате сравнения корреляционных связей ролевых позиций «реальный специалист» и «идеальный специалист» мы получили 83-процентное совпадение, что свидетельствует о том, что специалисты с жесткой системой конструктов наделяют себя всеми характеристиками, присущими «идеальному специалисту».

Артикулированная система элементов образа специалиста отражается в дифференцированности и сбалансированности элементов и в возможности преодоления внутриличностных противоречий. Во всех группах с артикулированной структурой профессионального самосознания наибольшее количество связей у самооценочного элемента «Я-творческое». Это позволяет сделать вывод о наиболее перспективном векторе развития.

Полученные результаты мы использовали для выделения видов профессиональных деформаций, характерных для преподавателей вуза. Методологической основой для решения данной задачи стали положения Э.Ф. Зеера о способах систематизации проявлений профессиональной деформации.

Мы выдели 2 вида деформаций, характерных для преподавателей вуза (см. табл. 1).

Таблица 1

Виды профессиональной деформации,

характерных для преподавателей вуза

Уровень

деформации

Характер

деформации

Проявления

в профессиональной деятельности

Деформация на уровне элементов самопонимания (соответствует рыхлой системе связи образов специалиста)

Изменения одного элемента никак не затрагивает другие элементы, в результате чего возникает внутренний конфликт, противоречия

В качестве защитной реакции профессиональное равнодушие, формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, затруднения с интерпретацией внешнего мира, конформность, самообесценивание как специалиста

Деформация на уровне структуры самопонимания (соответствует жесткой системе связи образа специалиста)

Изменения одного элемента ведут к изменению всей структуры и характера образа специалиста

В качестве защитной реакции ригидность личности, шаблонности мышления и действия, перенос большой доли профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы, принятие роли «учителя»
  1   2

Похожие:

Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза iconЛекция №1 «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»
Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников. Тема нашего занятия: «Психологические особенности детей младшего школьного...
Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза iconI. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10 глава дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной
Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности 10
Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза iconI. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10 глава дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной
Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности 10
Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза iconВозникновение и развитие этнопсихологии
Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики...
Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза iconВлияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками
Защита состоится 6 ноября 2007 года в 12 часов на заседании диссертационного совета К212. 009. 05 при Астраханском государственном...
Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза iconПрограмма вступительного экзамена «Механика сплошной среды» в магистратуру по направлению «механика»
Тензор деформации. Геометрический смысл компонентов тензора деформации. Главные оси тензора деформации
Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза iconВлияние динамического деформационного старения сплава амг6 на сопротивление деформации

Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза iconИндивидуально-психологические особенности личности больных хроническим алкоголизмом с различной длительностью психотерапевтической ремиссии
Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки)
Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза iconЛомбина Т. Н., Лукша В. Г. "Психологические особенности развития личности ребенка в современных условиях". Материалы
Ломбина Т. Н., Лукша В. Г. "Психологические особенности развития личности ребенка в современных условиях". Материалы III международной...
Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза iconМодель накопления поврежденности при пластической деформации
Для процессов холодной пластической деформации широкое применение получили критерии поврежденности, предложенные в [1-3]. Модель,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница