Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области




Скачать 404.12 Kb.
НазваниеДоклад уполномоченного по правам человека в пермской области
страница1/2
Дата24.12.2012
Размер404.12 Kb.
ТипДоклад
  1   2




проект.



Председателю

Законодательного Собрания

Пермской области

Н.А. Девяткину


Губернатору

Пермской области

Ю.П. Трутневу

(для сведения)


Специальный


доклад


УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


«О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ В Пермской области»


В целях проверки положения с соблюдением прав детей в Пермской области, гарантированных международным, федеральным и региональным законодательством, Уполномоченный по правам человека в Пермской области принял решение о подготовке соответствующего Специального доклада.

С этой целью:

  • были изучены нормативно-правовые акты, регулирующие права детей на территории Пермской области, их соответствие международным конвенциям и договорам;

  • истребованы необходимые документы от Департамента образования и науки Администрации Пермской области, Управления здравоохранения Пермской области, руководства большинства детских учреждений Пермской области;

  • изучены материалы деятельности и решения межведомственных комиссий, коллегий, отдела по защите прав детей Администрации Пермской области и т.д.;

  • Уполномоченный по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеев и сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермской области совершили инспекционные поездки в детские учреждения гг. Соликамска, Березники, Кизела, Очера, Краснокамска, п. Новоильинский Нытвенского района и с. Вознесенское Верещагинского района.



Нормативно-правовые акты, изученные и использованные при составлении Специального доклада:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята 20.11.1989 г.

  2. Декларация о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях. Принята 03.12.1986 г.

  3. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Приняты Резолюцией ГА ООН № 45/112 14.12.1990 г.

  4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Приняты Резолюцией ГА ООН № 40/33 от 29.11.1985 г.

  5. Конституция Российской Федерации.

  6. Семейный кодекс Российской Федерации.

  7. Кодекс о браке и семье РСФСР.

  8. Закон РФ № 3185-1 от 02.07.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

  9. Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании».

  10. Закон РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  11. Закон РФ № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  12. Указ Президента РФ № 942 от 14.09.1995 г. «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)».

  13. Постановление Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  14. Постановление Правительства РФ № 676 от 01.07.1995 г. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  15. Постановление Правительства РФ № 374 от 14.05.2001 г. «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  16. Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 5 от 10.02.1998 г. «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  17. Приказ Министерства образования РФ, Минздравмедпрома РФ № 342/184 «О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами».

  18. Приказ Минздравмедпрома РФ № 369, Министерства образования № 641 от 25.12.1995 г. «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью».

  19. Приказ Министерства образования РФ № 2750 от 20.07.2001 г. «Об утверждении типовых форм документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях».

  20. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями из жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 275 от 29 марта 2000 г.

  21. Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 275 от 29 марта 2000 г.

  22. Закон Пермской области № 813-120 от 07.08.1997 г. «Об организации работы по опеке и попечительству в Пермской области».

  23. Закон Пермской области № 1674-292 от 31.08.2001 г. «О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности».

  24. Указ Губернатора Пермской области № 103 от 03.09.1999 г. «О мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  25. Указ Губернатора Пермской области № 123 от 04.10.1999 г. «О мерах по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение».

  26. Указ Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 г. «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении».

  27. Указ Губернатора Пермской области № 327 от 08.12.2000 г. «О мерах по реализации прав на государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования».

  28. Указ Губернатора Пермской области № 24 от 26.01.2001 г. «О создании отдела по защите прав детей».

  29. Указ Губернатора Пермской области № 96 от 16.04.2001 г. «Об утверждении Положения об отделе по защите прав детей Аппарата Администрации Пермской области».

  30. Указ Губернатора Пермской области № 174 от 11.07.2001 г. «Об обеспечении прав детей-сирот на жилое помещение в 2001 году».

  31. Указ Губернатора Пермской области № 184 от 27.07.2001 г. «О развитии форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной помощи».

  32. Указание Коллегии Прокуратуры Пермской области и Комиссии по делам несовершеннолетних при Администрации Пермской области от 28.11.2001 г. «Об усилении государственного контроля и прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».



В результате проведенного анализа документов, предоставленных Департаментом образования Пермской области, Управлением здравоохранения Пермской области, Прокуратурой Пермской области, администрациями детских учреждений, расположенных на территории Пермской области, и материалов, собранных во время инспекционных поездок, выявлено, что на территории Пермской области имеют место нарушения прав детей в связи с ненадлежащим исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления норм международного, федерального и регионального законодательства.


Данный вывод сделан на основании обобщения и анализа положения с соблюдением прав детей в следующих сферах жизнедеятельности:


1. Соблюдение прав детей при их проживании в семье

«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

  1. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.» (Конституция РФ, ст. 7)

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.» (Конституция РФ, ст. 38)

«Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.» (Уголовный кодекс РФ, ст. 156)

«1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.» (Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 7)

По данным Управления здравоохранения Пермской области, за 2001 г. было выявлено 40 случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

Однако, следует обратить внимание на то, что большинство случаев жестокого обращения с детьми в семье остались вне поля зрения государственных органов, ввиду высокой латентности такого вида нарушений прав детей и слабого контроля органов государственной власти и местного самоуправления за соблюдением прав детей при проживании в семьях.

За 6 месяцев 2001 г. по ст. 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего») осуждено 470 человек (за весь 2000 г. – 628 чел.).

Таким образом, прослеживается тенденция к увеличению числа раскрытых преступлений такого рода почти на 50%. Однако, очевидно, что безнаказанными остается большинство родителей, преступно не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних. В то же время, приговоры, вынесенные по ст. 156 УК РФ, не исполняются, что говорит об отсутствии контроля государственных органов, в частности, службы судебных приставов, за исполнением приговоров. Фактическая безнаказанность родителей, осужденных по ст. 156 УК РФ, приводит к высокой рецидивности данного вида преступных деяний.

Число беспризорников в Пермской области резко растет.

За 10 месяцев 2001 г. правоохранительными органами задержано 1174 беспризорных несовершеннолетних. Фактическое же их число намного больше, так как многие беспризорные дети ускользают из сферы внимания правоохранительных органов. Несмотря на постоянное увеличение числа социальных учреждений (приютов, домов ночного пребывания), число беспризорных детей на улицах не уменьшается.

Данный факт говорит о том, что, выявив беспризорника, органы государственной власти пытаются возвратить его в семью, при этом не принимая никаких мер по выявлению и устранению причин, по которым ребенок ушел из дома, в результате чего ребенок вновь сбегает из дома.

В 2001 г. на 6 тыс. больше, чем в 2000 г., выявлено семей социального риска, что говорит о более тщательном подходе к выявлению к данной проблеме, однако также свидетельствует и достаточно медленном, хотя несомненно происходящем улучшении социально-экономической ситуации в Пермской области.

Со 176 до 426 возросло количество несовершеннолетних, добровольно пришедших в приюты.

Данные цифры подтверждают тот факт, что дети, проживающие в неблагополучных семьях, прежде всего не чувствуют контроля за своей судьбой со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и администрацией школ, и не верят, что эти органы смогут улучшить их положение в семье и поэтому решаются на добровольный уход из дома.

Таким образом, основная причина беспризорности – это попытка бегства детей от социально напряженной , а подчас и опасной обстановки в семье.

Очевидна слабость контроля правоохранительных органов, в основном, службы участковых инспекторов милиции, за асоциальными семьями, в результате чего дети не изымаются вовремя из таких семей, а родители не привлекаются к ответственности, что приводит к обострению проблемы беспризорности, вовлечению детей в совершение антиобщественных действий, процветанию детской проституции, росту числа детских самоубийств. Лица, ведущие асоциальный образ жизни, жестоко обращающиеся с детьми и не выполняющие своих обязанностей по их воспитанию, фактически остаются безнаказанными.

Органы образования, в частности, администрации средних учебных заведений, в должной мере не выявляют причины появления учащихся с телесными повреждениями, непосещаемости школ учениками,низкой успеваемости учащихся,не ведут профилактическую и просветительскую работу с учениками из семей социального риска, слабо взаимодействуют с органами внутренних дел, прокуратурой, органами местного самоуправления.


2. Соблюдение прав детей в сфере образования

«1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.…

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.» (Конституция РФ, ст. 43).

«1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Закон РФ «Об образовании», ст. 5).


В образовательных учреждениях Пермской области не в полной мере соблюдается право детей на получение качественного и полного образования, соответствующего установленным государством стандартам:

Низок уровень образованности учителей сельских школ. Если в городских школах высшее образование имеют 80% учителей, то в сельских –только 67%, соответственно 1% и 4% не имеют педагогического образования. Отмечен недостаток кадров в основной и средней школах. В ряде школ, особенно сельских, не ведутся такие предметы, как иностранный язык, музыка, трудовое обучение.

Недостаточен контроль за психоэмоциональным состоянием как детей, обучающихся в школе, так и учителей, приводит к ситуациям, когда учителя и ученики допускают некорректное поведение в отношении друг друга. Поэтому нередки затяжные конфликтные ситуации с вовлечением родителей, которые обостряют отношения в школе и выливаются на страницы прессы. При этом, анализ рассмотрения обращений в адрес Уполномоченного свидетельствует, что через определенное время стороны конфликта начинают решать свои проблемы, позабыв о правах ребенка.

Целевое распределение имеет только каждый третий выпускник начальных профессиональных учебных заведений, то есть к моменту получения диплома эта категория выпускников имеет достаточно низкую возможность гарантированного трудоустройства.

Что касается дошкольного образования, то сохраняется тенденция к закрытию детских садов по инициативе собственников, что «оправдывается» либо невозможностью содержания детских садов, а иногда и демографическим кризисом.

Однако, в то же время дошкольным воспитанием охвачено лишь чуть больше половины детей от потребности. Количество дошкольных учреждений, находящихся под контролем госсанэпидслужбы, ежегодно уменьшается.

Сокращение дошкольного воспитания отрицательно сказывается на формировании адаптационных механизмов и подготовленности детского организма к обучению, значительно усложняется решение вопросов медицинского обслуживания, что в конечном итоге сказывается на состоянии здоровья детей.


3. Соблюдение прав детей в сфере медицинского обслуживания

«1. Государства … признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства … стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

2. Государства … добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:

a) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;

b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

c) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

d) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

e) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний» (Конвенция ООН о правах ребенка. Ст. 24).

«В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. (Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 10)

Одной из основных проблем в области здоровья детей является состояние репродуктивного здоровья женщин и условия вынашивания плода беременными женщинами, что приводит к увеличению числа врожденных патологий у детей. Остается высоким показатель числа абортов, особенно в возрастной категории 15-18 лет, что говорит о недостаточности мер по просвещению молодежи в сфере репродуктивного здоровья и планирования семьи.

Анализ смертности детей в зависимости от возраста свидетельствует об изменении структуры ее причин, характерной для каждой возрастной группы. В более старших возрастах повышается и выходит на первые места смертность от неестественных причин, что может свидетельствовать о нарастании негативных явлений, приводящих к безнадзорности детей, приобщении к асоциальному образу жизни, стресс-состояниях различного происхождения.

Доля здоровых новорожденных детей в области неуклонно снижается. Первичная заболеваемость детей от 0 до 14 лет имеет стойкую тенденцию к росту на протяжении ряда лет.

Высокая первичная заболеваемость детского населения связана со сниженной реактивностью детей в условиях экологического неблагополучия.

По времени года большое число детских травм приходится на летний период времени (июнь-август), что связано с безнадзорностью детей, отсутствием воспитательной работы с детьми в каникулярное время.

Основными причинами заболеваний кожи у детей во всех возрастных группах являются несбалансированное питание и его дефицит, низкий материальный уровень жизни семей, стрессовые ситуации у подростков, неврозы, связанные со СМИ, недостаточная реабилитационная база для детей, страдающих аллергодерматозами.

Основные причины заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей – психоэмоциональные перегрузки в общеобразовательных школах и особенно в учреждениях нового типа (лицеи, специализированные школы), низкий охват горячим питанием детей школьного возраста, распространение вредных привычек, применение в семьях пищевых добавок и других немедикаментозных средств.

Неблагоприятная экологическая ситуация усугубляет природный йоддефицит, от которого страдают жители Пермской области, что ведет к распространению заболеваний щитовидной железы у детей.

Рост эпилепсии среди детей происходит за счет экологического неблагополучия и увеличения психоэмоциональных нагрузок в семье и школе.

Рост заболеваний крови у детей требует принятия неотложных мер по улучшению питания беременных женщин и кормящих матерей с целью сохранения и поддержания грудного вскармливания.

Остается на высоком уровне число случаев врожденного сифилиса.

Таким образом, представляется необходимым улучшить финансирование расходов на репродуктивную и перинатальную медицину, а также существенно увеличить размер пособий, выплачиваемых по беременности и родам. Необходимо усилить контроль за обоснованностью психоэмоциональных и физических нагрузок, которые переносят дети в образовательных учреждениях.


4. Положение детей в детских домах, домах ребенка, школах-интернатах и специальных (коррекционных) школах

«Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» (Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 20)

«Государства … признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка» (Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 27).

«Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений» (Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 4).

«1. Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:

гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;

бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

оказанию квалифицированной юридической помощи.

2. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.

3. Дети, находящиеся в соответствующем образовательном учреждении, специальном учебно - воспитательном учреждении, учреждении здравоохранения, учреждении социального обслуживания или ином учреждении, в котором осуществляются уход за ними, образовательный и воспитательный процессы, их защита или лечение, имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни детей. Данная оценка проводится уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании обращений детей и (или) их законных представителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица указанных учреждений обязаны устранить выявленные нарушения и информировать об этом соответствующий уполномоченный орган в сроки, предусмотренные соответствующими нормативными актами об оценке предоставляемых детям услуг в области образования, воспитания, лечения, социальных и иных услуг. Неисполнение должностными лицами предписаний об устранении нарушений влечет за собой административную ответственность.» (Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 8)

«Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.» (Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 5).

Согласно информации, предоставленной администрацией ряда детских учреждений Пермской области, и в ходе инспекционных поездок выявлено следующее несоответствие положения с соблюдением прав детей в детских приютах, детских домах, домах ребенка, школах-интернатах и специальных (коррекционных) школах приведенному выше международному, федеральному и региональному законодательству:
  1   2

Похожие:

Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека
В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, а также учитывая выводы...
Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2010 году
В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, а также учитывая выводы...
Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области
Одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Калининградской области является содействие правовому просвещению граждан....
Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области iconДоклад за 2005 год Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана)
Первая. Деятельность Уполномоченного в области защиты прав и свобод человека
Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области iconО деятельности уполномоченного по правам человека в московской области в 2004 году ежегодный
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области далее также
Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека
Институт уполномоченного по правам человека в российской федерации: задачи и возможности
Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека
Деятельность Уполномоченных по правам человека в области правового образования и просвещения граждан РФ
Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области
Закона Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направлен в государственные органы законодательной...
Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области
Анализ практики Европейского суда по правам человека по делам заявителей из Свердловской области и вопросы исполнения постановлений...
Доклад уполномоченного по правам человека в пермской области iconДоклад Уполномоченного по правам человека
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница