Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций»




НазваниеМетодические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций»
страница1/27
Дата24.12.2012
Размер1.07 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27



Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана


Майоров А.Н., Бышовец Б.Д., Бойко С.В.





Методические указания по лекционным и семинарским занятиям, учебная дисциплина «Основы менеджмента», специальность «Менеджмент организации»


Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» (ИБМ)

Кафедра «Менеджмент» (ИМБ-4)


Москва, 2006 г.


Рецензенты – В.С. Акопов, Ж.М. Кокуева


Майоров А.Н., Бышовец Б.Д., Бойко С.В.


Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» по учебной дисциплине «Основы менеджмента», специальность «Менеджмент организации»

МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006 г., 56 с.


Приведен перечень тем лекционных и семинарских занятий по теме «Управление развитием организаций» и даны методические указания по их содержанию. Рассмотрены вопросы разработки концепций развития предприятий на различных стадиях жизненного цикла с учетом организационно-правовых форм собственности, размеров предприятий, их сильных и слабых сторон, а также с учетом возможностей и угроз отраслевых рынков. Приведены основные этапы формирования корпоративных и конкурентных стратегий развития его деятельности на отраслевых рынках, позволяющие трансформировать концепции развития в текущей и целевой ситуациях. Приведены материалы для подготовки основных финансовых документов (бюджетов, балансов, отчетов о результатах деятельности) и для последующего анализа финансовых показателей, обеспечивающих оптимизацию разработки концепций с использованием мероприятий и технологий целевого маркетингового, инновационного, финансового, структурно-организационного развития предприятия. Рассмотрены методы оценки стоимости акционерных предприятий и управления капитализацией их активов.


МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006 г.


Тематика лекционных и семинарских занятий: «Управление развитием организаций»


  1. Характеристики предприятия – изменения и развитие в процессе жизненного цикла.

    1. Определения, параметры оценки и виды деятельности организаций

    2. Свойства предприятий как открытых систем.

    3. Миссия и главные цели предприятий.

    4. Организационно-правовые формы собственности и деятельности предприятия.

    5. Стадии жизненного цикла предприятия.

    6. Размеры предприятий и особенности их деятельности.

    7. Производимые продукты, отраслевые рынки и стадии их жизненного цикла, группы потребителей.

    8. Организационные структуры, персонал и мотивация его деятельности.

  2. Системы стратегического управления развитием предприятий.

    1. Анализ факторов влияния среды общества и бизнеса, а также внутренней среды предприятия на его целевое развитие.

    2. Базовые стратегии предприятий.

    3. Корпоративные (эталонные) стратегии предприятий.

    4. Конкурентные стратегии предприятий.

    5. Функциональные стратегии подразделений предприятий.

  3. Системы финансового управления развитием предприятий.

    1. Бюджетное планирование.

    2. Финансовые результаты деятельности.

    3. Финансовый анализ.

  4. Мероприятия и технологии целевого развития.

  5. Управление стоимостью и капитализацией активов предприятий

  6. Литература.

  7. Учебные материалы к лекционным и семинарским занятиям.

  8. Вопросы для самоконтроля.



Содержание разделов лекционных и семинарских занятий

  1. Характеристика предприятия – изменения и развитие в процессе жизненного цикла.

    1. Определения, параметры оценки и виды деятельности организаций – понятие организации; оценка эффективности, производительности и качества деятельности, две тенденции существования организаций – функционирование и развитие, их взаимосвязь и диалектическое единство противоположностей, обеспечивающее сохранение жизнедеятельности организаций в условиях изменяющейся среды (таблица 1.1).

    2. Анализ свойств предприятия как открытых систем – энтропия и синергизм систем, делимость и укрупнение, адаптивность и гибкость, мобильность и концентрация, взаимосвязь и взаимозависимость подсистем системы (таблица 1.2).

    3. Выбор и описание миссии и главных целей предприятия. Значение и содержание миссии: классификация, иерархия и требования к целям (таблица 1.3).

    4. Организационно-правовые формы (ОПФ) собственности и деятельности предприятий согласно Гражданскому кодексу РФ, оценка последствий выбора ОПФ, анализ заинтересованных групп, их интересы и опасения (таблицы 1.4 – 1.7).

    5. Стадии жизненного цикла предприятий – создание и медленный рост, быстрый рост, устойчивый рост, стагнация-застой, спад-ликвидация. Анализ способов трансформации деятельности с целью преодоления кризисов и обеспечения развития (рисунок 1.1).

    6. Размеры предприятий и анализ особенностей деятельности – малые предприятия, предприятия среднего и крупного бизнеса, корпорации – объединения (таблица 1.8).

    7. Производимые продукты, анализ их жизненного цикла, формирование продуктовой портфельной политики предприятия. Отраслевые рынки и группы потребителей, анализ жизненных циклов рынков, их сегментирование, позиционирование продукции, выбор групп потребителей (таблица 1.9).

    8. Организационные структуры, персонал и мотивация его деятельности, анализ достоинств и недостатков оргструктур, требования к персоналу (таблицы 1.10, 1.11).

  2. Системы стратегического управления развитием предприятий.

    1. Анализ факторов влияния среды общества и бизнеса, а также внутренней среды предприятий на их целевое развитие. Анализ методов стратегического планирования: SWOT-анализ, GAP-анализ, матрица БКГ, матрица Мак Кинси, модель Томпсона и Стрикленда (таблицы 2.1 – 2.3; рисунки 2.1 – 2.4).

    2. Базовые стратегии предприятий по выбору направлений и динамики развития бизнеса (таблица 2.4).

    3. Корпоративные (эталонные) стратегии предприятий, выбор вариантов стратегического развития по всему спектру их деятельности – продукты и рынки, поставщики и торговые посредники, диверсификация и сокращение (таблица 2.5).

    4. Конкурентные стратегии предприятий, анализ пяти сил конкуренции по М. Партеру, выбор вариантов стратегий и принципов позиционирования продуктов на отраслевых рынках, оценка рисков применения конкурентных стратегий (таблицы 2.6 – 2.8; рисунок 2.5).

    5. Функциональные стратегии подразделений предприятий, формирование маркетинговых, инновационных, финансовых, производственных, структурно-организационных стратегий (таблица 2.9).

  3. Системы финансового управления развитием предприятий.

    1. Бюджетное планирование, анализ задач, видов и способов разработки бюджетов организации и её подразделений, роль и место бюджетного планирования в стержневой системе финансового менеджмента (таблица 3.1, рисунок 3.1).

    2. Финансовые результаты деятельности предприятий, виды и содержание основных отчетных финансовых документов (таблицы 3.2 – 3.5).

    3. Финансовый анализ результатов деятельности предприятий, расчёт и анализ финансовых показателей, оценка возможных способов их улучшения в целевом периоде (таблицы 3.6, 3.7; рисунки 3.2, 3.3).

  4. Мероприятия и технологии целевого развития предприятий в маркетинговой, инновационной, финансовой, производственной, структурно-организационной областях деятельности, анализ и выбор необходимых мероприятий и технологий (таблицы 4.1 – 4.7).

  5. Управление стоимостью и капитализацией активов предприятий – методы оценки стоимости акционерных предприятий в форме ЗАО, ОАО, структура их финансовых потоков; основные рыночные показатели биржевого анализа акционерного капитала и их использование для оценки стоимости и капитализации активов предприятий (таблицы 5.1 – 5.5, рисунки 5.1 – 5.3).

  6. Литература.

Основные материалы:

  1. Бажин И.И. Информационные системы менеджмент, М., 2000, 688с.

  2. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент. Теория и практика. СПб., 2000, 416с.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник, М., 1999.

  4. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник, М., 2001.

  5. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник, СПб., 2000, 700с.

  6. Данько Г.П. Управление маркетингом. М., 2001.

  7. Казанцев А.К., Малюк В.И., Серов Л.С. Основы менеджмента. Практикум. Учебное пособие. М., 2002.

  8. Прыкин В.В., Прыкина Л.В., Эрмашвили Н.Д., Усман З.А. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. Учебник, М., 1998.

  9. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М., 2001.

  10. Спивак А.С. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие. СПб., 2000.

  11. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебник, М., 2002.

Дополнительные материалы:

  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. Учебник, СПб., 1999, 816с.

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. Учебник, СПб., 2000, 832с.

  3. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. Учебник, СПб., 1999, 560с.

  4. Котляр Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб., 1998.

  5. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. Справочник, СПб., 1999, 496с.

  6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Учебник, М., 2000, 704с.

7. Учебные материалы к занятиям.

Перечень таблиц:

Таблица 1. – Параметры деятельности предприятия на текущий и целевой период.

Таблица 2. – Структура занятий и последовательность освоения разделов.

Таблица 1.1. – Определения, параметры оценки и виды деятельности организаций.

Таблица 1.2. – Свойства и особенности предприятий как открытых систем.

Таблица 1.3. – Принципы формирования миссии и главных целей предприятия.

Таблица 1.4. – Организационно-правовые формы собственности и деятельности организаций (согласно ГК РФ).

Таблица 1.5. – Виды и цели объединений – ассоциаций организаций.

Таблица 1.6. – Оценка последствий выбора ОПФ собственности предприятия.

Таблица 1.7.1. – Интересы и опасения заинтересованных групп, участвующих в деятельности предприятия.

Таблица 1.7.2. – Принципы корпоративного управления акционерными обществами.

Таблица 1.8. – Влияние размеров предприятий на характеристики их деятельности в процессе жизненного цикла.

Таблица 1.9. – Влияние жизненных циклов производимых продуктов и отраслевых рынков на деятельность предприятий.

Таблица 1.10. – Типы организационных структур, их достоинства и недостатки.

Таблица 1.11. – Структура процесса управления персоналом.

Таблица 2.1. – Факторы влияния внешней и внутренней среды на деятельность предприятия.

Таблица 2.2. – Модели стратегического планирования.

Таблица 2.3. – Сопоставительные характеристики параметров ССВУ (SWOT) – анализа.

Таблица 2.4. – Структура процесса стратегического планирования деятельности предприятия.

Таблица 2.5. – Корпоративные (эталонные) стратегии.

Таблица 2.6. – Конкурентные стратегии.

Таблица 2.7. – Риски применения конкурентных стратегий.

Таблица 2.8. – Функциональные стратегии развития предприятий.

Таблица 3.1. – Бюджеты предприятия.

Таблица 3.2. – Консолидированный отчёт АО о финансовых результатах.

Таблица 3.3. – Консолидированный баланс АО.

Таблица 3.4. – Отчёт о распределении прибыли АО.

Таблица 3.5. – Отчёт о движении денежных средств АО.

Таблица 3.6. – Основные финансовые показатели АО.

Таблица 3.7. – Анализ основных финансовых показателей и способы их улучшения.

Таблица 4.1. – Мероприятия и технологии целевого развития.

Таблица 4.2. – Структура разработки, освоения и сбыта нового продукта.

Таблица 4.3. – Финансовые технологии формирования собственного и привлеченного капитала.

Таблица 4.4. – Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) – структура и принципы реализации, достоинства

Таблица 4.5. –Аутсорсинг – цели, области применения, достоинства и недостатки.

Таблица 4.6. Лизинг – разновидности и преимущества.

Таблица 4.7. – Факторинг – технология торгового кредитования поставщиков продукции.

Таблица 5.1. – Методы оценки стоимости акционерных предприятий.

Таблица 5.2. – Основные рыночные показатели для биржевого анализа акционерного капитала предприятий.

Таблица 5.3. – Основные рыночные показатели по предприятиям – «голубым фишкам».

Таблица 5.4. – Взаимосвязь показателя P/E и реальной доходности акций предприятий – «голубых фишек», котирующихся на РТС.

Таблица 5.5. – Оценка дисконтируемого денежного потока инвестиций.

Перечень рисунков:

Рисунок 1.1. – Жизненный цикл предприятий.

Рисунок 2.1. – Матрица БКГ «рост доходов – доля рынка».

Рисунок 2.2. – Матрица Мак Кинси «рост конкурентоспособности – доля рынка».

Рисунок 2.3. –GAP – анализ, модель «продукт - рынок».

Рисунок 2.4. – Модель Томпсона и Стрикленда по выбору вариантов корпоративных стратегий.

Рисунок 2.5. – Вариант репозиционирования товаров на сегментированном рынке.

Рисунок 3.1. – Структура стержневой системы финансового управления предприятиями.

Рисунок 3.2. – Модель показателя оборота активов.

Рисунок 3.3. – Модель показателя чистой прибыли на продажи.

Рисунок 5.1. – Структура финансовых потоков акционерных предприятий.

Рисунок 5.2. – Матрица рекомендаций «продавать, держать или покупать» акции по результатам биржевых торгов.

Рисунок 5.3. – Оценка переоцененности или недооцененности акций по результатам биржевых торгов.

8. Вопросы для самоконтроля – приложение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» iconМетодические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу
Не менее важной целью курса является прививание магистрантам базовых навыков использования философской методологии при рассмотрении...
Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» iconМетодические указания к семинарским
Культурология : методические указания к семинарским занятиям и контрольным работам / вистех (филиал) Волггасу; [сост. Г. Г. Иванов]....
Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» iconМетодические указания к семинарским
Культурология : методические указания к семинарским занятиям и контрольным работам / вистех (филиал) Волггасу; [сост. Г. Г. Иванов]....
Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» iconМетодические указания к семинарским занятиям по философии для студентов очной формы обучения всех специальностей Екатеринбург
Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно...
Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» iconМетодические указания по изучению дисциплины, подготовке к семинарским занятиям и выполнению рефератов
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 061000 «Государственное и муниципальное управление», 061100 «Менеджмент», 351000 (062000) «Антикризисное...
Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы
Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы
Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы
Методические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций» iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница