Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе




Скачать 90.11 Kb.
НазваниеИнклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе
Дата29.12.2012
Размер90.11 Kb.
ТипДокументы

Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе

Автор: Дурандина Н.Е.


В Республике Татарстан в настоящее время отсутствует практика инклюзивного образования детей-инвалидов в общеобразовательных школах. Согласно данным Министерства социальной защиты РТ, 25 % детей-инвалидов, обучающихся в коррекционных школах, могут обучаться в обычных условиях. В настоящее время вопросы инклюзии в регионе обсуждается на уровне общественных диалогов, первый из них состоялся 4 апреля 2007 года благодаря поддержке программы «Диалог» Совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) в рамках проекта «Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов» (рук. П. Романов, Центр социальной политики и гендерных исследовании). Организаторами данного мероприятия выступили Татарское региональное отделение Всероссийского общества инвалидов, Женский кризисный центр «Фатима», Окружная экспериментальная площадка обучения инвалидов ТИСБИ и Институт непрерывного образования взрослых.

В Республике Татарстан в настоящее время отсутствует практика инклюзивного образования детей-инвалидов в общеобразовательных школах. Согласно данным Министерства социальной защиты РТ, 25 % детей-инвалидов, обучающихся в коррекционных школах, могут обучаться в обычных условиях. В настоящее время вопросы инклюзии в регионе обсуждается на уровне общественных диалогов, первый из них состоялся 4 апреля 2007 года благодаря поддержке программы «Диалог» Совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) в рамках проекта «Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов» (рук. П. Романов, Центр социальной политики и гендерных исследовании). Местом для проведения круглого стола «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы в Республике Татарстан» была выбрана Окружная экспериментальная площадка обучения инвалидов ТИСБИ как единственное в РТ учреждение, занимающееся вузовским образованием для инвалидов. Организаторами данного мероприятия выступили Татарское региональное отделение Всероссийского общества инвалидов, Женский кризисный центр «Фатима», Окружная экспериментальная площадка обучения инвалидов ТИСБИ и Институт непрерывного образования взрослых.

В материале представлены результаты обсуждения проблемы инклюзивного образования инвалидов. Реализация инвалидами их прав как граждан зависит от степени участия государства в решении проблем инвалидов, а так же от вклада общественных движений, различных некоммерческих организаций в формулирование социальной политики и общественного признания инвалидности как следствия социальной несправедливости, а не медицинского диагноза. Так и на уровне нашего региона, можно заметить, что в основном государство дает образование инвалидам только лишь на уровне начального образования. Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление в вуз проблематичным.

Ситуация такова, что в настоящее время в Татарстане обучением инвалидов занимается только Академия «ТИСБИ» в городе Казани, в ней созданы специальные для слабослышащих детей, в то время как существует много типов инвалидности так же нуждающихся в определенных условиях для нормального функционирования человека, для того чтобы обучение было продуктивным. Как отмечает в своем выступлении директор Академии «ТИСБИ» - в такой ситуации «мы не можем остаться в стороне», ведь даже «на совете ректоров, когда  Новикова К.Н. обратилась с просьбой к высшим учебным заведениям взять на обучение детей с ограниченными возможностями, - реакция вузов была более чем слабая».

На сегодняшний день существуют все предпосылки для создания ассоциации по инклюзивному образованию, которая будет заниматься решением такого рода проблем. К сожалению, на данном «круглом столе» отсутствовали представители от городского образования, так как организаторы столкнулись с проблемой непонимания важности решения проблемы доступности образования для инвалидов.

Директор института непрерывного образования взрослых З.Н. Сафина отметила, что бизнес не может остаться в стороне, «необходимо просить помощи у предпринимателей, так как инклюзия - это, прежде всего, социальные условия доступности среды». Так, например, в том же учреждении Академии «ТИСБИ» создали многофункциональный класс специально для того, чтобы обучать слабослышащих студентов, но для его создания таких классов в других учебных заведениях понесет очень большие затраты, одного лишь бюджета не будет достаточно. Кроме того, «для того, чтобы ребята могли общаться в неформальной обстановке с другими студентами и преподавателями с ними работают по специальной эффективной коррекционной программе, которую оплачивают наши спонсоры».

Задача стоит не только в том, чтобы человек с ограниченными возможностями получал знания, но и положительный социальный опыт функционирования в интегрированной среде. Так, например, сейчас в «ТИСБИ» работает куратором-методистом по работе с детьми-инвалидами Олеся, она сама является инвалидом-колясочником первой группы. Из ее воспоминаний она поделилась, что училась с первого по четвертый класс в обычной школе, с этим у нее до сих пор связанны только теплые воспоминания, но в средних классах  ограничения, связанные с тем, что школы не обустроены для детей-инвалидов не позволили ей продолжить обучение в массовой школе. Она общительный, коммуникабельный, открытый человек, чем очень отличается от тех ребят, которые приходят  из домов-интернатов, как отмечают сотрудники.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата препятствием  является наша архитектурная среда школ, причем строительство их так и продолжается до сих пор, несмотря на нормы градостроительного комплекса, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181. Это говорит о том, что законодательные акты работают неэффективно, или, по-видимому, есть что-то, что сдерживает их полноценное действие. Создание для инвалидов доступной среды жизнедеятельности должно являться составной частью государственной политики Республики.

Инвалиды с нарушениями слуха и зрения также не имеют доступа к образовательному процессу из-за тог, что в обычных школах практически не используются современные технологии (сурдоперевод, таблица Брайля).

Для Республики Татарстана также наряду с необустроенность архитектурной среды и отсутствием специальных программ стоит вопрос получения детьми-инвалидами образования по месту жительства, это усугубляется еще и тем, что, например, в Казани нет ни одного общественного транспорта, доступного для инвалидов. Многим детям с ограниченными возможностями приходится ездить из района в район, что сложно осуществлять ежедневно, в связи с чем дети остаются в учебных заведениях, месяцами не бывают дома, что негативно сказывается как на родителях, так и на детях (из выступления матери ребенка-инвалида).

Кроме всего вышеперечисленного, было отмечено, что большой процент от общего числа детей инвалидов страдают лишь задержкой психического развития, острые же отклонения отмечаются только у 20% , у остальных проблемы со слухом, зрением и другие заболевания. В данном контексте можно выделить еще одну стержневую проблему - неправильная ранняя диагностика ребенка. Ведь, если бы дети из сегодняшних детей-инвалидов обучались в общеобразовательных школах, то они бы ни чем ни уступали в развитии своим сверстникам. 

Интеграцию детей-инвалидов в учебный процесс обычных массовых учебных заведений мы называем инклюзивным образованием.

В России 72% специализированных школ являются интернатами и поэтому проблемы инклюзивного образования необходимо решать. Однако, как отметили респонденты, это не говорит о том, что необходимо закрыть все учреждения интернатного типа и коррекционные школы, необходимо обеспечить инвалидам выбор образовательного учреждения.

Шамиль Фаттахов (директор Центра нравственного воспитания детей и молодежи «Акме») отметил следующее: «Все о чем вы сейчас говорите (о создании инклюзии) - это норма, так и должно быть, складывается мнение, что мы с вами живем в каком-то аду под названием «эксклюзия», то ест нынешнее образование не гуманное… о чем говорили вы - вот это нормальное образование, но его не надо называть инклюзией, просто нормальным образованием». Исходя из этого, одним из первых направлений должно быть нравственное воспитание всего общества  «Нужно чтобы общество было человеколюбивым и тогда эти вопросы будут решаться гораздо более автоматическими способами потому что каждый будет понимать важность такого нормального образования, но сделать это не так просто…»

Кроме этого, средства массовой информации стереотипизируют образ людей с ограниченными возможностями, отсюда и негативное отношение, и отсутствие понимания их проблем и нежелание принять их. Например, «Инвалид в фильмах в основном негативный персонаж (с ограничениями руководит преступной группировкой) доходит просто до абсурда».

Таким образом, создание условий архитектурной среды и наличие специальных программ не сможет решить самый важный барьер «образования для всех» - само общество, которое противостоит и боится различных перемен и не умеет адекватно реагировать на тех, кто хоть немного отличается от «общей массы» людей. 

Образование людей с ограниченными возможностями выступает лишь как частная проблема, ведь когда люди придут к пониманию того, что каждый человек ценен сам по себе, изменится вся сегодняшняя картина: между мужчинами и женщинами, образованными и необразованными людьми  и, в том числе, людьми с ограниченными  возможностями и здоровыми.

Для того чтобы воплотить идею инклюзивного образования в жизнь в  настоящее время «нужно начать с банального» - определить экспериментальную площадку и решить технические вопросы (перепланировка, обучение и переобучение педагогов, подбор детей).

Директор реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями отметила, что «когда говорим об  инклюзивном образовании, о вузах,  мы берем слишком поздний момент, речь идет о дошкольном образовании, так как в детские сады не берут ребенка с отклонениями, в то же время, когда делается запрос  о том, какой процент детей не ходит в школы и детские сады - дают минимальный процент, но ситуация такова, что это число значительно выше»; «получить образование - это еще не все…необходимо найти свою нишу, место, так как рынок труда не нуждается в инвалидах».

Непрерывная образовательная система, безусловно, должна подразумевать, что для людей с ограниченными возможностями будет доступен любой ее элемент, включая и дошкольное образование, но в настоящее время этому противостоят и необъективные статистические данные.

В результате складывается такая ситуация, что «для инвалида уж лучше быть дауном, который ничего не понимает и каждый день радуется что он просто живет, чем тем,  кого сделали интеллектуальным человеком а он не может найти себя в жизни в силу своих ограничений и барьеров в обществе». Говоря об этом, можно заметить тот факт, что «на руководящих должностях людей с ограниченными возможностями практически не встретишь, важно, что и в Госсовете на уровне исполнителей, президентов таких людей единицы».

На круглом столе отмечалась важная роль установок родителей, многим из которых нужно преодолеть неуверенную и уязвимую позицию. «Первым пунктом должна быть все-таки воля родителей детей-инвалидов к победе именно они могут отстоять интересы своих детей, так как лучше них никто не знает какие условия необходимы ребенку».

Немаловажной проблемой, как отметил сотрудник физкультурного общества для инвалида «Олимп», являющийся инвалидом (с диагнозом Церебральный паралич) со статусом безработного, является то, что «инвалид I группы если получает образование, то автоматически становится инвалидом II степени потери трудоспособности, что автоматически отражается на его пенсии, на субсидиях. Почему если инвалид хочет учиться или работать, он должен в этом терять? Почему ситуация, когда он сидит дома и получает пенсию,- устраивает государство в большей степени?»

Участниками круглого стола было предложено обратиться к директорам школ, являющимся депутатами Госдумы. Так как в данном случае они будут являться и законодателями и организаторами экспериментальных площадок инклюзии, а значит, вероятно, будет легче разрешать вопрос с «недействующим» законодательством  и с организацией процесса обучения.

В результате, по окончании круглого стола были выделены дальнейшие шаги сложившейся Ассоциации инклюзивного образования по внедрению инклюзивного образования в Республике Татарстан:

- разработать документы, регламентирующие деятельность Ассоциации;

- подготовить письма и обращения в городской муниципалитет, касающиеся формирования системы инклюзивного образования;

- обговорить пути сотрудничества с представителями Министерства образования;

- проанализировать риски введения инклюзивного образования в РТ;

- способствовать организации слушаний по вопросам инклюзивного образования в Госсовете Республики Татарстан.

Похожие:

Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе iconЧто такое инклюзивное (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Save the children")
Инклюзивное или включенное образование термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных...
Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе iconОб утверждении целевой программы улучшения условий и охраны труда в республике татарстан на 2010 2012 годы с изм., внесенными Постановлениями км рт
...
Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе iconМурманский государственный гуманитарный университет инклюзивное образование путь к толерантному обществу Библиографический
Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу : библиографический указатель / сост. С. В. Чиннова. Мурманск : мггу, 2012....
Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе iconЗакон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»
Информация о демографической ситуации в Республике Татарстан и мерах по ее оптимизации в сфере социальной защиты населения
Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе iconОтчет о "круглом столе", посвященном проблемам классификации биологически активных добавок (бад)
Представители именно этих направлений и собрались в уютных стенах предприятия, чтобы в
Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе iconЗаместитель начальника Отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних мвд по Республике Татарстан полковник
С 6 по 15 декабря 2011 года Министерством внутренних дел по Республике Татарстан проводилась комплексная оперативно-профилактическая...
Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе iconРеспублике Татарстан по порядку осуществления контроля (надзора) за соблюдением требований пожарной безопасности юридическими лицами и индивидуальными
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий...
Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе iconНаучно-исследовательская работа преподавателей кафедры скиСУ
Ежегодно коллектив кафедры принимает участие в круглом столе «Социальные взаимодействия в транзитивном обществе», проводимом под...
Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе iconОбзор социально-экономической ситуации в республике татарстан
Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан
Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе iconПротокол совместного заседания Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений, антинаркотической комиссии в Республике Татарстан и Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров Республике Татарстан
Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений, антинаркотической комиссии в Республике Татарстан...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница