Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»




Скачать 249.9 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
страница1/3
Дата28.12.2012
Размер249.9 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3



Управление образования и науки Тамбовской области

ТО ГОУ СПО «Политехнический колледж»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


«Русский язык и деловая документация»


для студентов 6 курса, обучающихся по специальности:

190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Автор-составитель:

преподаватель высшей категории

Коропченко Н.В.


Тамбов 2010




Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии

Протокол № ____

От «_____» _________________ 201_

Председатель ________ Утешева С. И.




Составлено в соответствии с требованиями госстандарта

___________________ Пунина Н.В.

«____» ______________ 201_



Рецензент:

Доктор филологических наук, профессор, зав. кафедры русской филологии Попова И.М.


АННОТАЦИЯ.


Владение нормами современного русского языка, знание специфики деловых документов и умение грамотно их составлять - необходимый компонент деятельности любого дипломированного специалиста.

Студенты 6-го курса уже имеют среднее профессиональное образование базового уровня по специальности, поэтому многие из них могут работать в индивидуальном режиме обучения, что востребовано в современных условиях, когда особенно актуальна индивидуальная траектория развития личности.

Предлагаемый учебно-методический комплекс разработан на основе Государственного образовательного стандарта с учетом подготовки специалистов – нефилологов.

Он включает программу теоретического курса, практических занятий и рабочую тетрадь студента, которые объединены общими задачами:

  1. дать необходимые знания о структуре, закономерностях Функционирования, стилистических ресурсах современного русского литературного языка

  2. помочь студентам в освоении нормативных, коммуникативных и этических аспектов устной и письменной речи

Для этого могут применяться различные методы и средства, в том числе электронные.

Приоритетом современного образования является качество и доступность, поэтому рабочая тетрадь предлагается студентам как в печатном, так и в электронном виде. Она является элементом электронного кейса обучающих средств и размещена на сайте колледжа www.politexcolledg.ru, что позволяет студентам обучаться дистанционно и повышает мотивацию к обучению.

Основное внимание при построении настоящего курса уделяется развитию умения студентов работать со справочными материалами.

Управление образования и науки Тамбовской области

ТО ГОУ СПО «Политехнический колледж»


Рабочая программа

по дисциплине:

«Русский язык и деловая документация»


Для студентов 6 курса, обучающихся по специальности:190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Автор: преподаватель высшей категории

Коропченко Н.В.


Тамбов 2010

Пояснительная записка


Программа составлена на базе примерной программы дисциплины «Русский язык и культура речи», рекомендованной научно – методическим Советом по филологии Учебно-методического объединения университетов России и утвержденной начальником управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования

Предмет курса – система норм современного русского литературного языка, в том числе – деловой письменной речи.

Цель курса – повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у студентов нефилологических специальностей

Задача курса - формирование у студентов основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля:



  • построение связных текстов в соответствии с коммуникативными намерениями




  • участие в ситуациях делового общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами коллектива, связанными различными социальными отношениями


Структура программы определяется логикой изучения предмета.

Сначала рассматриваются возможности русского языка как средства общения, далее анализируются особенности функциональных стилей современного русского языка.

Особое внимание уделяется деловой письменной речи.

Организационные формы изучения дисциплины – лекции (43часа), практические занятия (19часов), и заполнение в течение всего учебного года рабочей тетради студента.

Контроль знаний – зачёт в соответствии с учебным планом.


Тематический план содержания теоретического курса



Название темы

Количество часов

1. Русский язык – государственный язык РФ

4

2. Основные уровни языка

3

3. Язык и речь. Понятие речевой коммуникации

2

4. Функциональный стиль речи: разговорный, художественный, публицистический.

2

5. Научный стиль речи. Основные признаки.

4

6. Официально – деловой стиль речи и его назначение. Языковые средства.

5

7. Виды деловых служебных документов

7

8. Документы для внутреннего пользования

7

9. Документы для внешнего пользования

7

10. Современные источники информации

2

Итого: 43 часа






Содержание теоретического курса.


Тема 1

Современный русский литературный кодифицированный язык.

Знать: определение языка, формы существования и разновидности языка, признаки литературного языка, функции языка.

Русский язык – государственный язык РФ.

Понятие нормы.

Уметь: находить информацию в справочной литературе

Тема 2

Язык как система.

Знать: основные уровни языка.

Уметь: пользоваться справочной литературой.

Тема 3


Язык и речь. Понятие речевой коммуникации.

Знать: виды речевой деятельности, типы речевых ситуаций, официальные и неофициальные ситуации общения.

Совершенствовать навыки устной и письменной речи.

Тема 4

Функциональные стили речи.

Уметь различать: разговорный, художественный, публицистический стиль.


Тема 5

Научный стиль речи

Знать: основные признаки, жанры научного стиля.

Уметь писать доклады, рефераты. Т

Тема 6

Официально-деловой стиль речи и его назначение. Языковые средства.

Знать: жанры официально-делового стиля речи, специальные приемы и речевые нормы деловых текстов.

Иметь представление о стандартизации и унификации деловой речи


Тема 7

Виды деловых служебных документов. Служебные документы личного пользования.

Уметь составлять служебные документы личного пользования: доверенность, расписку, автобиографию, характеристику, заявление, объяснительную записку, докладную записку, отчет, резюме.


Тема 8

Документы для внутреннего пользования (Управленческие документы). Общие сведения.

Уметь составлять: приказ, распоряжение, протокол, акт и др.


Тема 9

Документы для внешнего пользования. Общие сведения.

Уметь составлять деловые письма (письмо – сообщение, письмо – просьба, письмо – приглашение, письмо – благодарность, ответ на запрос, письмо – предложение (оферта), контракт, рекламация, претензия).


Тема 10

Техничные ошибки в деловой документации.

Уметь: пользоваться нормативными словарями современного русского языка и другими современными источниками информации

Знать: возможности компьютерных текстовых редакторов, справочные ресурсы Internet.


Практические занятия

Цель:

Совершенствование орфографических, морфологических и синтаксических норм деловой речи.


Содержание курса

  1. Трудные случаи правописания гласных в корне слова, приставках сложносокращенных словах; ь и ъ ; н и нн во всех частях речи




  1. Употребление прописных букв в названиях организаций, учреждений, предприятий, в наименованиях должностей и званий, аббревиатурах.




  1. Трудности в употреблении имен существительных. Варианты падежных окончаний. Употребление имен существительных, являющихся наименованием лиц (профессия должность), связанных с категорией числа.




  1. Особенности образования и употребления форм степеней сравнения прилагательных




  1. Особенности употребления и правила правописания имен числительных. Сочетание имен числительных с именами существительными.




  1. Особенности употребления в официально – деловых текстах некоторых форм времени и наклонения глаголов. Формы совершенного вида с приставкой «за» - (типа: «завизировать»).




  1. Образование форм причастий и деепричастий, употребление их в речи делового стиля.




  1. Стилистическое использование наречий. Употребление сложных степеней сравнения в деловом стиле.




  1. Предлоги, распространенные в официально - деловом стиле речи (типа

«согласно», «вопреки», «во избежание»). Правила их употребления.


  1. Главные члены предложения Тире между подлежащим и сказуемым.




  1. Согласование приложений в географических названиях.




  1. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим приложение типа : «кафе – столовая».




  1. Сказуемое при подлежащем, выраженном сочетанием существительных с числительным, и со словами типа: «большинство», «несколько», «более» и др.

  2. Зачет

Тематический план практического курса


Название темы

Количество часов

1.Трудные случаи правописания гласных в корне слова, приставках сложносокращенных словах; ь и ъ ; н и нн во всех частях речи

1

2.Употребление прописных букв в названиях организаций, учреждений, предприятий, в наименованиях должностей и званий, аббревиатурах.

1

3.Трудности в употреблении имен существительных. Варианты падежных окончаний. Употребление имен существительных, являющихся наименованием лиц (профессия должность), связанных с категорией числа.

1

4.Особенности образования и употребления форм степеней сравнения прилагательных

1

5.Особенности употребления и правила правописания имен числительных. Сочетание имен числительных с именами существительными.

1

6.Особенности употребления в официально – деловых текстах некоторых форм времени и наклонения глаголов. Формы совершенного вида с приставкой «за» - (типа: «завизировать»).

1

7.Образование форм причастий и деепричастий, употребление их в речи делового стиля.

1

8.Стилистическое использование наречий. Употребление сложных степеней сравнения в деловом стиле.

1

9.Предлоги, распространенные в официально - деловом стиле речи (типа «согласно», «вопреки», «во избежание»). Правила их употребления.

1

10.Главные члены предложения Тире между подлежащим и сказуемым

1

11.Согласование приложений в географических названиях.

1

12.Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим приложение типа : «кафе – столовая».

1

13.Сказуемое при подлежащем, выраженном сочетанием существительных с числительным, и со словами типа:«большинство»,«несколько», «более» и др.

1

14.Зачет

1

Итого: 14






Список литературы

    1. Культура русской речи: Учеб. для вузов / Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. М., 1999. 560с.

    2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта: Наука, 2002.

    3. ГОСТ Р6.30-2003. Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов. М.: 2003.

    4. Лагутина Т.М., Щуко Л.П. Деловое письмо: Справочник. СПб., 2003.

    5. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М.: Высш. шк., 1983.

    6. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник п правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999.


Список компьютерных словарей


  1. Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского языка

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь

  3. Ушаков Д. Толковый словарь http://www.dic.academic.ru

  4. Словари на портале Rambler http://www.rambler.ru/dict

  5. Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

http://www.slovary.gramota.ru

http://www.spravka.gramota.ru

  1. Версии различных словарей http://www.gramota.ru

Тамбовское областное государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Политехнический колледж»хн


ический колледж»


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


СТУДЕНТА


Студент (ФИО)

_____________________________________________


Специальность ______________

Курс ______________

Группа ______________


Преподаватель:

Коропченко Н.В.


ПАМЯТКА

по заполнению рабочей тетради студента


1. В течение учебного года студент регулярно заполняет соответствующие разделы рабочей тетради, что является обязательным для всех, слушающих данный курс.

2. Перед началом работы над каждой темой курса студент изучает рекомендуемую литературу и материалы лекций, после чего приступает к ответам на вопросы и выполнению практических заданий или тестов. При необходимости или по желанию студент использует дополнительную литературу.

3. Заполненная рабочая тетрадь студента должна быть представлена не позднее, чем за неделю до начала сессии.

4. По результатам заполнения рабочей тетради студента преподаватель выставляет зачет или экзаменационную оценку по курсу.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель заполнения рабочей тетради – формирование и корректировка навыков работы со справочной литературой при решении практических задач, связанных с коммуникацией на русском языке. Для этого студент должен уверенно владеть:

1) базовыми понятиями для пользования учебниками и справочниками. Например, если студент не помнит, что такое «подлежащее» или «сказуемое», то он не сможет воспользоваться правилом «Никогда не ставится запятая между подлежащим и сказуемым»;

2) основными понятиями теории коммуникации, культуры речи в пределах программы настоящего курса.

Приведенные в рабочей тетради студента тесты помогают применить полученные знания на практике.


РАЗДЕЛ I.

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


Обязательная литература


Руссова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. Н. Новгород: Деком, 2004.


Дополнительная литература

Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; Под ред. П.А. Леканта. М.: Высш. Шк., 1995.


Задание

Методические рекомендации по выполнению задания


Пользуясь указанной в списке литературой, найдите определения основных понятий и выпишите их. Подберите к ним примеры. При выполнении заданий разделов III – IV вы можете пользоваться полученным словарем понятий как справочником, поскольку необходимые вам для работы правила орфографии и пунктуации сформулированы с использованием этих терминов.


Части речи:

Существительное - _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прилагательное - ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Местоимение - ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Числительное - ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глагол - __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причастие - _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деепричастие - ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наречие - _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Склонение - _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спряжение - _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид - _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Члены предложения:

Подлежащее - _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сказуемое - _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение - _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение - ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнение - ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обстоятельство - ___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причастный оборот - _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деепричастный оборот - ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Однородные члены предложения - ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщающее слово - _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вводные слова и предложения - ______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Простое предложение - _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложное предложение - _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Сложносочиненное предложение - ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложноподчиненное предложение - ___________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бессоюзное предложение - __________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество верных ответов__________________________________

Количество неверных ответов ________________________________

Замечания, оценка преподавателя _____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» iconМетодические указания и задания для контрольной работы студентов заочного отделения по специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 2010 г
Методические указания и задания для контрольной работы студентов заочного отделения по специальности 190604 «Техническое обслуживание...
Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» iconМетодическое пособие для курсового проектирования по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 2005
Хрипунова М. В. выпускника специальности 190604 Заместитель директора по учебной работе
Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» iconБорисоглебский сельскохозяйственный техникум
По специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» iconКонтрольная работа для студентов заочного отделения по специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования нижнетагильский государственный профессионадльный...
Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» iconПрограмма дисциплина: Физика для специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» iconУчебно методический комплекс по физике Министерство образования и науки РФ фгоу спо «Бурятский лесопромышленный колледж» Методические указания для проведения лабораторных работ по физике по специальностям
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 250403-Технология деревообработки; 270206-Строительство и эксплуатация...
Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» iconГрафик аттестации студентов гбоу спо (ссуз) чалк по дисциплинам теоретического обучения за 4 семестр гр. 24, специальность 19060451 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», очная формы обучения
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», очная формы обучения
Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» iconОрганизация-правообладатель программы Основная профессиональная образовательная программа по специальности среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Примерная основная профессиональная образовательная программа разработана на основе федерального государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» iconМетодические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Салаватского индустриального колледжа по специальностям 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 190604...
Учебно-методический комплекс «Русский язык и деловая документация» для студентов 6 курса, обучающихся по специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Ремонт автомобилей»
Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине Ремонт автомобилей. Специальность 190604. 51 Техническое обслуживание...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница