Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н




Скачать 161.34 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н
Дата24.12.2012
Размер161.34 Kb.
ТипПрограмма




КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ


Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса


Захарченко Марина Владимировна д.ф.н.,

проф. кафедры истории педагогики СПбАППО


Пояснительная записка

Актуальность проблемы определяется необходимостью донести до сознания молодых поколений основополагающие ценности отечественной культуры.

Приоритетность этой задачи определена в Национальной доктрине образования. Без приобщения молодых поколений к ценностям и смыслам отечественной духовной традиции невозможно обеспечить доступ молодых людей к наследию отечественной культуры. Традиция отечественной культуры сформирована на основе Православия. Важнейшим элементом православной традиции является православный календарь – годовой круг постов и праздников. В этом “круге светлых” дней гармонично сочетаются народная трудовая и праздничная культура, народные этические представления, духовные ценности народа. Круг праздников представляет собой своеобразный источник органического постижения богатого культурного наследия Отечества. Сегодня праздники православного календаря естественно и все более глубоко входят в повседневность культуры. Православное Рождество и празднование иконы Божией Матери Казанская стали государственными праздниками. Большинство граждан Российской Федерации отмечают празднование православной Пасхи традиционными куличами и крашеными яйцами, во многих кафе сегодня можно встретить “меню постного стола” во время постов православного календаря.

Школьный курс “Круг светлых дней” поможет увидеть глубину смысла традиционных праздников, обнаружить в традициях праздничной культуры источник духовного совершенствования

Материал, представленный в программе, обладает высоким интегративным потенциалом, он позволяет развивать крайне востребованную сегодня способность интегрировать информацию разного типа, уровня, способа организации.

Новизна программы определяется тем, что она строится на идее восстановления в содержании образования многочисленных связей русской культуры в ее разнообразных проявлениях и отечественной духовной традиции – Православия. Эта связь была разрушена в годы воинствующего атеизма и сегодня быстро восстанавливается. Чтобы культура не теряла динамику, важно, чтобы школа не только успевала реагировать на реальные общественные процессы, но находилась в авангарде позитивных социокультурных изменений. Программа нацеливает на изучение традиционной культуры и творческое использование ее потенциала, на синтез традиции и современности.

Педагогическая целесообразность изучаемого курса обусловлена тем, что он нацелен на реализацию идеи образования на основе культурных традиций, воспитывает уважение к традиционным ценностям, укрепляет смысловую, духовно-нравственную сторону образования и позволяет максимально реализовывать идею образовательного пространства, открытого в культуру, а также развивает способность детей свободно ориентироваться в социокультурной реальности современного мира.

Место курса в образовательном процессе. Элективный курс для профильной подготовки в направлении “человек- человек”, “человек- знаковая система”, “человек- художественный образ”. Может быть легко трансформирован в модульный курс с включением модулей в базовые программы по истории, художественной культуре, труду, литературе, географии, обществознанию, психологии.


Объем курса: 16 часов (1 час в неделю в течение полугодия или сдвоенные уроки в течение четверти).

Курс рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ с базовым уровнем знаний, умений и навыков.


Цель курса — через знакомство с календарными праздниками православной традиции воспитание почтения к культурному наследию России, развитие в учениках способности понимать формы, посредством которых родная культура выражает свои главные смыслы и воспитывает потребность и умение их осваивать.


Сформулированная цель предполагает следующие задачи курса:

  • Формирование представлений о фундаментальных ценностях отечественной культуры и их духовных истоках

  • Формирование представления о круге и ритме жизни русского народа и органически связанных с ним народов России

  • Знакомство с праздниками православного календаря, изучение их духовного смысла, обычаев празднования в разных сословиях общества,

  • Получение опыта подготовки и участия в празднике традиционного календаря.

  • формирование умения отличать обряды и ритуалы традиции от суеверных обычаев, бытующих в различных субкультурных сообществах,

  • Формирование интегрального восприятия культурной среды, развитие способности к самообразованию через приобретения навыков взаимодействия с образующей средой культуры

  • Формирование умения работать со сложными культурными текстами и явлениями, “читать” и интегрировать информацию, содержащуюся в различных знаковых системах

  • Знакомство с правилами поведения в храме, монастыре

Организация работы по данному курсу требует индивидуализации соотношения внешней информационной и внутренней смысловой стороны в изложении материала. При разработке методов преподавания необходимо динамично интегрировать различные информационные источники, знаковые системы, типы текстов. Решительное предпочтение следует отдавать коллективным методам работы - творческая мастерская, драматизация, игровое занятие, коллективная творческая работа. Лучшая форма – организация организация совместного праздника, с использованием как элементов народной традиции, так и элементов современных педагогических методов и форм (игра по станциям, викторина и пр.)

Содержание программы включает в себя следующие элементы:

- Тексты Священного Писания и православного предания;

  • Музыкальные и художественные произведения

  • Этнографические материалы

  • Тексты мировой культуры

  • Тексты отечественной культуры, включая фольклорные;

  • Произведения художественного творчества

  • Историко-хронологические сведения

  • кино- и фото- материалы

  • мультимедийные материалы

  • материалы Интернет

Основными методами обучения являются: проблемно-поисковый метод изложения нового материала, интерактивные методы, методы КСО, наглядность, представленная многообразием средств наглядности и “живой” наглядностью, широкое использование ИКТ, метод проживания праздника.


Ожидаемые результаты могут быть сведены к следующим:

  • Учащиеся смогут ориентироваться в ценностно-смысловых аспектах современной жизни и формировать собственные ценностные основания с учетом отечественной духовной традиции

  • Учащиеся научатся грамотно взаимодействовать с образующей средой отечественной культуры и получат возможность строить самообразование с опорой на ее духовно-нравственное и смысловое основание

  • Учащиеся будут ориентироваться в календарных обычаях отечественной традиции, научатся сознательно включаться в празднование событий традиционного календаря.


Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводится в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме, мультимедийная презентация. Лучшей формой итогового занятия может быть организация праздника с учащимися – Рождество Христово (первое полугодие) или Пасха (Радуница) (второе полугодие)


Примерная тематика творческих работ:

Поздравление к празднику (по выбору любой праздник календаря) – коллективная творческая работа.

Праздничная открытка ( в любой технике)

Мультимедийная презентация “Традиция празднования Рождества” (Пасхи, Преображения и др.)

Мультимедийная презентация “Праздник как синтез искусств” ( на материале одного из праздников календаря)

Мультимедийная презентация “Икона праздника”

Коллективная творческая работа “Календарные праздники”

Стол поста

Стол праздника

Украсим свой дом к празднику


Примерная тематика рефератов:

Празднование Рождества - традиции русской деревни

Празднование Рождества в мировой поэзии

Тема Рождества в мировой музыкальной культуре

Отражение праздников календаря к отечественной литературе

Отражение праздников календаря в отечественной живописи.

О чем рассказал праздник

Пасха в русской культуре

Праздник Казанской иконы Божией Матери – история, традиция, духовный смысл.


Учебно-тематический план





№ урока
Название раздела и темы уроков

Кол-во

Часов

1

Тема 1. Православные праздники




2

2

Тема 2. Пасха Господня


2

3

Тема 3. Рождество Христово.


2




Всего часов:

16



Содержание изучаемого курса




Тема 1. Православные праздники




Православная христианская вера – вера наших отцов. Культурообразующая религия России. Представление о конфессиональных различиях в христианстве.

Православная Церковь. Влияние православной Церкви на быт и культуру русского народа и других народов России. Нравственные заповеди. Уклад жизни. Душевное строение. Идеал добра и правды. Праздники Церкви. Храм- дом Божий. Служба в храме - богослужение. Самая главная служба - литургия. Устройство церковного календаря - годовой, недельный, суточный круг праздников. Главная служба недели – воскресенье. Переходящий и непереходящий круг праздников. Самый главный праздник - Пасха. Правила расчета даты Пасхи. Кириопасха.


Тема 2. Пасха Господня



Самый главный праздник. Смысл праздника – воскресение Христа и спасение человека. Тропарь праздника. Икона праздника. Ход службы, ее самые главные моменты. “Оглашенные” и “верные”. Чтение Евангелия во время службы. Евангелие – Новый Завет. Значение Слова Божия для верующих, отношение к Священным книгам. Библия. Евангельское чтение Пасхи: “В начале было Слово”. Колокольный звон во время праздника.

Подготовка к Пасхе – Великий Пост. Смысл поста. Самые строгие дни поста. “Страстная седмица” – воспоминание событий, предшествовавших казни Христа. Страсти Христовы. Пасха в Иерусалиме. Благодатный огонь. Православные народные обычаи подготовки и празднования Пасхи. Пасхальный стол – Кулич, пасха. крашеные яйца, их символическое значение. Обычаи западной Церкви подготовке и праздновании Пасхи. Мистерии. Западный кинематограф – фильмы о страстях Христовых. Отношение православной Церкви к фильмам и мистериям Страстей Христовых.

История воскресения. Светлая седмица. Уверение Фомы и Фомино воскресение. Плащаница Господня.


Тема 3. Рождество Христово.


Евангельские рассказы о Рождестве. Сравнение рассказа Луки и Матфея. Представление о сходстве и различии повествований четырех евангелистов.

Проповедь на праздник. Рождественская проповедь о. Глеба Коледы – путь волхвов и путь пастухов.

Рождественские стихи и песни в культуре народов мира.

Рождественские и святочные рассказы.

Народные обычаи празднования Рождества и Крещения. Святки. Отношение Церкви к народным обычаям. Различие суеверия и народного обычая. Колядки и славления. Колядка “Эта ночь святая..”. Обычаи празднования Рождества в семье, в школе, в различных сословиях русского народа. Рождественские поздравления, открытки, подарки. Рождественский стол. Подготовка к Рождеству – Филиппов (рождественский) пост. Постный стол. Стол сочельника и Рождества.



Тема 4. Господни праздники.


Понятие о двунадесятых праздниках. Господни праздники: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Преображение, Вход в Иерусалим, Пасха, Вознесение.

Рассказ о евангельских событиях, отраженных в каждом празднике. Основные моменты убранства праздника – цвет одежд священства, убранство храма. Как ведут себя в храме верующие. Правила поведения в храме во время службы и в особые моменты праздника (освящение вербы, яблок).

Тема 5. Праздники Пресвятой Богородицы



События земной жизни Пресвятой Богородицы, отраженные в двунадесятых праздниках. Именования Богоматери: Пречистая Дева, Пресвятая, Честнейшая. Почитание Богородицы на Руси. Событие, освещенные в Евангелиях – Благовещение. Событие Благовещения. Происхождение молитвы “Богородице, Дево, радуйся”.

Богородица Приснодева. Христианская заповедь целомудрия (седьмая заповедь Декалога). Целомудрие в браке.

События из жизни Богородицы, память о которых хранит предание. Понятие о православном предании. Афонское сказание о Пресвятой Богородице. Рождество Богородицы. Божественный промысел – приуготовление Матери Бога.Праведные родители Богородицы. Апокрифические евангелия. Фрески Мирожского монастыря в Пскове.

События Введения во храм. Первосвященник Захария и праведная Елизавета – родители св. Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса.

Успение Богородицы. Тропарь Успения. Заступничество и молитвенное предстательство Богородицы за людей. Предание об иконе “Нечаянная радость”. Россия – дом Пресвятой Богородицы. Храмы, посвященные Успению Богородицы – главные храмы русских городов: Москва, Владимир. Храмы Успения в Киевской и Печерской Лаврах. Чудотворные иконы Богородицы. Казанская, Владимирская. Тихвинская. Обычай благословения на брак иконами Спасителя – жениху и Богородицы – невесте. Моление у икон Богородицы перед ответственными сражениями. Предание о чуде Владимирской иконы. Моление у Казанской иконы пред Бородинской битвой. Предание о принесении иконы Божией Матери “Знамение” в Севастополь во время Крымской войны.

Народные обычаи празднования праздников Богородицы. Осенние праздники – уборка урожая. “Великая Пречистая” и “Малая пречистая”. Символическое сопоставление “земля-хлеб” и “Богородица – Христос”. Христос – хлеб жизни. Благодарение за пищу в народной культуре. Молитва “Отче наш” перед вкушением пищи.


Тема 6. Праздник Церкви



День Святой Троицы – день рождения Церкви. Троица и Пятидесятница – разъяснение названий праздника. Святой период от пасхи до Троицы. Народное название – “зеленые святки”.События “Деяний” – сошествие Св. Духа на апостолов. Слова Господа – “Подите и научите все народы, крестя их во имя отца, и Сына и св. Духа”. Основные понятия христианского учения. Понятие о Триедином Боге в христианстве: Отец, Сын и Св. Дух. Понятие о творении мира и человека, грехе и спасении. Понятие о Церкви и о благодати Святого Духа, в ней действующей. Таинства Церкви. Таинства Крещение – “рождение свыше” и вступление в круг Церкви. Таинства Евхаристия и покаяния.

Троица, Вселенская родительская суббота, Духов день. Особенности убранства храма, освящение веток берез. Народные обычаи Троицы. Поминовение усопших на Троицу. Элементы суеверий в народных обычаях (пить водку на могилах близких- фрагмент из фильма “Мусульманин”). Строгое запрещение пьянства в православном христианстве. Понятие трезвения. Духовная радость и трезвение. Проповедь о трезвении митр. Антония Сурожского. Пьянство как воровство (заповедь “не укради”).

Народные обычаи “зеленых святок” - начало цикла полевых работ. Посевы хлеба. Отношение к хлебу у русского крестьянина. Радоница. Обычаи Радоницы. Почитание предков – исполнение Божиих заповедей. Пятая заповедь Десятословия Моисеева.


Тема 7. Воздвижение Креста Господня.


События праздника. Почитание Креста Господня в христианстве. Почему орудие казни стало предметом почитания. Крест – древо жизни. Спасительный смысл страдания. Страдание и преображение. Представление о пути христианина – Царствие Божие достигается усилием. Представление о “крестоношении” в христианстве. Три образа несения креста. Христианское подвижничество и подвижники. Труды преп. Сергия Радонежского.

Образ креста в символике христианской церкви. Крест на куполе. Крестообразное построение храма. Крест нательный, крест иерейский, крестное знамение. Песнопения кресту.


Заключительное занятие.


Праздник, творческая мастерская, конференция – обобщение всего курса.


Информационное обеспечение программы

  • Список литературы:

Основная литература





  1. Сурова, Л.В. Церковный год : Беседы о православии. – М.: Паломник, 2000. – 397 с.

  2. Священник Алексий Мороз, педагог В.С. Безрукова. Образ русской школы. СПб, Сатис, 2002 160 с.

  3. М.Громыко, А.В.Буганов. О воззрениях русского народа – М.: Паломникъ, 2000. – 541 с.

  4. Громыко, М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия.1991. - 446 с.



Дополнительная литература

  1. Православный церковный календарь (на текущий год) Изд. Московской Патриархии.

  2. Коняев Н.М. Русский хронограф. СПб, 2000.

  3. Некрылова, А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории / А.Ф.Некрылова, В.В.Головин.- СПб., 1992.

  4. Покровский, Е.А. Детские игры преимущественно русские : (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной).- СПб., 1994.

  5. Митрополит Антоний Сурожский. Воскресные проповеди. — Минск,2005

  6. Дни Господни. Песнопения православных праздников. СПб, Ижица, 2003



Литература для учащихся


  1. Шмелев И. Лето Господне. Любое изд.

  2. Никифоров-Волгин. Дорожный посох. Любое изд.

  3. Круг светлых дней. М., 1992

  4. Иванова С.Ф. Введение в храм слова. Изд 2-е. М., 2005

  5. Первая книга о православной вере. М., 1999

  6. Первый раз в храме. Изд-е Сретенского монастыря. М.. 2005

  7. Евангелие. Синодальное издание.

  8. Детская Библия. М., 1995

  9. Рождественские песнопения. Сб. музыкальных произведений. СПб, 1994. Изд. Храма иконы Владимирской Божией Матери.




  • Перечень видео- и аудиопродукции

“Дом Божий”. Учебный фильм о православном храме, праздничных службах, о правилах поведения в храме. Л.А. Голубкова. СПбАППО, 2005.

Умозрение в красках. Фильм. В. И. Матвеевой.

“Славяне” - фильм из серии “Этнографический музей Ленинграда”. Леннаучфильм, 1989.

Круг светлых дней. СD-диск. Кафедра истории педагогики СПбАППО

Иконы двунадесятых праздников - печатная или мультимедийная продукция.

А. Доре. Иллюстрации к Библии.

Песнопения двунадесятых праздников – аудиокассета (аудиодиск)

Колокольные звоны– аудиокассета (аудиодиск)


  • Интернет-ресурсы:

www/http: upm.orthodoxy.ru - сайт “Духовное просвещение” СПбАППО. В разделе “ссылки” содержится навигатор по сайтам РУНЕТ, содержащим информацию, необходимую для работы по данной программе.






Похожие:

Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н iconЭлективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Этот пестрый, многообразный мир» предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н iconПрограмма элективного курса по технологии для 7 класса в рамках предпрофильной подготовки Название
Программа элективного курса «Домашние обереги в русской культуре. Технологии изготовления» предназначена для учащихся 7 класса
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист»
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н iconПрограмма этико-правового курса
Элиасберг Наталия Ильинична, Барышников Евгений Николаевич, Захарченко Марина Владимировна, Нагавкина Людмила Серафимовна
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н iconПрограмма тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество»
Программа элективного курса «Химия и общество» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 –го класса с ориентацией на...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н iconПрограмма элективного курса «Процентомания» для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса
Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по английскому языку для обучающихся 9 класса
Предлагаемый курс предназначен для обучающихся 9-х класса, опирается на Федеральный компонент Государственного стандарта общего среднего...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-го класса Захарченко Марина Владимировна д ф. н iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки». Автор составитель: Воронина...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница