Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор




НазваниеПроблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор
страница1/8
Дата29.12.2012
Размер1.21 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8


ПРОБЛЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТИК В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Сборник материалов


Москва, 2007


Ответственный редактор:

Хапаева Светлана Сергеевна


Редакционная группа:

Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П., Хапаева С.С.


Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию ТИК в учебно-воспитательном процессе: Сборник материалов. – М.: ООО «Диона», 2007. – 81 с.


В сборнике представлен опыт работы специалистов образовательных учреждений дополнительного образования, вузов и школ Московской области. Освещены проблемы и перспективы развития системы образования с использованием технологий информации и коммуникации.

Сборник будет интересен студентам, преподавателям вузов, учителям школ, специалистам в области дополнительного образования.


© ООО «Диона», 2007.


Содержание


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Белоусова И.Д.

внедрение информационных технологий в процесс

обучения студентов вуза ……………………………………………..


Булякова И.А.

ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

УНИВЕРСИТЕТА «ДУБНА» …………………………………………………..


Гусева Е.Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» …………………


Карпова Е.И.

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ …………………………………….


Коробкова К.В., Коробков Р.И.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ «СЖАТИЯ» ИНФОРМАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ………………………..


Мовчан И.Н.

ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА …………………………………………..


Попова И.В.

диагностика личностно-исследовательских

характеристик студентов ИТ-специальностей на основе

компьютерных технологий ………………………………………………


Рындина С.В., Баканова М.В.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ INTEL

«ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО» …………………………………………………


РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Махмутова М.В.

Технология реализации модели ОИС подготовки

ИТ - специалиста в вузе с применением технологии

дистанционного обучения …………………………………………….


Найденова О.В., Рогова Н.Н.

Компьютерные телекоммуникации как технологическая

основа дистанционного образования ……………………………..


Рогова Н.Н., Найденова О.В.

ПРИМЕНЕНИЕ Дистанционных технологий

в обучении студентов ……………………………………………………..

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Ванеева Ю.С., Савенкова И.Н., Лаптева С.В.

АСПЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ………………..


Касимова А.Г., Козлова Е.Е., Лаптева С.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ……………………………………


Коршунов Э.Н.

АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ФАКУЛЬТЕТА ИНФОРМАТИКИ ГОУ ВПО «МАГНИТОГОРСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ………………………………………...


Пелевина А.И.

РАЗРАБОТКА информационнОЙ системЫ для автоматизации

процесса составления расписания занятий в

компьютерных кабинетах …………………………………………………


Булякова И.А., Потменский И.А.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ……………………………………..


Рубан К.А.

СИСТЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ, КАК ОСНОВА ДЛЯ

ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА ВЫСШЕГО

УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ……………………………………………………….


Седов И.А.

ПЕРЕХОД С WINDOWS НА LINUX ……………………………………………

СПИСОК АВТОРОВ ………………………………………………………..


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА


Белоусова И.Д.

внедрение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза

Информатизация профессионального образования является одним из важнейших направлений компьютеризации общества и заключается в обеспечении данной сферы образования теорией и практикой использования и создания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на достижение психолого-педагогических целей обучения и воспитания обучающихся. В условиях модернизации российского высшего профессионального образования качество подготовки специалистов в области информационных технологий (экономистов, менеджеров, педагогов в различных областях, в том числе преподавателей иностранного языка) является определяющим фактором поддержания структурных изменений в экономике и одним из условий включения России в Болонский процесс.

Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий (НИТ) предоставляет разноплановые возможности по сбору, хранению, переработке и использованию информации. При этом решается двуединая задача обеспечения информационной поддержки: а) управленческой и педагогической деятельности преподавателей; б) самоуправления и организации учебной деятельности студентов на основе НИТ (1).

Потребность в специалистах, владеющих информационными технологиями, ощущается практически по всех областях производства и экономики, а, соответственно, и подготовка педагогов, обладающих информационной компетентностью, также является актуальной задачей профессионального образования.

В связи с этим использование современных информационных технологий обучения позволяет, решать ряд принципиально новых дидактических задач: изучение явлений и процессов в микро- и макромире; внутри сложных технических и биологических систем на основе использования моделирования; представление в удобном для изучения масштабе и времени различных физических, химических, биологических и социальных процессов, реально протекающих с очень большой или слишком малой скоростью; моделирование ситуаций профессиональной деятельности (2).

Сегодня созрели и нормативные предпосылки для подготовки работников образования к проектированию и реализации информационных технологий. Это нашло свое отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и требует переосмысления сложившихся подходов к содержанию и технологиям обучения в направлении их развития. Постановлением правительства РФ № 630 от 28 августа 2001 года была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Главной целью этой Программы является развитие единой образовательной информационной среды с целью повышения качества образования на основе использования новых информационных технологий и предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней.

В «Программе» выделяется следующая задача: использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения; подготовку педагогических, административных и инженерно-технических, кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии и др.

В свете решения этой задачи разработка основ внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза является актуальной проблемой теории и методологии профессионального образования.

В научно-педагогической литературе под информатизацией образования понимается широкое внедрение информационных технологий в систему общего и профессионального образования. Проблема становления, развития и использования информационных технологий обучения – многоаспектная, многогранная проблема. Совершенствованию технологий обучения во все времена уделялось очень большое внимание. Идеи программированного обучения, зародившиеся в 50-60-х гг. нашего столетия, рассматривали в своих трудах Б. Скиннер, С. Пресси, Н. Краудер (США), а также Ф. Франк (ФРГ), Б. Фритч (Швейцария) и др.

Позднее, в 80-е гг., введение в российских школах нового общеобразовательного учебного предмета – информатики явилось важнейшим из аспектов будущей информационной технологии. Мы разделяем мнение тех ученых-исследователей, которые считают, что информатика, развиваясь под действием потребности общества, имеет общенаучный характер и представляет собой «комплексную или синтетическую дисциплину», и может быть отнесена к метапредмету (А.П. Ершов, А.А. Дородницин, Н.Н. Моисеев, В.Ф. Шолохович).

В начале 90-х гг. в России активно развивается новое научное направление – социальная информатика. Одно из направлений ее научных исследований – исследование проблемы человека в информационном обществе – предполагает проведение исследований в области педагогической информатики. В последнее время эта проблема актуализировалась в связи с интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы деятельности человека. Так зародилась новая научная дисциплина – педагогическая информатика, которая изучает способы использования современных информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности.

Актуальность внедрения информационных технологий в учебном процессе становится очевидной также и после анализа уже накопленного педагогами опыта деятельности по использованию информационных технологий как самостоятельной педагогической инициативы и, параллельно, анализа деятельности системы повышения квалификации, в которой продолжают существовать разрывы между требованиями квалификационного стандарта к профессионализму и существующей практикой повышения квалификации преподавателей высшей школы.

Литература

  1. Виштак О.В. Использование технологии дистанционного обучения в вузе / О.В.Виштак // Педагогика. – 2005. - № 1. – С. 51-56.

  2. Васильева И.Р. Развитие личностных качеств и компьютерное обучение: монография / И.Р.Васильева. – Челябинск : Челябинский гос. ун-т, 2002. – 215 с.



Булякова И.А.

ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

УНИВЕРСИТЕТА «ДУБНА»

Введение

По мнению многих авторов, жизнь в информационном обществе определяется способностью человека эффективно обрабатывать огромные пласты динамической информации, умением осваивать новые знания, способностью чувствовать проблему и находить ее решение, быстро осваивать новые профессии, уметь оценивать последствия принимаемых решений [1]. Каждый член общества имеет возможность оперативно получать информацию с помощью глобальной информациой сети, хранить ее на различных носителях, использовать специализированные системы для обрабатки и передачи данных.

Если же говорить об уровне современных студентов, то они совершенно другие, чем еще несколько лет назад. Они ближе к бизнесу, они живут в другом открытом мире. Мире, где меньше границ и больше возможностей. Они легче осваивают новые технологии и готовы много учиться и работать. Они жадны до информации, недаром их называют Generation Y (Why) [2].

И не только обучающиеся на ИТ-специальностях, но и гуманитарии дружат с компьютерами, мобильными усройствами и прочей современной техникой. И свои науки воспринимают с большим интересом, если их преподавание происходит с использованием новейших информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий [3].

Если раньше вычислительные и коммуникационные средства использовались в системе образования только для подготовки специалистов соответствующего информационного профиля, то сегодня эти средства используются для подготовки специалистов разных специальностей, в том числе гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных. В этом особенность настоящего времени [1].

Однако, внедрение в учебный процесс новых технологий сопряжено со многими трудностями, и финансовые, прямо скажем, не самые основные. С внедрением новых образовательных технологий меняется сама структура учебного процесса, форма подачи знаний, изменяется коммуникация между тем, кто обучает, и тем, кого обучают [3]. И все это требует для начала определенного уровня ИТ подготовки как преподавателя, так и студента.

Информационное обучение в университете «Дубна»

Информационному образованию в университете «Дубна» отводится особое место [4,5]. ИТ-образование является важным компонентом подготовки специалистов любого профиля. Базовое компьютерное образование «неинформационных» направлений в нашем ВУЗе на первом курсе представлено дисциплинами Информатика, Офисные информационные технологии (ОИТ), а для отдельных специальностей Технология программирования (ТП). Именно эти дисциплины закладывают азы знаний в области информатики и формируют навыки работы с различными компьютерными приложениями, что в дальнейшем используется в качестве инструментария при изучении базовых и специальных дисциплин [6].

Курс Информатики для студентов различных направлений нашего университета направлен на обеспечение понимания роли современных средств информатики в разрешении проблемных ситуаций. Студенты должны уметь самостоятельно формулировать задачи и находить их решение на основе использования интегрированных информационных систем.

Полученные знания по информатике студенты используют далее при изучении таких дисциплин, как организация и использование фактографических и документальных систем; системы автоматизированного перевода и анализа текстов; применение коммуникационных средств связи для пользования базами данных и др.

Курс Технология программирования включает в себя азы программирования – освоение базовых алгоритмов. В данной дисциплине упор делается не на синтаксис конкретного языка (VB), а на изучение алгоритмов решения классов задач. В течение первого семестра студенты пишут курсовую работу по ТП, в которой разрабатывают программное приложение по основам компьютерного моделирования и по изучению базовых математических алгоритмов. Они должны не только разработать алгоритм этой программы, написать ее, но и защитить ее в присутствии всей своей группы, таким образом, воспитывается умение грамотно представить свою работу.

Курс Офисные информационные технологии помогает студентам обрести начальные навыки решения практических задач с использованием базовых программных продуктов, в число которых входят текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, информационно-библиотечная система Марк, Субд Access, презентация PowerPoint, графические редакторы PhotoShop и CorelDraw, а также приложения, позволяющие пользоваться ресурсами сети Internet, такие как браузер Internet Explorer, почтовый клиент Outlook Express.

Основанием для выбора указанных приложений послужило концептуальное единство архитектуры и технологии применения, перспективность развития и потребность на рынке труда в специалистах, владеющих этими системами в различных сферах приложений. В рамках данной программы студенты должны познакомиться со специализированными информационными пакетами по своему направлению (справочно-правовая информационная система Консультант Плюс, электронные переводчики Lingvo, Promt, математические пакеты Statistica, Mathcad, Matlab и др.)

Организационная структура курса Офисные информационные технологии

Учебная дисциплина Офисные информационные технологии читается большому количеству различных специальностей и направлений. В текущем учебном году их общее число в университете составило 18 и с каждым учебным годом оно возрастает. Каждая специальность является по-своему уникальной и требует своего подхода при изучении информационных технологий.

В связи с этим, общая организация курса ОИТ проводилась в два этапа. На первом этапе все специальности и направления подготовки были разделены по блокам и для каждого блока формировалась своя учебная программа дисциплины. Именно эти учебные программы стали базовыми при формировании учебного курса Офисные информационные технологии для конкретной специальности на втором этапе (Рис.1). Полученная таким образом модульная структура позволила систематизировать накопленный опыт преподавателей и упростить процесс формирования учебных программ по данной дисциплине для вновь образованных специальностей [7].





Рис. 1. Технология формирования учебной дисциплины с учетом специальности


В результате были разработаны учебные программы по четырем уровням изучения курса ОИТ, которые отличаются друг от друга набором и глубиной изучения базового инструментария в рамках одного и того же компьютерного приложения; временем изучения каждого офисного приложения; набором предметных задач, на которых проводится обучение. Основными критериями для определения уровня каждого направления является глубина изучения математики (специализированный курс математики, общий курс высшей математики), программирования (отсутствие программирования, технология программирования, программирование на языках высокого уровня) и сфера профессиональной деятельности.

Все специальности и направления разбиты на 4 блока, для каждого из которых определяется свой уровень изучения дисциплины:

  • Первый уровень — Лингвистика, Психология, Социальная работа, Экология и природопользование, Юриспруденция.

  • Второй уровень — Менеджмент, Социология, Химия, Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, Электрооборудование летательных аппаратов.

  • Третий уровень — Геофизика, Государственное и муниципальное управление, Проектирование и технология электронных средств, Радиационная безопасность, Экономика.

  • Четвертый уровень — Информатика и вычислительная техника, Прикладная информатика, Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Методические принципы обучения Офисным информационным технологиям

Хотелось бы несколько подробней остановиться на тех методических принципах, которые лежат в основе преподавания описанной выше дисциплины.

Это прежде всего задачный подход, который предполагает выстраивание учебного курса «от задачи», формирование для учебной дисциплины коллекций предметных задач, связанных с профессиональной областью деятельности (где это возможно и целесообразно).

Формирование у обучающихся таких признаков мышления, как системность, конструктивность, образность, что позволит им успешно адаптироваться к быстро меняющейся информационной реальности.

Не только передача знаний, но и формирование конкретных навыков и умений по различным базовым и специальным дисциплинам в процессе обучения, для чего студентами выполняются межкафедральные курсовые работы.

Передача студентам различных направлений знаний и навыков, необходимых для эффективного использования современных информационных технологий в рамках их дальнейшего специального образования, а в последствии и в будущей профессиональной деятельности.

Подготовка студента к самостоятельному изучению специализированных информационных систем и их новых версий.

Индивидуальный подход к обучающимся, развитие их творческих способностей и личностных качеств, таких как активность, самостоятельность, креативность, а также строгий контроль за выполнением всех практических заданий.

Важной особенностью учебных программ ОИТ является согласованность с учебными дисциплинами выпускающих кафедр, а также применение полученных знаний и навыков в освоении базовых и специальных дисциплин, занятия по которым проводятся в компьютерных классах университета.


Заключение

С каждым годом уровень подготовки студентов в области информационных технологий растет. Больше знаний стало закладываться в школе, да и сам студент вынужден быть более активным и самостоятельным при изучении различных офисных программ и графических пакетов, что диктуется реалиями современной жизни.

Все это накладывает определенные требования на любую учебную дисциплину, связанную с изучением либо использованием ИТ. Студента надо учить чему-то новому, а не повторять школьную программу, постоянно корректировать содержание учебной дисциплины, и усовершенствовать методику ее преподавания. В современном обществе знание информационных технологий является показателем общей культуры и профессиональной восстребованности специалиста любого профиля.

В связи с этим, информационное образование именно непрофильных направлений и специальностей является наиболее перспективным видом деятельности, поскольку на базе традиционных гуманитарных, социальных, экономических, инженерных и естественнонаучных направлений мы можем получить специалистов нового поколения, отвечающих запросам своего времени и полностью восстребованных обществом [6].
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор iconОбразовательных практик в области распространения передового
Педагогического опыта по использованию технологий информации и коммуникации в учебно-воспитательном процессе
Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор iconПриказ от 28 декабря 2005 г. N 1055 об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних
В целях совершенствования системы научного обеспечения и распространения передового опыта деятельности органов внутренних дел Российской...
Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор iconПриказ от 28 декабря 2005 г. N 1055 об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел российской
В целях совершенствования системы научного обеспечения и распространения передового
Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор iconИнформация о реализации творческого проекта
«Областная методическая выставка как эффективная форма пропаганды и распространения передового педагогического опыта»
Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор iconО районном этапе iy краевого конкурса педагогического мастерства
Конкурс проводится в целях: выявления качества воспитательной деятельности классных руководителей, развития воспитательного потенциала...
Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор iconГородской методический кабинет адреса передового педагогического опыта информационно-методический
У вас в руках 3 выпуск брошюры «Адреса передового педагогического опыта» информационно-методический бюллетень Городского методического...
Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор iconУчебное пособие 12. 12. 00. «Технология художественной обработки материалов» Иркутск 2006 Ответственный редактор
Ответственный редактор Р. М. Лобацкая – д-р геол минерал наук, профессор, проректор по развитию Иркутского государственного технического...
Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор icon2010 г. Положение о внесении передового педагогического опыта в городской банк данных
Настоящее положение определяет порядок внесении передового педагогического опыта в городской банк данных
Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор iconПоложение о проведении районного конкурса среди преподавателей оу
ОУ) «Школа дорожных наук» (далее конкурс) проводится с целью выявления творчески работающих педагогов, изучения, обобщения и распространения...
Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор iconТема: От творческого учителя к творческому ученику.
Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница