Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»




Скачать 225.05 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Дата27.12.2012
Размер225.05 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет бизнес-информатики


Программа дисциплины

«Управление данными»



Для направления 080500.68 «Бизнес-информатика»

подготовки бакалавра

2 курс


Автор: А.С.Акопов


Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании

Секция «Бизнес-информатика» кафедры бизнес-аналитики

Председатель Зав. кафедрой ______________ Ю.В.Таратухина ______________ Т.К.Кравченко

«____» _______________ 2011 г. «____» _______________ 2011г.


Утверждено Ученым советом

факультета бизнес-информатики

Ученый секретарь

___________________ В.А.Фомичев

«___» _______________2011 г.


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080500.68 «Бизнес-информатика», обучающихся по программе бакалавра изучающих дисциплину «Управление данными».

Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС:

Основные понятия теории баз данных. Подходы к построению БД и сферы их применимости. Особенности реляционной модели БД. Понятие предметной области и способы ее описания. Теория реляционных БД: основные понятия, реляционная алгебра и реляционное исчисление, теория нормализации; Методологии ER-моделирования и проектирование БД на основе ER-моделей. Классификация и способы задания ограничений целостности. Языки описания и манипулирования данными разных классов. Особенности работы в распределенной многопользовательской среде. Методы организации доступа к данным.

2. Цели освоения дисциплины



Целями освоения дисциплины «Управление данными» является формирование знаний, умений и навыков проектирования баз данных, администрирования баз данных и разработки приложений (внешних интерфейсов) баз данных.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия теории баз данных;

  • подходы к построению БД и сферы их применимости;

  • особенности реляционной модели БД;

  • понятие предметной области и способы ее описания;

  • теорию реляционных БД: основные понятия, реляционная алгебра и реляционное исчисление, теория нормализации;

  • методологии ER-моделирования, проектирование БД на основе ER-моделей;

  • классификацию и способы задания ограничений целостности;

  • языки описания и манипулирования данными разных классов;

  • особенности работы в распределенной многопользовательской среде;

  • методы организации доступа к данным;

  • архитектуру программных средств, работающих с базами данных.

Уметь:

  • описывать предметную область в терминологии реляционных СУБД, выявлять сущности и связи между ними;

  • проектировать структуру БД с использованием выбранного CASE-средства;

  • использовать инструментальные средства СУБД при реализации физической модели БД;

  • разрабатывать бизнес-логику работы с БД;

  • строить запросы, используя различные языковые средства;

  • использовать БД при построении отчетов и разработке приложений.

Владеть: навыками проектирования структуры БД, формирования запросов к БД, анализа данных


4. Тематический план учебной дисциплины




Наименование

ВСЕГО

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа




п/п

тем и разделов

(часов)

(час)




 

 

 

в том числе




 

 

 

Лекции

Семинары и практич. занятия




1

Основы теории реляционных баз данных

16

4

4

8




2

Проектирование баз данных на основе ER-модели – концептуальное моделирование

14

4

6

4




3

Проектирование баз данных – логическое и физическое моделирование

14

2

4

8




4

Обеспечение целостности данных. Введение в язык запросов.

8

2

2

4




5

Язык SQL

24

8

8

8




6

Роль и функции администратора БД

6

2

0

4




7

Триггеры и хранимые процедуры

12

4

4

4




8

Разработка клиентских приложений баз данных под Windows

8

2

2

4




9

Введение в промышленные базы данных (на примере, MySQL Server и Oracle)

6

2

0

4




ИТОГО

108

30

30

48






5. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки


Порядок формирования оценок по дисциплине

Формирование оценок по учебной дисциплине производится в соответствии с Положением об организации контроля знаний, утвержденного Ученым советом НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.

В соответствии с Рабочим учебным планом, формами текущего контроля являются контрольная работа и реферат. Каждая из форм текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале. Общая оценка за текущий контроль (по 10-балльной шкале) рассчитывается по формуле:


Отекущий = 0,4 · Ок/р + 0,6 · Ореф,


где Ок/р – оценка за контрольную работу;

Ореф – оценка за реферат (проектирование и описание домашней БД).

При определении накопленной оценки (по 10-балльной шкале) аудиторная работа и самостоятельная внеаудиторная работа не оцениваются. Поэтому накопленная оценка совпадает с оценкой за текущий контроль и рассчитывается по формуле:


Онакопленная = 1,0 · Отекущий + 0,0 · Оауд + 0,0 · Осам.работа ,


где Отекущий – оценка за текущий контроль;

Оауд – оценка за аудиторную работу;

Осам.работа – оценка за самостоятельную работу.


Результирующая оценка (выставляется в диплом) формируется на основе итоговой оценки за зачет (по 10-балльной шкале) и накопленной оценки. Результирующая оценка рассчитывается по формуле:

Орезульт = 0,3 · Оэкзамен + 0,7 · Онакопленная ,


где Оэкзамен – оценка за итоговый контроль (экзамен);

Онакопленная – накопленная оценка.

При формировании оценок на основе весовых коэффициентов применяется округление до целого числа в большую сторону.


6. Литература


  1. Акопов А.С. Учебно-методическое пособие по курсу «Базы данных» по теме Разработка web-приложений на стороне сервера. Утверждено Учебно-методическим советом факультета «Бизнес-информатика» ГУ-ВШЭ в качестве учебного пособия для студентов 20.04.2010.

  2. Джефри Д. Ульман, Дженнифер Уид «Введение в системы баз данных», изд. Лори, 2006 г.

  3. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование. Учебник. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника. Учебник. М.: ФиС, 2005 г.

  4. Линн Бейли, Майкл Моррисон. Изучаем PHP и MySQL. Издательство: Эксмо, 2010 г.

  5. Мартин Грабер. Введение в SQL. Лори, 2008 г.


7. Содержание программы


Тема 1. Основы теории реляционных баз данных


Основные понятия. Структура курса, контрольные мероприятия, оценка за работу в семестре.Проблемы хранения информации в файловой системе.

Основные функции БД с точки зрения решения поставленных проблем (управление данными, доступом, транзакциями, поддержка согласованности и устранение избыточности данных). Исторические подходы к организации БД (иерархические, сетевые БД, БД на инвертированных списках) их достоинства и недостатки. Краткое введение в реляционную модель данных. Обобщенная структура современных СУБД. Настольные и серверные СУБД. Централизованная архитектура, файл-сервер, клиент-сервер, многозвенная архитектура. Особенности OLTP и OLAP систем. Реляционные базы данных. Объектно-ориентированные БД. Распределённые БД. Сравнительный анализ и тенденции развития современных платформ СУБД. Архитектура СУБД на примере промышленной СУБД.


Тема 2. Проектирование баз данных на основе ER-модели – концептуальное моделирование


Отличительные особенности реляционной модели данных. Основные понятия. Функциональные зависимости. Понятия нормальных форм. Нормализация. Реляционная алгебра. Основные понятия: отношение, кортеж, атрибут, домен, ключ. Связывание таблиц. Внешний ключ. Функциональные зависимости. Многозначные зависимости. Операции реляционной алгебры. Трёхзначная логика (3VL). Теория нормализации. Понятие 1НФ, 2НФ, 3НФ, 4НФ, 5НФ

Алгоритмы нормализации.


Тема 3. Проектирование баз данных – логическое и физическое моделирование


Жизненный цикл информационных систем на основе баз данных. Типовые роли участников процесса разработки/ сопровождения. Этапы и инструментальные средства проектирования баз данных. Понятие предметной области. Концептуальная модель. Способы описания предметной области. ER-модели. Объекты и классы объектов. Атрибуты объектов. Типы объектов. Виды связей. Классы членства. Сравнение методик инфологического моделирования. Модель «сущность-связь». Методология IDEF1X. Методология UML. Общие сведения и основные этапы построения логических моделей. Особенности построения логических моделей. Влияние особенностей модели на проектные решения.

Факторы, влияющие на проектирование БД. Критерии оценки проекта БД.

AllFusion ERwin Data Modeler. Уточнение терминологии. Интерфейс системы. Создание логических и физических моделей. Методология проектирования в среде ERwin Data Modeler.

Методология построения физических моделей. Типы данных. Физическое хранение данных (файлы, файловые группы, страницы, экстенты, индексы, секции). Влияние нормализации/денормализации.

Тема 4. Обеспечение целостности данных. Введение в язык запросов.


Организация ссылочной целостности данных. Аномалии модификации. Проблемы грязного чтения и конкуренции за ресурсы. Транзакции, уровни изоляции транзакций и блокировки. Проблемы обеспечения безопасности данных. Уровни безопасности. Физическая безопасность. Безопасность сетевого протокола. Авторизация и аутентификация. Распределение полномочий.

Определение первичного ключа (PRIMRY KEY), описание внешних связей между таблицами (FOREIGN KYE). Создание представления (CREATE VIEW). Распределение привилегий и защита от несанкционированного доступа: «логин» и пароль» к базе данных, команда GRANT, аргументы ALL и PUBLIC, передача привилегий с использованием GRANT OPTION. Лишение привилегий пользователя (REVOKE).

Классификация SQL-запросов.


Тема 5. Язык SQL


Введение в SQL. Стандарты. Диалекты. Составные части языка SQL (DDL, DML, DCL). Расширения языка. Визуальные построители запросов. Структура языка и синтаксис основных операторов SQL. Запросы и подзапросы. Управление выполнением сценария.

Использование SQL для выборки данных из таблиц. Использование булевых и реляционных операторов создания более сложных предикатов. Использование специальных операторов в «условиях». Суммирование данных с помощью функций агрегирования. Форматирование результатов запросов.Использование множества таблиц в одном запросе. Вложенные запросы. Связанные подзапросы. Использование операторов EXIST, ANY, ALL, SOME. Использование предложения UNION. Ввод, удаление, изменение значений полей. Использование подзапросов с командами обновления. Создание таблиц, команда CREATE.

Табличные и скалярные функции. Представления. Работа с метаданными на основе системных представлений. Динамическое формирование запросов.

Планы выполнения запросов.

Тема 6. Роль и функции администратора БД


Установка. Планы обслуживания. Резервное копирование и восстановление данных. Вопросы безопасности и управления доступом. Мониторинг и аудит. Перенос объектов БД и данных между серверами. Выделение дискового пространства. Загрузка и обновление данных. Управление пользователями (команды GRANT и REVOKE).


Тема 7. Триггеры и хранимые процедуры


Разработка триггеров БД. Условия выполнения триггера (триггерные события). Тело триггера. Использование триггеров для проверки корректности введенных данных и выполнения сложных ограничений целостности данных. Использование триггеров для обновления данных в смежных таблицах. Разработка хранимых процедур БД. Общее представления о языках разработки хранимых процедур (TSQL и PL/SQL).

Установка СУБД. Планы обслуживания. Резервное копирование и восстановление данных. Вопросы безопасности и управления доступом. Мониторинг и аудит. Перенос объектов БД и данных между серверами. Выделение дискового пространства. Загрузка и обновление данных.


Тема 8. Разработка приложений баз данных под Windows


Интерфейсы доступа к данным ODBC и ADO. Разработка приложений баз данных под Windows с использованием Visual Studio. Разработка приложений баз данных под Windows с использованием MS Office на VBA. Совместное использование VBA и SQL. Организация загрузки и выгрузки данных из БД в приложения под Windows

Обзор программных продуктов предназначенных для разработки приложений БД под Windows: Crystal Reports, Visual Studio, RAD-системы и др.


Тема 9. Введение в промышленные базы данных (на примере, MySQL Server и Oracle)


Работа с MySQL Server. Экспорт и импорт данных. Создание новых объектов БД с помощью EMS SQL Manager Lite for MySQL (таблицы, триггеры, процедуры и т.д.). Управление настройками и пользователями в MySQL.

Работа с Oracle Enterprise Manager. Создание новых объектов БД с помощью Orcale Enterprise Manager. Управление настройками и пользователями. Введение в PL/SQL. Использование курсов. Циклы и управляющие конструкции в PL SQL.




Основная литература


  1. Акопов А.С. Учебно-методическое пособие по курсу «Базы данных» по теме Разработка web-приложений на стороне сервера. Утверждено Учебно-методическим советом факультета «Бизнес-информатика» ГУ-ВШЭ в качестве учебного пособия для студентов 20.04.2010.

  2. Джефри Д. Ульман, Дженнифер Уид «Введение в системы баз данных», изд. Лори, 2006 г.

  3. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование. Учебник. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника. Учебник. М.: ФиС, 2005 г.

  4. Линн Бейли, Майкл Моррисон. Изучаем PHP и MySQL. Издательство: Эксмо, 2010 г.

  5. Мартин Грабер. Введение в SQL. Лори, 2008 г.


Дополнительная литература:


    1. Дьюсен Р. SQL Server 2008 для начинающихся разработчиков: Пер с англ.- СПб.:БХВ-Петербург, 2009.- 704с.

    2. Кузнецов С.Д. Объектно-реляционные базы данных: прошедший этап или недооцененные возможности? Труды Института системного программирования, т. 13, часть 2, М., ИСП РАН, 2007, стр. 115-140.

    3. Браст Э., Форте С. Разработка приложений на основе Microsoft SQL Server 2005. Мастер-класс: Пер с англ. – М.: Русская редакция, 2007. – 880 с.

    4. Маклаков С. В. Создание информационных систем с ALLFusion Modeling Suite. М.:ДИАЛОГ-МИФИ, 2005 – 432 с.

    5. «Репликация Microsoft SQL Server 2005/2008»-М.: Эком Паблишерз, 2009, 288 страниц

    6. Microsoft SQL Server. Полезные алгоритмы от SQL.RU (+CD) 1-е издание, Издательский дом Питер, 2007 год, 272 стр.

    7. http://www.sql.ru

    8. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/bb418431(v=SQL.10).aspx

    9. http://www.intuit.ru/catalog/database/

    10. http://www.microsoft.com/technet/prodtechnol/sql/2005/default.mspx

    11. http://www.microsoft.com/sql

    12. http://www.erpforum.ru

    13. http://www.erwin.ru

    14. http://www.sql-ex.ru

    15. http://www.sqlbooks.ru

    16. http://www.sql-tutorial.ru


8. Содержимое практических занятий


Тема 1. Основы теории реляционных баз данных


Студенты на практическом занятии должны освоить основы работы с СУБД MS Access и на примере простой готовой базы данных (в качестве примера предлагается БД Orders={«Продавцы-Покупатели-Заказы}) познакомиться с важнейшими характеристиками, такими как реляционная таблица, запись, поле, формат поле, ключевое поле, сложные ключи, индексы, схема базы данных. Типы данных в полях. Форматы данных. Значения по умолчанию.

Далее, студенты должны выбрать некоторую предметную область, например, база данных по обработке заказов, база данных по регистрации людей в аэропорту, база данных интернет-магазина, складская база данных и т.д. и для выбранной базы данных построить 3 – 4 реляционные таблицы, заполнив их произвольными данными.

Домашнее задание: доработать выбранный проект базы данных до 5 – 7 реляционных таблиц, заполненных данными.


Тема 2. Проектирование баз данных на основе ER-модели – концептуальное моделирование


На примере, исходных документов (например, отчет в формате MS Excel о продажах по филиалам и клиентам фирмы) требуется изучить процедуру построения нормализованной 3-й формы (3-НФ) для базы данных Orders (Продажи).

При этом необходимо осуществить построение нормализованных форм (Первая нормальная форма) → (Вторая нормальная форма) → (Третья нормальная форма) путем исключения частных и транзитивных (прямых) зависимостей неключевых атрибутов от ключевых в формате MS Excel в виде плоских (нормализованных) таблиц.

Далее, после нормализации, требуется создать из отчета по продажам реляционную базу данных, состоящую из трех таблиц в MS Access.

Примеры исходного (ненормализованного) и нормализованного документов прилагаются в качестве образца.


Домашнее задание: Взять некоторый исходный документ (или документы), например, отчет о продажах, построить для него 1-ую, 2-ую и 3-ую нормальные формы (в MS Excel) с последующей реализаций соответствующей базы данных в MS Access.


Тема 3. Проектирование баз данных – логическое и физическое моделирование


Реализация различных уровней проектирования СУБД с использованием ErWin для предметно-ориентированной («домашней») базы данных:

  1. Концептуальное проектирование — построение семантической модели предметной области, то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции.

  2. Логическое (даталогическое) проектирование — создание схемы базы данных на основе конкретной модели данных, например, реляционной модели данных в нотации IDEF 1X. Для реляционной модели данных даталогическая модель — набор схем отношений, обычно с указанием первичных ключей, а также «связей» между отношениями, представляющих собой внешние ключи.

  3. Физическое проектирование — создание схемы базы данных для конкретной СУБД. Специфика конкретной СУБД может включать в себя ограничения на именование объектов базы данных, ограничения на поддерживаемые типы данных и т.п.

Изучение интерфейса ErWin и создание учебного проекта в ErWin для ранее выбранной (домашней) базы данных. К примеру, для базы данных Orders («Продавцы-Покупатели-Заказы», см. рисунок ниже) строится ER-модель.


Домашнее задание: Построить в ER-диаграмму к домашней базе данных (не менее 6 реляционных таблиц) с использованием ER-Win.


Тема 4. Обеспечение целостности данных. Введение в язык запросов.


Введение в язык формирования запросов на языке SQL. Изучаются прежде всего, так называемые простые табличные запросы класса SELECT * FROM TABLE. При этом для освоения языка SQL используется СУБД Access. Запросы строятся на языке SQL для извлечения данных их базы данных. На примере домашней базы данных освоить построение запросов к одной таблице с помощью мастера запросов MS Access, а затем провести анализ запросов в редакторе SQL.

Запросы следует формировать с использованием ключевых слов: SELECT, FROM, AS, WHERE. Также следует рассмотреть построение запросов на выборку данных с условиями (использование WHERE). При этом желательно использовать логические операторы OR, AND, NOT в условиях, а также выполнить сортировку результатов (оператор ORDER BY). Результаты SQL-запросов следует сохранить в книге MS Excel.

Далее предлагается выполнить простое упражнение по реинжинирингу домашней базы данных (MS Access), в которой реализованы реляционные связи между таблицами, а также запросы в систему ErWin.


Домашнее задание: построить несколько запросов к домашней базе данных как с помощью мастера запросов в MS Access, так и напрямую в редакторе запросов вида:


SELECT * FROM TABLE, SELECT * FROM TABLE WHERE и другие простые запросы на извлечение данных из таблицы.


Выполнить реинжиниринг домашней базы данных в ErWin.


Тема 5. Язык SQL


Запросы к нескольким таблицам (пояснить формирование оператора JOIN). Запросы с условиями, которые включают специальные операторы IN, BETWEEN, ALL, LIKE, IS NULL. Запросы с функциями агрегирования: SUM.MAX, MIN и AVG. Использование оператора GROUP BY. Оператор HAVIG и особенности его применения с оператором GROUP BY.

Использование функций для получения вычисляемых столбцов. Вложенные запросы с оператором EXISTS. Команды DML (INSERT, DELETE и UPDATE). Команда создания таблиц CREATE TABLE.). Контроль вводимых данных: проверка данных на NULL (NOT NULL), проверка на уникальность (UNIQUE), проверка данных по условию (CHECK и CHECK <с условиями>), присвоение значения по умолчанию (DEFAULT)


Домашнее задание: построить 5 сложных запросов к домашней базе данных с использованием освоенных ключевых функций.


Тема 6. Роль и функции администратора БД


Управление пользователями. Создание резервных копий БД. Миграция данных между различными истемами (используя DTS). Экстракция БД в виде SQL-скрипта.

Распределение привилегий и защита от несанкционированного доступа: «логин» и пароль» к базе данных, команда GRANT, аргументы ALL и PUBLIC, передача привилегий с использованием GRANT OPTION. Лишение привилегий пользователя (REVOKE)


Домашнее задание: создать нескольких пользователей в БД MS SQL Server и наделить их различными правами доступа на объекты БД (например, только чтение, только добавление, полный доступ и др.), используя команды: GRANT, REVOKE, ALL и PUBLIC и др. Создать резервную копию БД.


Тема 7. Триггеры и хранимые процедуры


Введение в язык SQL-процедур. Параметрические SQL-процедуры. Системные переменные и способы их вывода. Написание учебных процедур к базе данных «ШКОЛА»={«Учителя-Предметы-Ученики-Классы»}. Определение и назначение триггеров. Примеры триггеров, обеспечивающих целостность и контроль вводимых данных. Генераторы отчетов. Основы создания и редактирования отчетов средствами встроенных генераторов.


Домашняя работа: Написать 2-а триггера к домашней БД используя T-SQL.


Тема 8. Разработка приложений баз данных под Windows


Введение в ODBC и ADO. Создание DNS для учебной базы данных.

Разработка внешних приложений с помощью офисных пакетов (например, Excel).

Формирование макроса доступа к базе данных. Модификация макроса и разработка модуля для чтения данных их БД.

Концепция диалогового интерфейса. Разработка схемы граф-схемы диалога решения прикладной задачи. Введение в VBA (операции чтения/записи данных с листа, чтения/записи данных с формы, обработка данных формы и т.п.)

Разработка в Excel диалоговой формы вывода списка запросов, хранящихся в Excel-таблице.. Разработка модуля коннекции к базе данных, модуля чтения данных АО SQL-запросу и модуля вывода отобранных данных на рабочий лист Excel-книги.


Домашняя работа: Разработка простого приложения баз данных под MS Excel на VBA и ADO.


Тема 9. Введение в промышленные базы данных (на примере, MySQL Server и Oracle)


Изучение процедуры инсталляции СУБД MySQL Server и EMS SQL Manager Lite for MySQL. Создание простейшей БД (ORDERS) в MySQL с использованием EMS SQL Manager Lite for MySQL. Изучение таблиц типа MyISAM и InnoDB. Создание таблицы поддерживающей контекстный поиск с помощью FULLTEXT INDEX. Создание триггера для БД MySQL с помощью EMS SQL Manager Lite.


Пример.


CREATE
TRIGGER `insert`
AFTER INSERT
ON users
FOR EACH ROW
BEGIN
INSERT INTO search (`id`,`text`) VALUES
(NEW.`id`, NEW.`login`),
(NEW.`id`, NEW.`name`),
(NEW.`id`, NEW.`surname`),
(NEW.`id`, NEW.`country`),
(NEW.`id`, NEW.`city`);
END


Знакомство с PL/SQL (требуется наличие установленной на сервере Oracle Express Edition). Написание простых PL/.SQL запросов вида:


SET serveroutput ON

DECLARE

hello VARCHAR2(50) := 'Hello, world!';

BEGIN

DBMS_OUTPUT.put_line(hello);

END;


Запрос нескольких строк из базы данных с помощью PL/SQL. Использование курсоров в PL/SQL.


Домашняя работа: Написать 1-ну хранимую процедуру к домашней БД, используя БД MySQL Server или Oracle (PL/SQL) с использованием курсоров. Организовать пакетную загрузку данных с помощью команды BULK INSERT (T-SQL).


9. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерные вопросы на экзамене


  1. Дайте определение реляционной База Данных? Роль системы управления базами данными (СУБД) в организации.

  2. Архитектура современных СУБД. В чем суть логического и инфологического моделирования?

  3. Этапы проектирования СУБД. Каковы принципы построения ER-модели?

  4. Нормализация БД. В чем особенности первой, второй и третей нормальной формы?

  5. Какие задачи по проектированию БД могут решаться с помощью инструментальных средств ErWin/BpWin.

  6. Каково назначение языков DDL и DML. Как создать таблицу БД используя DDL.

  7. Какие существуют операторы языка SQL для чтения и записи данных?

  8. Какие существуют операторы языка SQL для обновления (редактирования) и удаления данных?

  9. Какие существуют операторы языка SQL предоставления прав доступа к отдельным объектам БД различным пользователям?

  10. В чем отличия архитектуры клиент-сервер от архитектуры файл-сервер? Каковы особенности работы БД в многопользовательском режиме?

  11. Роль интерфейсов ODBC и ADO в проектах разработки приложений баз данных под Windows?

  12. Какие основные функции языка программирования PHP используются для организации доступа к объектам СУБД MySQL Server в WEB-приложениях.

  13. Как осуществить доступ к БД из приложений под Windows, используя VBA и ADO.

  14. Опишите основные этапы проектирования приложений БД под WEB. Как осуществить передачу данных с WEB-страницы серверу БД?

  15. Перечислите функции администратора БД. Как осуществить физический перенос объектов БД c данными между различными серверам (например, в MS SQL Server).

  16. Перечислите основные инструментальные средства инструментальные средства СУБД MS SQL Server?

  17. Каково предназначение инструментального средства инструментального средства служб Reporting Services?

  18. Каково назначение оператора BULK INSERT в Transact SQL?

  19. Каково назначение функций – указателей в Transact SQL?

  20. Перечислите основные инструментальные средства инструментальные средства СУБД Oracle?

  21. Какие функции управления данными могут быть реализованы с помощью Oracle enterprise manager?

  22. Из каких ключевых блоков состоит программа PL/SQL?

  23. Как осуществить запрос нескольких строк из базы данных, используя курсоры PL/SQL?

  24. Какие задачи, связанные с проектирование СУБД MySQL Server могут быть выполнены с помощью программы EMS SQL Manager for MySQL?



10. Тематика заданий по различным формам текущего контроля


Примерная тематика курсовых работ

Проектирование баз данных для конкретных предметных областей

  1. Проектирование БД работы склада производственного предприятия.

  2. Проектирование БД работы склада предприятия розничной торговли.

  3. Проектирование БД работы склада оптовой торговли.

  4. Проектирование БД интернет-магазина.

  5. Проектирование БД интернет-аукциона.

  6. Проектирование БД службы онлайн-объявлений.

  7. Проектирование БД сайта поиска работы.

  8. Проектирование БД социальной сети.

  9. Проектирование БД новостной интернет-службы.

  10. Проектирование БД регистрации обращений граждан в государственные органы.

  11. Проектирование БД для учета контингента студентов ВУЗа

  12. Проектирование БД для управления работой компьютерного класса

  13. Проектирование БД для начисления заработной платы

  14. Проектирование БД для контроля успеваемости студентов.

  15. Проектирование БД детского сада.

  16. Проектирование БД спортивной школы.

  17. Проектирование БД фитнес-центра.

  18. Проектирование БД центра детского творчества

  19. Проектирование БД для расчета заработной платы.

  20. Проектирование БД для учета домашних финансов.

  21. Проектирование БД для домашней библиотеки.

  22. Проектирование БД для районной библиотеки.

  23. Проектирование БД для домашней видеотеки.

  24. Проектирование БД для пункта проката видеофильмов.

  25. Проектирование БД кинотеатра.

  26. Проектирование БД риэлтерского агентства.

  27. Проектирование БД для учета услуг, оказываемых юридической консультационной фирмой.

  28. Проектирование БД автосервиса.

  29. Проектирование БД автозаправочной станции.

  30. Проектирование БД центра по продаже автомобилей.

  31. Проектирование БД службы такси.

  32. Проектирование БД для учета кадров коммерческого предприятия.

  33. Проектирование БД для ведения документооборота предприятия.

  34. Проектирование БД для ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе.

  35. Проектирование БД службы знакомств.

  36. Проектирование базы данных туристического агентства.

  37. Проектирование базы данных туристического клуба

  38. Проектирование БД поликлиники.

  39. Проектирование базы данных аптеки.

  40. Проектирование базы данных гостиницы.

  41. Проектирование базы данных издательства.

  42. Проектирование базы данных для учета расчетов с клиентами в банке.

  43. Проектирование базы данных для учета выдачи и погашения кредитов.

  44. Проектирование базы данных ведения операций по пластиковым карточкам.

  45. Проектирование базы данных строительной фирмы.

  46. Проектирование базы данных учета телефонных звонков.

  47. Проектирование базы данных торговой организации.

  48. Проектирование базы данных учета транспортных средств в ГИБДД.

  49. Проектирование базы данных пункта по ремонту бытовой техники.

  50. Проектирование БД для пункта проката автомобилей.



Авторы программы:

_____________________________ (А.С. Акопов)



Похожие:

Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Управление данными» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки направления...
Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «бизнес-информатика»...
Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины Современные методы и средства бизнес-моделирования  для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Системы управления эффективностью бизнеса» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Европейские цивилизации» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов, студентов бакалавров 4 курса направления...
Программа дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Управление данными и информационными ресурсами» для студентов 1 курса направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программное обеспечение и базовые технологии управления информационными ресурсами
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница