1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории




Название1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории
страница1/8
Дата26.12.2012
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1.Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории.


Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова. В научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_г. 19в.. Огюст Конт и затем Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Конт рассматривал соц-ию, как синтез всех наук. Однако к началу 20-х социология теряет роль единой и от нее отделяются политология, правоведение, этика, эстетика)

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания.

Объект познанния - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности ( город, семья и т. д. ) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.

Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

  1. Свою особую сторону или среду объективной реальности

  2. Специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности

  3. Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей

Предмет социологии - социальная сторона жизни общества.

Вывод, социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями , а также между общностями и личностью .

1) Гносеологическая функция ( исследование соц, связей и явлений с целью получение адекватных научных представлений об их существовании и содержании)

2. Эвристическая ( на основе эмпирических и теоритических анализов в рамках социологии, разработка практических рекомендаций) т.е. Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка, совершенствование которых продолжается. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.

3. Методологическая (способ получения знаний)

4. Идеологическая (соц-ия выражает интересы определенных соц. Слоев и полит. Групп)

5. Практическая
Структура социологии.

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Структуру социологии можно представить состоящую из 3-х основных блоков:

1. теоретическая или общая социология (умозрительный уровень который ориентирован на решение теоретических задач и на формирование научных знаний)

2. конкр. Социол. Теории (формируются на стыке соц. И др. наук и носят дополн. Хар-р)

3. прикладные соц. Теории (эмпирические, решение актуальных социальных проблем)

Основные категории социологии:

4 группы:

1) раскрывают социальные связи (соц. действия, соц. Отношения, соц. Взаимодействия, коммуникации и т.д.)

2) категории, раскрывающие социальные общности (класс, страта, группа)

3)категории, отражающие социальные процессы (развитие, деградация)

4) категории, раскрывающие социальное развитие (регресс, прогресс, революция, эволюция)


2. Натуралистическая школа русской социологии


1. школа в рамках натурализма – Географич. Детерминизм (Мечников) Труд – “Цивилизация и великие исторические реки”

М: общество возник на самых ранних этапах жизни. Об-во развивается и достигает там, где есть 2 живых сущ-ва. У них – общие цели, стремятся к их достижению.

В природном сообществе выдел 2 тенденции развития об-ва: 1)сотрудничество, борьба. В природном сообществе доминирует т. борьбы. В человеческом – сот-во

Гл. задача соц-ии – изучение проблем солидарности и сотрудничества.

Важный элемент концепции М – теория прогресса. Мерило прогресса – солидарность. Постепенно солидарность должна вытеснить борьбу.

3 этапа развития чел. общества:

1)этап подневольных союзов ( человеч. Солидарность была обусловлена внеш средой).

2) подчиненных союзов (люди объедин. Не по принуждению, а на основе разделения труда.

3) этап высший (подчин, и принужд сменяется добровольным сотрудничеством.

3. типа цивилизации

1) Речные ( великие истор реки созд благоприят условия для сущ-ия людей, однако созд угрозу для жизнедеят.) 2) великие морские цив-ии (римская)

3) великие океанские цив-ии (США)

С. Соловьев – тезисы

1) природная среда влияет на характер, на психологический склад различных народов.

2) Геогр. Среда воздействует на об-во ч/з производственно-экономич деятельность людей.

3. чел общность обусловлена кроме природного фактора социальными и личнымифакторами

2ая школа – Органицизм. Стронин – историк. Тезисы

Общество науки идентично с биологией. Метод познания соц-ии – метод аналогии (сопоставления) Об-во – живой организм. 3 стадии: рождение, взрослость, гибель.

По своему строению об-во – пирамида, в структуре можно выдел 3 уровня: 1) вершина – (прилигированное меньшинство - гос. чиновники, законодатели)2 средняя часть (капиталисты), 3) неприлигированное население (кр-не, рабочие) Управ. Обществом способна только вершина.

Об-во – более слож. Система, чем жив. Орг-мы. Объедин и группировки людей возникают подобно сцеплению клеток. Роль кровеносной системы – транспорт. Значит. Роль в жизни об-ва играет духовный фактор.



  1. Русская психологическая школа


Психологич. Направление в России включ. В себя 2 школы : психологич (90 г. 19 века) и субъективная. Причины появления: 1) невозможность объяснения соц процессов без психолог. Моментов, 2) развитие психологии в конце 19 в.

Де роберти. Предмет соц-ии – изуч. Ч-го духа т.е. познание законов психологического взаимодействия людей в группах. Как абстрактная она занимается анализом самых общих форм взаимодействия. Социология одновременно описательная и абстрактная наука.

Описательная: психология отдельного индивида и псих. Взаимодействие в группах

Абстрактная: общие формы взаимодействия людей.

Самой главной категорией соц-ии – понятие «надорганическое» (форма материи, представляющая психологич. Взаимодействие людей). - одна из 3-х форм мировой энергии наряду с неорганич и органич

Надорганическое имеет 2 стадии развития. 1) связано с элементар психологич взаимодействием, кот-е можно найти даже у животных.

2) высшая стадия – психологич. Процессы такие как наука, фил-ия, практич деят-ть, поведение).

Создал теорию 4-х факторов цив-ии 1) наука, 2) фил-ия,3) искусство, 4) практич деят-ть. Развитие этих факторов представляет собой развитие общ-ва в целом. Определяющ фактор – наука.

Кареев. Основной труд – монография «Основные вопросы фил-ии истории». Основной метод, кот-ый исп соц-ия – субъективистский. Осн. Элемент исследования – субъект. Каждый субъект играет ведущую роль в исследовании. Основа общ-ва – коллективная психология. Общ-во понимается как надорганическая среда (как система психологических и практич. взаимодействий людей).

Структура об-ва – 2 основных элемента 1) культурные группы (искусство, мораль т.е. духовные элементы общ-ва), 2) соц орг-ии.

Центральная проблема социологии – соотношение личности и истории.

Кореев уделял большое внимание проблеме прогресса общества. Целью и критерием прогресса – развитие личности. Прогресс общества включает 5 элементов: 1)умственный прогресс, 2) нравственный, 3) политический, 4) юридический 5) экономический.


4. Субективное направление в русской социлогии


было сформулированнов в конце 60-х 20 века.

Основные идеи:

1) общ-во представляет собой совокупность отдельных индивидов,

2)общ-во противопост природе

Представители: 1) Петр Лавров («теория и практика прогресса важнейшие моменты в истории человеч мысли»

Л: история и социология взаимосвязаны, но с др стороны противополож). Делит науки на 2 группы: исторические науки ( имеют место в прошлом), 2) морфологические (суть явления, распредел предметы в группы относительно кокого-л. признака). Соц. изучает 1) животное сообщество, а) ф-мы человеч солидарности, б) обществен идеалы (на основании кот-ых осущ. солидарность. 2) соц-ия должна решать практические задачи, кот-ые способствовали бы max развитию личности. Л. различает 2 аспекта прогресса: 1) теоретический (рассматривает цели и средства общественного развития, а также сущность развития, намечает реальные пути борьбы и доля каждого ч-ка участвовать в этой борьбе. 2) практ. (изучение реал. Путей борьбы за корен. Соц. Изменения

Проблема взаимодействия общества и личности

Идеалом является такое об-во, кот-е в состоянии создать условия, обеспеч. Физич, нравствен, умственное развитие личности. Способ перехода об-ва –революция. Тезисы про интеллигенцию и крестьянство.

3 этапа перехода к революции 1) прояв отдельных сторонников революц изменения. 2) переход сторонников рев-ии изменений к открытым действиям, 3) народная революция. Л: гос-во – результат естествен потребности ч-ка в безопасности => гос-во для общества необходимо.

Михайловский «Герой и толпа». Центр соц-ии М. – проблема личности, а также ее освобождение от соц-го, нац-го гнета, религиозных предрассудков. Предмет соц-ии – борьба за индивидуальность. Разделяет 2 понятия, герой (ч-к способный воодушивлять людей на какие-л. действия + и-) и великие люди ( выступ в переломные моменты, их задача – проведение преобраз необход об-ву) Толпа – масса народа, основан на сходствах псих реакции и поведений).Концепция истор развит ч-ва – 3 этапа: 1) объективно-антропоцентрический ( охватывает период дикости и период отсутствия соц неравенства => преобладание отношений сотрудничества м/у людьми. 2) эгоцентристский ( все сов ему об-ва. Эконом разделение труда, появление неравенства, уничтож солидарности) 3) субъективно-антропоцентрический (охватывает об-ва будущего, ч-к мерило всех вещей)

М. Ковалевский «Очерк развития соц учений.» Идеи: 1) рассмотрение взаимоотношения соц-ии и др наук об об-ве. Соц-ия – синтез результатов, получ другими науками об об-ве, однако эти науки представляют только эмпирический мат-л. А соц-ия, синтезируя и анализируя данный мат-л формирует теоритич аспект.Цель соц-ии – раскрытие причин покоя и дрижения обществ, также соц-ия устанав. Особенности развития об-ва в разные истор эпохи. Пр-ма гос-ва. 2 причины возникновения – 1) стремление обезопасить об-во от внеш врагов 2) психологическая (склонность людей признавать под собой власть тех личностей, кот-ые обладают определен харизматич св-ами К. Рассмотрел управ соц прогресса. Прогресс – основной закон соц. Жизни. Основой соц. Прогресса – примирение соц противоречий т.е человеческое об-во развив в сторону замены соц противоречий на соц солидарность. Предпочтительная ф-ма соц процесса – революция. Р-ия – движение вперед, но не в естественной ф-ме.


5. Социология П. Сорокина


П. Сорокин (1889-1968) 2 этапа жизни: 1) русский (до 20-х), 2)американский (с сер 20-х)

1ЭТАП (бихевиарист (бихевиаризм- кат-ия поведения) Общ-во – организм, поэтому главное - взаимодействие. Взаимодействие разделил на 3 составляющих: 1) люди (индивид): люди обладают нервной системой => могут реагировать на раздражение, именно эта реакция порождает действие., 2) действие (реализация потребностей идивида), 3) проводники ( среднее м/у людьми и действием. Переносится раздражит. реакция от одного индивида к другому).

2 вида проводников 1) физические (телефон, телеграф) и символический (жест, язык, деньги).

Типы взаимодействий:

1) по кол-ву взаимодействующих индивидов (инд, групп)

2) по факторам, кот-ые стали причинами взаимодействий: (многофактор, линейные)

3) по времени (длительные, кратковременные)

4) по хар-ру (симпатия, любовь, ненависть)

5) по хар-ру проводников (физич, символич)

2 Типа соц групп: 1) односторонние (порождены каким-л фактором), 2) многосторонние

2 ЭТАП Сорокин создает интегральную концепцию ( от позитивизма к антипозитивизму) Важное место занимает концепция соц. стратификации. Соц стратификация – дифференциация насел-ия в определен иерерхичных слоях.. Согласно к-ии каждый индивид обладает определен. Соц статусом. Статус – совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственностей, власти и влияние. 3 критерия статуса: 1)экономический аспект (деление на бедных и богатых), 2) образование и профессия, 3) политический аспект. Соц стратификация – показатель соц неравенства=> общественное равенство – миф.

Соц страта осущ. перемещ индивидов, кот-ая назыв соц мобильностью

1) горизонтальная, вертикальная

2) внутрипоколенная и внешнепоколенная мобильность

3) групповая и индивидуальная

Теория культ. Систем Общество влияет на людей. Особенности соц. системы – наличие культуры.

3 вида ценностей:1) глав вид имеет познавательное значение, 2) ценности как таковые (добро, долг, совесть, честь) 3) нормы, кот-ми люди руководствуются (моральные, юридич, социальные нормы).


6. Западный позитивизм.


Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

П. оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Создатель П., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; Закон Трёх стадий 1. теологич 2. метафизич, 3. позитив. С Конта начинается редукционизм – стремление объяснить социальные процессы путм ссылок на необщ. Процессы. Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.

Представителями первой, "классической" формы П. 19 в., кроме Конта, был Г. Спенсер - в Великобритании. Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций (Дж. С. Милль, Г. Спенсер, в России - В. В. Лесевич, М. М. Троицкий, В. Н. Ивановский, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский): Спенсер, используя в своих "синтетических" обобщениях новые открытия естествознания 2-й половины 19 в. и исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки.

П. оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины 19 в.) - в том числе социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др.

В конце 19 в. П. переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания (обесценившим многие из тех "синтетических" обобщений, которые рассматривались самим П. как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых "предельных" философских вопросов знания, которых всячески избегал П., а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу научного исследования, вывести "должное" из "сущего"). Всё это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории iconПрограмма экзамена кандидатского минимума по специальности 22. 00. 08 Социология управления
Близкие социологические направления: социология организаций, социология менеджмента, социология трудовых отношений, социология бюрократии....
1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории icon1. Экономическая теория как наука 11 > Историческое введение в объект и предмет экономической теории 11 > Объект, предмет, структура и функции
К55 Экономическая теория : учеб пособие / под ред. А. А. Водолазского; Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту (нпи), 2010....
1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории iconДисциплины
Социология как наука, её предмет, объект и место в системе социально-гуманитарных наук
1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 040100. 68 «Социология»
Социология как наука: предмет; объекты; место среди других наук. Уровни и структура социологического знания. Социология как прикладная...
1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории iconТем и разделов
Культурология как наука. Объект, предмет и метод культурологического знания, его основная проблематика и функции
1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории iconКаково место культурологии в системе гуманитарных дисциплин?
Культурология как наука. Объект, предмет и метод культурологического знания, его основная проблематика и функции
1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории iconКаково место культурологии в системе гуманитарных дисцип­лин?
Культурология как наука. Объект, предмет и метод культурологического знания, его основная проблематика и функции
1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории iconМ. I. Социология как наука и учебная дисциплина > Предмет социологии. Структура социологического знания
Вебер М. Основные социологические понятия / Теоретическая социология: Антология. Сост и ред. С. П. Баньковская. М.: Книжный дом «Университет»,...
1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории icon1. Социология как область обществоведения Место и значение социологических исследований в системе знаний об обществе. Социология как наука. Основные этапы становления социологии
Сборник методических материалов по курсу «Социология рекламы и пр». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 7 с
1. Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории icon1. Социология как область обществоведения Место и значение социологических исследований в системе знаний об обществе. Социология как наука. Основные этапы становления социологии
Сборник методических материалов по курсу «Социология рекламы и пр». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 7 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница