Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление




НазваниеСоциология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление
страница1/17
Дата28.12.2012
Размер2.74 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Федеральное агентство связи

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики


И.В. НОСОВА


СОЦИОЛОГИЯ


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


НОВОСИБИРСК 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Учебные цели..............................................................................................………3
ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Объект и предмет социологии.............................................................................……….4

1.2. Дифференциация социологического знания....................................................………...5

1.3. Функции социологии как науки.....................................................................…………..6

1.4. Основные социологические подходы................................................................………..7

1.5. Основные методы социологии..........................................................................………10
ТЕМА 2. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

2.1. Понятие «социальная система»…………………………………………….............….20

2.2. Социальная структура общества………………………………………………………22

2.3. Теория модернизации и теория общественно-экономических формаций о единстве развития социума……………………………………………………………………..……………25

2.4. Теория цивилизаций о многообразии развития социума. Западная и Восточная модели обществ.……………………………………………………………..........…………….....28

2.5. Социологический анализ современного российского общества........................…….30
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

3.1. Понятия «социальные изменения» и «социальное развитие» .........................……...36

3.2. Прогресс и социальная стабильность.................................................................……...37

3.3. Факторы и субъекты социальных изменений....................................................……...40
3.4. Механизмы и направления социальных изменений.................................................…42
ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

4.1. Понятие «социальный институт»........................................................................……...47

4.2. Семья как социальный институт: основные типы и функции семьи...............……...50

4.3. Тенденции и проблемы современной семьи с позиции теории конфликта..……….54
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Понятие «социальная организация». Формальные и неформальные социальные организации………………………………………………………………………………………..59

5.2. Типология социальных организаций.................................................................………60

5.3. Власть и контроль в организации...................................................................…..…….66

5.4. Управление в организациях................................................................................………67
ТЕМА 6.СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

7.1. Первичные и вторичные, малые и большие группы.......................................……….72

7.2. Классификация малых групп………………………………….............................…….75

7.3. Групповая коммуникация и лидерство............................................................….…….77
ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

6.1. Социальная стратификация……………………….............................................………83

6.2. Социальная мобильность………………………………........................................……86

6.3. Социально-классовая структура современных обществ……………….............…….87
ТЕМА 8. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

8.1. Понятие социализация.........................................................................................………94

8.2. Основные теории социализации……………………………………………………….94

8.3. Агенты социализации…………………………………………………………………101
ТЕМА 9. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

9.1. Понятие «девиации»..............................................................................................……105

9.2. Причины девиации…....................................................................................................107

9.3. Типы и виды девиации........................................................................................…..…110

9.4. Социальный контроль ..........................................................................................…….111

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.......................................................................................………..115

ПРЕДИСЛОВИЕ

Социология, будучи наукой, изучающей общество, общие и специфичеческие законы его развития и функционирования, социальные организации и взаимодействия, помогает понять происходящие вокруг нас события и те социальные силы, которые оказывают па нас воздействие и тем самым вооружает нас особой формой осознания действительности.

Современный работник любой сферы должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и быть социально компетентным человеческом, знающим принципы строения, организации и развитии общества, в котором он живет и работает, умеющим хорошо ориентироваться в сложных явлениях общественной жизни. Помочь в этом и призвано учебное пособие.

Методологической основой данного учебного пособия выступает сложное переплетение различных научных направлений социологической мысли. По своей структуре пособие состоит из 9 частей, в каждой из которых раскрываются исходные понятия, анализируются и сопоставляются классические и современные социологические подходы.

В первой части пособия история становления социологии рассматривается как история формирования и развития социологического метода применительно к анализу явлений общественной жизни. Так же в доступной форме определен предмет социологии, ее методы, структура и функции.

Последующие темы освещают смысл и содержание основных понятий социологии, таких как общество, система, социальная структура и стратификация, социальные институты и группы, социальные нормы и личность и т. д. В рамках рассматриваемых тем большое внимание в работе уделено современным проблемам социальной системы России.

Включенные в каждую тему вопросы и задания, структурно-логические схемы, а так же перечень ключевых понятий и определений в конце пособия позволяют существенно облегчить восприятие материала. Все это делает пособие оригинальным, уникальным в своем роде, отражающим авторское понимание и подход к изложению социологического материала.

В результате изучения предложенного пособия Вы сможете получить представление о:

- методологии познания общества как социальной системы и ее элементов;

- становлении социологии как науки в Западной Европе, США, России;

- социальных явлениях и процессах современного российского общества: процессах модернизации, особенностях формирования повой социальной структуры, формирования общественного мнения как социального института, процессах, происходящих с основными социальными институтами - семьёй, государством, правом, религией, моралью;

- технологии анализа (диагностики) и управления социальными процессам.

Будете знать:

-об основных функциях социологии: познавательной, информационной, совешательной, прогностической;

- об основных элементах общества: социальных подсистемах, социальных институтах, социальных организаций, социальных взаимодействий, социальных общностей, социальных статусов и социальных ролей.

- о социальной структуре, социальной стратификации и мобильности, основных причинах социального неравенства.

- о социализации личности, девиантном поведении, социальных нормах, социальном ожидании и социальном контроле.

Получите навыки:

- выявления социальных проблем и проведения их социологического анализа;

- применения основных подходов к анализу социальных явлений и процессов (структурно-функциональный, социокультурный, конфликтологический);

- применения методов социальной диагностики для анализа конкретных проблем управления обществом;

- принятия практических решений с использованием социальных технологий.


ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ


1.1. Объект и предмет социологии

С термином «социология» каждый из нас довольно часто встречался. В современной жизни, начиная с 1990-х годов, это слово у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы Парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и социально-экономическим вопросам.

В регионах проводятся свои специфические опросы, в которых определяется степень социальной напряжённости в обществе, удовлетворённость различными товарами и услугами.

Начнём с этимологии. Термин «социология» происходит от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logos слово, учение, понятие (это слово является составной частью почти любого термина, означающего какую-либо науку, например политология, культурология, археология, психология, геронтология и т.д.). Следовательно, в самом прямом смысле слова социология – это учение об обществе.

Понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом в 1830-х годах. Именно его по праву считают основателем новой дисциплины. С XIX века можно говорить о возникновении и институционализации социологии как самостоятельной науки.

Это, однако, не означает, что до данного столетия человечество, научная мысль не интересовались вопросами о том, как устроено общество, как оно возникло и функционирует, как взаимодействует отдельный индивид и общество. Но эти вопросы не рассматривались самостоятельно, а изучались в рамках других областей знаний, например истории. Прежде всего, вопросами социальной жизни занималась философия, в недрах социальной философии постепенно накапливалось знание об общественных процессах и явлениях, что послужило предпосылкой возникновения социологии.

Сфера изучения общественной жизни социальной философией ограничивалась познавательной деятельностью. Социология же в отличие от философии, по мнению её основателя Огюста Конта, была призвана не только познать общество, но и изменить его, улучшить, усовершенствовать. Социолог же должен был помочь в управлении социальными процессами.

Ещё в большей мере различия между социальной философией и социологией обнаруживаются в методе исследования. Философия рассматривает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определёнными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности.

По мнению «отцов-основателей» социологии, общество должно изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической, (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов и явлений количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе и теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определённые процедуры эмпирического исследования.

С точки зрения науковедения, становление любой науки связано с её институционализацией, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института. В этом процессе можно выделить ряд необходимых аспектов:

1) определение своего предмета и методов исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений;

4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

5) создание организационной формы объединения учёных данных дисциплин – национальных и международных организаций.

Если говорить о США и Западной Европе, то можно отметить, что они прошли все стадии процесса институционализации начиная с 40-х годов XIX века. В России процесс институционализации социологии несколько раз прерывался.

Итак, мы отметили, что условием номер один образования самостоятельной науки является выявление ее предмета. Вообще существуют понятия «объект» и «предмет» науки. Объектом познания принято называть всё то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определённая сфера объективного мира, часть объективной реальности, обладающая собственными свойствами.

У различных наук может быть один и тот же объект познания. Так, объектом социологического познания является общество. Однако общество изучают и другие общественные науки, такие как политология, культурология, психология, правоведение, экономика и т.д. Для того чтобы определить специфическую сферу познания конкретной науки, в данном случае социологии, принято наряду с объектом выделять и предмет.

В отличие от объекта, предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. По отношению к объекту предмет любой науки является более узким понятием, характеризующим особую область данной науки, которая отличает данную науку от других наук.

В социологии выделяются два уровня: микроуровень и макроуровень. На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, микромоделью при этом являются социальные отношения. На макроуровне социология исследует крупномасштабные социальные системы, их структуру и динамику. Согласно определению Г.В.Осипова, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.


1.2. Дифференциация социологического знания

Социологическую науку можно дифференцировать на несколько частей: это теоретическая социология, теории среднего уровня, прикладная социология и социальная инженерия.

Теоретическая социология представляет собой фундаментальную, методологическую основу данной дисциплины. В рамках теоретической социологии изучается предмет и объект, рассматриваются основные социологические подходы, теории и концепции, определяются основные социологические понятия, характеризуются персоналии.

Теории среднего уровня рассматривают структурные компоненты социологии и представляют собой отраслевую социологию: социологию труда, социологию управления, социологию политики, социологию семьи, социологию религии и т.д.

В рамках прикладной социологии изучается техника и методика проведения социологических исследований, а также проводятся сами исследования. Основная задача прикладной социологии – предложить методику исследования актуальных проблем, имеющих практическую значимость, а также изучить эти проблемы.

Социоинженерия – сравнительно молодая отрасль социологии. Она появилась в 1980-е годы. Социоинженерия включает в себя социальную диагностику и социальные технологии. Социальная диагностика предполагает выявление проблемы, её зондаж, анализ с использованием определённых процедур. Социальные технологии представляют собой некие алгоритмы решения типовых задач, проблем. В отличие от традиционного социологического исследования, программа и инструментарий которого каждый раз создаются практически заново, социальная технология даёт возможность многократно использовать отработанный, стандартный алгоритм.

Например, социальные технологии могут применяться при подборе и расстановке кадров, аттестации. Выделяют избирательные технологии, технологии формирования имиджа, технологии по связям с общественностью, так называемые технологии PR.









Социоинженерия






Прикладная социология







  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление iconУчебное пособие Уфа 2006 удк 51: 002 ббк 74. 58 Бикмухаметов И. Х. Колганов Е. А. Математика. Часть Предмет информатики. Информатизация общества. Работа на персональном компьютере. / Учебное пособие. Уфа:, 2006. с. Курс «Математика и информатика»
Учебное пособие предназначено для студентов, осваивающих учебную дисциплину с использованием дистанционных образовательных технологий,...
Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление iconУчебное пособие новосибирск 2011 удк 338. 23: 658. 1(075. 8) Цевелев В. В
Цевелев В. В. Управление инвестициями. Учеб пособие. — Новосибирск: сгупс, 2011. — 104 с
Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление iconУчебное пособие Для студентов вузов Кемерово 2006
Ш 37 Метрология, стандартизации и сертификация: Учебное пособие / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. –...
Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление iconУчебное пособие Москва Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова 2005
С 24 Социология журналистики: Учебное пособие. – М.: Импэ им. А. С. Гри­боедова, 2005. – 119 с
Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление iconЭлективный курс «Прикладная социология», 9 класс
Программа авторская, учебное пособие «Социология», под редакцией Радугина А. А., -м.: Alma mater, 1999
Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление iconУчебное пособие Часть 2 Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа 2006
Фролова М. Ю. Немецкий язык: Учебное пособие в 6-ти частях; Ч. / М. Ю. Фролова. – Уфа: Уфимск гос акад экономики и сервиса, 2006....
Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление iconУчебное пособие Часть 3 Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2006
Валиахметова Э. К. Английский язык: Учебное пособие в 6 частях. Ч. / Э. К. Валиахметова. – Уфа: Уфимск гос акад экономики и сервиса,...
Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление iconУчебное пособие Часть 5 Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2006
Хакимова С. З. Английский язык: Учебное пособие в 6 частях. Ч. / С. З. Хакимова. – Уфа: Уфимск гос акад экономики и сервиса, 2006....
Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление iconУчебное пособие Часть 5 Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2006
Хакимова С. З. Английский язык: Учебное пособие в 6 частях. Ч. / С. З. Хакимова. – Уфа: Уфимск гос акад экономики и сервиса, 2006....
Социология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление iconУчебное пособие москва 2006 федеральное агентство по образованию государственно образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)»
А. С., Мурашова В. Г., Семенова Т. Н., Смирнов В. В., Тихонова С. В. Социология: Учебное пособие / Государственное образовательное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница