Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода




Скачать 139.18 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода
Дата27.12.2012
Размер139.18 Kb.
ТипИсследовательская работа


ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА

К РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ


Автор Мукин Николай, 9 класс

ГОУ СОШ №887 г. Москвы

Научный руководитель –

Горшенина Татьяна Валентиновна,

учитель математики высшей

квалификационной категории

ГОУ СОШ №887


Москва 2010-2011уч.год

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Актуальность темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Цель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Объект исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Предмет исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Гипотеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Ход работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

Задача 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

Решение 1 (арифметическое) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

Решение 2 (алгебраическое) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

Решение 3 (с помощью графика) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

Задача 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

Задача 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

Текстовые задачи в тесте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

Краткие решения некоторых задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

Задача 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

Задача 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

Задача 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

Результаты тестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19

Практическая значимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19



Введение


Актуальность темы связана с необходимостью выработки навыка быстрого решения текстовых задач в условиях ограниченного времени при различных видах контроля знаний учащихся, например, тестирования.


Цель: Изучить графический метод решения текстовых задач, сравнить его с другими методами (арифметическим (по действиям) и алгебраическим

(с помощью уравнений, неравенств и их систем)


Задачи:

  1. провести сравнительный анализ различных методов решения текстовых задач на примере типичной (тестовой) задачи;

  2. отработать приемы применения графического метода на серии задач;

  3. подобрать примеры текстовых задач в тестах;

  4. обучить этому методу учащихся 9 класса;

  5. провести исследование преимуществ данного метода.

  6. провести тестирование в 9 классе с использованием этого метода;

  7. провести анализ результатов;

  8. создать компьютерную презентацию.


Объект исследования: Текстовые задачи.


Предмет исследования: Графический метод решения текстовых задач.


Гипотеза: Графический метод решения текстовых задач является более рациональным для выполнении тестовых заданий и имеет большое значение для повышения математической культуры учащихся.

Ход работы.

В ходе работы были изучены графические методы решения текстовых задач. Проведён сравнительный анализ различных методов решения текстовых задач на примере типичной (тестовой) задачи. Отработаны приемы применения графического метода на серии задач Проведено тестирование в 9 классе с использованием этого метода. Сделан анализ результатов. Иллюстративный материал к задачам сделан в среде «Живая математика».

Графическое представление условия задачи может помочь в решении задач различных уровней сложности. С помощью графиков рационально решаются задачи, в которых описывается некоторый процесс: движение, работа, заполнение зала зрителями, горение свечи и так далее.

В школьных задачах, как правило, описываются процессы с постоянной скоростью протекания. Поэтому, независимо от вида процесса, его характеристики связаны одной и той же линейной зависимостью: результат процесса равен произведению скорости и времени его протекания. Формулы этой зависимости имеют вид: S=v, A=vt. График такой зависимости удобно изображать в системе координат: горизонтальная ось – ось времени, вертикальная – ось результата процесса (например, пройденный путь).

Графиком линейной зависимости служит прямая. Угол наклона прямой к оси абсцисс характеризует скорость процесса, а модуль тангенса этого угла численно равен значению скорости протекания процесса.

Изображая графики процессов, можно находить зависимости между величинами, применяя геометрические знания, а можно решать задачу привычным способом. Построенная модель зависимости между величинами помогает увидеть отношения между этими величинами. На этих двух подходах основано использовании графиков при решении текстовых задач.

Задачи приведенные дальше будут решены графическим методом, с достаточно подробным чертежом, описанием решения.

В данной проектной работе я использовал программу Живая математика, при помощи которой удобно стоить чертежи. Используя данную программу, мы можем строить, изменять, видеть непосредственные чертежи задач. Все далее приведенные построения осуществлялись в среде Живой математики.


Задача 1

Грибник и рыболов находятся на расстоянии 220 метров от охотника. Когда охотник догнал грибника, рыболов отставал от них на 180 метров. На каком расстоянии от рыболова был грибник, когда охотник догнал рыболова?

Приведем три решения этой задачи.

Решение 1 (арифметическое)

Обозначим через vор скорость сближения охотника с рыболовом, через vог – скорость сближения охотника с грибником. Сначала рассмотрим движение с момента, когда охотник был на расстоянии 220 метров от грибника и рыболова. Когда охотник догнал грибника, он преодолел разность расстояния между ними, равную по условию 220 метров, а также разность расстояния между ним и рыболовом, обогнав при этом последнего на 180 метров. Таким образом, скорости vог соответствует путь в 220 метров, а скорости vор – 400 метров (220+180). Таким образом .

Теперь рассмотрим движение с момента встречи охотника и рыболова. Когда охотник догнал грибника, он преодолел разность расстояния между ними, то есть искомое расстояние, а также обогнал рыболова на 180 метров. Значит, скорости vог соответствует искомый путь, скорости vор – равный 180 метров. Таким образом, когда охотник догнал рыболова, рыболов и грибник были на расстоянии .

Ответ: 99 метров.


Решение 2 (алгебраическое)

Обозначим через vо, vг, vр скорости охотника, грибника и рыболова соответственно. Тогда время за которое охотник догнал грибника, равно . За это время рыболов и грибник прошли соответственно , - количество пути, после чего расстояние между ними было , что по условию равно 180 метрам. Таким образом, имеем уравнение (1).

Рассуждая аналогично, получим, что расстояние между рыболовом и грибником в момент, когда охотник догнал рыболова, было равно (2).

Из уравнения (1) выразим vр: , и подставим его значение в выражение (2):



Ответ: 99 метров.


Решение 3 (с помощью графика):

В прямоугольной системе координат построим графики движений грибника, рыболова и охотника (считаем, что они идут с постоянными скоростями). На чертеже точки пересечения графиков соответствуют встречи объектов в какой-то момент времени. Для любой точки графика с координатами (x;y) x – это момент времени, в который объект находится на расстоянии y от начальной точки.

В данной задаче за начальную точку возьмем точку, в которой находился охотник, когда он был на расстоянии 220 метров от рыболова и грибника. Здесь OA=220 метров, CD=180 метров, BE – искомый отрезок (обозначим его за x).

Ход решения:

1) OAC~EBC – по двум углам: C – общий, AOC=BEC – как накрест лежащие при параллельных прямых. Из подобия следует:

(1)

2) BAE~CAD – по двум углам: A – общий, AEB=ADC – как накрест лежащие при параллельных прямых. Из подобия следует:

(2)

3) Сложим уравнения (1) и (2), получим:





Ответ: 99 метров.

Задача 2

Из пункта O в пункт N вышел пешеход. Одновременно с ним из пункта N в пункт O выехал велосипедист, который встретил пешехода через 50 минут после своего выезда из N. Сколько времени понадобится пешеходу для того, чтобы пройти весь путь, если известно, что велосипедист проделал бы весть путь на 4 часа быстрее пешехода.

Решение:

Построим график зависимости пройденного пешеходом и велосипедистом пути от времени. Пусть p(x) – зависимость пройденного пешеходом пути от времени x, w(x) - зависимость пройденного велосипедистом пути от времени x. Обозначим BC через x. Тогда NK=OB=5/6 ч, CD=4 ч, KT=x, KL=x+4.

Ход решения:

1) MBC~MKN – по двум углам: MBC=MKN=90о, KMN=BMC – как вертикальные.

Из подобия следует:

(1)

2) MLK~MBO – по двум углам: KLM=MOB – как накрест лежащие углы при параллельных прямых, MBO=MKL=90о. Из подобия следует: (2)

3) Из равенств (1) и (2) получаем:

4) Подставим значения:


5) Так как OD=(x+5/6+4) – время прохождения пути пешеходом, то он проделал его за 5 часов.

Ответ: 5 часов.

Задача 3

Три пловца должны проплыть из пункта A в пункт B и обратно. Сначала стартует первый, через 5 секунд – второй, еще через 5 секунд – третий. На пути из A до B прошли некоторую точку C одновременно. Третий пловец, доплыв до B и сразу повернув назад, встречает второго в 9 метрах от B, а первого – в 15 метрах от B. Найдите скорость третьего пловца, если расстояние между A и B равно 55 метров.

Решение:

Построим график зависимости пройденного пешеходами и лыжником пути от времени. Пусть p(x) – зависимость пути, который проплыл первый пловец, от времени x, w(x) – зависимость пути, который проплыл второй пловец, от времени x, m(x) – зависимость пути, который проплыл третий пловец, от времени x. AD=DE=5 с, AB=55 м, BT=15 м, BM=9 м.



Ход решения:

1) DKG~IKH – по двум углам: DKG=IKH – как вертикальные углы, KDG=KIH – как накрест лежащие при параллельных прямых. Пусть h1, h2 – высоты этих треугольников соответственно. Из подобия следует:

(1)

2) ALG~JLH – по двум углам: ALG=JLH – как вертикальные углы, LAG=LJH – как накрест лежащие при параллельных прямых. Пусть h3, h4 – высоты этих треугольников соответственно.

Из подобия следует:

(2)

3) Из равенств (1),(2) следует:





Следовательно скорость первого пловца:

Ответ: 1 м/с

Текстовые задачи в тесте

1. Два станка сделали 220 деталей, к тому моменту как включили третий станок. Когда третий станок сделал столько деталей, сколько их сделал первый, второй сделал на 180 деталей меньше. На сколько больше деталей сделал первый станок в тот момент, когда третий сделал столько деталей, сколько сделал второй?

1) 88

2) 121

3) 150

4) 55

5) 99 *

2. Из пункта М в пункт N вышел пешеход. Вслед за ним через 2 часа выехал велосипедист, а еще через час – мотоциклист. Пешеход, велосипедист и мотоциклист двигались равномерно и без остановок. Через некоторое время оказалось, что все трое преодолели одинаковую часть пути от M к N. На сколько минут раньше пешехода в пункт N прибыл велосипедист, если пешеход прибыл в пункт N на 1 час позже мотоциклиста?

1) 48

2) 40 *

3) 50

4) 25

5) 28

3. Из поселка в одном и том же направлении выехали последова-тельно с интервалом в 1 час три велосипедиста. Первый ехал со скоростью 12 км/ч, второй 10 км/ч, а третий, имея более высокую скорость, догнал сначала второго велосипедиста, а еще через 2 часа – первого. Какова скорость третьего велосипедиста?

1) 20 *

2) 30

3) 80

4) 40

5) 52

4. Два спортсмена начинают бег одновременно – первый из пункта A в пункт B, второй – из B в A. Они бегут с неодинаковыми, но постоянными скоростями и встречаются на расстоянии 300 метров от пункта A. Пробежав дорожку до конца, каждый из них тотчас поворачивает назад и встречает другого на расстоянии 400 метров от пункта B. Найдите длину AB (в метрах).

1) 600

2) 400

3) 500 *

4) 650

5) 1000

5. На реке расположены пункты A и B. Одновременно из этих пунктов навстречу друг дугу отходят два одинаковых катера, обмениваются почтой и возвращаются обратно. Катер, вышедший из A, возвращается обратно через час после выхода. Если бы катер, отправляющийся из A, вышел на 15 минут раньше катера, вышедшего из B, то встреча произошла бы на равном расстоянии от обоих пунктов. Через сколько часов возвращается катер, вышедший из B?

1) 2

2) 1,5 *

3) 3,5

4) 4

5) 1

6. Из пункта A в пункт B одновременно выехали два автомобиля с одинаковой скоростью. Первый повернул обратно, как только встретился с пешеходом, вышедшим из B в 8:00, а второй доехав до B в 9:00, вернулся в A через 10 минут после возращения в A первого автомобиля. Во сколько раз скорость автомобиля больше скорости человека?

1) 6

2) 10

3) 12

4) 11 *

5) 16

7. Три мотоциклиста проезжают с постоянными, но различными скоростями один и тот же участок AB дороги. Сначала пункт A проехал первый мотоциклист, а спустя 5 секунд в том же направлении второй и третий. Через некоторое время первого мотоциклиста обогнал третий, а через 10 секунд – второй. За какое время (в секундах) первый проходит весь путь (AB), если второй проехал это расстояние за 1 минуту, а третий – за 40 секунд?

1) 70

2) 80 *

3) 60

4) 75

5) 50

8. Из пункта А в пункт С, находящийся на расстоянии 80 километров от А, выехал мотоциклист. Навстречу ему из пункта В, находящегося между А и С на расстоянии 5 километров от С, выехал велосипедист, а из пункта С – автомобиль. Через сколько минут встретились мотоциклист и велосипедист, если известно, что это произошло через 20 минут после того, как автомобиль догнал велосипедиста, а мотоциклист до встречи с автомобилем провел в пути вдвое больше времени, чем велосипедист до того, как его догнал автомобиль?

1) 32,5

2) 18,5

3) 16,5

4) 40,5

5) 37,5 *

9. Первым отправился по намеченному пути путешественник A. Второй путешественник Б отправился следом за А через 45 минут со скорость v2, намериваясь догнать путешественника А, скорость которого v1. Через сколько минут после отправления путешественника А с тур базы должен выехать велосипедист В, чтобы догнать А, одновременно с Б, если известно, что В поедет со скоростью v3?

1)

2)

3)

4)

5) *

10. Два туриста вышли навстречу друг другу из пунктов А и В. Первый из них вышел на полчаса раньше второго, и при встречи оказалось, что он прошел на 12 километров меньше, чем второй. Первый пришел в пункт В через 8 часов, второй – в пункт А – через 9 часов после встречи. Найдите скорости туристов (км/ч).

1) 4;2

2) 6;4 *

3) 4;10

4) 6;10

5) 2;4



КРАТКИЕ РЕШЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Задача 1:

Краткое решение:





Откуда х = 99.

Ответ: 99 деталей.


Задача 2:

Краткое решение:

,

х = 40 мин.

Ответ: 40 минут.


Задача 3:

Краткое решение:

Обозначим: v – скорость третьего велосипедиста.

12(4+t)=v(t+2)=y,

10(1+t)=vt=x.

Разделим первое уравнение на второе, получим: , откуда t = 1

Подставим во второе уравнение t = 1, получим v = 20.

Ответ: 20 км/ч.

Задача 4:

Краткое решение:



АВ = 500 м.

Ответ: 500 метров


Задача 5:

Краткое решение:

Треугольники AEC и DEB подобны с коэффициентом подобия 3/2.

Следовательно: .

Катер, вышедший из В возвращается через 1,5 часа.

Ответ 1,5 часа.

Задача 6

Краткое решение:

Одно и тоже расстояние пешеход проходит за 55 минут, а автомобиль – за 5 минут, следовательно, скорость автомобиля в 11 раз больше.

Ответ: В 11 раз.


Задача 7:

Краткое решение:

, , .

Выполним почленное умножение этих равенств, получим:





Ответ: 80 секунд.

Задача 8

Краткое решение:

AN = NK = x. Значит, CLB=LFM, следовательно, CB = MF = 5.

BMFA – трапеция, LE – средняя линия. Поэтому LE = (75+5)/2=40.

Треугольники LDE и MDF подобны. Следовательно,



DF = n, EF = AE = 7n.







Ответ: 35,5 минут.

Задача 9

Краткое решение:

, (1)

(2)

Из равенства (1) следует, что

(3)

Подставив в равенство (2) выражение (3), получим



Ответ:

Задача 10

Краткое решение:





36:6 = 6 (км/ч) – скорость первого туриста;

48:12 = 4 (км/ч) – скорость второго туриста.

Ответ: 6 км/ч, 4 км/ч.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ


Анализ результатов тестирования будет включен в презентацию данной работы.


Выводы: графический метод решения текстовых задач во многих случаях является наиболее рациональным, значительно упрощает решение, ведет к быстрому получению ответа.


Практическая значимость: практическая значимость определяется возможностью использования материалов исследования, компьютерной презентации при проведении уроков алгебры.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. О.Н. Пирютко. – Минск: Новое знание, 2010.

  2. В. Булынин. Применение графических методов при решении текстовых задач.- Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14,2005г.

  3. А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева Текстовые задачи. Материалы вступительных экзаменов в МИЭТ.- Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9,2005г.

  4. А. Тоом Как я учу решать текстовые задачи.- .- Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46,47,2004г.

  5. Ю. В. Садовничий Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть6. Решение текстовых задач. Учебное пособие.-3-е изд., стер.- М .: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003г. (серия «В помощь абитуриенту»)

  6. М.В. Лурье, Б.И. Александров Задачи на составление уравнений. Учебное руководство.- М. : Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.



Похожие:

Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода iconИсследовательская работа Исследование провели
...
Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода iconНаучно-исследовательская работа по теме «Исследование коэффициента трения подошв школьной сменной обуви о различные поверхности»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода iconПроекта
Исследование возможностей применения технологии сенсорных сетей на рынке промышленной автоматизации
Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода iconТемы курсовых работ для студентов 4 курса озо специальности «бизнес-администрирование» Модели и методы принятия решений
Использование графического метода и симплекс-метода решения задач линейного программирования
Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода iconТемы курсовых работ по дисциплине «информатика» Исследование возможностей программного обеспечения операционной системы Windows
Исследование интерфейсных и функциональных возможностей операционных оболочек на примере Total Commander, far и др
Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода iconКурсовая работа по дисциплине «Базы Данных»
...
Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода iconНаучно-исследовательская работа по физике на тему: «Исследование процесса испарения»
Учебная научно-исследовательская работа по физике на тему: «Исследование процесса испарения»
Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода iconИсследовательская работа по теме «Исследование электрического тока в растворе соли»
«крылатый» металл для самолётов и банок для «Фанты». Все вокруг – от хромированной решетки радиатора иномарки до посеребрённой серёжки...
Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода iconБековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему: Изготовление различных сортов мыла и исследование их качества
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Исследовательская работа по теме исследование возможностей применения графического метода iconРабочая программа Научно-исследовательская работа в семестре направление ооп
Научно-исследовательская работа в семестре является обязательным подразделом (М 1) раздела «Практика и научно-исследовательская работа»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница