Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар»




Скачать 118.21 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар»
Дата28.12.2012
Размер118.21 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности
08100.62 подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Санкт-Петербургский филиал


Факультет экономики


Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар




для направления 080100.62 подготовки бакалавра

3 курс


Автор программы:

Антипов Евгений Александрович, старший преподаватель, eantipov@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры экономической теории

«_31» августа 2012 г.

Зав. кафедрой: В.Д. Матвеенко________________________________________


Согласована УМО «___»____________ 20 г

Начальник Шереметова В.В._______________________________________


Утверждена Советом факультета экономики «___»_____________20 г.

Председатель Гордин В.Э. ___________________________________________


Санкт-Петербург, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика». Уровень подготовки: Бакалавр. (утвержден ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики Протокол от 02.07.2010 г. № 15)

  • Образовательной программой 080100.62 «Экономика»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавров

    080100.62 «Экономика», утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является знакомство с основными методами эмпирических исследований в экономике и их применением в работах ведущих современных экономистов.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные методы эмпирических исследований в экономике

  • Уметь самостоятельно проводить критический анализ эмпирических работ по экономике и самостоятельно предлагать дизайн эмпирического исследования

  • Иметь навыки планирования самостоятельного эмпирического исследования


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК–1

Может самостоятельно поставить цели и задачи исследования

Лекции и критический анализ статей

Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и

письменную речь

ОК-6

Способен написать связный логичный текст на основе проведенного исследования

Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

ПК-4

В состоянии найти и оценить пригодность для применения статистические данные из различных баз социально-экономических показателей

Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

ПК-5

Способен грамотно выбрать подходящую базовую экономическую модель, подходящую в качестве основы исследования

Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

ПК-6

Способен на основе базовой дескриптивной, математической или эконометрической модели составить оригинальную модель, подходящую под цели исследования, интерпретировать результаты оценивания



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовому блоку «Практика и научно-исследовательская работа» учебного плана и является обязательной для всех студентов 3 курса.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Математический анализ

  • Информационные технологии

  • Теория вероятностей и математическая статистика

  • Социально-экономическая статистика

  • Микроэкономика

  • Макроэкономика


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Иметь твердые основы микроэкономических и макроэкономических знаний


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Эконометрический анализ качественных и панельных данных

  • Корпоративные финансы

  • Финансовый менеджмент

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Практические занятия

Сам. работа

1

Особенности эмпирических исследований и их роль в науке

4

4

8

2

Статистика как основа эмпирических исследований

8

8

12

3

Методики анализа существующей литературы по теме исследования

8

8

12

4

Экспериментальные методы

8

8

12

5

Эконометрические исследования

6

6

12

6

Планирование исследований

6

6

12



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий


Контрольная работа 1







*




Тестирование в LMS (80 мин.)

Эссе










*

Письменная работа в формате заявки на грант

Итоговый

Экзамен










*

Тестирование в LMS (80 мин.)



6.1Критерии оценки знаний, навыков


При проведении тестирования в LMS, процент выполнения задания, выставляемый системой переводится в 10-балльную шкалу следующим образом:

% от максимально

возможного

кол-ва баллов

10-балльная шкала

95-100

10

85-94

9

75-84

8

65-74

7

55-64

6

45-54

5

35-44

4

25-34

3

15-24

2

0-14

1



6.2Порядок формирования оценок по дисциплине

Все оценки текущего и итогового контроля выставляются по 10-балльной шкале.


Оценка по курсу рассчитывается следующим образом (текущий контроль состоит из :

Оитоговая=0.2*Озачет+0.2*Отекущ+0.6*сам. Работа

Отекущ=0.5*к/р+0.5*эссе

В диплом выставляется итоговая оценка (Оитоговая)

Способ округления промежуточной и итоговой оценок по учебной дисциплине: арифметический.

7Содержание дисциплины

  1. Особенности эмпирических исследований. Роль эмпирических исследований в науке. Критерии отбора теорий: фальсификационном Поппера и методология научно-исследовательских программ Лакатоша. Типы и структура эмпирической статьи. Примеры и логика построения конкретных исследований.

  2. Статистика как основа эмпирических исследований. Программа экзамена AP Statistics. Базовые статистические знания, необходимые любому исследователю. Примеры заданий по каждой теме. Список формул и статистических таблиц. Разбор некоторых сложных моментов. В перерыве между I и II модуле студенты повторяют статистику на занятиях по курсу эконометрики, готовятся самостоятельно. Практическая работа: Первая часть имитационного экзамена AP Statistics. Практическая работа: Вторая часть имитационного экзамена AP Statistics. Разбор наиболее сложных заданий имитационного экзамена. Сопоставление результатов с результатами студентов других стран. Получившие за экзамен отличную по международным стандартам оценку (от 63 баллов в сумме за обе части экзамена) получат +2 балла из 10 к среднему баллу за практические работы!

  3. Анализ существующей литературы. Библиографическое программное обеспечение Mendeley. Количественный анализ существующих исследований – мета-анализ. Практическая работа: анализ статьи по мета-анализу. Практическая работа: анализ статьи по мета-анализу. Практическая работа: Практическая работа по самостоятельной репликации

  4. Экспериментальные исследования. Разбор статей, использующих эксперименты.

  5. Эконометрические исследования. Выявление причинно-следственных связей. Разбор статей, использующих эконометрику.

  6. Планирование исследований. Обсуждение написания заявок на грант. Подготовка пробных заявок на грант.




8Образовательные технологии


Разбор статей – ключевая составляющая научного семинара. Уникальностью используемой нами технологии является отказ от устного коллективного обсуждения статей в пользу проверки понимания статей с помощью самостоятельных работ, проводимых в форме электронного тестирования. Учебный процесс полностью перенесен в LMS eFront, где размещены упражнения, связанные с разбором эмпирических статей и выполнением тестовых заданий. В результате каждый студент ознакомится со всеми статьями, а не только с той, устную презентацию которой он готовит.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


  • Контрольная работа включает в себя разбор статей по экономике, предусматривающий ознакомление с ними и ответы на тестовые вопросы по их содержанию в LMS. Кроме того, среди заданий есть тестовые вопросы по методам эмпирических исследований.

  • Эссе подразумевает написание плана исследования в формате заявки на грант по стандартам Научного Фонда НИУ ВШЭ.

  • Зачет проходит в том же формате, что и контрольная работа.


Для успешного выполнения заданий студент должен уметь отвечать на следующие вопросы после прочтения статьи:

  • Какую проблему рассматривает автор?

  • Почему эта проблема актуальна?

  • В чем новизна (особенности) исследования (что такого делает автор, чего не делали другие)?

  • Из каких частей состоит статья и чему посвящена каждая часть? (этот пункт важен, так как нужно обратить внимание на то, как авторы структурируют статью, чтобы потом использовать это в своих работах)

  • Каковы основные результаты, интересные выводы, рекомендации, которые приводят авторы?

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Курс опирается на публикации в ведущих международных рецензируемых журналах. Список статей, используемых на НИСе, периодически обновляется с учетом выхода новых статей на актуальные темы. Кроме того, тематика статей, на наш взгляд должна соотвествовать специализации группы людей, для которой проводится НИС. Например, студенты, специализирующиеся на анализе рынков получат преимущественно статьи, связанные с отраслевой организацией.


Основные критерии отбора статей:

  • Представляют интерес для широкой аудитории

  • Опубликованы в международном рецензируемом журнале по экономике и менеджменту


Некоторые из разбираемых статей приведены ниже:

  1. Altonji, Joseph, Todd E. Elder, and Christopher R. Taber (2000) `Selection on observed and unobserved variables: Assessing the effectiveness of catholic schools.' NBER Working Paper No.W7831

  2. Angrist, Joshua D. (1990) `Lifetime earnings and the Vietnam era draft lottery: Evidence from Social Security Administrative records.' American Economic Review 80(3), 313-336

  3. Angrist, Joshua D. (1998) `Estimating the labor market impact of voluntary military service using social security data on military applicants.' Econometrica 66(2), 249-88

  4. Angrist, Joshua D., and Alan B. Krueger (1999) `Empirical strategies in labor economics.' Handbook of Labor Economics

  5. Angrist, Joshua D., and Guido Imbens (1994) `Identification and estimation of local average treatment effects.' Econometrica 62(2), 467-475

  6. Angrist, Joshua D., and Victor Lavy (1999) `Using Maimonides' rule to estimate the effect of class size on scholastic achievement.' Quarterly Journal of Economics 114(2), 533-575

  7. Angrist, Joshua D., Guido W. Imbens, and Donald B.Rubin (1996) `Identification of causal effects using instrumental variables.' Journal of the American Statistical Association 91(434), 444-455

  8. Ashenfelter, Orley, and David Card (1985) `Using the longitudinal structure of earnings to estimate the effect of training programs.' Review of Economics and Statistics 67(4), 648-60

  9. Campbell, Donald T. (1969) `Reforms as experiments.' American Psychologist 24, 407-429

  10. Card, David, and Alan Krueger (1992) `Does school quality matter? Returns to education and the characteristics of public schools in the United States.' Journal of Political Economy 100(1)

  11. Rosenbaum, Paul, and Donald B. Rubin (1984) `Estimating the effects caused by treatments: Comment [on the nature and discovery of structure].' Journal of the American Statistical Association 79(385), 26-28

  12. Sacerdote, Bruce (2000) `Peer effects with random assignment: Results for Dartmouth roommates.' Working Paper 7469, National Bureau of Economic Research

  13. Strauss, John (1986) `Does better nutrition raise farm productivity?' Journal of Political Economy 9(2), 297-320

Дистанционная поддержка дисциплины


В LMS в курсе «Научно-исследовательский семинар» размещены

    • программа и формулы оценки

    • литература по курсу

    • форум для ответов на вопросы студентов

  • Самостоятельные работы на семинарах – в LMS, проверяются автоматически

  • Эссе сдается в LMS как проект и проверяется вручную

  • Зачет и контрольная работа проводятся в LMS и проверяются автоматически

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


  • Презентационный материал лекций транслируется с помощью проектора на большой экран

  • На семинарских занятиях студенты работают преимущественно в системе LMS

  • При проведении обучающих сессий экран компьютера преподавателя транслируется на экраны компьютеров студентов

Похожие:

Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030100....
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский (проектный) семинар» для специальности 032401 «Реклама»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032401....
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» iconПрограмма дисциплины "Научно-исследовательский семинар "Новые направления политэкономии" для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра (3 курс)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов профиля «Политические исследования»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Исследования политических институтов”» для направления подготовки бакалавра 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» iconПрограмма дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра (нир. 00 4 курс)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» iconПрограмма дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра (нир. 00 1 курс)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» iconПрограмма дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра (нир. 00 1 курс)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание ”» для направления подготовки бакалавра 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница