Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения




Скачать 238.25 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Дата26.12.2012
Размер238.25 Kb.
ТипМетодические указания


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»


Факультет «Экономический»


Кафедра «Менеджмент»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

д.э.н., профессор

________________________Новикова Н.Г.

«_____»_______________________200__г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


для студентов заочной формы обучения


Дисциплина «Менеджмент»


Специальность 080111 «Маркетинг»


Москва 2008 г.


Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании рабочей программы дисциплины «Менеджмент».


Методические указания по выполнению контрольных работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент».


Протокол № ________ «____»_______________200_г.


Зав кафедрой д.э.н., профессор Платонова Н.А.


Методические указания по выполнению контрольных работ одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»


Протокол № ________ «____»_______________200_г.


Методические указания по выполнению контрольных работ разработаны:


к.э.н., доцент

кафедры «Менеджмент» Вапнярская О.И.


Согласовано:

Зам. проректора - начальник

Учебно-методического управления к.э.н., доцент Дуборкина И.А


Начальник

Методического отдела Рыженок Н.В.

ПРЕДИСЛОВИЕ




Настоящие методические указания предусматривают набор материалов по выполнению контрольной работы студентов заочного отделения по дисциплине «Менеджмент».

Методические указания содержат вопросы и краткое содержание тем дисциплины и имеют следующую структуру:



1. Требования к выполнению контрольной работы

4

2. Структура и краткое содержание курса

5

2.1. Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий

5

2.2. Тематическое содержание дисциплины

6

3. Темы контрольных работ

11

4. Список рекомендуемой литературы

12

5. Приложения

13



1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


При выполнении контрольной работы студент должен четко ответить на поставленные вопросы по заданной теме.

Объем контрольной работы должен составлять от 10 до 20 страниц рукописного текста и 8-12 страниц машинописного текста через 1,5 интервала.

Содержание контрольной работы

Контрольная работа должна содержать:

- план работы с указанием страниц начала каждого вопроса;

- ответы на вопросы варианта;

- список использованных источников.

Ответ на каждое задание контрольной работы должен раскрывать теоретические основы вопроса, можно привести пример из практики предприятия.

Наличие ссылок и сносок на используемые источники библиографии является обязательным. Ссылки оформляются квадратными скобками, в которых указывается номер источника из списка использованных источников и страница. Например, [5, с. 23]. Сноска помещается внизу страницы и обозначается цифрами сквозной нумерацией. При использовании студентом учебной литературы предпочтительны квадратные скобки, СМИ – сноски.

Список использованных источников должен содержать не менее 10 наименований источников, расположенных в алфавитном порядке по фамилии авторов, оформленный в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

Номер задания определяется по двум последним цифрам зачетной книжки.




Последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Пред-после-дняя цифра шифра

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1

2. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Наименование тем, их содержание и объем в часах

аудиторных занятий

Наименование тем занятий

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

Полный курс

Сокращенный курс

Полный курс

Сокращенный курс

л

пр

л

пр

л

пр

л

пр

Тема 1. Сущность менеджмента. Концепции менеджмента

2

2







1










Тема 2. Основные подходы в менеджменте

4

4







Тема 3. Планирование, как функция менеджмента

2

2







2

2







Тема 4. Организация и координация, как функции менеджмента

2

2







Тема 5. Мотивация, как функция менеджмента

2

2







2

2







Тема 6. Контроль, как функция менеджмента

2

2







Тема7. Принципы менеджмента

2

2







Тема 8. Методы менеджмента

2

2







2

2







Тема 9. Принятие управленческих решений

2

2







Тема 10. Типология и стили менеджмента

2

2







1









Тема 11. Лидерство в менеджменте


2

2







Тема 12. Командный подход в менеджменте

2

2










2







Тема 13. Конфликты

2

2







Тема 14. Коммуникации в менеджменте

2

2







Тема 15. Организационная культура

2

2







Тема 16. Этика менеджмента

2

2







Итого:

34

34







8

4









2.2. Тематическое содержание дисциплины


Тема 1. Сущность менеджмента. Концепции менеджмента

Природа управления. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Общая теория управления. Определение «менеджмент», его содержание, основные категории. Главная цель и основные задачи менеджмента. Отличия термина «менеджмент» от понятий «предпринимательство» и «управление». Менеджмент как самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности: значение менеджмента для предприятия или организации, роль менеджера, требования, предъявляемые к менеджеру.


Тема 2. Основные подходы в менеджменте

Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Менеджмент как открытая система, зависимость организации от внешней и внутренней среды. Организация, как система управления. Жизненный цикл и типы организации. Основные характеристики современной внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия. Состав внутренней среды. Подсистемы менеджмента. Система управления, ее подсистемы – структурно-функциональная, информационно-поведенческая и подсистема саморазвития. Подход к менеджменту, как к процессу.

Институциональный, управленческий и технический уровни управления. Стратегическое, тактическое и оперативное управление. Особенности работы менеджеров на данных уровнях. Пропорциональность распределения времени на специальные и управленческие задачи. Взаимозависимость и взаимодополняемость работы менеджеров на различных уровнях управления.


Тема 3. Планирование, как функция менеджмента

Природа и состав функций менеджмента. Планирование, как функция управления. Определение терминов «планирование», «план». Цели и принципы планирования, их характеристики. Уровни планирования – стратегическое, тактическое, оперативное. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Внутрифирменное планирование. Преимущества и недостатки формального планирования. Виды планов – одноразовые, постоянные, ситуационные.

Роль миссии предприятия. Миссия в широком и узком смысле, содержание миссии. Взаимосвязь миссии и целей. Способы выработки целей. Построение дерева целей. Формирование системы индивидуальных показателей, их роль. Разработка миссии и стратегии.

Краткая характеристика методов планирования – бюджетный метод, анализ окупаемости, оперативное исследование. Факторы эффективности планирования. Цикл Шуарта, как метод постоянных усовершенствований. Особенности планирования и наиболее эффективные методы для предприятий и организаций социальной сферы.


Тема 4. Организация и координация, как функции менеджмента

Определение понятия «организация» и «координация», «организационная структура». Роль вертикального и горизонтального разделения труда в построении организационной структуры. Организационные отношения в системе менеджмента. Цели организации и координации. Задачи построения организационной структуры. Формы реализации функций организации и координации.

Формы организации системы менеджмента. Разработка организационной структуры, делегирование полномочий, властные полномочия, линии властных полномочий, централизация и децентрализация, формализация и департаментализация, принципы единоначалия и скалярности. Принципы проектирования организационной структуры. Основные подходы к проектированию организационной структуры – механический, командный и органический подходы.

Основные виды организационных структур, их особенности, преимущества и недостатки в социальном менеджменте. Однолинейные структуры – функциональная и дивизиональная (продуктная и региональная). Многоуровневые структуры – матричная, сетевая, многомерная, эдхократическая.

Виды организационных структур по типу взаимодействия с человеком – корпоративная, предпринимательская, маркетингоориентированная, индивидуалистская, их основные характеристики.


Тема 5. Мотивация, как функция менеджмента

Мотивация деятельности в менеджменте. Сущность мотивации, факторы и модель мотивации. Различия традиционного и современного подходов к мотивации. Формы власти и влияния. Органические функции руководителя. Формальные и неформальные группы в организации. Содержательные теории мотивации: теории МакКлелланда, Маслоу, МакГира, Альдерфера, Макгрегора, Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости, теория подкрепления, графики подкрепления, модель Портера-Лоулера.

Эффективность системы мотивации персонала в социальной сфере. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Зависимость средств и методов управления и мотивов подчинения.

Самоменеджмент.

Тема 6. Контроль, как функция менеджмента

Определение термина «контроль», содержание контроля в менеджменте. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Цели, задачи и принципы контроля. Факторы эффективности контроля. Построение технологии контроля. Этапы контроля. Классификация видов контроля. Критерии создания систем контроля. Основные подходы к построению системы контроля: бюрократический и децентрализованный. Методы контроля. Организация контроля на предприятии. Взаимосвязь функции контроля с планированием, организацией и координацией, мотивацией. Позитивное и негативное влияние контроля. Особенности построения системы контроля на предприятиях и в организациях сферы услуг.


Тема 7. Принципы менеджмента

Назначение принципов менеджмента. Эволюция принципов менеджмента. Определение принципов менеджмента. Принципы разделения общих и частных принципов социального менеджмента. Характеристики общих и частных принципов менеджмента.


Тема 8. Методы менеджмента

Методологические основы менеджмента: инфраструктура менеджмента, интеграционные процессы, основные методы менеджмента. Критерии классификации методов менеджмента. Характеристика основных групп методов. Организационно-административные методы. Социально-психологические методы и самоуправление. Экономические методы управления.


Тема 9. Принятие управленческих решений

Сущность управленческого решения. Виды решений. Этапы принятия и реализации решений в социальном менеджменте. Индивидуальный и групповой подходы к принятию управленческих решений. Стиль принятия индивидуальных и групповых решений. Особенности индивидуальных и групповых решений.

Классическая и административная модель принятия управленческих решений, их основные положения. Методы принятия решений – неформальные, количественные и коллективные. Сущность основных методов – мозгового штурма, метода Дельфи, модель Врума-Джаго, японской кольцевой системы.

Факторы эффективности управленческого решения, требования, предъявляемого к эффективному управленческому решению в менеджменте.


Тема 10. Типология и стили менеджмента

Типология менеджмента в зависимости от превалирующего метода управления. Требования к реализации и условия эффективности того или иного вида управления. Преимущества и недостатки различных подходов к управлению.

Стили управления. Формирование стиля управления. Факторы стиля управления. Стиль управления и личность менеджера.

Тема 11. Лидерство в менеджменте


Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж менеджера. Понятие «лидерство». Источники и виды власти. Различия менеджера и лидера. Методы влияния лидера на подчиненных. Характеристики лидера. Типы руководителей (автократический и демократический) и лидеров (трасакционный, харизматический, трансформирующий, интерактивный, сервисный). Субституты и нейтрализаторы лидерства на предприятиях и в организациях. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям на предприятиях и в организациях социальной сферы.

Теории лидерства. Двухмерная теория лидерства. Теория Ф. Фидлера. Ситуационная теория П. Герси и К. Бланчарда. Теория «Путь – Цель».


Тема 12. Командный подход в менеджменте

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Управление человеком и группой. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Определение термина «команда», отличия команды и рабочего коллектива. Специфика определения эффективности труда команды. Классификация команд, их состав, цели и задачи. Формальные команды: горизонтальная, вертикальная и специализированная. Самоуправляемые команды. Формальное и неформальное управление.

Основные характеристики команды: размер команды, роли членов команды, сплоченность команды, командные нормы. Влияние изменений отдельных характеристик на работу команды на предприятиях и в организациях социальной сферы. Стадии развития команды, специфика взаимоотношений и роль лидера на каждом из этапов.


Тема 13. Конфликты

Конфликты на предприятиях и в организациях. Конфликтность в менеджменте. Модели конфликтов. Классификация конфликтов и причины их возникновения. Стили и стратегии разрешения конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Управление конфликтами. Конфликтология, особенности и пути разрешения конфликтов между потребителями и поставщиками услуг.


Тема 14. Коммуникации в менеджменте

Сущность понятия «коммуникации» с позиций менеджмента. Коммуникационный процесс и его участники. Характеристики коммуникационных каналов. Специфика вербальных и невербальных коммуникаций. Особенности формальных и неформальных коммуникаций. Построение коммуникационных систем на предприятиях. Негативные факторы коммуникаций. Индивидуальные и организационные коммуникационные барьеры.

Внутриорганизационные отношения. Порядок подготовки и ведения деловых переговоров, роль этикета. Порядок подготовки и ведения деловых совещаний.


Тема 15. Организационная культура

Понятие «организационная культура», его содержание. Уровни и структура организационной культуры, особенности субкультуры, контркультур, субъективной и объективной организационных культур. Взаимоотношения в организации в зависимости от организационной культуры. Административная и предпринимательская организационная культура. Характеристики организационной культуры. Процесс формирования организационной культуры. Специфика организационной культуры и организационных отношений на предприятиях и в организациях социальной сферы.


Тема 16. Этика менеджмента

Социофакторы и этика менеджмента. Сущность этики менеджмента. Причины возникновения этической дилеммы. Основные подходы к принятию этических решений. Суть утилитаристского подхода к этике. Особенности индивидуалистической этики. Морально-правовой подход в этике. Концепция справедливости, виды справедливости. Социальная ответственность компании. Критерии оценки социальной деятельности. Организация управления этикой и социальной ответственностью в компании. Роль и место управления этикой на предприятиях и в организациях социальной сферы.


3. Темы контрольных работ.


0

Школа научного управления

Методы и виды планирования как функции менеджмента

Организационная культура







1

Школа человеческих отношений

Организация как функция менеджмента

Организационная религия







2

Ситуационный подход в менеджменте

Методы и виды мотивации как функции менеджмента

Развитие российского менеджмента







3

Системный подход в менеджменте

Методы и виды контроля как функции менеджмента

Методы решения конфликтов







4

А.А. Богаднов и его последователи

Координация как функция менеджмента

Модели лидерства







5

Школа администрирования

Виды организационных структур. Их особенности.

Лидерство в менеджменте







6

Теория Ф. Тейлора

Построение дерева целей

Формирование систем коммуникации на предприятии







7

Теория А. Файоля

Формирование систем мотивации на предприятии.

Формы организационно-административных методов управления







8

Теория М. Вебера

Этика менеджмента.

Формы экономических методов управления







9

Теория Г. Эмерсона

Функции и принципы менеджмента

Формы социально-психологических методов управления


4. СПИСОК рекомендуемой литературы


  1. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. Спб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006

  2. Белорусов А.С. Международный менеджмент: Уч. -М.:Экономистъ,2007

  3. Беляев В.И. Практика менеджмента: Учеб.пос. -М.:Кнорус,2006

  4. Бурменко Т.Д. Сфера услуг. Менеджмент. М: КноРус, 2007

  5. Вачугов Д.Д. Практикум по менеджменту.Деловые игры. -М.:Высш.шк.,2004

  6. Веснин В.Р. Менеджмент в схемах и определениях: Уч. пос. -М.:Велби,Проспект,2007

  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. 3-е издание. М.: Гардарики, 2000.

  8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Уч. для вузов. -М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007

  9. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.:Питер. 2002

  10. Добротворский И.Л. Менеджмент:Эф.технологии: Уч. пос. -М.:Приор,2007

  11. Дорофеев В. Менеджмент: Уч.пос. -М.:ИНФРА-М,2008

  12. Зайцев М. Методы оптимизации упр. для менеджеров: Комп.-ориент.подход: Уч.пос.-М.:Дело,2002,2005

  13. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Уч.пос. -М.:ФОРУМ,2007

  14. Зиновьев В.Н. Менеджмент: Уч.пос. -М.:Дашков и К.,2007

  15. Камилина Л. Сервис класса люкс: Розовая книга менеджера.-М.:Альп.Бизн.Букс,2006

  16. Кислов Д.В., Башилов Б.Е. Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг. М: Вершина, 2007

  17. Кравченко А.И. История менеджмента: Уч.пос. -М.:Альма Матер,2008

  18. Курс МВА по менеджменту. /П.ред.Коэна А.Р. -М.:Альп.Бизн.Букс,2007

  19. Левина С.Ш. Практикум по курсу "Менеджмент".-Рн/Д:Феникс,2006

  20. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учебник. М.: Дело, 2002

  21. Лузин А.П. Ключевые концепции современного менеджмента:Слов.упр.революц.-М.:Альп.Бизн.Букс,2007

  22. Николайчук В.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. СПб: Питер, 2005

  23. Новые тенденции в управлении. -М.:Альп.Бизн.Букс,2007

  24. Основы менеджмента. /Под ред.Афоничкина А. -СПб.:Питер,2007

  25. Пирсон Б. Краткий курс МВА:Практ.рук.по разв.ключ.навыков упр. -М.:Альп.Бизн.Букс,2007

  26. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: Уч.пос. -М.:КноРус,2008

  27. Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера. -М.:Эксмо,2008

  28. Семенов А.К. Основы менеджмента: Уч. -5-е изд. -М.:Дашков и К.,2007

  29. Сидорова Н.А. Тайм-менеджмент. -М.:Дашков и К.,2008

  30. Системный анализ в менеджменте: Уч.пос. /П.ред.Попов В.Н. -М.:КноРус,2007

  31. Теория системного менеджмента. Уч. /Под ред.Журавлева П.В. -М.:Экзамен,2002

  32. Уколов В.Ф. Теория управления: Уч.для вузов. -М.:Экономика,2007

  33. Управление в условиях неопределенности. -М.:Альп.Бизн.Букс,2006

  34. Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: Уч.для вузов. -М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007

  35. Хачатуров А.Е. Современный интеграционный менеджмент. -М.:Дело и Сервис,2006

  36. Хедоури Ф., Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2008



Приложение 1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»


Факультет «Экономический»

Кафедра «Менеджмент»


КОНТРОЛЬНая РАБОТа


Дисциплина Менеджмент»


Специальность 080111 «Маркетинг»


Вариант 1.

Школа человеческих отношений

Организация как функция менеджмента

Организационная религия


Выполнил

Студент группы______,

курса_____ _____________________

(Фамилия, И.О.)


Проверил ____________________________

(ученая степень, ученое звание, Фамилия И.О.)


Оценка содержания контрольной работы ____________________________

(оценка, число, подпись)

Москва 20___ г.


Похожие:

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Налоги и налогообложение: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост. А. Н....
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании рабочей программы дисциплины «Менеджмент»
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Стороженко С. Н. Криминалистика: методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения/...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей 0601, 0602 составлены в...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к выполнению контрольных работ №4,5,6,7,8 по дисциплине "Английский язык" для студентов II-IV курсов морских cпециальностей заочной формы обучения
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине "Английский язык" для студентов II-IV курсов морских cпециальностей...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения Дисциплина «История менеджмента»
Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании рабочей программы дисциплины «История менеджмента»
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по их выполнению для студентов всех специальностей 3 и 4-го курсов заочной формы обучения
Информационные системы в экономике : программа, варианты контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания для студентов заочной формы обучения Кемерово 2009
Представлены рекомендации для изучения английского языка студентами заочной формы обучения, варианты контрольных работ, образцы выполнения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница