Специалист социальной работы (социальный работник)




Скачать 67.86 Kb.
НазваниеСпециалист социальной работы (социальный работник)
Дата28.12.2012
Размер67.86 Kb.
ТипПрезентация
СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК)

Презентация профессии

В современных условиях реформ, на фоне резких изменений в экономической, политической, социальной сферах, изменение привычного уклада жизни у большинства людей порождает стрессы, кризисы, конфликтные ситуации. Обостряются многие жизненно важные проблемы, отражающиеся на моральном и физическом здоровье человека, семьи, на внутрисемейных и производственных отношениях.

В стране возникла острая необходимость в возрождении социальной работы как науки и области педагогической практики, в учреждении института социальных педагогов — специалистов по социальной и воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями.

Социальная работа – единая профессия, представленная широким спектром разновидностей, специализаций. На практике получает распространение работа социальных педагогов, социальных работников, специалистов по социальной работе.

В своей деятельности социальному работнику приходится решать следующие профессиональные задачи: изучение личности и ее окружения; анализ различных ситуаций; предвидение и предотвращение конфликтов; установление контакта с людьми; создание атмосферы доброжелательности; выявление конфликтных ситуаций, отклонений в поведении; составление рекомендаций по консультативно–коррекционной работе; деятельность по реабилитации людей, имеющих отклонение от нормы в физическом, психическом и социальном развитии; профилактика явлений дезадаптации; помощь в реализации прав и свобод личности; помощь в адаптации личности к конкретным жизненным условиям; организация совместной социально–значимой деятельности, поддержка и стимулирование социнициатив личности и микросреды.

Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпретацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий.

Деятельность специалиста социальной работы направлена на все категории населения, на людей разного возраста, различных профессий и социальных групп, на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, в окружающей микросреде, т.е. в сфере общения.

Тип и класс профессии

Профессия специалист социальной работы относится к типу «Человек – Человек», Основное содержание профессии составляют взаимоотношения с людьми, направленные на то, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека.

Профессия специалист социальной работы относится к классу «творческих», поскольку решение каждой отдельно взятой ситуации не похоже на другую и требует индивидуального подхода.

Содержание деятельности

Социальный работник в отличие от социального педагога, имеет дело с состоявшейся проблемой (алкоголизм, наркомания, табакокурение, социальная депрессия, бродяжничество, безработица, болезнь, неспособность самостоятельно обслуживать себя, инвалидность, миграция, стихийное бедствие, душевное потрясение, моральная распущенность, социальная дезадаптация), что требует владения специальными видами социальной помощи и более узкой специализации (для работы с инвалидами, престарелыми, беженцами, группами социального риска и др.). Социальный работник может специализироваться в решении социальных проблем определенных возрастных групп (детей, подростков, молодежи, пожилых), в определенных учреждениях (школьный социальный работник, социальным работник на производстве и др.), в специфических сферах микросреды (социальных работник на селе, социальный работник в воинской среде и др.).

И хотя сферы профессиональной деятельности социальных педагогов и социальных работников, формы и методы их работы часто пересекаются, все же каждый специалист имеет свое предназначение.


Требования к знаниям и умениям специалиста

Социальный педагог должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;

  • законы Российской Федерации;

  • решения Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования;

  • Конвенцию о правах ребенка;

  • основы социальной политики, права, государственного строительства, трудового и семейного законодательства;

  • общую и социальную педагогику;

  • педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;

  • основы валеологии и социальной гигиены;

  • социально-педагогические и диагностические методики;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Социальный педагог должен уметь:

  • организовывать и планировать свою деятельность,

  • анализировать социальные явления,

  • видеть свое место и свою активную роль в защите права человека на достойную жизнь,

  • грамотно выражать свои мысли,

  • контролировать свои эмоции,

  • работать в условиях ненормированного графика,

  • работать с документацией,

  • устанавливать контакты с людьми,

  • убеждать людей,

  • прогнозировать ситуацию,

  • слушать и слышать собеседника и сопереживать,

  • хранить тайну.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Профессиональный уровень социально работы в стране требует, чтобы эту профессию избрали люди особых личностных качеств. Сфера деятельности социального работника — это сфера доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности.

Для успешной деятельности в качестве социального работника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • эмпатийность,

  • оптимизм, доминирование положительных эмоций,

  • самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка,

  • психологическая грамотность,

  • деликатность.

  • гуманизм,

  • коммуникативные и организаторские способности,

  • высокая духовная и общая культура,

  • чувство такта,

  • твердые нравственные принципы.


Условия труда


Социальный работник, как правило, работает в коллективе, состоящем из разных специалистов, каждый из которых имеет свою документацию, свои должностные обязанности. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть различные образовательные, социальные и культурные организации и учреждения. Рабочий день может быть ненормированным, включает разъезды и местные командировки.

Деятельность специалиста этой профессии – это всегда работа, связанная с общением с различными категориями населения. Специалист несет моральную ответственность за совершенные действия. Работа связана с высоким эмоциональным напряжением, повышенной ответственностью.

Медицинские противопоказания

Медицинские ограничения для социального педагога:

  • нарушения функций опорно-двигательного аппарата;

  • заболевания нервной системы;

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;

  • психические заболевания.

Базовое образование

Профессия социального работника подразумевает наличие высшего или среднего профессионального образования.

Пути получения профессии

Получить высшее образование по профессии социального работника можно в ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева) на факультете психологии и педагогики детства по направлению подготовки: «Психолого-педагогическое образование» профиль: «Психология и социальная педагогика».

Области применения профессии

В 1995 году Президентом РФ был подписан Закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". В соответствии с Законом, социальное обслуживание - деятельность специальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, по проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Учреждениями социального обслуживания являются:

  • комплексные центры социального обслуживания населения,

  • территориальные центры социальной помощи семье и детям,

  • центры социального обслуживания,

  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,

  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

  • социальные приюты для детей и подростков,

  • центры психолого-педагогической помощи населению,

  • центры экстренной психологической помощи по телефону,

  • центры социальной помощи на дому,

  • дома ночного пребывания,

  • специальные дома для одиноких престарелых,

  • стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками),

  • геронтологические центры,

  • иные центры, предоставляющие социальные услуги.

Перспективы карьерного роста

Специализация и освоение снежных областей.

Социальные педагоги могут специализироваться в конкретных сферах деятельности (работа с семьей, работа с детьми, работа в образовательных учреждениях разного уровня ит.д.). Зачастую профессиональный рост связан с освоением новых приемов и способов работы, постоянным обновлением знаний и т.п.

Управленческий путь развития.

В зависимости от типа учреждения социальный работник может «дорасти» до должности ведущего специалиста, начальника отдела, возглавить образовательные и социальные учреждения, открыть частное учреждение.

Похожие:

Специалист социальной работы (социальный работник) iconК п. н., доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики Михайлова С. И
Социальный проект «Формирование института медиаторов как одно из направлений модернизации социальной сферы»
Специалист социальной работы (социальный работник) iconВысшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рягин С. Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д п н., Почетный работник образования РФ
Специалист социальной работы (социальный работник) iconВысшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рягин С. Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д п н., Почетный работник образования РФ
Специалист социальной работы (социальный работник) iconРасписание занятий 3 курса
Примечание: занятия по физической культуре, педагогике, социальной политике, правовому обеспечению социальной работы, теории социальной...
Специалист социальной работы (социальный работник) iconСоциальная работа
Ота это современная, чрезвычайно востребованная в обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы ведет профессиональную...
Специалист социальной работы (социальный работник) iconПрограмма для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по направлению «Социальная работа»
Эволюция философии социальной работы: от благотворительности к профессионализму. Базовые ценности и идеалы социальной работы. Группы...
Специалист социальной работы (социальный работник) iconМетодологические вопросы исследования социально-политических процессов в регионе
Основатель и современный руководитель – Тугаров А. Б., доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального...
Специалист социальной работы (социальный работник) iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению 040400. 68 «Социальная работа»
Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы: сходство и различие. Зарубежный опыт теоретического осмысления...
Специалист социальной работы (социальный работник) iconСогласован утверждаю
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Российской Федерации по...
Специалист социальной работы (социальный работник) iconКонференция проведена по инициативе кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омгу им. Ф. М. Достоевского. Для специалистов в области социальной работы, научных сотрудников и преподавателей, студентов и аспирантов
Технологии социальной работы: теория и практика реализации: Материалы III заочной Международной научно-практической конференции....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница