Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий»




Скачать 231.81 Kb.
НазваниеРабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий»
Дата29.12.2012
Размер231.81 Kb.
ТипРабочая программа
М

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________ Т.В. Маркелова



«_____» ___________2009 г.

рабочая программа


По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий»

По специальности 030901.65 – Издательское дело и редактирование

Факультет Издательского дела и журналистики

Кафедра Издательское дело и редактирование


Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Федеральный

Национально-региональный (вузовский)

Элективный

ОПД.В.01

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины










Общие математические и естественнонаучные дисциплины










Общепрофессиональные дисциплины










Специальные дисциплины










Дисциплины специализации










Дисциплины по выбору




X







Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

работа

Курсовой проект

Самостоятельная работа

Очно-заочная

4

2

200

51

34

17










149

Экзамен


Москва — 2009 г.


Составитель: Мжельская Е.Л. к.ф.н., доц. каф. Издательского дела и редактирования

Рецензент:

Рабочая программа обсуждена на кафедре «Издательского дела и редактирования»

10 ноября 2009г., протокол № 5 .


Зав. кафедрой Шеметова Е.П.


Одобрена Советом факультета издательского дела и журналистики

___ ноября 2009г., протокол № 3 .


Председатель Столяров А.А.


1. Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям


1.1. Цель и задачи изучения дисциплины.

Цель преподавания дисциплины - формирование у студентов профессионального подхода к редактированию и выпуску фотоизданий с учетом особенностей фотоизображения как основного содержания фотоизданий.

В задачи курса входит: формирование у студентов знаний о специфике фотоизданий, изучение этапов редакционно-издательской подготовки фотоальбомов и фотокниг, роли редактора на каждом этапе редакционно-издательского процесса, обучение навыкам анализа фотопроизведения.


Частные цели обучение практическим навыкам организации выпуска и проведения экспертизы, оценки и оформления учебных изданий конкретных видов для системы общего и профессионального образования.


Основной задачей изучения дисциплины является овладение методами:

редакторского анализа фотоизданий

анализа подходов и технологий обучения;

выбора издательского решения, оценки его оптимальности в заданных условиях;

планирования и анализа редакционного портфеля;

прогнозирования и оценки развития рынка фотоизданий;

формирования книжной культуры;

оценки содержания и структуры фотоиздания;


1.2. Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями о массиве фотоизданий, освоить методику редакционно-издательского процесса подготовки фотоизданий, приобрести опыт в анализе содержания, композиции, языка фотопроизведення,

уметь: выработать направления совершенствования массива фотоизданий с учетом общественных потребностей в визуальной информации; разрабатывать концепцию учебного издания; прогнозировать развитие модели учебной книги и обеспечивать ее потребительскую ценность; создать авторский коллектив и организовать его деятельность; организовать работу технических сотрудников издательства для выпуска конкретного издания.


1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины.


«Редактирование. Общий курс», «Технология редакционно-издательского процесса»,

«Редактирование отдельных видов литературы», «Художественно-техническое оформление изданий», «Авторское право», «Журналистика», «Теория стилей».


2. Содержание дисциплины


2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах.


п/п

Наименование тем, разделов

Общая трудоемкость (часов)

Аудиторные занятия

(всего часов)

Лекции

Практические занятия

(семинары)

Лабораторные занятия

1

Введение Тема 1. Направления построения курса, основные темы и формы обучения, связь с другими учебными дисциплинами, общая характеристика основных знаний и навыков, которыми должен овладеть студент в процессе освоения курса

6

4

2




2

Тема 2. Задачи выпуска фотоизданий

6

4

2




3

Тема 3. Фотография видообразующая составляющая фотоизданий

6

4

2




4

Тема 4. Жанры фотопубликаций

6

4

2




5

Тема 5. Типоформирующие признаки фотоизданий

6

4

2




6

Тема 6. Методика редакционно-издательской подготовки фотоизданнй

6

4

2




7

Тема 7. Подготовка рабочего макета издания

7

4

3




8

Тема 8. Подготовка и редактирование текстового ряда

8

6

2







итого

51

34

17





2.2.Содержание разделов дисциплины


Лекция 1. Введение.

Направления построения курса, основные темы и формы обучения, связь с другими учебными дисциплинами, общая характеристика основных знаний и навыков, которыми должен овладеть студент в процессе освоения курса. Рекомендуемые источники, учебная литература, дополнительные материалы.

Лекция 2. Задачи выпуска фотоизданий.

Формирование фотоизданий под воздействием развития фотоискусства

Влияние фотоинформации на развитие общественного сознания. Становление издательской деятельности, традиции и новаторство.

Современное состояние выпуска фотоизданий в России. Роль редактора в определении тематики изданий.

Лекция 3. Фотография видообразующая составляющая фотоизданий.

Изобразительно-выразительные элементы языка фотографии, существенные для формирования фотоповествования. Особенности содержания фотоматериалов. Система приемов, с помощью которых создается художественный образ. Свойства фотографии в аспекте содержания и формы.

Композиционные элементы внутри отдельного снимка Приемы построения изображения, влияющие на раскрытие замысла снимка. Изобразительные возможности фотографии при выделении тех или иных объектов изображения. Способы композиционного решения для получения изобразительного акцента на объекте изображения, который должен доминировать. Оценка правильности выбора композиции отдельного снимка в структуре фотоизложения.

Лекция 4. Жанры фотопубликаций.

Жанровая характеристика фотопубликарий, составляющих основу фотоиздания. Особенности снимков в жанре натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая фотография. Выявление методов и приемов создания снимков различных жанров, оценка их выразительных свойств в процессе редакторского анализа. Характерные черты жанров фотопубликаций, которые могут стать основой содержания фотоиздания:

фотокорреспонденция, секвенции, фоторепортаж, фотоочерк, фотосерия.


Лекция 5. Типоформирующие признаки фотоизданий.

Фотоиздания как разновидность изоизданий. Доминирующая информативная функция изображения.

Фоторяд как основной структурный элемент фотоиздания. Типологическая характеристика фотоальбома. Типологическая характеристика фотокниги.

Взаимодействие изображения и слова в характеристике фотоизданий. Функции словесного текста в фотоизданиях. Задачи текстового сопровождения в структуре фотоизданий.

Качество восприятия содержания фотоиздания и особенности его воздействия на читателя-зрителя. Свойства фотоизданий, влияющие на процесс восприятия фотоповествования. Требования к фотопроивведениям: доступность, наглядность, документальность, достоверность, инфоративность, художественность, коммуникативность.

Тематико-типологический состав массива изданий.


Лекция 6. Методика ре дакни он но-издательской подготовки фототоизданнй.

Конпепция редакторской подготовки фотоизданий. Функции редактора.

Этапы редакционно-издательского процесса выпуска фотоизданий. Критерии редакторской оценки заявки, сценарного плана, поразворотного кадроплана.

Приемы отбора снимков из архивов и работе редактора с фотографом в съемочный период.

Методика отбора отснятого материала и взятого из архивов. Анализ и оценка отдельного снимка, оценка всего фотоматериала, предназначенного для фотоиздания. Система критериев оценки содержания и композиции отдельных фот о произведений, входящих в фотокомпозицию.

Закономерности размещение кадров на развороте. Оценка редактором фактической основы визуальных фрагментов, их упорядоченности и соподчиненности. Формирование и оценка редактором узловых, а затем второстепенных фрагментов. Оценка редактором разворотов.


Лекция 7. Подготовка рабочего макета издания.

Особенности создания художником рабочего макета и оценка редактором монтажа фото повествования. Методика организации процесса подготовки монтажа фото публикаций, с точки зрения воздействия на читателя-зрителя отдельных монтажных фраз. Повествовательный монтаж. Ритмический монтаж. Параллельный монтаж. Условия, необходимые для взаимодействия кадров на полосе, развороте, во фрагменте.

Лекция 8. Подготовка и редактирование текстового ряда.

Оценка редактором текстового ряда во взаимодействии с фоторядом. Работа редактора над аппаратом фотоизданий.


2.2. Практические занятия, их содержание и объем в часах.
Пр.з. 1 Изучение массива фотоизданий.

Рассмотрение предложенных изданий. Их общая характеристика, Выразительность фотопубликаций. Пр.з. 2.Типологическая характеристика фотоизданий.

Анализ предложенных фотоизданий. Характеристика фотоальбомов, фотокниг. Типологическая характеристика фотопутеводителей.

Пр.з. 3. Критерии редакторской оценки отдельных фотопубликаций.

Редакторский анализ фотопортрета, фотопейзажа, фотозарисовки, фотонатюрморта, жанровой фотографии в предложенных изданиях.

Пр.з. 4. Редакторская оценка фотопроизведения.

Редакторский анализ публикаций фотоочерков, фоторепортажей, фотосерий в журнальных изданиях.

Пр.з. 5. Редакторская оценка отдельного фотоиздания с точки зрения взаимодействия фотоинформации и текста.

Редакторский анализ фотоблоков в отдельных книгах серии «Мой XX век» изд-ва ВАГРИУС .

Пр.з. 6. Моделирование фотоиздания.

Разработка модели фотоальбома или фотопутеводителя на предложенную тему (Современный город, История России, Достопримечательности Москвы, книга по биологии для детей и т. д.).

Пр.з. 7. Подготовка издательского плана-проспекта фотоиздания.

Разработка, плана-проспекта по предложенным темам: Политические партии России, Наш современник, Животные Крыма и т.д.

Пр.з. 8. Обсуждение проспектов изданий.

Подведение итогов по созданным студентами планам-проспектам фотоизданий.


2.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

Не предусматривается.

2.4. Курсовой проект (работа), его характеристика

Не предусматривается.


2.5. Организация самостоятельной работы





Наименование тем, разделов

Виды и формы самостоятельной работы *

(распределение по часов по формам обучения)

Подготовка к практическому (семинару, лаб. работе)

Подготовка рефератов (докладов, сообщений и информационных материалов т.п.)

Выполнение домашних контрольных и иных заданий)

Подготовка к промежуточной аттестационной работе (в т.ч. коллоквиум, тестированием и пр.)

Подготовка к зачету

(экзамену)

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная




Введение Тема 1. Направления построения курса, основные темы и формы обучения, связь с другими учебными дисциплинами, общая характеристика основных знаний и навыков, которыми должен овладеть студент в процессе освоения курса































2







2







Тема 2. Задачи выпуска фотоизданий































2







4







Тема 3. Фотография видообразующая составляющая фотоизданий































2







4







Тема 4. Жанры фотопубликаций































2







4







Тема 5. Типоформирующие признаки фотоизданий































2







4







Тема 6. Методика редакционно-издательской подготовки фотоизданнй































2







4







Тема 6. Подготовка рабочего макета издания































2







4







Тема 6. Подготовка и редактирование текстового ряда































2







4




* могут быть предложены иные формы СРС


3. Учебно-методические материалы по дисциплине


3.1. Основная и дополнительная литература


Основная литература:

  1. Редакторская подготовка изданий/С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков и др.-Учебник для вузов.- М., 2002,-468с,

  2. Мжельская Е. Л. Редакторская подготовка фотоизданий/Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 2005. - 112 с.


Дополнительная литература:

  1. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник.- М.; Юристъ1998.- 472 с.- (Книжное дело).

  2. Энциклопедия книжного дела, -М.: Юристъ, 1998. - 536 с.- (Книжное дело).

  3. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания.- М.: Олимп, 1999. - 688 с.

  4. Стандарты по издательскому делу: сб. Док. — М.: Экономист, 2004. — 623 с.- (Книжное дело).

  5. Александрова А. А. Фотокнига на современном рынке/Кн.Ислед. и материалы. - 1994. - Сб. 68. – С. 113-122.

  6. Вартанов а.н. Фотография: документ и образ. -М. -Планета, 1983. - 271 с.

  7. Морозов С.А. Творческая фотография, -М.: Планета, 1989. - 416 с.

  8. Новая история фотографии. - СПб., Machina, 2008. - 334 с.

  9. Пожарская С. ШКОЛА ФОТОГРАФА. Антология детской и молодежной фотографии. – М.: Галарт, 2008. - 160 с.

  10. Пожарская С. ГАЛЕРЕЯ ФОТОМАСТЕРОВ. – М.: Галарт, 2008. – 160 с.


3. 1. 3. Методические пособия

  1. Сборник программно-методических материалов: Примерные программы дисциплины по выбору студентов. - спец. 021500 Издат. дело и редактирование.- М., 2002. - 54с.


3.2. Перечень наглядных пособий к используемым в учебном процессе техническим средствам.

  1. Подборка фотоматериалов, демонстрирующих приемы построения содержания и композиции фотографии.

  2. Подборка фотоматериалов, демонстрирующих жанры фотографии и фотопублицистики.

  3. Подборка фотоматериалов, демонстрирующих этапы исторического развития фотоискусства.

  4. Сайт photogrufer.ru

  5. Интернет-ресурсы фотобанков

  6. Сайт fotored.nm.ru

  7. Документальный фильм о работе военного фотокорреспондента.

Протокол

согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на 2009 / учебный год



Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение

(протокол N°. дата) кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4

Редакторская подготовка изданий

ИД и Р




№ 5 от 10.11.2009

Технология редакционно-издательского процесса

ИД и Р




№ 5 от 10.11.2009

Современный редактор

ИД и Р




№ 5 от 10.11.2009

Современное издательство

ИД и Р




№ 5 от 10.11.2009















































































































Дополнения и изменения в рабочей программе

на 2009I10 учебный год


В рабочую программу вносятся следующие изменения:


Общее количество часов по вечернему обучению, отмена занятий по дневной и заочной формам обучения. Дополнительная литература. Перечень наглядных пособий. Форма конечного контроля знаний - экзамен (в соответствии с нагрузкой).


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании


кафедры « 10 » ноября 2009 г.


Заведующий кафедрой «Издательского дела и редактирования»

____________________/ Е.П. Шеметова/


Внесенные изменения утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________ Т.В. Маркелова



«_____» ___________2009 г.

Похожие:

Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий» iconРабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка изданий»
Составитель: Шиманов А. Е., к ф н., доц каф. Издательского дела и редактирования, Мжельская Е. Л., к ф н., доц каф. Издательского...
Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий» iconРабочая программа По дисциплине «Рекламные издания и их подготовка»

Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий» iconРедакторская подготовка изданий
Понятия «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения» в книгоиздании
Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий» iconТема 24. Работа с текстами, функционирующими в сфере связей с общественностью
Антонова, С. Г., Васильев, В. И., Жарков, И. А. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Под ред. С. Г. Антоновой. – М.:...
Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий» iconРабочая программа спецкурса по математике «Подготовка к егэ»
Рабочая программа факультативного курса по математике «Подготовка к егэ» для 11 класса разработана в целях
Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий» iconРабочая программа По дисциплине Подготовка и презентация издательского проекта
Составитель: Жаворонкова Т. Н., ст преп каф. Издательского дела и редактирования
Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий» iconКубок Республики Беларусь по чгк сезона 2008-2009 гг. Проводят команды: «Хунта», «МаФи», «Джокер» Редакторская группа: Алексей Дуболазов, Дарья Костенко, Ольга Шишко
Редакторская группа выражает признательность тестерам пакета Михаилу Савченкову, Евгению Калюкову и Ивану Топчию за ценные замечания...
Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий» iconРабочая учебная программа по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий» iconРабочая программа по дисциплине сд. 03 «Основы электрохимической технологии» подготовка по направлению 240100. 62 «Химическая технология и биотехнология»
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный...
Рабочая программа По дисциплине «Редакторская подготовка фотоизданий» iconРабочая программа по дисциплине «Английский язык»
Рабочая программа по дисциплине «Английский язык» для направлений 220600. 68 «Инноватика», обучающихся по магистерской программе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница