Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»




Скачать 388.45 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
страница1/2
Дата24.12.2012
Размер388.45 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»


Факультет политических наук и социологии

(Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина)



УТВЕРЖДАЮ

Декан (директор филиала)




В.В. Желтов




название факультета (филиала)




















/




/




«

15

»

марта

201

2

г.



Рабочая программа дисциплины (модуля)


Б 3. ДВ 1 История религий

(Наименование дисциплины (модуля))



Направление подготовки

030200.62 «Политология»

(шифр, название направления)


Профиль подготовки

Государственная политика и управление


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная

(очная, очно-заочная и др.)



Кемерово

2012


I. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – изучение истории мировых религий в системе духовной культуры общества и основ религиоведения; выявление специфики различных подходов к некоторым религиоведческим проблемам, анализ феноменов и сущности религии; исследование происхождения и эволюции религии, рассмотрение актуальных проблем религии в современном мире; введение в мир истории религии, развитие сознательного использования знаний по истории религии в процессе обучения и различных сферах жизнедеятельности.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

  • Формирование целостного, системного представления о мире и месте человека в нём;

  • Понимание многообразия культур, религий и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

  • Стимулирование философского видения религиозных исторических событий и фактов в русле идеи единства и многообразия культурно-исторического процесса;

  • Способность работы с разноплановыми источниками; религиозно-философскими текстами, к эффективному поиску информации и критике источников;

  • Способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события происходящие в религиозных сообществах современного мира, рассматривая их в динамике, взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • Выработка навыков публичной речи, аргументации, изложения собственного видения религиозных событий, ведения дискуссий и полемики;

  • Творческое мышление, интерес к отечественному и мировому религиозному и культурному наследию.

  • Формирование своей личной позиции по проблемам свободомыслия и свободы совести;

  • Умение обосновывать необходимость межконфессиональной толерантности и уважения иных религиозных традиций в повседневной жизни;

  • Обязательное изучение современных законодательных документов о свободе совести и принципе светскости РФ.


II. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы (ООП) бакалавриата


История религий относится к циклу социально-гуманитарных дисциплин (Б.1.ДВ.1). Логически и содержательно-методически она связана с изучением дисциплин гуманитарного цикла, с их практической ориентацией на формирование гуманистического мировоззрения студентов, расширения их общекультурной, теоретической и профессиональной подготовки. К моменту начала изучения дисциплины «история религий» студент должен:

ЗНАТЬ:

  • ключевые события в истории мировых религий;

  • особенности развития мировых религий;

  • основные мировоззренческие проблемы, изучаемые в рамках философии;

  • специальную терминологию.

ВЛАДЕТЬ: основами анализа религиозных и общественных процессов в истории человечества.

УМЕТЬ:

  • применять теоретические знания в области истории мировых религий;

  • использовать ресурсы ИНТЕРНЕТ и информационные системы для поиска информации;

БЫТЬ ГОТОВЫМ:

  • классифицировать и характеризовать основные этапы развития истории мировых религий;

  • ориентироваться в особенностях развития национально-государственных религий и различных направлениях новых религиозных движений.


Материалы дисциплины «История религий» являются необходимыми для освоения изучаемых одновременно и в следующих семестрах дисциплин:

  1. Культурология;

  2. История.


III. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История религий»


Процесс изучения дисциплины «История религий» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

  • Готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантности к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-9).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • важнейшие теоретические проблемы курса;

  • различные теории религии, разработанные в мировом религиоведении;

  • основные вехи эволюции ныне существующих религий, взятых в контексте их исторического развития;

  • сущность, особенности мировых религий, уметь использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях и будущей профессиональной деятельности.

  • основные направления религиозной философии и теологии;

  • идеи свободомыслия в истории мировых религий:

  • важнейшие достижения религиозной культуры и религиозной системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

  • и ориентироваться в процессах, порождающихся современным состоянием мира, дающим толчок для развития новых религиозных движений.

Уметь:

  • логически мыслить, дискутировать на религиозные темы;

  • работать с разноплановыми источниками;

  • осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

  • получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

  • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события в религиозном мире и религиозной жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным религиозным проблемам;

  • извлекать уроки из важнейших религиозных событий в истории человечества и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

  • представлениями о религиозных событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

  • навыками анализа религиозно-исторических источников;

  • приёмами ведения дискуссии и полемики, особенно связанных с основными тенденциями негативного воздействия религиозных явлений (экстремистский фундаментализм, нарушение светскости государства, деструктивность некоторых религиозных объединений и т.д.);


IV. Структура и содержание дисциплины «История религий».

Общая трудоемкость дисциплины «История религий» составляет 3 (три) зачетные единицы объемом 108 часов.

4.1.1. Общая трудоемкость дисциплины

Виды учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия (всего),

108

в том числе:

Лекции

36

Практические занятия

18

Самостоятельная работа,

54

в том числе:

Реферат

+

Доклад

+

Контрольная работа

+

Презентация «Личный электронный архив»




Вид промежуточного контроля




Вид итогового контроля

зачет



4.1.2. Структура дисциплины



п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

Лекции

Практ. занятия

В т.ч. активные формы

Самостоятельная работа




Модуль (часть) № 1. Теория религии.

3

1–3

6

4

2

10







1.

История религий как предмет исследования.




1

2

2







Учет посещаемости, опрос, распределение рефератов.




2.

Понятие, сущность и структура религии. Социальные функции религии.




2-3

4

2

2




Учет посещаемости, опрос, доклады.







Модуль (часть) № 2. История религии.




4 -18

30

14

6

44







1.

Проблема происхождения религии. Ранние формы религии.




4-6

6

2

2




Учет посещаемости, опрос, доклады, освоение программ перевода документов в электронную форму




2.

Национально-государственные религии.




7-10

8

4

2




Учет посещаемости, опрос, рефераты




3.

Мировые религии.




11-16

12

6

2




Учет посещаемости, опрос, контрольный срез




4.

Новые религиозные движения.




17-18

4

2







Учет посещаемости, опрос, тестирование, рефераты







ИТОГО:







36

18

8

54

зачет 1 семестр


4.2. Содержание дисциплины

№№ раздела

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

дисциплины

Результат обучения, формируемые компетенции

Лекции

I.

История религий как предмет научного исследования.


История религий как основа для всех религиоведческих дисциплин. Предмет, цели и задачи дисциплины. Краткая характеристика дисциплины. Терминология дисциплины. Взаимосвязь истории мировых религий с мировой историей, антропологией, этнографией, филологией, социологией и психологией религии. Роль дисциплины для профессионального становления специалистов.

Знание важнейших теоретических проблем, основные понятия и термины, основные направления религиозной философии и теологии.

Владение представлениями о религиозных событиях российской и всемирной истории, понятиями о сущности и структуре религии.

ОК-9




Понятие, сущность и структура религии.

Определение религии. Сложность и многообразие подходов к определению религии. Сущностные характеристики религии. Элементы и структура религии. Религия и вера. Функции религии. Роль религии в обществе.

II.

История религий. Проблема происхождения религии. Ранние формы религии.


Основные концепции происхождения религии. Роль архаических социальных структур в возникновении родоплеменных религиозных систем. Миф и его место в религиозном комплексе. Пережитки первобытных верований и культов в мировых религиях и народных суевериях. Современное состояние родоплеменных религий.

Знание форм религий, идеи свободомыслия в истории религий, важнейших достижений религиозной культуры и религиозной системы ценностей, специфики национально-государственных форм религий.

ОК-9




Национально-государственные формы религии.


Специфика национально-государственных форм религии. Общие черты религий ранних классовых обществ. Древнеегипетская религия. Становление общеегипетского пантеона. Культ умирающего и воскресающего бога Осириса. Книга мертвых. Религиозная реформа фараона Эхнатона. Религия Месопотамии. Эпос о Гильгамеше.

Зороастризм. Религия древних иранцев. Авеста – «символ веры» и мифология зороастризма. Роль огня в зороастризме. Учение о загробном мире. Исторические судьбы зороастризма.

Индуизм. Возникновение индуизма. Священные тексты. Религиозно-философские основы индуизма. Тримурти. Характеристика основных направлений индуизма (вишнуизм и шиваизм). Модернизация индуизма в современном обществе. Неоиндуизм на Западе и в России.

Джайнизм как оппозиционное учение брахманизму. Вероучение, этика, образ жизни джайнов. Монахи-аскеты. Космография и мифология. Джайнизм в истории Индии.

Сикхизм. История возникновения. Священная книга Сикхов. Специфика сикхского монотеизма. Реорганизация сикской общины в военно-политический орден.

Конфуцианство. Социально-этический характер конфуцианской религии. Культ предков, семьи и клана. Иерархия социальных отношений в конфуцианстве. Трансформация конфуцианства.

Даосизм. Философия даосизма. Основные направления. Даосский иррационализм. Пантеон даосизма. Даосская алхимия. Синкретизм китайских религий.

Синтоизм. Родоплеменная религия японцев. Ее роль в формировании японского национализма. «Кодзики». «Нихонги». Пантеон ками. Ритуалы синтоизма. Синто-буддийский синкретизм.

Древнегреческая религия. Основные этапы развития. Жертвоприношения. Мантика. Пророчества. Элевсинские таинства. Мистериальные культы Дионисия.

Религия Древнего Рима. Исторические этапы развития древнеримской религии. Публичный характер почитания богов – главная особенность.

Иудаизм. Возникновение иудаизма. Священные книги. Монотеизм и богоизбранничество евреев. Вероучение и культ. Организационная структура иудаизма. Современный иудаизм. История ранних контактов последователей иудаизма и Российского государства. Политика Российской империи в отношении иудаизма в XVIII-XIX веке. Последствия указа Екатерины II (1791 год). Положения об устройстве евреев (1804 г.). Иудаизм в годы советской власти. Основные течения иудаизма в России. Современное положение иудаизма в России: проблемы и тенденции.

III.

Мировые религии.


Понятие мировой религии. Мировые религии как закономерный итог тысячелетней религиозной эволюции человечества. Характерные черты мировых религий. География мировых религий.

Буддизм. Возникновение буддизма. Буддистские предания об основателе религии. Основы вероучения. Буддистская космология и философия. Буддистские сангити. Буддистский священный канон. Основные направления буддизма. Буддизм в странах Юго-восточной Азии, Китая и странах Дальнего Востока, Тибете. Специфика тибетского буддизма. Современный буддизм. Буддизм на территории России. Геополитические и социокультурные предпосылки распространения буддизма на территории Забайкалья и Калмыкии в XVII-XVIII вв. Политика Российского государства в отношении буддизма. Положение о ламаистском духовенстве в Восточной Сибири (1953 г.). Калмыцкий буддизм и отношение его с государством в XIX веке. Буддизм в начале XX века: борьба обновленцев и консерваторов и борьба за его сохранение в конце 20 – нач. 30 гг. Современный буддизм в регионах традиционного распространения и за их пределами.

Христианство. Возникновение христианства. Идейные истоки вероучения и обрядности. Кумранские рукописи. Раннехристианские еретические движения историчности Иисуса Христа. Библия как памятник мировой культуры. Основные этапы становления христианства. Формирование раннецерковной организации. Вселенские Соборы. Превращение христианства в государственную религию римской империи. Причины раскола христианства на западную и восточную церкви.

Католицизм. Специфика вероучения и культа католической церкви. Организационная структура. История папства. Крестовые походы. Деятельность инквизиции. Монашество на Западе. Социальная доктрина католицизма. Современный католицизм. Город-государство Ватикан. Католицизм в России. Римско-католическая церковь в России с X века до реформ Петра I. Положение и правовой статус католической церкви в России в XVIII-XIX вв. «Русские католики» в Российской империи в XIX – нач. XX века. Римско-католическая церковь в СССР. Возрождение структур Римско-католической церкви в Российской Федерации. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность в РФ. Католическо-православные отношения в современной России.

Протестантизм. Зарождение Реформации: исторические и социальные истоки появления протестантизма. Особенности протестантского вероучения, организации и культа. Первичные протестантские церкви. Дальнейшее развитие протестантизма. Протестантизм в России. Истоки появления и распространения протестантизма в России. Правовое положение протестантских церквей и объединений в Российской империи. Лютеранские и реформатские церкви в России. Англиканство. Протестантские объединения сектантского типа в России. Баптизм и евангельское христианство. Адвентизм. Основные направления пятидесятничества. Свидетели Иеговы: история распространения, особенности вероучения и миссионерской деятельности. Церкви, направления, деноминации современного российского протестантизма.

Православие. Социально-экономические, политические и идеологические причины крещения Руси. Принятие и распространение христианства в восточной и западной Руси. Складывание православно-языческого синкретизма. Социально-политические и духовные последствия христианизации. Догматические основы православия. Богослужебная практика. Монашество на Руси. Утверждение независимости Русской церкви. Патриарший и Синодальный периоды в истории русской православной церкви. РПЦ в начале XX века. Восстановление патриаршества. РПЦ в годы советской власти. Московская патриархия. Русская православная церковь в современной России.

Ислам. Социокультурный контекст зарождения ислама. Деятельность пророка Мухаммеда. Коран. Сунна. Догматы исламского вероучения, изложенные в Коране. Особенности исламского культа. Важнейшие обязанности мусульманина. Превращение ислама в идеологию Арабского Халифата. Распространение ислама. Основные направления ислама. Шариат. Реформация ислама в XX веке. Фундаменталистское и модернистское течения ислама. Ислам в современном мире. Ислам в России. Политические, идеологические и социально-исторические предпосылки распространения ислама в России. Исламские государства в прошлом на современной территории России. Политика Московского государства, а затем Российской империи в отношении мусульман. Основные исламские течения и движения в России. Ваххабизм в России: истоки, особенности вероучения. Возрождение ислама в современной России: характерные особенности. Состояние и перспективы ислама в России.

Знание роли религии в истории и современном мире, понятие мировой религии, черты.

Умение анализировать современную ситуацию с учетом религиозной составляющей

Умение различать конфессиональную принадлежность

Владение представлениями о процессах, порождающихся современным состоянием мира, дающим толчок для возникновения НРД.

Владение представлениями о идеях свободомыслия в истории мировых религий.

ОК-9




Новые религиозные движения (НРД).

Предпосылки и условия возникновения новых религиозных движений и культов и их идейные источники. Общая характеристика новых религиозных движений (НРД). Структурно-организационная особенности новых религиозных движений. Классификация НРД. Эзотерика и внеконфессиональная религиозность в современном обществе. Феномен Нью Эйдж. Антикультовое движение и свобода совести.

Практические занятия




Библия как памятник мировой культуры. Библия как исторический источник, как выразитель религиозного мировоззрения, как художественное и философское произведение.

Происхождение и состав Библии

Библия как собрание разных книг. Единство Ветхого и Нового заветов. Состав Ветхого завета. Танах: Тора, Пророки, Писания. Первая попытка канонизации – реформы царя Иосии. Вторая попытка канонизации – деятельность Ездры. Канонизация книг Ветхого завета. Происхождение книг Ветхого завета. Яхвист, Элохист, Жреческий кодекс, Второзаконие. Происхождение пророческих книг. Большие и малые пророки. Проблема авторства. Возникновение книг Писания. Септуагианта: состав и история перевода. Канонические и неканонические книги. Вульгата. Славянские переводы Библии.

Новый завет: состав и происхождение. Новый завет и возникновение христианства. Евангелия и кумранские рукописи. Откровение Иоанна Богослова – ранняя книга Нового завета. Деяния святых апостолов. Послания. Проблема авторства книг. Нового завета. Апокрифы. Канонизация Нового завета.

Библия как исторический источник.

Проблема историчности Библии. Археология и Библия. Миф и сказания как исторические источники. Отражение в Библии истории древнееврейских племён. Историческое содержание книги Иисуса Навина и Судей Израилевых. История государства первого храма в книгах царств. История Израиля и Иудеи. Пророческое движение (Исайя, Иеремия, Иезекиль, Даниил) и борьба политических партий. История государства второго храма. Библия и история формирования религии иудаизма. Отражение в Библии складывания церковной организации и культовой практики иудаизма.

Отражение в Новом завете истории возникновения христианских общин. Деяния святых апостолов – документ превращения христианства в мировую религию. Послание апостолов – источник о ранней миссионерской деятельности первых христианских общин. Новый завет и структура христианских общин.

Библия как выразитель религиозного мировоззрения.

Проблема монотеизма в Библии. Рудименты политеизма. Политеизм в Новом завете. Бог и дьявол. Историко-культурные функции образов Бога и дьявола. Библейская картина мира и человек. Основные принципы библейского мировоззрения. Концепция творения. Творение как процесс. Грехопадение и наказание. Идея завета. Завет с Ноем, Авраамом и Моисеем. Идея спасения. Образ мессии в пророческих книгах. Иисус Христос – мессия Нового завета. Евангельская проповедь Иисуса Христа. Библейская концепция исторического развития. Провиденциализм и мессианство. Эсхатология. Хилиазм. Образ будущего в откровении Иоанна Богослова. Дуалистический характер библейской картины мира и человека. Мир земной и мир небесный. Душа и тело. Человек как связующее звено двух миров. Основные добродетели библейского человека.

Библия как художественное произведение.

Отражение в Библии эстетического сознания Древнего Востока. Проблема гармонии. Особенности образности в Библии. Проблема психологизма в Библии. Библейский взгляд на мир. Ветхий завет и Новый завет как части дилогии. Жанры Библии. Миф и притча как структурные элементы Библии. Место и функции сказаний. Художественные книги Библии. Книги Руфь, Юдифь, Есфирь - образцы бытовой и героической повести. Книги пророков как художественное произведение. Песня песней – образец любовной, эротической поэзии. Метафора и стилистика. Песни песней. Псалтырь как художественное произведение. Жанры псалтыря: плач, мольба, просьба. Псалом – жанр храмового пения и форма личностного отношения человека к Богу.

Библия как философское произведение.

Проблемы «библейской» философии. Своеобразие философского мышления в Библии. Мудрец и философ. Монологичность философии в Библии. Проблема знания и мудрости в Библии. Противоречивость отношения к знанию. Экклезиаст и его философия. Скептицизм Библии. Нравственное учение Библии. Проблемы нравственности в Ветхом и Новом заветах. Проблема добра и зла в Библии, Декалог и Нагорная проповедь. Вина и наказание в Пятикнижии и книгах пророков. Книга Иова – решение проблемы вины и ответственности. Новый завет – Новый подход к пониманию человека. Проблема духовности и нравственного совершенствования. «Вечные проблемы человеческого бытия.

Знание роли религии в истории и современном мире

Умение логически мыслить, дискутировать на религиозные темы, работать с разноплановыми источниками, осуществлять эффективный поиск информации и критики источников, формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным религиозным проблемам

Владение навыками анализа религиозно-исторических источников, приемами ведения дискуссии и полемики


ОК-9



В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по реализации компетентностного подхода не менее 20% занятий по дисциплине «история религий» проходят в активных и интерактивных формах.

Интерактивные формы проведения лекций:

  • проблемная лекция

  • лекция – визуализация

  • лекция – пресс-конференция

  • лекция – беседа

  • лекция – дискуссия

  • лекция с разбором конкретных ситуаций

Интерактивные формы семинарских занятий

  • ролевая игра

  • групповая дискуссия

  • мозговой штурм

  • семинар – совещание

  • семинар – конференция

Внеаудиторные формы работы:

  • приглашение специалистов

  • использование общественных ресурсов (приглашение служителей культа)

  • экскурсии в музеи.


VI. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

  • логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

  • развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

  • осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

  • получение, обработка и сохранение источников информации;

  • преобразование информации в знание, осмысливание религиозных процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории религии.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические, библейские, религиозные тексты, включая научные работы религиоведов, научно-популярные статьи по истории религии, религиозные документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвящённых соответствующим по хронологии и проблематике вопросам. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и религиоведческой литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение, посвящённое какой-либо религиоведческой проблеме. Она не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

  • общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

  • тестирование,

  • контрольные работы студентов,

  • творческая работа,

  • итоговое испытание.

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов студенту предоставляется возможность выбора и право письменного ответа на определённое количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы соответствуют тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий тестового типа проверяются следующие элементы подготовки студентов по истории мировых религий:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков мировых религий;

5) классификация фактов по указанному признаку;

6) знание религиоведческих и богословских терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей событий.

Задания могут разделяться на типы:

  1. выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);

  2. указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;

  3. определение хронологической последовательности;

  4. установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);

  5. группировка историческо-религиозной информации по указанному признаку;

  6. определение общего явления для нескольких фактов.

При составлении контрольных заданий все вопросы имеют одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание формируется таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они группируются по отдельным рубрикам.


Примерные вопросы для индивидуальной и самостоятельной работы

1. Место и роль религии в современном мире.

2. Проблемы диалога между наукой и религией.

3. Основные типы религиозного мировоззрения и их проявление в современной России.

4. Особенности первобытных форм религии.

5. Особенности национально-государственных религий.

6. Понятие мировой религии.

7. Восстановление патриаршества. Гонения на русскую православную Церковь в советскую эпоху.

8. Религия как явление культуры. Будущее религии в культуре.

9. Мораль в современных мировых религиях.

10. Нравственный смысл русского православия.

11. Психология религиозной веры.

12. Религия как социокультурный институт.

13. Религия и философия.

14. Религия и мистика.

15. Религия и политика.

16. Ереси и секты в истории русского православия.

17. Старообрядчество. Причины и обстоятельства возникновения раскола.

18. Основные согласия и толки в современном старообрядчестве.

19. Социальная концепция русской православной церкви на современном этапе.

20. Современное старообрядчество церкви, государства и общества. Законодательно-правовая сфера.

21. Нетрадиционные религиозные культы и секты в современной России.


Примерные вопросы к коллоквиуму

1. Есть ли будущее у религии?

2. Новые религиозные движения в современной России.

3. Религия и политика.

4. Психология религиозного терроризма.

5. Роль религии в духовно-нравственном воспитании молодежи.

6. История монашества. Монашеское движение на Руси.


Примерные вопросы к зачету

  1. Сущностные характеристики религии: структура, элементы, функции.

  2. Проблемы теоретического религиоведения.

  3. Понятие религии. Современные религиоведческие подходы к объединению религии.

  4. Секуляризация религии, её видоизменения в ходе социальных перемен.

  5. Религия и вера. Исторические формы религиозных верований.

  6. Религия Древнего Египта, её особенности. Вероучение и культ.

  7. Религия античного мира. Древняя Греция и Древний Рим.

  8. Религия Китая: Архаическая религия. Конфуцианство. Даосизм. Народная религия.

  9. Религия Индии: Индуизм, Джайнизм, сикхизм.

  10. Синтоизм – традиционная религия Японии.

  11. Зороастризм – религия Древнего Ирана.

  12. Иудаизм. Пророк Моисей. Священные книги. Вероучение и культ.

  13. Социально-экономические факторы возникновения буддизма. Будда. Основы вероучения и культа.

  14. Основные направления буддизма.

  15. Возникновение христианства. Борьба с ересями. Причины превращения христианства в мировую религию.

  16. Распространение и организационное оформление христианства.

  17. Этапы развития христианства. Семь Вселенских Соборов.

  18. Принятие и распространение христианства на Руси.

  19. Патриарший период в истории Русской православной церкви (1589-1700гг.).

  20. Синодальный период в истории Русской православной церкви (1900-1917гг.)

  21. Восстановление патриаршества. Русская православная церковь после 1917 года.

  22. Возникновение православия. Церковная организация. Вероучение и культ.

  23. Московская патриархия. Структура. Деятельность. Международные связи.

  24. Свобода совести и государственно-церковные отношения после Октябрьской революции 1917 года. Декрет «Об отделения церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года.

  25. Православная церковь в годы Великой Отечественной войны.

  26. Деятельность РПЦ во второй половине ХХ – начале XXI веков.

  27. Новое законодательство о свободе совести. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий от 25.10.1990., Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях 26.09.1997.

  28. Католицизм. – Вероучение и культ.

  29. История католицизма. I Ватиканский Собор.

  30. Лютеранский договор 1929 года. Государство – город Ватикан. II Ватиканский Собор. Современный Ватикан.

  31. Протестантизм. История возникновения. Особенности вероучения и культа.

  32. Основные направления в протестантизме.

  33. Возникновение и становление ислама. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна.

  34. Вероучительная особенность ислама. Пять столпов веры. Шариат.

  35. Основные направления в ислам.

  36. Новые религиозные движения: причины возникновения, фазы распространения, структурно-организационные особенности.

  37. Новые религиозные движения в современной России.

  38. Библия как собрание разных книг. Состав Ветхого Завета. Канонизация Ветхого Завета.

  39. Происхождение книг Ветхого Завета. Пророческие книги. Большие и малые пророки. Проблема авторства.

  40. Септуагинта. История перевода, состав. Канонические и неканонические книги. Вульгата.

  41. Славянские переводы Библии.

  42. Новый Завет. Состав и происхождение, сходство и различие.

  43. Евангелие и кумранские рукописи.

  44. Откровение Иоанна Богослова – ранняя книга Нового Завета.

  45. Деяния Святых Апостолов. Проблема авторства книг Нового Завета. Канонизация.

  46. Проблема историчности Библии. Библия и эпоха периода её возникновения. Отражение в Библии исторического времени.

  47. Археология и Библия.

  48. Миф и сказания как исторические источники.

  49. Отражение в Библии истории древнееврейских племён. Пятикнижие.

  50. История государства первого храма в книгах Царств. История Израиля и Иудеи.

  51. Пророческое движение и борьба политических партий.

  52. История государства второго храма.

  53. Деяния святых апостолов – документ превращения христианства в мировую религию.

  54. Послание апостолов – источник о ранней миссионерской деятельности первых христианских общин.

  55. Библейская картина мира и человек. Основные принципы библейского мировоззрения.

  56. Концепция творения. Творение как процесс. Грехопадение и наказание. Идея завета. Заветы с Ноем, Авраамом и Моисеем.

  57. Идея спасения. Образ мессия в пророческих книгах. Иисус Христос – мессия Нового Завета.

  58. Библейская концепция исторического развития. Провиденциализм, эсхатология, халиазм.

  59. Основные добродетели библейского человека.

  60. Художественный анализ Библии. Жанры Библии.

  61. Миф и притча как структурные элементы Библии. Место и функции сказаний.

  62. Псалтырь как художественное произведение. Жанры псалтыря. Псалом как жанр храмового пения.

  63. Книга Руфь – образец бытовой повести.

  64. Художественные книги Библии – образец героической и бытовой повести.

  65. Проблемы «библейской» философии.

  66. Своеобразие философского мышления в Библии. Мудрец и философ.

  67. Проблема знаний и мудрости в библии. Противоречивость отношений к знанию.

  68. Экклезиаст и его философия. Скептицизм Библии.

  69. Проблемы нравственности в Ветхом и Новом Заветах.

  70. Проблема добра и зла в Библии.

  71. Декалог и Нагорная проповедь.

  72. Книга Песни Песней Соломона.

  73. Проблемы вины и ответственности в Библии.

  74. Книга Иова – решение проблемы вины и ответственности.

  75. «Вечные» проблемы человеческого бытия.


  1   2

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б в 11 Политические коммуникации (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
В области обучения целью освоения дисциплины «Политические коммуникации» по бакалаврской программе по направлению 030200 Политология...
Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б в 15 Политическая антропология (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
В области обучения целью освоения дисциплины «Политическая антропология» по бакалаврской программе по направлению 030200 Политология...
Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б дв 6 Связи с общественностью (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
Цели освоения дисциплины обеспечить овладение студентами необходимыми теоретическими познаниями и навыками профессиональной работы...
Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б в политическая конфликтология (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
...
Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б в 10. Безопасность жизнедеятельности (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
Актуальность и значимость дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» основана на том, что современная окружающая среда и...
Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б дв 3 Правовое государство (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
Спецкурс «Правовое государство» изучается студентами направления «Политология» во 2 учебном семестре, что способствует углублению...
Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б б 5 Логика. Теория аргументации (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
Знания и навыки, приобретаемые студентами при её изучении, позволяют более эффективно усваивать, анализировать и преобразовывать...
Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) 1 Политическая философия (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 68 «Политология»
Основное внимание в курсе обращено на методологические аспекты понимания политического в классической и современной философской и...
Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) политическая география (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 68 «Политология»
Основное внимание в курсе обращено на методологические аспекты осмысления геополитических реалий современного мира, а также обретение...
Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 1 История религий (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Актуальные вопросы мирового политического процесса 030200 Политология Магистр Очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Актуальные вопросы мирового политического процесса»
Фгос впо по направлению подготовки 030200 Политология на основе изучения студентами основных тенденций и ключевых проблем мировой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница