Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона




Скачать 76.51 Kb.
НазваниеРекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона
Дата28.12.2012
Размер76.51 Kb.
ТипЗакон
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА №131 «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



Г.Архангельск 01.07.2005


30 марта - 1 апреля 2005 года в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А.Добролюбова проходило совещание руководителей муниципальных библиотек Архангельской области «Муниципальные библиотеки Архангельской области: итоги, проблемы, перспективы развития». В ходе совещания были подведены итоги работы муниципальных библиотек в 2004 году, выявлены основные тенденции их развития на современном этапе.

По состоянию на 1 января 2005 года в Архангельской области работают 526 муниципальных библиотек, объединенных в 24 централизованные библиотечные системы (ЦБС). ЦБС является основной организационной моделью межбиблиотечного взаимодействия муниципальных библиотек, находящихся на территории районов и городов.

В последние годы произошли большие изменения в содержании и условиях деятельности муниципальных библиотек. Прежде всего, это связано с экономическими, правовыми и социальными преобразованиями в нашей стране. Среди положительных результатов преобразований не только сохранение сети библиотек, но и дальнейшее развитие их взаимодействия, внедрение новых информационных технологий, реализация проектов, имеющих положительный социальный эффект. Вместе с тем остро ощущается недостаток бюджетного финансирования основных направлений деятельности, таких как комплектование библиотечных фондов новыми изданиями, модернизация библиотек и расширение их информационных возможностей.

Особое внимание на совещании было уделено проблеме организации библиотечного обслуживания населения Архангельской области и обеспечения конституционных прав граждан на поиск и получение информации, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям в связи с реализацией закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Данные рекомендации подготовлены по итогам работы совещания1.

  1. Определение полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания

Полномочия органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания определяются следующими законодательными актами:

  • Конституцией Российской Федерации;

  • федеральным законом «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 23.11.1994;

  • федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» № 77-ФЗ от 29.12.1994;

  • федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 08.10.2003;

  • областным законом «Об обязательном экземпляре документов Архангельской области» № 165-21-03 от 8.04.03.

Согласно ГОСТу 7.0-99 (ИСО 5127-1-83) «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»

библиотека  это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

библиотечное обслуживание - это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг,

библиотечная услуга – конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации и т.д.).

На основе перечисленных нормативных правовых документов могут быть определены следующие полномочия органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения:

Полномочия органа местного самоуправления городского округа:

  • принятие нормативных правовых актов о библиотечном обслуживании населения городского округа и контроль за их исполнением;

  • принятие минимальных социальных нормативов по организации библиотечного обслуживания населения городского округа;

  • утверждение муниципальных социально-экономических целевых программ развития библиотечного обслуживания населения городского округа, в том числе входящих обязательными разделами в муниципальные программы развития культуры, образования, информатизации муниципального образования;

  • формирование, размещение, бюджетное обеспечение муниципального социального заказа на библиотечные услуги и контроль за его исполнением;

  • учреждение и содержание за счет средств местного бюджета муниципальных библиотек, обеспечение безопасности и сохранности их зданий, помещений и библиотечных фондов, обустройства прилегающих территорий;

  • присвоение одной из библиотек городского округа статуса центральной библиотеки;

  • организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления городского округа;

  • организация библиотечного обслуживания населения городского округа;

  • организация межбиблиотечного взаимодействия;

  • обеспечение координации и кооперации в формировании библиотечноинформационных ресурсов для их широкой доступности населению и наиболее эффективного использования;

  • регистрация и контроль над условиями хранения и использования книжных памятников, имеющихся на территории городского округа;

  • развитие кадрового потенциала библиотек городского округа.


Полномочия органа местного самоуправления муниципального района:

  • принятие нормативных правовых актов о библиотечном обслуживании населения муниципального района и контроль за их исполнением;

  • принятие минимальных социальных нормативов по организации библиотечного обслуживания населения муниципального района;

  • утверждение муниципальных социально-экономических целевых программ развития библиотечного обслуживания населения муниципального района, в том числе входящих обязательными разделами в муниципальные программы развития культуры, образования, информатизации муниципального образования;

  • формирование, размещение, бюджетное обеспечение муниципального заказа на библиотечные услуги и контроль за его исполнением;

  • организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления муниципального района;

  • присвоение одной из библиотек муниципального района статуса центральной библиотеки;

  • организация библиотечного обслуживания поселений;

  • организация межбиблиотечного взаимодействия;

  • обеспечение координации и кооперации в формировании библиотечно-информационных ресурсов для их широкой доступности населению и наиболее эффективного использования;

  • регистрация и контроль над условиями хранения и использования книжных памятников, имеющихся на территории муниципального района;

  • развитие кадрового потенциала библиотек муниципального района.

Полномочия органа местного самоуправления поселения:

  • организация библиотечного обслуживания жителей поселения;

  • учреждение и содержание за счет средств местного бюджета муниципальных библиотек, обеспечение безопасности и сохранности их зданий, помещений и библиотечных фондов, обустройства прилегающих территорий;

  • организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления поселения;

  • развитие кадрового потенциала библиотек поселения.

2. Организация библиотечного обслуживания населения муниципального образования

При организации библиотечного обслуживания населения муниципального образования предлагаем использовать следующие модели.

  • Муниципальное учреждение «Межпоселенческая библиотека», имеющее статус юридического лица, финансируемое из бюджета муниципального района (закон №131-ФЗ гл.8 ст.50 п.3 пп.12). Межпоселенческая библиотека - правопреемница существующей централизованной (муниципальной) библиотечной системы. Она осуществляет библиотечное обслуживание населения муниципального района путем организации в поселениях библиотечных пунктов, которые являются ее структурными подразделениями. Учредителем межпоселенческой библиотеки является орган местного самоуправления «Муниципальный район».

  • Межмуниципальное библиотечное объединение. Создается органами местного самоуправления, которые являются учредителями поселенческих библиотек, с целью организации библиотечного обслуживания населения соответствующих муниципальных образований на основе совместного формирования и взаимного использования библиотечно-информационных ресурсов. Создание межмуниципального библиотечного объединения сопровождается заключением договоров (соглашений) о передаче (приеме) полномочий по организации библиотечного обслуживания за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих муниципальных образований (закон №131-ФЗ ст.15, п.4).

  • Ассоциация библиотек добровольное объединение библиотек, имеющих статус юридического лица, которое создается с целью совершенствования библиотечного обслуживания населения, эффективного использования имеющихся библиотечно-информационных ресурсов, выработки и реализации единой библиотечной политики. Ассоциация библиотек регистрируется в соответствии с действующим законодательством и получает статус юридического лица.

Данные модели позволяют сохранить сетевой принцип организации библиотечного обслуживания населения муниципального образования, который обладает целым рядом преимуществ, существенно повышая качество библиотечных услуг и эффективность использования совокупных библиотечно-информационных ресурсов.

Для организации библиотечного обслуживания поселений муниципальное образование «Муниципальный район» может создавать библиотечный коллектор (закон №131-ФЗ ст. 50 п.3. пп.12), осуществляющий планомерное комплектование библиотек, находящихся на территории муниципального района, различными видами документов, библиотечным оборудованием и техническими средствами. Библиотечный коллектор может быть создан как самостоятельное учреждение со статусом юридического лица или как структурное подразделение одной из библиотек.

При разработке и утверждении нормативов на библиотечное обслуживание населения рекомендуется использовать:

  • «Социальные нормативы и нормы», одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации № 1063-р от 03.07.1996 года;

  • письмо Минкультуры России №01-225/16-29 от 16.10.1996 года «О практике применения социальных нормативов организации сети библиотек»; 

  • «Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации», утвержденные приказом Минкультуры России № 682 от 14.11.1997 года;

  • «Модельный стандарт деятельности публичных библиотек», принятый Российской библиотечной ассоциацией в 2001году;

  • «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» (2001);

  • Социальные нормативы обеспечения населения услугами библиотек и Примерные типовые штаты муниципальных учреждений культуры и искусства, рекомендуемые комитетом по культуре администрации Архангельской области (2004).




1 Рекомендации подготовлены Архангельской областной научной библиотекой имени Н.А.Добролюбова.

Ответственная за выпуск Лаптева Галина Яковлевна – заместитель председателя комитета по культуре администрации Архангельской области.

Похожие:

Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона iconПриказ Минсвязи РФ от 26 октября 2000 г. N 187 "Об утверждении Положения об организации работы по охране труда в отрасли "Связь" в связи с введением в действие
В связи с введением в действие Федерального закона от 17 июля 1999 года n 181-фз "Об основах охраны труда в Российской Федерации"...
Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона iconРекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в период административной реформы
«Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» на организацию библиотечно-информационного обслуживания населения...
Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона iconОрганизация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ
Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ (Рабочие материалы в помощь руководителям...
Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона iconО концепции развития библиотечного обслуживания населения города москвы на период до 2015 года
Одобрить Концепцию развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года (далее Концепция) согласно...
Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона iconПоложение по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на территории муниципальных образований «Хатын-Арынский наслег»
Об утверждении положения об организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных...
Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона iconМетодические рекомендации по исполнению требований государственного стандарта социального обслуживания населения Волгоградской области
Тришина Е. В., начальник отдела организации социального обслуживания семьи и граждан пожилого возраста в нестационарных условиях...
Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона iconФедеральный закон №83-фз как инструмент эффективного расходования бюджетных средств и повышения качества оказания государственных (муниципальных) услуг. Проблемы, возникающие в связи с вступлением в действие Федерального закон
Проблемы, возникающие в связи с вступлением в действие Федерального закона от 08. 05. 2010 №83-фз, выявленные мту росфиннадзором...
Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона iconПравительство оренбургской области постановление от 16 сентября 2010 г. N 652-п Об утверждении правил организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области
В целях реализации Закона Оренбургской области от 2 марта 2010 года n 3430/792-iv-оз "Об организации транспортного обслуживания населения...
Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона iconПриказ от 24 января 2006 г. N 14-а о мерах по реализации Закона Республики Карелия Об организации транспортного обслуживания
Республики Карелия, в соответствии с Законом Республики Карелия от 26 июля 2005 года n 895-зрк "Об организации транспортного обслуживания...
Рекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона iconОб утверждении положения об организации обучения мерам пожарной безопасности населения города гурьевска
На основании Федерального закона от 21. 12. 1994 n 69-фз "О пожарной безопасности" и Закона Кемеровской области от 16. 10. 1997 n...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница