Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)




Скачать 314.49 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
страница1/3
Дата26.12.2012
Размер314.49 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3
Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

Примерная программа учебной дисциплины

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» дли средних специальных учебных заведений

(Базовый уровень)

МОСКВА 2002


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование разделов и тем








Раздел I, Теоретико-методологические основы со­циальной психологии

2

3

Тема 1.1. Объект, предмет, задачи и методы социаль­ной психологии


12

2

Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии


6




Раздел II Социальная психология общении и взаимодействия людей


6




Тема 2.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения

12

2

Тема 2.2. Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения

4




Тема 2.3. Психология воздействия в общении


4




Раздел III Психология социальных сообществ


14

2

Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен


2




Тема 3.2. Психология больших социальных групп массовых социальных движений


4




Тема 3.3. Социальная психология малых групп


4




Тема 3.4. Психология межгрупповых отношений


4




Раздел IV. Социальная психология личности


12

2

Тема 4.1. Социально-психологический портрет личн ста


6







1

2

3

Тема 4.2. Социализация личности

6




Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психо­логии

14

2

Тема 5.1. Социальная психология семьи и семейного воспитания

4




Тема 5.2. Социальная психология асоциального пове­дения

4




Тема 5.3. Социальная психология конфликта

4




Тема 5.4. Методы активного социально-психологического обучения и развития

2




Всего часов по дисциплине

64

10


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел I. Теоретико-методологические основы социальной

психологии

Требования к знаниям: студент должен знать предмет, теоретические и прикладные задачи, основные проблемы и методы социальной психоло­гии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста».

Требования к умениям: студент должен выделять социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процес­сах, анализировать социально-психологические явления на макро- и микро­уровне, пользоваться социально-психологическими методами и методика­ми.


Содержание учебного материала


Тема 1.1. Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии

Место социальной психологии в системе научного знания. Особый статус социальной психологии, ее отношения с социологией я психологией. Связь социальной психологии с общественными и гуманитарными науками.

Общество, сферы деятельности людей, институции, группы, личность как объекты социальной психологии. Социально-психические явления как объект социальной психологии. Определение предмета социальной психо­логии в отечественной психологии в работах Г.М.Андреевой. А.В.Петровского, А.К. Уледова, Б.Д. Парыгина, В.М.Мясищева и других ученых.

Социально-психологическое явление как универсальное понятие со­циальной психологии, единица ее анализа. Социально-психологическое яв­ление как результат взаимодействия в системе «человек-человек», «человек-общность», «общность-общность». Основные проблемы, теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

Специфика социально-психологического исследования. Уровни ана­лиза социально-психологических явлений: философско-методологический, теоретико-содержательный, экспериментально-эмпирический. Соотноше­ние объектов и уровней анализа в социально-психологическом исследова­нии. Основные направления и результаты исследований к отечественной социальной психологии. Проектирование как режим научной работы в со­циальной психологии и его виды. Проектирование образовательных инсти­туций, процессов, социальных сред и общностей.

Типология методов, используемых в социальной психологии. Мето­ды феноменологизации и концептуализации (выделение социально-психологических явлений и соотнесение их с имеющимися моделями и тео­риями). Методы исследования и диагностики (наблюдение, опрос, экспери­мент, контент-анализ, моделирование, социометрия, референтометрия и др.). Методы обработки и интерпретации результатов исследования и диаг­ностики. Методы коррекции и терапии (социально-психологический тренинг, психодрама, гештальттерапия и др.). Методы управленческой дея­тельности. Методы социально-психологического обучения и развития (дис­куссионные методы, деловые игры, тренинги личностного роста и др.). Взаимосвязь и взаимодополняемость методов социальной психологии.

Роль социальной психологии как науки в жизни общества. Сферы приложения социально-психологических знаний: политическая, управлен­ческая, производственная, педагогическая деятельность. Применение соци­ально-психологических знаний в анализе новых социальных реальностей: предпринимательства, менеджмента, межнациональных конфликтов и др.


Тема 1.2. История становления и развития социальной психо­логии


Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Становление социально-психологических идей в XX веке : «психология народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт); «психология масс» (Г.Тард, С.Сигеле, Г.Лебон); «теория инстинктов социального поведения» (В.Макдауголл). Психологиза­ция общественных отношений как главная черта первых социально-психологических теорий. Экспериментальный период в развитии зарубеж­ной социальной психологии. Основные теоретические концепции совре­менной зарубежной социальной психологии: необихевиоризм, психоанализ, интеракционистские теории, когнитивные теории, гуманистическая психо­логия.

Становление отечественной социальной психологии (Н.К.Михайловский). Определение предмета социальной психологии в Рос­сии в 20-е годы (К.Н.Корнилов, П.П.Блонский, В.М.Бехтерев). Марксист­ский период развития отечественной социальной психологии. Современное состояние отечественной социальной психологии.


Примерный перечень рекомендуемых практических занятий


1. Социальная психология как теоретическое знание и как при­кладная дисциплина.

2. Задачи социальной психологии как науки и проблемы совре­менного общества (проблемы психологии политического ли­дерства, управления, предпринимательства, этнопсихологии, конфликтологии и т. д.).

3.Социально-психологическая компетентность специалиста как необходимое условие его профессионализма.

4.Методы социальной психологии.


Рекомендуемый перечень самостоятельных работ Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения


Что входит в понятие «социально-психологическая компетент­ность»? Почему социальная психология как наука имеет особый статус? Со­ставьте социально-психологический портрет специалиста в сфере Вашей будущей профессиональной деятельности. Приведите примеры использования социально-психологических знаний в различных сферах жизнедея­тельности людей. Попытайтесь выявить и описать собственный социально-психологический опыт. Каким образом социально-психологические знания используются в предвыборных кампаниях?


Темы рефератов и сообщений


История социально-психологических учений. Взаимосвязь соци­альной психологии с философией, социологией, психологией. Социальное и социально-психологическое проектирование. Социально-психологическая компетентность специалиста. Методы социальной психологии.


Раздел II. Социальная психология общения и взаимодействия людей


Требования к знаниям: студент должен знать социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, прие­мы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, техноло­гию формирования имиджа делового человека.

Требования к умениям: студент должен владеть культурой профес­сионального общения, уметь выбирать оптимальный стиль общения и взаи­модействия в профессиональной деятельности, применять технологии убе­ждающего воздействия на группу или партнера по общению, влиять на формирование и изменение социальных установок личности, использовать методики тестирования коммуникативных качеств человека.


Содержание учебного материала


Тема 2.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения

Общение как форма реализации системы общественных и межлич­ностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида и социальных общно­стей. Общение и деятельность. Оптимизация совместной деятельности че­рез воздействие на процессы общения.

Содержание общения: обмен информацией, выработка единой стра­тегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Поли­функциональность общения. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.


Тема 2.2. Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная,

перцептивная и интерактивная стороны общения


Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информа­цией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Единство деятельности, общения и познания в коммуникативном процессе. Коммуни­кативные барьеры, социальные и психологические причины их возникнове­ния. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Речь как средство коммуникации- Диалог как форма общения. Виды и техники слу­шания партнера по общению.

Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимо­действия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодей­ствий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.

Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понима­ние друг друга партнерами по общению. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизмы соци­альной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих про­цессах. Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стерео-типизации, доминирующей потребности и др. Интерпретация причин пове­дения другого человека - явление каузальной атрибуции. Межличностная аттракция. Психологические основы имиджелогии. Способы и приемы соз­дания имиджа — положительного образа человека или организации в сфере деловых отношений. Слагаемые личного обаяния (имиджа) делового чело­века: нравственные характеристики, психологические знания и умения, тех­ника самопрезентации.


Тема 2.3. Психология воздействия в общении


Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процес­се общения. Убеждение как метод сознательного воздействия на индивида или группу, связанный с формированием, закреплением или изменением их социальных установок. Условия эффективности и технологии убеждающего воздействия.

Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздейст­вие, основанное на некритическом восприятии информации. Условия эф­фективности внушения. Внушение и убеждение.

Психологическое заражение как способ группового воздействия. Ос­нова заражения - бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Паника как вид социально-психологического за­ражения.

Подражание как принятие и воспроизведение индивидом черт и об­разцов поведения другого человека. Традиции исследования подражания в истории социальной психологии. Мода как форма подражания.

Использование способов убеждающего воздействия в деловой беседе. Психологические основы ведения деловых переговоров.


Примерный перечень рекомендуемых, практических занятий


1. Содержание, виды и функции общения.

2. Профессиональное и деловое общение.

3. Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения. Тренинг деловой беседы, ведения переговоров, деловой дискуссии.


Рекомендуемый перечень самостоятельных работ

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения


Как Вы думаете, почему А.Экзюпери назвал общение настоящей роскошью? Умение общаться - дар или приобретение? Можно ли отделить общение от совместной деятельности людей? Почему люди не понимают друг друга? В чем причина межличностных конфликтов? Почему человек испытывает потребность в себе подобном? Какова психологическая приро­да сотрудничества и соперничества людей? Можно ли развить у себя ком­муникативную компетентность? В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они отличаются от диалога? Как защитить себя от манипуляций в процессе общения? Какое значение имеют различ­ные виды рукопожатия?


Темы рефератов и сообщений

Общественные и межличностные отношения. Невербальное обще­ние и его виды. Диалог как форма общения. Психология взаимодействия и взаимопонимания. Средства выражения истинных чувств в процессе обще­ния. Взаимосвязь общения и эффективности деятельности. Социально-психологические механизмы подражания.


Раздел III. Психология социальных сообществ


Требования к знаниям: студент должен знать типы социальных объе­динений, проблемы человеческих сообществ, психологические характери­стики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими; знать методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать соци­ально-психологические явления в социальных сообществах, управлять ма­лой группой и обеспечивать эффективность ее деятельности, использовать методики социометрии, референтометрии, определения социально-психологического климата группы, выявления лидерства и его типов.


Содержание учебного материала

  1   2   3

Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). — М.:...
Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М-: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности для средних специальных учебных заведений Базовый уровень
Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)....
Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ основы политологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины "Основы политологии" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconУчебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная
Примерная программа учебной дисциплины “Основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы права” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины "Основы права" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М
Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ иностранный язык” (Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень
Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)....
Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Авторы: А. И. Кравченко доктор социологических наук, профессор мгу им. Ломоносова
Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconРекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница