Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей




Скачать 437.31 Kb.
НазваниеТеоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей
страница1/3
Дата25.12.2012
Размер437.31 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.......... 5

1.1. Гериатрия в системе наук о человеке................................................5

1.2. Социально-психологическая характеристика личности

пожилого человека.............................................................................. 8


ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ ГЕРИАТРИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА............................................ 22

2.1. Основные стрессоры пожилых людей и пути их преодоления... 22

2.2. Состояние и пути развития гериатрической службы

Республики Беларусь.......................................................................... 28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38


ВВЕДЕНИЕ


Изменение в возрастной структуре населения в сторону увеличения численности и относительной доли лиц пожилого возраста называют старением населения. Население является стареющим, когда удельный вес лиц старше 60 лет превышает 7-8% общей численности населения. Старение населения – необратимый глобальный процесс; демографы называют его феноменом XX в.

В Республике Беларусь в последние десятилетия, как и во всем мире, идет активный процесс постарения населения – в настоящее время в стране проживает более 1 млн. 751 тыс. человек в возрасте 60 лет и старше. Характерной особенностью этого процесса является значительное увеличение среди всего пожилого населения численности лиц старческого возраста; сегодня каждый четвертый пожилой человек уже перешагнул 75-летний рубеж. Удельный вес населения старше 60 лет составляет 18% [17]. Современные тенденции постарения населения носят устойчивый характер.

В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований.

В настоящее время общепризнанно, что старость – это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации (Б. Г. Ананьев, О. В. Краснова, С. Г. Максимова, Г. С. Сухобская, Е. И. Холостова, О. В. Хухлаева, и др.) Большую роль в степени полноценности личностного развития пожилого человека и его социального функционирования играют общество и его социальные институты.

Анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы показал, что в настоящее время накоплен определенный исследовательский материал по проблеме старости. Исследования биологических механизмов старения, профилактики преждевременного старения представлены в трудах Г. Д. Бердышева, А. А. Богомольца, В. П. Войтенко, А. В. Нагорного, В. В. Никитина и др. Медико-биологические аспекты старения изучались Н. Ф. Дементьевой, И. Н. Давыдовским, В. В. Фролькисом и др., психическое здоровье пожилых изучали В. В. Ковалев, П. Г. Сметанников, Е. А. Щербина и др. Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внесли Б. Г. Ананьев, К. Виктор, Л. Торстон, обосновавшие необходимость комплексного подхода к вопросам старения, смены биологической акцентуации на парадигму совмещения биологического и социального подходов. Эта парадигма получила свое развитие в работах К. А. Абульхановой-Славской, В. Д. Альперовича, Л. И. Анцыферовой, М. Э. Елютиной, О. В. Красновой, Г. А. Миннигалеевой и др. Исследователи рассматривают особенности личности стареющего человека, типы старения, методологические основы изучения старения.

Цель исследования: изучить особенности и возможные пути коррекции гериатрических проблем пожилых людей.

Объект исследования: проблемы пожилых людей.

Предмет: особенности гериатрических проблем пожилых людей.

Задачи:

  1. Определить место гериатрии в системе наук о человеке и изучить область исследования геронтологии и гериатрии в настоящее время.

  2. Дать социально-психологическую характеристику личности пожилого человека.

  3. Проанализировать основные стрессоры пожилых людей и выявить пути их преодоления.

  4. Раскрыть состояние и пути развития гериатрической службы Республики Беларусь.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение, сравнение, синтез.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ


1.1. Гериатрия в системе наук о человеке


Социальные и психологические проблемы пожилых людей являются предметом изучения многих естественных и общественных наук.

Геронтология – раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения живых организмов, в том числе и человека. Составными частями геронтологии являются: гериатрия – учение об особенностях болезней старческого организма, герогигиена – учение о гигиене людей старших возрастных групп, геронтопсихология – раздел психологии, изучающий изменения психики человека в процессе старения.

Специальная область геронтологии – социальная геронтология – изучает старение человека применительно к его социальной жизни, его месту в социальной структуре общества.

Проблема старения занимала человека уже в глубокой древности. Первые определения старения и его причины относятся еще к античной эпохе. Великий древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н. э.) считал старость результатом утечки природного тепла и высыхания организма. Философ Платон указывал, что на старение особенно влияет образ жизни в среднем возрасте [30, с.19].

В разные годы своего развития наука о старении человека вбирала в себя новые знания, создаваемые специалистами различных отраслей: врачами и физиологами, философами и биологами, психологами и социологами, историками и правоведами. В своих трудах о проблемах старости писали Цицерон, Аристотель, Роджерс, Бэкон, Ж.-А. Кондорсе. Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии, создавались и поддерживались на протяжении всего развития человечества.

Начало научной геронтологии связывают обычно с именем английского философа Ф. Бэкона. Бэкон считал, что систематического исследования процессов старения могут быть открыты причины старости. Он полагал, что самое большое влияние на процесс старения могут сказать оказать нездоровые привычки.

В России первые труды, посвященные вопросам продления активной старости, относятся к середине XVIII века, например, книга русского врача И. Фишера «О старости, ее степенях и болезнях».

Основоположником научной геронтологии в России считается выдающийся русский ученый И. И. Мечников. Геронтология в современном ее понимании сформировалась к середине XX века. Одной из задач геронтологии является изучение особенностей старения, связанных с влиянием средовых факторов, образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений [30, с.24].

С начала ХХ в. было выдвинуто несколько теорий старения. По теории И. И. Мечникова (1908) старение – результат интоксикации организма продуктами обмена бактерий, обитающих в кишечном тракте, и продуктами азотистого обмена веществ самого организма (мочевая кислота). Чешский биолог В. Ружичка полагал, что в основе старения лежит процесс превращения золей в гели, процесс конденсации протоплазмы. Советские ученые В. В. Алпатов и О. К. Настюкова считали, что старение организма сводится к снижению активности ферментов.

Процесс прогрессирующего «постарения» общества вызвал повышенный интерес исследователей к психологическим проблемам стареющих людей.
В психологии прошедшего столетия сформировались представления о психологическом старении как о процессе психологической деградации. Лишь недавно, с развитием когнитивной психологии стали более глубоко исследовать умственные функции пожилых людей. Особое внимание уделяют внешним социальным факторам, влияющим на состояние человека в процессе старения.

Современная геронтология изучает механизмы и причины старения от молекулярного и клеточного уровней до целостного организма. Особое внимание уделяется роли процессов нервной регуляции. Эти работы привели к развитию исследований в области гериатрии – изучению особенностей развития, течения, предупреждения заболеваний у людей старших возрастных групп. Прогрессивно увеличивающееся обращение этих групп населения в лечебные учреждения и возникновение в связи с этим новых задач для практического здравоохранения привело к выделению в ряде клинических специальностей гериатрического раздела, что наиболее интенсивно произошло в терапии, психиатрии, хирургии, фтизиатрии и др.

Развитие геронтологии и гериатрии осуществляется в трех основных направлениях: экспериментальном, клиническом и социальном. В своих исследованиях геронтология и гериатрия используют клинические, биологические, биохимические, биофизические, физиологические и другие методы. Научные исследования в области социальных аспектов направлены на изучение причин преждевременного старения в зависимости от социальных условий, от образа жизни людей, на изыскание наиболее целесообразной организации труда людей старших возрастных групп, их питания, двигательной активности, на наиболее рациональные формы организации социальной и медицинской помощи.

Итак, область исследования геронтологии и гериатрии в настоящее время:

  1. Демографические, социологические, социально-гигиенические вопросы старости и старения. Разработка принципов и организация медико-социального обслуживания людей пожилого и старческого возраста. Статистическая отчетность и обработка статистических данных.

  2. Изучение процесса старения и старости. Основные механизмы физиологического, преждевременного, патологического старения, процессы антистарения. Разработка методов определения биологического возраста.

  3. Морфологические и функциональные возрастные особенности органов и систем. Роль различных факторов в развитии старческих изменений в организме и механизмах формирования старческой полипатии.

  4. Разработка принципов профилактической геронтологии и гериатрии, методов и средств в профилактике преждевременного старения и продления жизни. Изучение принципов физиологии и гигиены питания в пожилом и старческом возрасте и путей метаболизма нутриентов в норме и при различных патологических процессах.

  5. Исследование особенностей клинической фармакологии пожилого и старческого возраста (фармакокинетики и фармакодинамики).

  6. Особенности этиологии и патогенеза различных заболеваний, особенности клинических проявлений, методов диагностики болезней в пожилом и старческом возрасте с использование клинических, лабораторных и других методов исследования. Дифференциальная диагностика различных заболеваний в старших возрастных группах.

  7. Особенности лечения в пожилом и старческом возрасте: фармакотерапия, хирургические вмешательства, диетотерапия, альтернативные методы лечения. Разработка новых гериатрических средств.

  8. Профилактика, выявление впервые возникших заболеваний в пожилом и старческом возрасте, диспансерное наблюдение за лицами старших возрастных групп.

Таким образом, геронтология и гериатрия – область медицинской и биологической науки, включающая в себя изучение процессов старения, причин возникновения, механизмов развития и особенностей течения болезней в старших возрастных группах. Гериатрия (клиническая геронтология) направлена на изучение особенностей диагностики, лечения и профилактики заболеваний в пожилом и старческом возрасте.


1.2. Социально-психологическая характеристика личности пожилого человека


Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой.

Возраст – этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями. Данное определение не рассматривает изменений социального статуса личности и ее ролей, связанных с изменением количества прожитых лет и накопленным социальным опытом [19, с.14].

Возраст в психологии – категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического – временные характеристики индивидуального развития [7, с.201].

В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость – из-за неизлечимой болезни, несчастного случая, суицида и т.д.)

Необходимо отметить, что жестких границ начала и завершения каждой стадии не существует. Это зависит от закономерностей созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других.

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям).

С усложнением социальной структуры общества и формированием государства выделяются специфические этапы жизненного пути человека. Так, по аналогии с временами года, древнегреческий философ Пифагор выделял:

  • период становления (от рождения до 20 лет – весна);

  • период молодости (20-40 лет – лето);

  • период зрелости (40-60 лет – осень);

  • период старости (60-80 лет – зима).

Периодизации, основанные на символическом значении чисел, существовали и в средневековой Европе, когда по количеству известных в то время планет выделялось семь этапов человеческой жизни.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40-45 лет), среднюю взрослость (от 40-45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет) [26; 21].

В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор – 60 лет, китайские ученые – 70 лет, английские физиологи XX века – с выше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер – 50 лет старость, 70 лет – почтенная старость [30, с.32].

Ю. Б. Тарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст – от 65 и выше [24, с.21].

В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации:

  • пожилой возраст – 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины;

  • старческий возраст – 75-90 лет мужчины и женщины;

  • долгожители – 90 лет и старше мужчины и женщины.

Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками.

Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:

  • хронологический (паспортный);

  • физический (биологический);

  • психологический.

Психологический возраст – каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст. Психологический возраст – возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности – это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени. Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться. С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым «личное время», благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.

Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.

В нормативно-ценностном плане, особо значимым за пределами детства, каждый возраст характерен специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап [7, с.201].

Старость – это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой [33, с.85].

Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде старого человека, уменьшении его жизненной активности, ограниченности физических возможностей.

С одной стороны этот возраст ограничен процессами старения, которые выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Налицо изменение (ослабление) всех психических познавательных процессов и двигательной активности [25, с.39].

С другой стороны, в случае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий – достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, то этот диапазон существенно ограничивается сдвигом одной из его сторон (позитивной) в сторону усиления негативных явлений: разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния.

Для определения наиболее приемлемых способов организации работы с пожилыми людьми необходимо знать и помнить об изменениях структуры личности при старении.

Эти изменения характеризуются падением активности, снижением эмоционального резонанса, нарастанием упрямства и негибкости [20, с.1657].

Происходит интравертивный поворот: от событий внешнего мира человек уходит в свой внутренний мир, происходит концентрация интересов вокруг собственного «Я». Появляющиеся соматические расстройства, неприятные ощущения в теле отвлекают от внешнего мира, усиливают интравертированность. Все это зачастую делает старого человека более тревожным и ипохондричным. Тревоги, опасения, страхи отчасти объясняются реальными биологическими и социальными причинами. Однако нередко они преувеличены. Повышается чувствительность к различным стресс-факторам, даже незначительные физические и психические раздражители могут привести к возникновению или прогрессированию различных не только психических, но и соматических заболеваний [15, с.152].

Ученые-геронтологи выделяют несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет; физиологической – состояние здоровья, совокупность соматических отклонений организма; психологической – самоощущением человека своего места в возрастной структуре; социальная старость определяется уровнем старения населения в целом (то есть, чем выше уровень старения населения, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости). Выделенные виды старости могут не совпадать между собой [12, с.102].

Рассмотрим подробнее социально-психологические особенности личности пожилых людей.

Биологические аспекты старения

Существуют две основные биологические теории старения.

Теории изнашивания организма, утверждают, что организм стареет в результате случайных повреждений, как вызываемых происходящими в нем процессами, так и наносимых окружающей средой [3, с.49].

Теории генетически запрограммированного старения считают, что процесс старения определяется запрограммированными действиями особых генов: «Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме [6, с.50]. Этот вид старения связывают с ходом биологических часов.

В биологическом плане старение – процесс универсальный и неизбежный. Ему подвержены все телесные органы и системы организма, даже при оптимальных средовых и генетических условиях. Скорость старения каждого индивида различна и зависит от многих факторов [16, с.25].

Отметим наиболее заметные изменения. Ухудшается работа органов чувств. После 55 лет снижается острота зрения и чувствительность глаза. Увеличивается нижний порог светоощущения. Происходит повышение пороговых величин всех видов вкусовой чувствительности. Реакция вестибулярного аппарата слабая или вообще отсутствует. Простое время реакции на звук увеличивается, начиная с 60 лет. Увеличение времени реакции Дж. Биррен считает наиболее универсальным признаком старения. Вербально-логические функции, которые до 50 лет у человека возрастали, к 60 годам снижаются [12, с.109].

Биологические изменения старения сегодня являются необратимыми. Однако при современном уровне развития медицины их можно значительно замедлить. Благодаря этому, например, в Японии, сегодня насчитывается более 20 тысяч людей старше 100 лет. Такой показатель невозможно представить еще 20-30 лет назад. Сегодня это социальная и биологическая реальность, которая предъявляет свои требования системам здравоохранения и соцобеспечения во всем мире.

Особенности познавательного развития в пожилом возрасте

Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция «интеллектуального дефицита», то есть считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но современные исследования не подтверждают эту концепцию [30, с.44].

Большинство ученых сходятся во мнении, что основная часть умственных навыков остается относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательных способностей в поздней взрослости – снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации, снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти это может объясниться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. Они чаще стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть непривычными некоторые типы заданий, используемых в ситуации тестирования. Пожилые люди могут действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то навыком. Однако они могут компенсировать недостаток быстроты реакции за счет опыта. Потренировавшись, пожилой человек в состоянии почти полностью восстановить прежнюю скорость реакций.

Г. А. Миннигалеева отмечает, что снижение познавательной деятельности может вызываться как прямыми, так и косвенными причинами. К прямым причинам относятся болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга.

К косвенным причинам снижения интеллектуального уровня относятся психологические ожидания, психическое здоровье, физическая форма, пищевая недостаточность, употребление алкоголя в течение длительного времени, лекарственные средства, принимаемые как по назначению врача, так и используемые при самолечении, интеллектуальная бездеятельность [12, с.112].

Многие выдающиеся и обычные люди в старости успешно справляются с ухудшением познавательной способности. По мере того как они осознают объективные и субъективные потери познавательной способности, а также изменение баланса между приобретениями и потерями, у них происходит соответствующая реорганизация «Я». Уровень интеллекта физически здорового пожилого человека, видимо, может быть значительно выше предполагаемого [16, с.31].

Несмотря на то, что в старости снижаются уровень запоминания и мыслительных способностей, быстрота запоминания, это не исключает возможности обучения. Более того, для пожилых людей характерны большая выносливость в достижении цели, он может использовать опыт для нахождения готового решения вместо поиска нового. Психическое обогащение в старости не происходит автоматически, как это было раньше, оно требует высокого уровня развития самосознания и большой работы над собой. Для сохранения достаточно высокого уровня интеллекта в старости чрезвычайно важно сохранение мотивов для получения информации.

Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, верно обратное. Мудрость – это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные суждения по жизненно важным вопросам. Мудрость – это когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект, и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека [9, с.304].

Тот факт, что мудрость накапливается именно по прошествии лет, делает опыт старших поколений невообразимо бесценным. Житейские знания пожилых, несмотря на быстро меняющиеся условия современной жизни, могут и должны найти себе применение. Особенно это касается общения стариков и детей. Далеко не все старики закосневают в своих взглядах, и далеко не все подростки, а тем более дети других возрастов категорически против усвоения опыта старших [11, с.76].

Особенности эмоциональной сферы в старости

Специфика эмоциональной сферы пожилого человека во многом зависит от успешности прохождения возрастного кризиса, степени решенности возрастных задач, бессознательно принимаемой стратегии старения.

М. В. Ермолаева выделяет две основные стратегии эмоционального старения. Первая предполагает возможность дальнейшего личностного роста, вторая направлена на сохранение себя, прежде всего, как индивида, т.е. на биологическое выживание. Поскольку физиологические возможности и потребности медленно угасают, то вторая стратегия не обеспечивает удовлетворенности жизнью и позитивного эмоционального фона. При принятии первой стратегии человек сохраняет возможность социального развития, а также самосовершенствования в идеальном, интеллектуальном и личностно-психологическом плане. Предполагается, что в этом случае у него сохраняется структура смыслов жизни, повышается степень субъективной удовлетворенности жизнью вне зависимости от объективных условий (здоровья, семейных обстоятельств) [8, с.12].

В целом, исследователи отмечают, что в старости преобладает пониженный фон настроения, так как замедляется аффективная живость. Из-за снижения силы и подвижности нервных процессов понижается интенсивность эмоций. Как правило, заостряется тот фон настроения, который преобладал у человека в молодые годы. То есть, если в молодости он чаще был печален, то в пожилом возрасте, это настроение будет не только преобладать в количественном плане, но и чувствоваться сильнее. В старости наблюдается зависимость эмоционального состояния от типа соматического заболевания.

Типичным явлением для пожилых людей является депрессия – аффективное состояние, характерное отрицательным эмоциональным фоном, изменениями сферы мотивационной, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения [7, с.119]. Возрастно-ситуационная депрессия – расстройство настроения без наличия нервно-психического заболевания, равномерное и стойкое, сильное понижение настроения, впервые возникшее в старости. Субъективно она переживается как чувство пустоты, ненужности, неинтересности всего происходящего и негативности будущего, имеет место негативное восприятие молодости. Самому пожилому человеку его состояние кажется обычным, и помощь, поэтому отвергается. Основным травмирующим фактором является собственный возраст, а содержанием – непринятие своего старения [9, с.309].

На эмоциональное состояние пожилого человека во многом влияет наличие психосоматических проблем. Многие из них обусловлены переживаниями в течение жизни, часть появляется уже в пожилом возрасте, которому свойственно наличие большого количества стрессогенных ситуаций и событий. Часто в психосоматических заболеваниях проявляется неудовлетворенность человека прожитой жизнью. Многим пожилым людям больно обращаться к своему прошлому, поэтому они избегают осмысливания, вытесняют чувства и мысли, что приводит к отчаянию, апатии, а также находит выражение в различных соматических заболеваниях [30, с.52].

Особенности ценностной и потребностно-мотивационной сфер в позднем возрасте

В.Д.Шапиро выделил следующие ценностные ориентации у пожилых людей: работа на производстве; полезность людям, обществу; общественная работа; сознание выполняемого долга; общение с людьми; семья, дети; внуки; уважение, авторитет, забота окружающих; материальное обеспечение; хорошее здоровье; активность, интересный досуг; покой, отдых; независимость от окружающих [32, с.112-113].

Таким образом, ценностные ориентации пожилых людей отражают самые разнообразные потребности, которые присущи и людям среднего возраста, и молодежи:

  • связанные с социальными потребностями (в значимой деятельности, содержательном досуге, спокойном отдыхе, хороших материальных и бытовых условиях);

  • социально-психологические потребности (в межличностном общении, престиже, независимости, чутком, заботливом отношении окружающих);

  • потребность в сохранении здоровья.

Специфическими для пожилого возраста являются только ориентация на освобождение от дел и на внуков. Источник удовлетворения для пожилых людей заключается не только в собственном благополучии, но и в благополучии, успехах семьи, близких людей.

По мнению отечественных ученых В. В. Болтенко и В. Д. Шапиро, у пожилых людей, особенно на начальном этапе после выхода на пенсию, сохраняются ценностные ориентации и мотивации, присущие более молодым людям. Однако, по данным В. В. Болтенко, потребности пожилого человека постепенно снижаются от профессиональных до потребностей чисто витального порядка. Скорость прохождения этапов, то есть скорость «спуска», а также продолжительность каждого этапа во многом зависят от типа приспособления личности к внешним и внутренним условиям старения, которые мы рассмотрим далее [1, с.402].

Структура самосознания

Содержание самосознания пожилого человека также претерпевает изменения. Рассмотрим эти изменения в соответствии со структурой самосознания, выделенной В. С. Мухиной [14, с.321-322].

  1. Притязание на признание находится в состоянии депривации, т.к. существенно уменьшается число факторов, за счет которых можно было получать признание. В первую очередь это касается внешнего вида, а также социального статуса. В результате, для пожилого человека сильно обостряется значимость внешнего признания, которое теперь в основном зависит от родственников.

В самооценку включается самоощущение старости. Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Но, как подчеркивает Г. А. Миннигалеева, отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Правильное, конструктивное ощущение собственного возраста находится где-то на очень тонкой грани между двумя крайностями [12, с.126].

  1. В этом возрасте происходит окончательное отторжение от своего имени. Круг людей, которые могут называть старика хотя бы по имени и отчеству чрезвычайно сужается. Отходит на задний план общение с коллегами, уменьшается количество ровесников, в итоге у пожилого человека остается только семейно-ролевое имя «бабушка» или «дедушка». Важно, чтобы все-таки человек мог иметь опыт общения по имени, имени-отчеству. Это будет способствовать «незацикливанию» на одной социальной роли [31, с.142].

  2. Иногда пожилой человек делает акцент на правах в ущерб осознанию своих обязанностей. Это приводит к перекладыванию ответственности на других и принятию неконструктивной позиции «Мне должны», которая мешает мобилизовать свой организм и психику для дальнейшей успешной адаптации.

  3. В осознании временной перспективы происходит сильный сдвиг: удлиняется прошлое и сокращается настоящее. Будущее воспринимается кратко или совсем отсутствует. Чем дальше располагается событие во временной перспективе, тем ярче оно окрашено эмоционально. Прошлое как бы присутствует в настоящем. Бег времени замедляется, поэтому происходит гипертрофированность, «растягивание» событий. Как правило, жизнь старика небогата событиями, однако они заполняют собой все его индивидуальное пространство и время [10, с.21]

  4. Половая идентификация. В пожилом возрасте происходит размывание половой идентификации человека. Бессознательное человека не стареет, и эротические потребности продолжают существовать. Однако увеличивается высота и численность барьеров, препятствующих удовлетворению желания. Это происходит вследствие сомнений во внешней привлекательности, следования принятым на себя ролям, негативного предыдущего опыта, наличием страхов перед зависимостью и желанием зависеть, страхом перед близостью и желанием близости.


Выводы:

Геронтология и гериатрия – область медицинской и биологической науки, включающая в себя изучение процессов старения, причин возникновения, механизмов развития и особенностей течения болезней в старших возрастных группах. Гериатрия (клиническая геронтология) направлена на изучение особенностей диагностики, лечения и профилактики заболеваний в пожилом и старческом возрасте.

Для определения наиболее приемлемых способов организации работы с пожилыми людьми необходимо знать и помнить об изменениях структуры личности при старении.

Эти изменения характеризуются падением активности, снижением эмоционального резонанса, нарастанием упрямства и негибкости.

Несмотря на некоторое снижение скорости познавательных процессов, у пожилых людей сохраняется способность к ее восстановлению при тренировке, а также способность к возмещению потери скорости за счет опыта. Познавательные возможности во многом зависят от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека и его желания к саморазвитию. Пожилой человек обладает таким потенциалом как мудрость, которая недоступна молодым.

Эмоционально человек становится более ранимым, требует более чуткого внимательного отношения, особенно со стороны близких, родственников, работников медицинских и социальных учреждений. Несмотря на это, при выборе жизненной стратегии, пожилой человек может чувствовать себя эмоционально благополучно при практически любых жизненных обстоятельствах. В задачи социальных служб должно входить не только обеспечение психоэмоционального комфорта, но и помощь в выработке позитивной стратегии эмоционального старения. Скорее всего, наибольшее влияние на этот выбор оказывает осмысление жизненного пути.

Ценностные ориентации пожилых людей отражают самые разнообразные потребности, которые присущи и людям среднего возраста, и молодежи. Специфическими для пожилого возраста являются только ориентация на освобождение от дел и на внуков. Источник удовлетворения для пожилых людей заключается не только в собственном благополучии, но и в благополучии, успехах семьи, близких людей.

Точное и полное знание особенностей влияния социально-психологических и биологических факторов на процесс старения личности позволит направленно изменить условия, образ жизни старых людей таким образом, чтобы способствовать оптимальному функционированию личности старого человека и оказывать тем самым сдерживающее влияние на процесс ее старения.


  1   2   3

Похожие:

Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconТеоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей
Гериатрия в системе наук о человеке
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconТеоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей
Гериатрия в системе наук о человеке
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconИсследование места и роли музыки в структуре досуга студентов ПетрГУ: опыт пилотажного исследования 47
Теоретико-методологические основы исследования музыки как объекта социологического исследования 10
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей icon«Одиночество пожилых людей как социальная проблема» Дипломная работа Исполнитель
Поэтому, для нас важно рассмотреть настоящие и прогнозируемые изменения проблем одиночества пожилых людей, что ставит нас перед необходимостью...
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconОбластной целевой программы по проблемам пожилых людей на 2011-2013 годы "Активное долголетие"
Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года от 27. 11....
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей icon1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города
Город как основной объект исследования в стратегии устойчивого развития
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconТеоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона
Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconПроцесс профессионального самоопределения городской молодежи
Теоретико-методологические основы исследования процесса профессионального самоопределения молодежи
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей icon1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconДоклад Социально-геронтологическая политика в современном обществе
И если проблемы пожилых и старых людей приобрели особое значение для стран Западной Европы во второй половине 20 века, то в начале...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница