Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет»




Скачать 70.58 Kb.
НазваниеМаксимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет»
Дата28.12.2012
Размер70.58 Kb.
ТипДокументы


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Максимова Н.А.

ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

г. Смоленск

В статье рассматриваются методические особенности изучения курса «Теория и методика обучения информатике». Описано использование электронного учебника по данной дисциплине в системе подготовки бакалавров по педагогическим специальностям.

Изменения, происходящие в современном обществе, трансформация ценностных ориентиров человека способствуют появлению в сфере образования идей и концепций, отражающих понимание радикальности и глобальности данных явлений. В научной литературе последних лет отмечается, что в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования. Выделены следующие проблемы, стоящие перед существующей системой образования:

  • снижение общей и профессиональной культуры педагога;

  • отсутствие научно-методических основ диагностики качества образования;

  • отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки кадров;

  • нарушение механизма преемственности форм и методов обучения в образовательных учреждениях;

  • неразвитость информационной культуры преподавателей в системе образования.

Современная система образования нуждается в педагоге, обладающим высоким уровнем профессионально-педагогической культуры и способным к решению данных проблем. В связи с этим необходим перевод подготовки студентов на качественно новый, современный уровень, учитывающий многоуровневую структуру высшего образования России, повышение фундаментальности образования в сочетании с внедрением современных образовательных технологий (аудио и телекоммуникационных) в учебную и профессиональную деятельность учителя. Использование данных технологий обучения требует от педагога наличия дополнительных знаний, умений и навыков по созданию и разработке современных средств обучения [3, 4, 5]. Современные системы обучения в основном строятся на базе гипермедиа технологии, которые играют большую роль в высшем образовании. Гипермедиа в качестве инструмента познания следует использовать не как перечень инструкций, являющихся источником информации, а как инструмент, с помощью которого происходит обучение. Использование гипермедиа в образовании выявило глав­ные преимущества этой системы, которые развиваются по мере совер­шенствования аппаратной и программной продукции. Прежде всего, эти преимущества состоят в наличии точек разветвления в программе, что позволяет обучающимся регулировать процесс восприятия информации и либо вернуться для повторения материала, либо перейти к любому другому вопросу. Чем больше таких точек, тем выше интерактивность программы и ее гибкость в процессе обучения. Другим важнейшим преимуществом является аудио и видео сопровождение учебной информации, резко повышающие эффективность восприятия.

Перспективным направлением в совершенствовании подготовки обучающихся является применение компьютерных программ, разработанных на базе технологии мультимедиа. Не секрет, что поставляя оборудование в школы (интерактивные доски) не всегда устанавливается хорошее программное обеспечение, способное помочь в проведении занятий [1, 2]. Поэтому необходимо обучать студентов работе в таких средах, а так же учить их проектировать программные среды педагогического назначения самостоятельно.

Для реализации этих задач на базе Смоленского государственного университете дисциплина «Теория и методика обучения информатике» преподается с использованием современных информационных технологий. Такое преподавание обеспечивает необходимое соеди­нение, переработку всего комплекса знаний и умений, полученных студентами, и высокий уровень их готовности к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Для этого был разработан электронный учебник «Методическая система обучения информатике в средней школе». Он создавался в рамках комплексной программы «Создание образовательного портала физико-математического факультета СмолГУ» и предназначен для студентов, обучающихся по специальностям Физика (с дополнительной специальностью), Информатика (с дополнительной специальностью), Математика (с дополнительной специальностью).

Данный учебник состоит из одиннадцати частей.

Календарно-тематический план является основным документом, определяющим состав и сроки выполнения обязательных заданий студентами, виды контроля и сроки предоставления работ на рецензию. Таким образом, студенты всегда знают, что и когда им необходимо сдавать и как это будет оценено.

Карта самостоятельной работы студента является основным документом, определяющим состав и сроки выполнения заданий выполняемых дополнительно, виды контроля.

Рекомендации по изучению теоретического материала представляют собой краткий конспект лекций, содержат планы всех лекций по курсу, темы для самостоятельной работы и список дополнительной литературы.

Построение соответствующих разделов проведено так, чтобы у студента сложилось целостное представление о методической системе обучения информатике в средней школе и ее структуре, об основных понятиях и методах их формирования, о роли и месте данного курса в разделе педагогических наук.

В настоящий курс включены следующие темы:

Тема 1. Сущность и задачи методики обучения информатике в средней школе. Предмет методики преподавания информатики и ее место в системе профессиональной подготовки учителя информатики. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Цели и задачи обучения основам информатики в школе, педа­гогические функции курса информатики.

Тема 2. Содержание школьного образования в области информатики. Цели обучения информатике в школе. Формирование концепции и содержания непрерывного курса информатики для средней школы. Современное содержание образования школьного курса информатики. Стандартизация школьного образования в области информатики. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе. Национально-региональный компонент по информатике.

Тема 3. Формы и методы обучения информатике. Классификации методов обучения. Методы обучения в преподавании информатики. Формы обучения информатике. Самостоятельная работа школьника. Программные средства учебного назначения. Комплексное использование средств обучения на уроках информатики.

Тема 4. Средства обучения информатике в школе. Школьный кабинет информатики. Основные требования. Рабочая программа, календарный план, тематическое и поурочное планирование учебного процесса, конспект урока. Особенности подготовки учителя к уроку информатики. Схема самоанализа урока. Методы и формы внеурочной работы со школьниками.

Тема 5. Анализ основных понятий и методика их формирования. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятий. Классификация понятий. Определения понятия. Правила построения определений. Этапы изучения понятий. Соотношения между понятиями.

Тема 6. Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики. Специфика методов и форм обучения информатике на пропедевтическом этапе. Пропедевтика методов системного анализа в начальной школе. Анализ содержания существующих курсов информатики для начальной школы.

Тема 7. Базовый курс информатики. Основные компоненты содержания базового курса информатики, определенные стандартом. Анализ основных существующих программ базового курса. Учебные и методические пособия по базовому курсу информатики.

Тема 8. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Особенности профильной и уровневой дифференциации содержания обучения информатике. Возможные варианты классификации профильных курсов информатики. Оценка результатов профильного обучения информатике.

Тема 9. Методика оценки и контроля качества обучения учащихся. Цели и функции контроля при обучении информатике. Типы, виды, формы и средства контроля.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов представляют собой методические указания, включающие в себя: контрольные вопросы и задания, темы докладов, список основной и дополнительной литературы. Отдельно выделены методические задания, выполнение которых обязательно для всех студентов в письменном или электронном виде. Всего описано 15 тем занятий и 35 методических заданий.

Итак, использование технических аудиовизуальных средств и аудиовизуальный и телекоммуникационный технологий обучения требует от педагога наличия дополнительных знаний, умений и навыков. Современный преподаватель должен не только иметь представление о существующих технических средствах и информационных технологиях, но и владеть методикой их использования в обучении, обладать умениями и навыками обращения с различными техническими средствами, уметь создавать и использовать современные дидактические материалы на уроке. Таким образом, будущий учитель должен обладать высокой степенью готовности к использованию существующих и разработке новых современных средств обучения.


Литература

  1. http://portal.loiro.ru/votings/

  2. Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах: Автореф. дисс. ... канд. тех. наук. - Москва, 2002.

  3. Максимова Н.А. Проектирование системы формирования технологической культуры учителя: монография. – Смоленск: изд-во Маджента, 2008. – С. 176.

  4. Монахов В.М. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя / В.М. Монахов, Т.К. Смыковская // Школьные технологии. – 2001. – №4. - С. 48-65.

  5. Тюрина Л. Вузовский учебник сегодня и завтра / Л. Тюрина // Высшее образование, 1998. - №1.



    Фамилия, имя, отчество автора

    Максимова Наталья Александровна

    Место работы

    ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

    Должность

    доцент

    Ученая степень, ученая звание

    Кандидат педагогических наук, доцент

    Почтовый адрес (с индексом)

    214018, г. Смоленск, пр-т Гагарина, д.39, кв. 242

    Телефон домашний

    8(4812)558794

    Телефон мобильный




    E-mail

    Ruta-baga@yandex.ru




Похожие:

Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет» iconИгровая поэтика в литературных сказках михаэля энде
Работа выполнена на кафедре немецкого языка гоу впо «Смоленский государственный университет»
Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет» iconСоциальные технологии в сфере трудовых отношений современной России: социологический анализ
Работа выполнена в гоу впо «Пензенский государственный университет» и гоу впо «Пензенский государственный педагогический университет...
Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет» iconГоу впо «кемеровский государственный университет» Филиал гоу впо «Кемеровский государственный университет» в г. Юрге
Общая характеристика среднего профессионального образования по специальности 230103 Автоматизированные системы обработки информации...
Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет» iconГоу впо «кемеровский государственный университет» Филиал гоу впо «Кемеровский государственный университет» в г. Юрге
Общая характеристика среднего профессионального образования по специальности 030503 Правоведение
Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет» iconГоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
Кандидат исторических наук, доцент Балашовского института (филиала) гоу впо саратовский государственный университет
Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет» iconДиплом государственного образца о профессиональной переподготовке гоу впо «Кемеровский государственный университет»
Новокузнецкого филиала-института гоу впо «Кемеровский государственный университет»
Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет» iconГуситское движение: отечественная историография (1945-2005)
Д. 212. 198. 03 (исторические науки) при гоу впо «Российском государственный гуманитарный университет, по адресу: 125993, Москва,...
Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет» iconСемантическая структура поэзии георгия иванова: тематика и образный мир
Защита состоится «24» октября 2008 г в 14-00 в зале Учёного совета на заседании диссертационного совета д 212. 254. 01 при гоу впо...
Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет» iconГидропексический респираторный синдром при воздействии некоторых эндогенных и экзогенных факторов
Работа выполнена в гоу впо «Иркутский государственный медицинский университет» Росздрава, гоу впо «Сибирский государственный медицинский...
Максимова Н. А. Гоу впо «Смоленский государственный университет» iconПравила приема в гоу впо «Благовещенский государственный педагогический университет»
Гоу впо «Благовещенский государственный педагогический университет» в 2007 году на заочную форму обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница