Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе»




Скачать 398.95 Kb.
НазваниеМетодические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе»
страница1/4
Дата28.12.2012
Размер398.95 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЯЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАДИОЛТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Конфликтология в социальной работе


Методические указания




Рязань,2005


Конфликтология: Методические указания/Рязан.гос.радиотехн.акад.,;Сост.;

Ростовцева О.А..Рязань 2005.

Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе», тематический план, планы семинарских занятий по курсу «Конфликтология в социальной работе»,библиографический список по каждой теме, темы рефератов, вопросы для повторения, тест, задания.

Конфликт,социальный конфликт, экономический конфликт,семейный конфликт,переговоры в конфликтной ситуации,социальная работа с клиентом и конфликтные ситуации.


Печатается по решению ученого совета гуманитарного факультета Рязанской государственной радиотехнической академии.


Рецензент: кафедра философии и социальной работы Рязанской государственной радиотехнической академии.


Конфликтология в социальной работе

Составитель Ростовцева О.А.


Подписано в печать формат бумаги 60x84 1/16.

Бумага газетная. Печать трафаретная.Усл.печ.л.1,0

Уч.-изд. Л. 1,0 Тираж Заказ

Рязанская государственная радиотехническая академия.

391005,Рязань, ул.Гагарина,59/1/

Редакционно – издательский центр РГРТА.


3679


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЯЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ


Методические указания




Рязань 2005


УДК 316.688

Конфликтология в социальной работе: Методические указания/ Рязан. гос. радиотехн. акад.; Сост. Ростовцева О.А. Рязань, 2005. 16 с.

Содержит обязательный минимум содержания курса «Конфликтология в социальной работе», тематический план, планы семинарских занятий по курсу «Конфликтология в социальной работе»,библиографический список по каждой теме, темы рефератов, вопросы для повторения, тест, задания.


Предназначены студентам дневного отделения, обучающихся по специальности 350500 «Социальная работа».

Табл. 3. Библиограф.: 22 назв.


Конфликт, социальный конфликт, экономический конфликт, семейный конфликт, переговоры в конфликтной ситуации, социальная работа с клиентом и конфликтные ситуации


Печатается по решению методического совета Рязанской государственной радиотехнической академии.


Рецензент: кафедра политологии РГРТА ( зав. кафедрой доцент

Д. А. Селиверстов )


Конфликтология в социальной работе


Составитель Р О С Т О В Ц Е В А Ольга Александровна


Редактор Е.В. Ипатова

Корректор С.В. Макушина

Подписано в печать . Формат бумаги 60x84 1/16.

Бумага газетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,0.

Уч. - изд. л. 1,0. Тираж 25 экз. Заказ

Рязанская государственная радиотехническая академия.

390005, Рязань, ул. Гагарина, 59/1.

Редакционно – издательский центр РГРТА.


Цель изучения курса - познакомить специалиста с основными причинами возникновения конфликтов в социальной сфере и способами их разрешения.

Задача изучения курса заключается в приобретении теоретических знаний по способам разрешения конфликтов в практике социальной работы.


Тематический план курса «Конфликтология в социальной работе»


№ п/п

Наименование разделов и тем курса

Кол-во часов

Всего

Лк

Сз

Ср

1

Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в СР

16

4

4

8

2

Сферы конфликтного взаимодействия

16

4

4

8

3

Конфликты, компромиссы и консенсусы в СР

16

4

4

8

4

Этапы развития конфликта: деструктивный и конструктивный. Пути развития конфликтов

9

2

2

5

5

Модели управления развитием конфликтов в СР

16

4

4

8

6

Методика исследования и разрешения конфликтов в процессе СР

16

4

4

8

7

Основы профессиональной конфликтологии

32

10

10

12

8

Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в СР

14

2

2

10




Итого


135

34

34

67



Тема 1. Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в СР (4 часа)


Занятие 1

  1. Конфликтология как отрасль психологической науки.

  2. Понятие и структура конфликта.

  3. Анализ конфликтов. Типология конфликтов.

  4. Внутриличностные и межличностные конфликты.


Занятие 2

  1. Современные подходы к изучению и описанию конфликтов.

  2. Конфликт как социально-психологическое явление и способ социального взаимодействия.

2


  1. Источники и функции конфликтов в социальной сфере.

  2. Исследование конфликтов в различных областях научного знания. Методологические проблемы конфликтов.


Тема 2. Сферы конфликтного взаимодействия (4 часа)

Занятие 1

  1. Типология сфер конфликтного взаимодействия. Конфликт: индивид и общество.

  2. Социальные конфликты.

  3. Экономические конфликты.

  4. Политические конфликты.


Занятие 2

  1. Межэтнические конфликты.

  2. Организационные и трудовые конфликты.

  3. Семейные конфликты

  4. Мотивационные конфликты.


Тема 3. Конфликты, компромиссы и консенсусы в СР (4 часа)

Занятие 1

  1. Стили поведения в конфликте.

  2. Компромиссы и консенсусы в конфликте.

  3. Конфликт и депрессия. Конфликт и стресс. Конфликт и суицид.

  4. Конфликты в переговорах.

Занятие 2

  1. Технология ведения и стили общения в переговорном процессе.

  2. Специфические особенности ведения переговоров с конфликтным оппонентом.

  3. Психологические механизмы переговоров.

  4. Регуляция психологической атмосферы на переговорах.


Тема 4. Этапы развития конфликта: деструктивный и конструктивный. Пути развития конфликтов (2 часа)


  1. Причина, структура и динамика развития конфликта.

  2. Этапы развития конфликта.

  3. Деструктивный путь развития конфликтов.

  4. Конструктивный путь развития конфликтов.


Тема 5. Модели управления развития конфликтов в СР (4 часа)

Занятие 1

  1. Использование координирующих механизмов в управлении развитием конфликтов в социальной работе.


3


  1. Установление единых целей и формирование общих ценностей как способы управления развитием конфликтов в социальной работе.

  2. Уступчивость, сотрудничество, убеждения, использование власти, методов стимулирования как способов управления развитием конфликтов в социальной работе.

  3. Межличностные методы управления конфликтами.


Занятие 2

  1. Управление развитием конфликтов в социальной работе через преодоление и регулирование барьеров противоборствующих желаний.

  2. Барьеры коммуникативного взаимодействия. Барьер характера и темперамента.

  3. Барьер отрицательных эмоций.

  4. Барьер техники и навыков общения.

  5. Барьер социального взаимодействия. Барьер социального восприятия.


Тема 6. Методика исследования и разрешения конфликтов в процессе СР (4 часа)

Занятие 1

  1. Исследование и диагностика конфликтов. Принципы исследования конфликтов.

  2. Понятийная схема описания конфликта.

  3. Экспериментальное изучение конфликтных установок.

  4. Стратегия и методы разрешения конфликтов.


Занятие 2

  1. Посредничество как способ урегулирования конфликта и разрешения проблемных ситуаций. Этика посредничества.

  2. Общение как коммуникативный процесс. Управление коммуникацией в конфликте.

  3. Социальная работа с клиентом и конфликтные ситуации.

  4. Методика разрешения конфликтов в социальной работе с клиентом. Работа с «трудными» людьми.


Тема 7. Основы профессиональной конфликтологии (10 часов)


Занятие 1

  1. Функциональное значение деловых конфликтов.

  2. Причины и типы деловых конфликтов.

  3. Коммуникативные тактики в конфликтных ситуациях.


Занятие 2

  1. Модель делового конфликта.

  2. Последствия деловых конфликтов.

4


  1. Улаживание конфликта с помощью административных способов воздействия.

Занятие 3

  1. Психологические способы регуляции деловых конфликтов.

  2. Переговоры в конфликтной ситуации.

  3. Конфликтный человек в работающей команде.



Занятие 4

  1. Коммуникативная рефлексия как способ регулирования деловых конфликтов.

  2. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации.

  3. Манипулирование в деловом общении.


Тема 8. Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в СР (2 часа)


  1. Профилактика конфликта – одно из направлений профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

  2. Механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации.

  3. Способы конструктивного завершения конфликтов.

  4. Регулирование и управление развитием конфликтов в социальной работе.



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА


Основные признаки конфликта

Выделяют следующие основные признаки конфликта:

  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтная;

  • неделимость объекта конфликта, т.е. его предмет не мо­жет быть поделен справедливо между участниками конфликт­ного взаимодействия;

- желание участников продолжить конфликт.

В связи с тем, что возникновение конфликтов неразрывно связано с самыми различными сторонами деятельности челове­ка, количество и разнообразие конфликтов достаточно велико. Для того чтобы легче ориентироваться в многообразии конфлик­тов и иметь возможность выбрать адекватный метод реагирова­ния, диагностики и управления, проводят их классификацию.

По способу разрешения конфликты делятся на:

  • антагонистические — представляют собой способы разре­шения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон

5

или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и выигрывает (война до по­беды, полное поражение противника в споре);

- компромиссные — допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий, взаимодействия.

В зависимости от природы возникновения выделяют конф­ликты:

- социальные — высшая стадия развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тенденций и ин­тересов социальных общностей, коллективов, индивидов. Сре­ди них выделяются такие конфликты, как межнациональные, национальные, этнические. Подобные конфликты предполага­ют наличие значительного промежутка времени между объек­тивными при-чинами, породившими эти конфликты, от самих конфликтов и их последствий;

- организационные — их особенность в том, что они яв­ляются следствием организационного регламентирования де­ятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.;

- эмоциональные или личностные — характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты обычно вызываются чувствами зависти, враждебности, антипа­тии и являются реакцией индивида на ущемление его интересов.

С С учетом направленности воздействия конфликты могут быть:

- вертикальные — которые предполагают распределение вла­сти по вертикали сверху вниз, что и определяет стартовые усло­вия у участников конфликта: начальник—подчиненный, выше­стоящая организация—предприятие, малое предприятие—учре­дитель;

- горизонтальные — предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня, специалисты между со­бой, поставщики—потребители.

По степени выраженности различают конфликты:

- открытые — характеризуются явно выраженным столкно­вением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаи­модействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта: международными, правовы­ми, социальными, этическими;

- скрытые — отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используют­ся косвенные способы воздействия. Это происходит при усло­вии, что один из участников конфликтного взаимодействия опа­сается другого, либо у него нет достаточной

6

власти и сил для открытой борьбы.

В зависимости от количества участников конфликты бывают:

- внутриличностные — представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направ­ленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты типа «из двух зол выбираем меньшее»;

- межгрупповые и межличностные — это столкновение ин­дивидов с группой или групп между собой.

Деление конфликтов на виды достаточно условно. Жест­кой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты: организационные вер­тикальные межличностные; горизонтальные, открытые, меж­групповые и т. д.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе» iconМетодические указания Рязань 2004 удк 60. 55 Занятость населения и ее регулирование: Методические указания / Рязан гос радиотехн акад.; Сост. А. Н. Ростовцев. Рязань, 2004. Включают в себя тематический план курса «Занятость населения и ее регулирование»
Занятость населения и ее регулирование: Методические указания / Рязан гос радиотехн акад.; Сост. А. Н. Ростовцев. Рязань, 2004
Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе» iconМетодические указания к лабораторной работе Рязань 2003
Маршрутизация в сетях: Методические указания к лабораторной работе / Рязан гос радиотехн акад.; Сост. В. А. Асташин. Рязань, 2003....
Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе» iconТеория автоматов в задачах методические указания к практическим занятиям Рязань 2004 удк 519. 713 (075)
Теория автоматов в задачах. Ч1: Методические указания к практическим занятиям/ Рязан гос радиотехн акад. Сост.: Н. И. Иопа. Рязань,...
Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе» iconМинистерство образования и науки российской федерации
Цифровые радиоприемные устройства: Методические указания к лабораторным работам / Рязан гос радиотехн акад.; Сост. Ю. Н. Паршин....
Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе» iconМинистерство образования российской федерации рязанская государственная радиотехническая академия
Элементы и функциональные узлы комбинационных и последовательностных устройств: Методические указания к самостоятельной работе и...
Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе» iconМинистерство образования российской федерации рязанская государственная радиотехническая академия
Измерительные схемы включения датчиков. Активные фильтры: Методические указания к лабораторным работам / Рязан гос радиотехн акад.;...
Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе» iconПрограммируемые логические интегральные схемы ( часть I )
Программируемые логические интегральные схемы (часть I): Учеб пособие/ А. С. Ашихмин; Рязан гос радиотехн акад. Рязань, 2005. 88...
Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе» iconМетодические указания к лабораторным работам Рязань 2004
Дискретная математика: Методические указания к лабораторным работам / Рязанская государственная радиотехническая академия; Сост....
Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе» iconМетодические указания к лабораторной работе
Обработка деталей на плоскошлифовальном станке: Методические указания к лабораторной работе / Самарский гос техн ун-т; Сост. Р. Г....
Методические указания Рязань,2005 Конфликтология: Методические указания/Рязан гос радиотехн акад.,;Сост.; Ростовцева О. А рязань 2005. Включает в себя обязательный минимум соде держания курса «Конфликтология в социальной работе» iconМ. Х. Абелян; Ряз гос ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2008. 12 с
Информатика и вычислительная техника, современные компьютерные технологии : программа курса и учебно-методические материалы. Специальность...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница