Пояснительная записка к отчету




НазваниеПояснительная записка к отчету
страница1/5
Дата24.12.2012
Размер0.72 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5
Ассоциация московских вузов

ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова

____________________________________________________________________________________


Пояснительная записка к отчету




Мероприятие Н 3. 51 2: "Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса"


Москва 2011

Содержание






Наименование

Стр. №




Введение

3




Основная часть

9




Подраздел 2.1

9




Подраздел 2.2

12




Подразделы 2.3 и 2.4

15

1

Приложение 1. Авторский курс «Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (И.В.Евтушенко, д.п.н.)

13

2

Приложение 2. Авторский курс «Интеграция и социальная реабилитация лиц с нарушениями в развитии» (В.В.Ткачева, д.психол.н.)

20

3

Приложение 3. Авторский курс «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в интеллектуальном развитии» (И.В.Евтушенко, д.п.н.)

28

4

Приложение 4. Авторский курс «Психолого-педагогическая помощь семье, ребенка с нарушениями развития в условиях специального и интегрированного образования» (В.В.Ткачева, д.психол.н.)

34

5

Приложение 5. Авторский курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с детским церебральным параличом в условиях специального и интегрированного образования» (И.Ю. Левченко, д.психол.н.)

44

6.

Приложение 6. Авторский курс «Инновационные технологии социализации детей со сложными нарушениями развития» (М.В.Жигорева, д.п.н.)




7.

Приложение 7. Авторский курс «Инновационные здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с коммуникативными нарушениями» (О.С.Орлова, д.п.н.)






Введение


Начиная с 90 годов, в российском обществе отношение к лицам разного возраста, имеющим нарушения в развитии и инвалидность, стало изменяться. Государство предпринимало и предпринимает реальные шаги по предупреждению причин, вызывающих физические и психические недуги, и оказанию специализированной помощи лицам с различными отклонениями в развитии. В Российской Федерации создана система ранней диагностической и коррекционной помощи. Дети с отклонениями в развитии посещают специализированные дошкольные (детские сады, спец. группы при массовых детских садах) и школьные коррекционные образовательные учреждения (I -YIII видов).

Успешно работают и специализированные учреждения, возникшие в 90-е годы и имеющие новую организационную структуру: психолого-медико-социальные центры, центры лечебной педагогики, школы надомного обучения, негосударственные образовательные учреждения и др. Эти учреждения включают в контингент своих воспитанников наиболее сложных в плане психофизического развития детей: с тяжелой умственной отсталостью (имбецилов), с выраженными двигательными нарушениями при церебральном параличе, с глубокими нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Однако до сих пор проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования решались лишь частично. Отсутствует теоретически обоснованный и экспериментально апробированный подход к эффективному решению данной проблемы.

Актуальность и научная значимость поисковой научно-исследовательской работы обусловлена острейшей необходимостью в разработке и внедрении современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса.

Объект исследования: процесс внедрения современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса, в соответствии с Направлением Н 3: "Организация учебных выездных семинаров для обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования города Москвы", рекомендованным Департаментом образования.

Предмет исследования: повышение уровня профессиональных компетенций персонала в области реализации возможностей социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду

Цель работы: анализ экспериментально-теоретических материалов, посвященных изучению возможностей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования на основе внедрения современных технологий и использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса.

При разработке НИМ и НОМ применялись следующие методы исследования: анализ государственных стандартов общего среднего и высшего профессионального образования, теоретический анализ литературных источников, нормативных документов образования, здравоохранения и социальной защиты; педагогическое проектирование; опытно-экспериментальная работа, включающая диагностические, консультативные и психокоррекционные мероприятия в рамках коррекционно-образовательной работы и психолого-педагогического сопровождения воспитанников, обучающихся в специальных коррекционных образовательных учреждениях.

В результате работы по Мероприятию были поставлены и выполнены следующие задачи:

-изучены научно-теоретические и экспериментально-методические материалы в области социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования;

-определены особенности адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования;

-расширены представления об особенностях и потребностях лиц с нарушениями развития, возможностях социально-трудовой и социокультурной адаптации и реабилитации, их обучения профессиональным навыкам и посильной профессии, интеграции в социальную среду;

-разработаны и апробированы научно-методические материалы, пособия и программы повышения квалификации, рассчитанные на 72 часа занятий, содержащие сведения о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования; осуществлена организация научно-исследовательской работы на экспериментальных базах дефектологического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова;

-осуществлено обеспечение персонала специальных коррекционных образовательных учреждений научно-методическими разработками, пособиями, содержащими сведения об инновационных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования;

-расширены профессиональные компетенции персонала в области общетеоретического и практического знания об особенностях и потребностях лиц с ограниченными возможностями здоровья, условиях их жизнедеятельности в социальном пространстве;

-повышен уровень профессиональных компетенций персонала в области реализации возможностей социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду;

-организованы учебные выездные семинары для педагогических работников в специальные коррекционные образовательные учреждения города Москвы;

-осуществлена защита прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями здоровья в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

- авторские инновационные программы, обеспечивающие модернизацию образовательного процесса, внедрены в специальные коррекционные образовательные учреждения города Москвы.

Полученные результаты позволяют их использовать :

-в научно-образовательном процессе и психолого-педагогической деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья,

-в образовательном процессе в качестве материалов для спецкурсов по повышению квалификации педагогов,

в практической психолого-педагогической деятельности для совершенствования педагогической, кадровой, образовательной и методической работы.


Работа осуществлялась под руководством:

1.Евтушенко И. В. , декана дефектологического факультета, д. п. н., доцента

2.Ткачевой В.В., заместителя руководителя научно-образовательного коллектива, д.псх.н., профессора;

3. Научно-образовательного коллектива, сформированного на базе дефектологического факультета ГОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова в составе:

Левченко И.Ю., заведующей кафедрой специальной педагогики и специальной психологии, д.псх.н., профессора;

Орлова О.С., заведующая кафедрой логопедии, д.п.н., профессора;

Жигорева М.В., д.п.н, доцента;

Бутко Г.А., к.п.н., доцента;

4. А также педагогами-практиками высшей категории:

- Васенковым Г.В., д.п.н., директором СКОШИ VIII вида № 102

- Лепешкиной Н.В., директором СКОШ VIII вида №991,

- Ваничкиной Т.А., директором СКОШИ VIII вида № 105

- Исаевой Т.Н., к.п.н., научным руководителем НОУ «Школа св.Георгия»

-Ортиной Т.Ю., заведующей ГОУ Центра развития ребенка -детского сада № 1645

-Евсюковой Т.С., заведующей ГОУ Центра развития ребенка– д/с № 1537

-Подгорной Е.В. , заведующей ГОУ детского сада компенсирующего вида № 1019

-Харыбиной Т. Ю., заведующей ГОУ Центра развития ребенка– д/с № 2576

-Дубининой Е. А. , заведующей ГОУ д/с № 908

-Федоровой Т.В., заведующей ГОУ д/с № 1047

-Шааф И. А. , заведующей ГОУ д/с № 1143

-Дерюгиной И. О., заведующей ГОУ д/с № 1524

- Заичко А. Я. , заведующей ГОУ д/с № 2147

Основная часть

Работы по подразделу 2.1, первому и второму этапам выполнены полностью.

В процессе работы выполнено:

-разработаны и апробированы научно-методические материалы и программы повышения квалификации, рассчитанные на 72 часа занятий, содержащие сведения о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования, разработан авторский курс «Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (И.В.Евтушенко, д.п.н.);

-осуществлено обеспечение персонала специальных коррекционных образовательных учреждений научно-методическими разработками, пособиями, содержащими сведения об инновационных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования;

- разработана программа выездных занятий (круглых столов семинаров) по проблеме «Современные технологии социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса»

- проведены круглые столы на тему «Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования», а также семинары на тему «Современные технологии социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса»

Занятия были проведены:

-в ГОУ ЦРР -детский сад № 1645.- зав. Ортина Т.Ю.,

- в ГОУ Центр развития ребенка– д/с № 1537 зав. Евсюкова Т.С.,

- в ГОУ детского сада компенсирующего вида № 1019 – зав. Подгорная Е.В.

- в ГОУ Центр развития ребенка– д/с № 2576 – зав. Харыбина Т. Ю.,

- в ГОУ д/с № 908 - зав.Дубинина Е. А. ,

- в ГОУ д/с № 1047 - зав. Федорова Т.В.,

- в ГОУ д/с № 1143 - зав. Шааф И. А. ,

- в ГОУ д/с № 1524 – зав. Дерюгина И. О.,

- в ГОУ д/с № 2147 - зав.Заичко А. Я.

Всего было проведено 5 мероприятий в 5-ти специальных коррекционных образовательных учреждениях, в которых участвовало 34 человека.



Название подраздела , этапа

Дата, время проведения

Форма ЦЗ

Тема

Педагоги

Ассистенты

Кол-во участников

Место проведения

1.

Этап 3. Проведение циклов предметных заниятий (семинары, круглые столы, тестирование) по курсу:

24 августа

24.08.11,

10.00-14.00

Круглый стол


«Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования»


Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н

Бутко Г.А., к.псх.н.; Ортина Т.Ю.,зав. ГОУ ЦРР -детский сад № 1645.

10 ч.

ГОУ ЦРР -детский сад № 1645.

2.




26.08.11, 10.00-14.00

10.00-14.00

Круглый стол


«Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования»


Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н

Бутко Г.А., к.псх.н.; Евсюкова Т.С., зав. ГОУ ЦРР – д/с № 1537

6 ч.

ГОУ ЦРР – д/с № 1537

3.




31.08.11, 10.00-14.00




Семинар


«Современные технологии социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса»

Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н

Бутко Г.А., к.псх.н.; Подгорная Е.В. , зав.ГОУ детский сад компенсирующего вида № 1019

6 ч.

ГОУ детский сад компенсирующего вида № 1019

4.




08.09.11, 10.00-14.00


Круглый стол


«Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования»

Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н.

Бутко Г.А., к.псх.н.; Дубинина Е. А. зав. ГОУ д/с № 908


6 ч.

ГОУ детский сад компенсирующего вида № 908


5.




15.09.11, 10.00-14.00




Семинар


«Современные технологии социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса»

Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н.

Бутко Г.А., к.псх.н.; Шааф И. А.

зав.ГОУ д/с № 1143

6 ч.

ГОУ д/с № 1143




Итого по этапу
















34 ч.

5учереждений



Работы по подразделу 2.2, первому и второму этапам выполнены полностью:

-разработаны и апробированы научно-методические материалы и программы повышения квалификации, рассчитанные на 72 часа занятий, содержащие сведения о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования, разработаны авторские курсы «Интеграция и социальная реабилитация лиц с нарушениями в развитии» (В.В.Ткачева, д.психол.н.), «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в интеллектуальном развитии» (И.В.Евтушенко, д.п.н.), «Психолого-педагогическая помощь семье, ребенка с нарушениями развития в условиях специального и интегрированного образования» (В.В.Ткачева, д.психол.н.), «Психолого-педагогическое сопровождение детей с детским церебральным параличом в условиях специального и интегрированного образования» (И.Ю. Левченко, д.психол.н.)

-расширены профессиональные компетенции персонала в области общетеоретического и практического знания об особенностях и потребностях лиц с ограниченными возможностями здоровья, условиях их жизнедеятельности в социальном пространстве;

-повышен уровень профессиональных компетенций персонала в области реализации возможностей социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду;

-проведены тестовые занятия на тему «Особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья и возможности их социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции», а также семинары на тему «Современные технологии социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса»

Занятия были проведены:

-в СКОШИ VIII вида № 102 – директор Васенков Г.В., д.п.н;

-в СКОШ VIII вида №991 – директор Лепешкина Н.В.,

-в СКОШИ VIII вида № 105 – директор Ваничкина Т.А.,

-в НОУ «Школа св.Георгия» - научный руководитель Исаева Т.Н., к.п.н.

В соответствии с подразделом 2.2. было проведено 4 мероприятия в 4-х специальных коррекционных образовательных учреждениях, в которых участвовало 38 человек.

10




20.10.11, 10.00-14.00


Тестовое занятие


«Особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья и возможности их социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции»


Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н.

Васенков Г.В., д.п.н., дир. СКОШИ VIII вида № 102

10 ч.

СКОШИ VIII вида № 102

11




23.11.11, 10.00-14.00


Тестовое занятие


«Особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья и возможности их социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции»


Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н.

Лепешки на Н.В., дир. СКОШ VIII вида №991,

10 ч.

СКОШ VIII вида №991,

12




12.12.11, 10.00-14.00




Семинар


«Современные технологии социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса»


Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н.

Ваничкина Т.А., дир. СКОШИ VIII вида № 105

10ч.

СКОШИ VIII вида № 105

13




16.12.11, 10.00-14.00



Семинар


«Современные технологии социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса»


Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н.

Исаева Т.Н., к.п.н., дир. НОУ «Школа св.Георгия»

8 ч.

НОУ «Школа св.Георгия




Итого
















38 ч.

4 учреждения



Работы по подразделу 2.3., первому и второму этапам, и подразделу 2.4. первому и второму этапам, выполнены полностью:

- разработаны и апробированы научно-методические материалы и программы повышения квалификации, рассчитанные на 72 часа занятий, содержащие сведения об инновационных технологиях социализации детей со сложными и коммуникативным нарушениями развития и организации их инклюзивного образования, разработаны авторские курсы «Инновационные технологии социализации детей со сложными нарушениями развития» (М.В.Жигорева, д.п.н.); «Инновационные здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с коммуникативными нарушениями» (О.С.Орлова, д.п.н.)

-расширены профессиональные компетенции персонала в области общетеоретического и практического знания об особенностях и потребностях лиц с ограниченными возможностями здоровья, условиях их жизнедеятельности в социальном пространстве;

-повышен уровень профессиональных компетенций персонала в области реализации возможностей социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду;

- проведены круглые столы на тему «Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования», а также семинары на тему «Современные технологии социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса»





Название подраздела , этапа

Дата, время проведения

Форма ЦЗ

Тема

Педагоги

Ассистенты

Кол-во участников

Место проведения

4.




06.09.11, 10.00-14.00


Круглый стол


«Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования»

Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н.

Бутко Г.А., к.псх.н.; Харыбина Т. Ю.зав. ГОУ ЦРР – д/с № 2576


6 ч.

ГОУ ЦРР – д/с № 2576

6.




13.09.11, 10.00-14.00


Круглый стол


Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования»

Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н.

Бутко Г.А., к.псх.н.; Федорова Т.В. зав. ГОУ д/с № 1047


6 ч.

ГОУ д/с компенсирующего вида № 1047

8.




20.09.11, 10.00-14.00



Семинар


«Современные технологии социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса»

Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н.

Бутко Г.А., к.псх.н.; Дерюгина И. О. зав. ГОУ д/с № 1524


6 ч.

ГОУ д/с № 1524

9.




22.09.11, 10.00-14.00



Семинар


«Современные технологии социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса»

Евтушенко И. В.,

д.п.н.;

Левченко И. Ю., д. псх.н,,

Ткачева В.В. д. псх.н.

Бутко Г.А., к.псх.н.; Заичко А. Я. Зав. ГОУ д/с № 2147


6 ч.

ГОУ д/с № 2147




Итого по этапу
















24ч.

4 учереждения



Занятия были проведены:

-в ГОУ ЦРР – д/с № 2576 – зав. Харыбина Т. Ю;

-в ГОУ д/с № 1047 - зав. Федорова Т.В.

- в ГОУ д/с № 1524 ГОУ – зав. Дерюгина И. О.;

- в д/с № 2147- зав. Заичко А. Я.


В результате проведенных мероприятий в рамках проекта образовательными услугами было охвачено 96 человек, принявших участие в круглых столах, семинарах тестовых занятиях. Работа проводилась на базе 13 специальных коррекционных образовательных учреждений г. Москвы. Было разработано 7 авторских курсов для реализации программ повышения квалификации, рассчитанных на 72 часа занятий, содержащих сведения о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования ( см.Приложения №1-№7)

Приложение №1


  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка к отчету iconПояснительная записка к Отчету о реализации
Отчету о реализации Программы развития деятельности студенческих объединений фгбоу впо «Новосибирский государственный педагогический...
Пояснительная записка к отчету iconПояснительная записка к отчету о работе Государственной инспекции труда в Мурманской области (форма 21-гит) во II квартале 2010 года
Пояснительная записка к отчету о работе Государственной инспекции труда в Мурманской области (форма 21-гит)
Пояснительная записка к отчету iconПояснительная записка к отчету о работе Государственной инспекции труда в Мурманской области (форма 21-гит) в I полугодии 2011 года
Пояснительная записка к отчету о работе Государственной инспекции труда в Мурманской области (форма 21-гит)
Пояснительная записка к отчету iconПояснительная записка к годовому отчету ОАО «раскат»
Местонахождение и почтовый адрес: рф, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Труда, д. 2
Пояснительная записка к отчету iconПояснительная записка к отчету забайкальского управления росприоднадзора
Краткий анализ качества контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю
Пояснительная записка к отчету iconПояснительная записка к годовому отчету ОАО «Пензадизельмаш» за 2010г
Место нахождения эмитента: 440034 Россия, Пензенская область, г. Пенза, Первомайский район, Калинина 128 корп. А
Пояснительная записка к отчету iconПояснительная записка к отчету о научно-исследовательской деятельности студентов
Международная научная конференция «Иран и античный мир: политическое, культурное и экономическое взаимодействие двух цивилизаций»....
Пояснительная записка к отчету iconПояснительная записка к отчету Томского уфас россии за 2011 год
Итоги работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области за 2011 год отражены в таблице
Пояснительная записка к отчету iconПояснительная записка к отчету о работе
В 2011 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское уфас россии, Управление) было рассмотрено...
Пояснительная записка к отчету iconПояснительная записка к отчету о работе
В 2010 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское уфас россии, Управление) было рассмотрено...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница