Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль




Скачать 133.39 Kb.
НазваниеРекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль
Дата29.12.2012
Размер133.39 Kb.
ТипПояснительная записка


РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРОФИЛЬ

«ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»


Материалы разработаны: С.А.Бешенковым, Е. А. Ракитиной


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель данного курса – дать представление об информатике как научной дисциплине и информационной деятельности как важнейшем виде современной профессиональной деятельности. Курс рассчитан на 10-12 тематических занятий. Методика его проведения основана на свободной беседе, включающей обсуждение обозначенных тем и решение несложных задач.

Каждый параграф, независимо от содержания, разбивается на уровни усвоения. Уровень «понимать» предполагает знакомство с учебным материалом на уровне ассоциативных связей. Уровень «знать» фиксирует то, что необходимо держать «в голове» и то, что «должно остаться, когда все остальное забудется». Наконец, уровень «уметь» предполагает владения навыками решения различных задач – от типовых до творческих. Последние составляют содержание уровня «Вопрос-проблема». Изучение данного вопроса всегда будет более эффективным, если его можно немного «оттенить», добавив «интересный факт» и посмотрев на него более широко (уровень «Расширить свой кругозор»). Вы можете знакомиться с материалом на любом из уровней – «понимать», «знать» или «уметь» - в зависимости от притязаний учащихся и их взглядов на информатику. Однако, чтобы тщательно изучить данный вопрос к некоторым уровням, в частности, к уровню «понимать» желательно иногда возвращаться после усвоения уровней «знать» и «уметь». Это позволит Вам более глубоко понять изучаемый в параграфе вопрос.

Разумеется, могут быть и другие схемы изучения. Необходимо найти такую, которая больше всего подходит учащимся. Для предпрофильной подготовки можно выбрать любой из сюжетов.


ТЕМА 1: ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ?


Общая направленность занятия

Основанная цель данного занятия – познакомить учащихся с основным понятием информатики - информацией, заинтересовать их многообразием вопросов, попадающих в сферу информатики. Это важно в силу следующих причин. Понятие информации в большинстве случаев представляется интуитивно явным для школьников, что, вообще говоря, не соответствует действительности. Автоматизированное преобразование информации составляет суть информационных технологий, поэтому осознанное отношение к информации является необходимым компонентом осмысленного отношения к компьютеру и информационной деятельности вообще.

Рекомендации учителю

Содержание занятия разбивается на уровни усвоения. Уровень "понимать" предполагает знакомство с учебным материалом на уровне ассоциативных связей. Уровень "знать" фиксирует то, что необходимо держать "в голове" и то, что "должно остаться, когда все остальное забудется". Наконец, уровень "уметь" предполагает владения навыками решения различных задач - от типовых до творческих. Последние составляют содержание уровня "Вопрос-проблема". Изучение данного вопроса всегда будет более эффективным, если его можно немного "оттенить", добавив "интересный факт" и посмотрев на него более широко (уровень "Расширь свой кругозор"). Можете знакомиться с материалом на любом из уровней - "понимать", "знать" или "уметь" - в зависимости от притязаний учащихся и их взглядов на информатику. Однако, чтобы тщательно изучить данный вопрос к некоторым уровням, в частности, к уровню "понимать" желательно иногда возвращаться после освоения уровней "знать" и "уметь". Это позволит более глубоко понять изучаемый вопрос.

Разумеется, могут быть и другие схемы изучения. Необходимо найти такую, которая больше всего подходит учащимся.


Основное содержание


ПОНЯТЬ

Информатика - это наука, находящаяся в процессе становления. В становлении находятся и основные понятия информатики.

К основным понятиям информатики относятся: информация, структура, модель, алгоритм. Есть и многие другие понятия, но эти - основные.

В любой науке, в информатике тоже, основные понятия определить достаточно сложно. Именно потому, что они основные. Нельзя однозначно определить точку в геометрии, материю в физике, информацию в информатике. Существуют и другие трудности. Понятие “информация” является одним из основных во многих других науках: в журналистике и философии, в экономике и физике, в математике и психологии. Социологи дают свое толкование информации, физики - свое и т.д.

Для большинства из нас слово “информация” - нечто само собой разумеющееся. Но попробуйте сформулировать, что такое информация.

Чтобы лучше разобраться в этом, рассмотрим следующие примеры.


1. Жизнь впервые появилась в химически богатой воде около 3.5 миллиардов лет назад. Как свидетельствуют окаменелости, первыми живыми организмами были одноклеточные бактерии и водоросли.


2.Реки обычно берут начало в горах, стекают по их склонам, принимая воду от притоков, и так достигают равнины. А река Кали-Гандак поступает точно наоборот. Рождаясь у края огромной Тибетской равнины, река устремляется прямо к горам. Невозможно поверить, что река была способна прорезать путь среди них.

Ключ к отгадке не нужно искать далеко. Основная горная порода вокруг - хрупкий, легко рассыпающийся песчаник, в нем заключены тысячи завитых в плоские спирали раковин. Это аммониты. Они давным-давно вымерли, но около 100 млн. лет назад они жили в неимоверных количествах. Строение аммонитов и химический состав пород, в которых находят их окаменелые остатки, позволяют твердо заключить, что они обитали в море.


3. Рисунки Тассили свидетельствуют, насколько недавно какое-то колебание мирового климата опустошило плодородные земли и создало Сахару.


4. Любое существо, обитающее на бархане, должно решать немало сложных задач, так как удерживаться на очень горячей сыпучей поверхности, не проваливаясь, достаточно трудно.


5. В Сахаре, едва стемнеет, на поверхность робко выбираются похожие на мышей песчанки и тушканчики. Миниатюрные лисички, навострив огромные треугольные уши, бесшумно бегают среди камней. Опущенными к земле носами, они ловят запахи, которые могут рассказать, когда, кто и куда прошел тут.

6. С тех пор, как люди впервые стали всматриваться в окружающий мир, явление наследственности озадачивало и удивляло их. Почему происходит так, что потомство всех живых существ - будь то одуванчик, собака или дуб - всегда похоже на своих родителей и никогда не имеет сходства с другими видами? Почему у ребенка глаза его матери или отцовский подбородок, или, что еще удивительнее, нос деда? Эти вопросы ставились уже в те времена, когда писали свои труды древние греки. Биологи установили, что именно хромосомы являются носителями генетической информации. Каждый ген отвечает за построение белковых молекул нового организма по определенному образцу согласно наследственной информации, содержащейся в ДНК. Раскрыта химическая природа гена. Однако, один вопрос остался нерешенным: каким образом информация, содержащаяся в молекуле ДНК, определяет форму листа, или запах цветка, или почему Ваши глаза такого же цвета, что и глаза Вашей матери.


7. Вы дотронулись до горячего чайника и, обжегшись, отдернули руку.

8. Вы смотрите фильм. На экране мирный пейзаж. Вдруг за кадром зазвучала тревожная мелодия. “Что-то произойдет”,- заволновались Вы. Каким образом Вы спрогнозировали события?


9. Каждый человек, читая соответствующие газеты, журналы и книги, смотря фильмы, слушая выступления и музыку, невольно пропускает это через свое сознание. Оказывается, при этом он записывает на свой личный счет все мерзости, свидетелем которых он был, если только он должным образом не

осудит все эти мерзости. Не случайно ведь издревле существовало правило: избегать порочных советов, людей, собраний и т.п. Очень трудно управлять дурными мыслями. Предполагают, что человек может уничтожить, зачеркнуть, растворить вредную информацию, содержащуюся в его дурных мыслях и поступках, осудив их. Осуждение себя - покаяние - должно быть искренним и эмоциональным. Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте!


Надеемся, что примеры помогли Вам лучше разобраться в понятии “информация”.




Да Можете ли Вы теперь сформулировать Нет

определение информации?




Какими образом в Вашем определении Вам Поздравляем Вас! Понимать все, во-первых,

удалось отразить, что опасно, во-вторых, скучно, в-третьих,

- информация существует в неживой природе; бесполезно. Непонимание - движущая сила

- информация существует в биологических любого знания.

системах; Смысл нельзя дать, его нужно найти.

- информация может не всегда быть выражена Смысл не может быть создан, он должен быть

словами; найден, и в поисках смысла человека

- информация возникает в направляет совесть.

процессе общения;

- информация хранится, передается,

обрабатывается и т.д.




Понятие информации - одно из самых фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира.


10. Что нам стоит дом построить? Просто вырыть котлован ... А для этого нам нужны различные строительные материалы (вещество) + энергия машин и людей + чертежи, и знания, и опыт строителей.

Что требуется, чтобы из желудя вырос дуб? Желудь, земля, вода (вещество) + солнечный свет и тепло земли (энергия) + генетическая информация ДНК клеток желудя.


Вещество, энергия, информация - фундаментальные сущности всех явлений нашего мира.


В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия информации.

В неживой природе понятие информации связывают с понятием отражения, отображения.

В быту под информацией понимают сведения, которые нас интересуют.

Если Вы хотите учитывать смысл сообщения, то Вам придется обратиться к лингвистике. Там под информацией понимают не любые сообщения, а только те из них, которые обладают новизной или полезностью.

Человечество тысячи лет обрабатывало информацию, прежде чем изобрело машину для ее обработки, которая Вам известна как электронно - вычислительная машина (ЭВМ) или компьютер. Параллельно с этим возникли чисто практические задачи хранения, поиска и передача уже имеющихся знаний (информации).

В теории связи под информацией принято понимать любую последовательность символов, не учитывая их смысл.

В кибернетике под информацией понимается только та часть сообщения, которая участвует в управлении.

Наиболее общим будет следующее определение: информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.

Иногда говорят, что информация - это отраженное многообразие. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, представьте себе, что Вас поместили в темную комнату, стены, пол и потолок которой сделаны из одинакового материала, в которой не слышно ни одного звука, температура постоянна. Вокруг Вас все неизменно... Человек не может долго выдержать такое состояние однообразия, неизменности. Установлено, что если кого-либо полностью лишить информации об окружающем мире, лишить всякого восприятия, то он очень скоро станет ненормальным. После нескольких дней лишения всех ощущений он не сможет выполнять самые простые движения, например, такие, как взять стакан. Мы привыкли к тому, что мир вокруг нас изменчив, мы и замечаем его именно в процессе изменения, то есть информация возникает, когда, нарушается однообразие и это нарушение каким-то образом проявляет себя, отражается.


ЗНАТЬ


Определения информации




Информация - от латинского informatio - сведения, разъяснения, изложение.


Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. (С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка)


Под информацией в технике понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов.


Под информацией в теории информации понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или умень-шают существующую до их получения неопределенность. Информация - это снятая неопределенность. (Клод Шеннон)


Под информацией в кибернетике (теории управления) понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы. (Н. Виннер)


Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.


Под информацией в документалистике понимают все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов.

Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.


УМЕТЬ


Приведите примеры информации

  • в неживой природе (например, в археологии или геологии)

  • в биологических системах (например, из жизни животных и растений)

  • в технических устройствах (например, телевидение, телеграфные сообщения)

  • в жизни общества (например, исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей)


ВОПРОСЫ - ПРОБЛЕМЫ


  1. Является ли информацией для Вас сведения, содержащиеся в библиотеке затонувшей Атлантиды или, хотя бы, в библиотеке конгресса США.

  2. Являются ли информацией нерасшифрованные космические послания.

  3. Является ли для Вас информацией боевик, который не разрешила смотреть мама.

  4. Получаете ли Вы информацию при повторном прочтении книги, учебника.


Oднозначно на эти вопросы отвечать не cтоит, но обдумывание принесет пользу.



РАСШИРЬ СВОЙ КРУГОЗОР


Впервые как научное понятие термин “информация” стал применяться в теории журналистики в 30-х годах нашего века, хотя в исследованиях по библиотечному делу он появился еще раньше. Под информацией понимались разнообразные сведения, сообщения. Затем его “взяла на вооружение” наука об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи. В основанной американским ученым Клодом Шенноном математической теории информации (~1948 год) под информацией понимались не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность (неизвестность). Каждому сигналу в теории Шеннона соответствует вероятность его появления (например, при передаче текста телеграммы вероятность появления буквы “Р” ~ 1/32). Чем меньше вероятность появления того или иного сигнала, тем больше информации он несет для потребителя. В обыденном понимании чем неожиданнее новость, тем больше ее информативность. Была предложена и формула для вычисления количества информации в передаваемом сообщении.

Но математическая теория информации не охватывает всего богатства содержания информации, поскольку она отвлекается от содержательной (смысловой, семантической) стороны сообщения. С точки зрения этой теории фраза в 100 слов из газеты, пьесы Шекспира или теории Эйнштейна имеют приблизительно одинаковое количество информации.

Советский математик Ю. Шрейдер предложил оценивать информацию по увеличению объема знаний у человека под воздействием информационного сообщения. Академик А.А. Харкевич предложил измерять содержательность информации по увеличению вероятности достижения цели после получения информации человеком или машиной.

В некоторых физических и химических теориях информация определяется как отраженное разнообразие. (Примеры из физики) Говоря научным языком, отражение заключается в таком изменении одного материального объекта под воздействием другого, при котором все особенности отражаемого объекта каким-либо образом воспроизводятся отражающим объектом. В процессе отражения и происходит передача информации. То есть информация - это результат отражения. В соответствии с этим взглядом информация существовала и будет существовать вечно, она содержится во всех элементах и системах материального мира. Информация, наряду с веществом и энергией, является неотъемлемым свойством материи.

В кибернетике - науке об управлении в живых, неживых и искусственных системах связывают понятие информации воедино с понятием управления (Н. Винер, Б.Н.Петров). Информация является обозначением содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Информацию составляет та часть знаний, которая используется для ориентирования, принятия решений, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования и развития системы.

Данная концепция отрицает существование информации в неживой природе, не дает ответы на вопросы являются ли информацией неиспользуемые знания, является ли неосмысленная (как в ЭВМ) информация информацией. Для преодоления этих трудностей академик В.П. Афанасьев ввел понятие информационных данных. Информационные данные - это всякие сведения, сообщения, знания. Они могут хранится, перерабатываться, передаваться, но характер информации они приобретают лишь тогда, когда получают содержание и форму, пригодную для управления и используются в управлении.

Дальнейшим развитием математического подхода к феномену “информация” послужили работы логиков Р. Карнапа и И. Бар-Хиллела, великого русского математика А.Н. Колмогорова и многих других. В этих теориях понятие информации не связано ни с формой, ни с содержанием сообщений, передаваемых по каналу связи. Информация- абстрактная величина, не существующая в физической реальности, подобно тому, как не существует мнимое число или не

имеющая линейных размеров точка.

В отличие от абстрактно мыслящих математиков и логиков инженеры, а также биологи, генетики, психологи и др. отождествляют информацию с теми сигналами, импульсами, кодами, которые наблюдаются в технических и биологических системах.

Для радиотехников, телемехаников, программистов информация- рабочее тело, которое можно обрабатывать, транспортировать, так же как электричество в электротехнике или жидкость в гидравлике. Это рабочее тело состоит из упорядоченных (модулированных) дискретных или непрерывных сигналов, с которыми и имеет дело информационная техника. Содержание принимаемых и обрабатываемых сигналов инженера не интересует. Достаточно того, что формулы Шеннона хорошо работают при расчетах технической коммуникации.

Другой активной сферой применения информации явилась генетика, в рамках которой было сформулировано понятие генетической информации - как программа (код) биосинтеза белков, представленных цепочками ДНК. Реализуется эта информация в ходе развития особи.

В социальных науках (социологии, психологии, политологии и др.) под информацией понимаются сведения, данные, понятия, отраженные в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Эту информацию, передающуюся в человеческом обществе и участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной информацией.

С точки зрения индивидуального человеческого сознания информация - это то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания. Информацией для человека являются не только сухие факты, строгие инструкции, но и то, что радует нас, волнует, печалит, заставляет переживать, восторгаться, презирать и негодовать. Более половины общего объема сведений, полученных в процессе разговора, приходится на так называемую несмысловую информацию, которую говорящий по желанию, а иногда непроизвольно сообщает нам особой тональностью разговора, своей возбужденностью, жестикуляцией, выражением лица, глаз и т.д.


Информация нужна человеку не вообще, а конкретно и в нужное время для ориентирования в окружающем мире и принятия решений о своих дальнейших действиях.



Рекомендованная литература


1. С. А.Бешенков, Е.А.Ракитина "Информатика. Систематический курс". М.ЛБЗ. 2001.

2. В. К. Белошапка "Информационное моделирование в примерах и задачах".Омск. 1992.

3. А.Я. Фридланд "Введение в информатику". Тула. 2002.


Похожие:

Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль iconРекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на естественно-математический профиль
Целесообразность включения в состав курса предпрофильной подготовки уроков, посвященных проблемам современной космологии –строению...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль iconРекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на естественно-математический профиль
Целесообразность включения в состав курса предпрофильной подготовки уроков, посвященных проблемам современной космологии –строению...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль iconРекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на естественно-математический профиль
Однако учитель, конечно же, должен будет вносить некоторые коррективы в предлагаемые материалы ограничиться лишь частью рассматриваемых...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль iconРекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией
Предпрофильная подготовка учащихся направлена на развитие их интереса к химии, возбуждения желания углубить и расширить свои знания...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль iconПояснительная записка Курс по выбору «В мире пространственных фигур»
Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классах с ориентацией на естественно научный профиль, 17 часов
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль iconКурс по выбору «Химия в нашей жизни»
Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го классов с ориентацией...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль iconПрограмма тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество»
Программа элективного курса «Химия и общество» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 –го класса с ориентацией на...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль iconРабочая программа по информатике и икт (информационно-технологический профиль)
Управление образования Администрации Чеховского муниципального района Московской области
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль iconКол-во
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, ориентированных на филологический профиль и рассчитана...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на информационно-технологический профиль iconУправление образования мо го «воркута» Муниципальное общеобразовательное учреждение «сош №32» г. Воркуты
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница