Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»




Скачать 249.01 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»
Дата24.12.2012
Размер249.01 Kb.
ТипРабочая программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Филологический факультет

Кафедра журналистики

Власова Елена Георгиевна


Рабочая программа по дисциплине

«Основы творческой деятельности журналиста» (Аналитические жанры)


Специальность: 030601.65 «Журналистика»


Пермь 2007


I. Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста. Аналитические жанры»


1. Цели и задачи изучения дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста. Аналитические жанры»

Дисциплина «Основы творческой деятельности. Аналитические жанры» является одной из составных частей центральной общепрофессиональной дисциплины специальности «Журналистика» - «Основы творческой деятельности журналиста». Предметом данного курса является технология создания комментирующих и аналитических текстов печатной журналистики. В рамках курса рассматриваются общие и специфические методы работы корреспондента и колумниста, обозревателя и рецензента.

Программа изучения курса должна обеспечить приобретение знаний, умений и навыков необходимых специалисту, работающему в системе средств массовой коммуникации в соответствии с принятым Государственным образовательным стандартом. Целью курса является изучение технологии аналитической журналистики. Курс предполагает проведение лекций, семинарских занятий и организацию самостоятельной творческой работы студентов, связанных с изучением основных интерпретирующих жанров: корреспонденции, статьи, обозрения, колонки и рецензии. Теоретический раздел курса знакомит с основными методами отбора материала, видами анализа, коммуникативными задачами, особенностями авторской позиции, а также композиционного и речевого построения, совокупность которых определяет жанровую целостность текста. На семинарских занятиях студенты рассматривают закономерности жанрового развития аналитической журналистики на материалах публикаций из текущей периодики – столичной и региональной. Кроме того, практическая часть курса предполагает подготовку и написание творческих работ студентов в разных жанрах.

Задачами курса является ознакомление студентов с инструментарием работы журналиста-аналитики: технология постановки проблемы как новости, основными способами аргументации, разновидностями коммуникативных целей, композиционными формами и речевыми средствами. Курс направлен на выработку навыков работы по интерпретации и комментированию в журналистике.

Таким образом, цели и задачи изучения аналитических жанров соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности 021400 «Журналистика».


2. Требования к уровню освоения дисциплины


В соответствии с квалификационной характеристикой, определенной Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 021400 «Журналистика» выпускник должен уметь выполнять все виды авторской журналистской деятельности, связанные со сбором информации, выработкой замысла и его реализацию в тексте.

Для решения этих задач в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин введены «Основы творческой деятельности» (ОПД.Ф.10).

Требования к уровню профессиональной подготовленности по специальности 021400 "Журналистика" предполагают также, что в числе видов профессиональной деятельности соответствующих квалификации специалиста, выпускник должен владеть умением и навыками создания проблемно-аналитических материалов в разных жанрах.

Раздел «Аналитические жанры», включенный нами в общий курс «Основ творческой деятельности», призван служить углублению знаний и навыков в области подготовки и создания журналистских текстов проблемно-аналитического характера.

В результате изучения «Аналитических жанров» выпускник должен

иметь представление о специфике проблемно-аналитической журналистики и основных проблемно-аналитических жанрах (корреспонденция, статья и ее виды, обозрение, колонка, рецензия);

знать основные понятия предмета, специфику публицистического анализа;

уметь выявлять и составлять жанровый диагноз журналистских материалов аналитического характера;

приобрести навыки аналитической деятельности в журналистике и работы в основных аналитических жанрах;

владеть основами методологии и технологии подготовки и написания аналитических материалов в разных жанрах;

иметь опыт практической работы по анализу и написанию проблемно-аналитического текста.


3.Объем дисциплины


3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

№№ семестров

4, 5

3

Аудиторные занятия




14

лекции

38 (18,18)

10

практические и семинарские занятия

34 (18,16)

8

Самостоятельная работа

96,96

108

Всего часов на дисциплину







Текущий контроль

Участие в практических и семинарах

Участие в практических и семинарах

Курсовая работа







Вид контроля

экзамен

экзамен



4.Содержание курса


Раздел 1.

Публицистический анализ: понятие, виды, особенности его предъявления в тексте


Тема 1. Тема, проблема, идея в аналитической журналистике.

Представление о новости в аналитических жанрах - в отличие от новости информационной журналистики и художественной публицистики. Специфика темы и коммуникативной цели аналитического материала. Своеобразие методов сбора информации в аналитической журналистике.

Анализ литературы по вопросу.


Тема 2. Понятие публицистического анализа, основные виды, специфика.

Определение анализа, характеристика основных особенностей анализа в публицистике: научность, историзм, оперативность и эмоциональность. Виды и формы анализа в публицистике. Методы работы аналитика на всех этапах подготовки текста включая выбор темы и сбор материала.


Тема 3. Аргументация в аналитической журналистике: типология тезиса, аргументов и демонстрации. Речевые средства аргументации.


Специфика аргументации в аналитической журналистике, структура аналитического материала. Понятие и разновидности тезиса, аргументов и выводов. Требования логики к аргументации. Характеристика способов аргументации (полнота аргументации, формы умозаключений, характер связи аргументов с тезисом и порядок предъявления аргументов).

Основные виды композиционного построения аналитического материала и взаимодействие жанра и типа композиции. Своеобразие и типология оформления заголовка, зачина и концовки в аналитических жанрах.

Речевые средства и приемы создания оценочности: лексические, словообразовательные, синтаксические, стилистические. Приемы диалогичности: воспроизведение в тексте чужой речи (прямой или косвенной речью), имитация диалога (вопросно-ответные конструкции), обращенность к читателю, приемы демонстрации читателю хода своей мысли.


Тема 5. Корреспонденция как жанр оперативного комментария.

Определение жанра, характер новости и особенности анализа. Понятие и приемы скрытого комментария в аналитике. Основные типы композиционного построения. Разновидности корреспонденции: аналитическая и постановочная. Характеристика жанра корреспонденции в современной отечественной журналистике: распространение, основные издания, тенденции развития.


Тема 6. Статья: специфика постановки проблемы и способа анализа. Виды статьи.


Определение жанра: характер новости, специфика анализа, целевая установка. Характеристика основных композиционных блоков. Виды статей: основания классификации и общая характеристика. Проблемная статья и ее разновидности (постановочная, исследовательская, практико-аналитическая).

Полемическая статья: особенности полемической аргументации и композиционного построения. Приемы полемической аргументации. Требования логики, этики и психологии к полемике. Демагогические ошибки.

Состояние жанра статьи в современной периодике: рейтинг жанра, основные виды, тенденции развития.


Раздел 2.

Авторские жанры в аналитике



Тема 1. Обозрения как жанр публицистического прогнозирования. Виды обозрения


Определение жанра, специфика предмета, приемов анализа и позиции автора. Прогноз как творческая цель обозрения. Способы оформления оценки в обозрении. Панорамирование как основа композиции обозрения. Характеристика силовых фрагментов обозрения. Разновидности обозрения.


Тема 2. Колонка как комментарийный жанр.

Определение жанра, особенности предмета и анализа. Детализация как основа комментария в колонке. Методы комментирования в колонке. Особенности амплуа колумниста. Формы комментирования: мягкий и жесткий вариант. Композиционные фрагменты колонки: основные схемы композиционного построения. Особенности речевого и графического оформления колонки. Характеристика состояния жанра колонки в современной российской периодике: периодичность, основные издания и авторы, тенденции развития.


Тема 3. Рецензия: публицистическая интерпретация произведения и рекламный эффект жанра. Виды рецензий.

Определение жанра, предмет и характер анализа. Рекламные функции рецензии. Новость в рецензии: понятие характеристики произведения. Особенности позиции рецензента и требование объективности анализа. Способы характеристики произведения. Композиционные блоки рецензии. Виды рецензий. Характеристика современного состояния жанра: основные издания, авторы, перспективы развития.


Тема 4. Обзор СМИ: синтез обозрения и рецензирования.

Определение жанра, тема и характер анализа. Основные виды обзоров. Характеристика состояния жанра в современных общероссийских и местных СМИ.


Тема 5. Расследовательская журналистика как вид деятельности.

Предмет, цели, основные методы и жанры расследовательской журналистики. Специфика методов сбора информации в журналистском расследовании. Этапы журналистского расследования. Техника безопасности. Журналистика расследований сегодня: издания, программы, Интернет-сайты, авторы. Основные сферы рсследований. Проблемы и тенденции развития.


5. Темы практических и семинарских занятий


Целью практических и семинарских занятий по данному разделу дисциплины «Основы творческой деятельности» является закрепление практических навыков жанровой идентификации проблемно-аналитических материалов, а также формирование навыков работы по подготовке и написанию проблемно-аналитических текстов в разных жанрах.

Раздел 1.

Публицистический анализ: понятие, виды, особенности его предъявления в тексте


Тема 1. Новость в аналитической журналистике (практическое занятие)

Вопросы к теме:

  1. Определить новость в предложенном тексте из текущей периодики.

  2. Выявить в текущей периодике аналитический материал, определить тему, проблему, идею и цель данной публикации. Предложить свою проблему в обсуждении предложенной темы.

  3. Определить тип ситуации (по времени, по масштабу, по характеру противоречия) в предложенной публикации.

  4. Подобрать научно-популярную статью по интересующей тематике. Предложить журналистский вариант изложения темы. Включить эмоциональные аргументы в изложение.

  5. Выбрать тему и проблему для собственного исследования. Наметить методы сбора информации.


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. М., 2002.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000


Тема 2. Виды публицистического анализа (практическое занятие).

  1. Выявить основные разновидности анализа, которые представлены в данном материале. Определить их роль в общем замысле.

  2. Определить ведущий вид анализа в тексте. Почему именно он был выбран автором.

  3. Смоделировать этапы работы над текстом и основные аналитическое


Литература к практическому занятию


Коган Философский словарь.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000


Тема 3. Структура аргументации в аналитическом материале (практическое занятие)


Специфика аргументации в аналитической журналистике, структура аналитического материала. Понятие и разновидности тезиса, аргументов и выводов. Требования логики к аргументации. Характеристика способов аргументации (полнота аргументации, формы умозаключений, характер связи аргументов с тезисом и порядок предъявления аргументов).


Вопросы к теме:


1.Найти в текущей периодике аналитический материал, в схеме воспроизвести его логический каркас. Определить типы тезисов и аргументов, а также способы их взаимосвязи.

2. Выбрать тему для собственного аналитического материала. Наметить схему прямого доказательства (сформулировать главный и второстепенные тезисы, основные аргументы, выбрать способы их взаимодействия) и косвенного (сформулировать антитезис, продумать антиаргументацию).

3. Найти в периодике материал с кульминационным предъявлением аргументов. Перестроить его в антикульминационный.

4. Найти в периодике аналитические материалы с формулировкой вывода и без нее. Обосновать выбор автора. Определить характер финальной части «безвыводного» материала.


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А.. Жанры периодической печати. М., 2000

Скуленко М.И.. Убеждающее воздействие публицистики. М., 1979.


Тема 4. Речевые приемы диалогичности в аналитической журналистике (практическое занятие).


Вопросы к теме:


  1. Выявить приемы диалогичности в аналитическом тексте. Дать характеристику их роли по отношению к коммуникативной цели текста.

  2. Сравнить два текста в точки зрения речевых средств аргументации. Выявить авторские особенности их использования.

  3. На основе характеристики речевых средств аргументации предложенного текста составить портрет читателя.


Литература к практическому занятию:


Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Работа над текстом: секреты успеха. Пермь, 2005.


Тема 5. Особенности анализа в корреспонденции (практическое занятие).


Вопросы к теме:


  1. Обосновать комментарийный характер выбранного для анализа текста.

  2. Выявить приемы скрытого комментария. Определить их роль в общей оценке.

  3. Выбрать тему для собственной корреспонденции, составить план текста (тезис, аргументы, композиционный ход).


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А.. Жанры периодической печати. М., 2000

Шостак М. И. Оперативное комментирование // Журналист. – 1997. – № 12.


Тема 6. Композиция корреспонденции (практическое занятие).


Вопросы к теме:


  1. Найти в периодике разные типы корреспонденций. Проанализировать способ аргументации, характер комментария, особенности авторской позиции и построения композиции.

  2. Придумать заголовок для предложенной преподавателем корреспонденции.

  3. Выбрать событие, по следам которого можно написать корреспонденцию. Придумать для нее заголовок и зачин.

  4. Выделить финальную часть в предложенной корреспонденции, определить ее тип, попытаться - по возможности, без потери смысла – заменить ее другим вариантом концовки.


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А.. Жанры периодической печати. М., 2000

Шостак М. И. Жанры газеты. М., 2000.


Тема 7. Особенности анализа в статье и характер его предъявления (практическое занятие)


Вопросы к теме:


  1. Определить предмет, проблему и коммуникативную направленность данной статьи.

  2. Выявить основные композиционные блоки.

  3. Назвать основные аргументы, построить схему аргументации.

  4. Охарактеризовать сюжет статьи. Какие композиционные приемы «приключения мысли» использует автор?

  5. Дать характеристику силовых фрагментов статьи.


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А.. Жанры периодической печати. М., 2000

Шостак М. И. Жанры газеты. М., 2000.


Тема 8. Виды статьи (практическое занятие)


Вопросы к теме:


1.В текущей периодике подобрать несколько текстов, представляющих разные виды статей (постановочная, исследовательская, практико-аналитическая). Связан ли выбор того или иного вида статьи с типом издания?

4.Изменить лид предложенных преподавателем разных видов статей.

5.Определить тип издания (возможно, назвать его) по характеру редакционной статьи.


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А.. Жанры периодической печати. М., 2000

Шостак М. И. Жанры газеты. М., 2000.


Тема 9. Искусство полемики (практическое занятие).


Вопросы к теме:


1.Найти в текущей периодике полемическую статью. Определить ее разновидность.

2. Дать характеристику основных полемических приемов, использованных автором. Выявить ошибки ведения полемики.

3.Сопоставить «логический каркас» материала и его композиционное построение.

4.По заданной (или выбранной) теме спланировать возможную полемическую статью: сформулировать противоборствующие точки зрения, их аргументы и контраргументы.


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А.. Жанры периодической печати. М., 2000

Шостак М. И. Жанры газеты. М., 2000.

Шостак М. И. Диалог и полемика // Журналист. 1998. № 2.


Раздел 2.

Авторские жанры в аналитике



Тема 1. Обозрение и его виды (практическое занятие).


Вопросы к теме:


1.Выявить в периодике общий и тематический обзоры. Сформулировать их тему (где КРС – группа фактов, явлений, а МОП – тенденция). Выявить логический каркас и дать характеристику основных композиционных блоков (силовых фрагментов, разных по типу повествовательных структур).

2. Проанализировать одну из тематических рубрик избранной вами газеты и предложить тенденцию для собственного обозрения по ее материалам.

3. Выявить особенности комментирования в предложенном обозрении.


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А.. Жанры периодической печати. М., 2000

Шостак М. И. Жанры газеты. М., 2000.


Тема 2. Особенности анализа в колонке (практическое занятие)


  1. Определить тему колонки. Определить информационный повод.

  2. Определить ведущий способ комментария. Почему именно он выбран автором для раскрытия темы?

  3. Дать характеристику формы авторского присутствия. В чем выражается субъективность оценки?

  4. Выявить приемы скрытого комментария, охарактеризовать их роль в тексте.


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А.. Жанры периодической печати. М., 2000

Шостак М. И. Жанры газеты. М., 2000.


Тема 3. Приемы комментирования в колонке (практическое занятие)


Вопросы к теме:

1. Выявить в периодике жесткий и мягкий вариант колонки. Определить способ анализа. Реконструировать логический каркас, сопоставить его с композиционным построением. Дать характеристику основных композиционных блоков.

2. В найденных материалах найти переходы-связки, дать их характеристику.

3. Выбрать тему для колонки, подготовить разные варианты лида.

4. Найти в периодике колонку, построенную на основе скрытой полемики. Определить разновидность полемического построения. Выделить антитезис и антиаргументацию.


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А.. Жанры периодической печати. М., 2000


Тема 5. Композиция рецензии (практическое занятие)


Вопросы к теме:

  1. Заинтересовавшую вас рецензию проанализировать на предмет ее актуальности и особенностей композиционного построения. Определить тип рецензии.

  2. Дать характеристику способов и средств комментирования.

  3. Выбрать тему рецензии, наметить логику ее изложения и план композиционного построения материала.

  4. Найти несколько вариантов лидов для разных типов рецензий. Дать их характеристику и определить целесообразность выбора.



Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000

Шостак М. И. Аналитическая публицистика. М.: ИМПЭ, 1999.


Тема 6. Расследовательская журналистика как вид деятельности (семинар).


Вопросы к семинару:


1. Расследовательская журналистика – жанр или вид деятельности?

2. Правила техники безопасности (на примере выбранного журналиста-раследователя).

3. Проблемы современной расследовательской журналистики.


Литература к семинару:


Тертычный А.А.. Расследовательская журналистика. М., 2002.

Журналистское расследование:История метода и современная практика/ Под ред.А.Д.Константинова.-СПб.;М.,2001


Тема 7. Жанры расследования (практическое занятие)


Вопросы к теме:


  1. Определить жанр данной публикации. Обосновать свой ответ.

  2. Составить схему аргументации (тезис, аргументы, их взаимодействие в тексте).

  3. Сопоставить схему аргументации и композицию текста.

  4. Выявить приемы эмоционально-образной оценки, определить их роль в расследовании.


Литература к практическому занятию:


Тертычный А.А.. Расследовательская журналистика. М., 2002.

Журналистское расследование: История метода и современная практика/ Под ред.А.Д.Константинова.-СПб.;М.,2001


Тема 8. Редакционный совет: обсуждение тем для собственного расследования (семинар).


Вопросы к семинару:


1. По предложенной теме предложить версию собственного расследования, составить его план.

2. Выбрать жанр расследования. Обосновать выбор.

3. Предложить план интервью с представителями противоборствующих сторон.


Литература к семинару:


Тертычный А.А.. Расследовательская журналистика. М., 2002.

Журналистское расследование: История метода и современная практика/ Под ред.А.Д.Константинова.-СПб.;М.,2001


Для заочного отделения рекомендуется проведение практических занятий по темам 3 и 7 первого раздела и по темам 3 и 5 второго раздела.


6. Тематика творческих работ студентов и методические указания

по их выполнению


В ходе изучения дисциплины студенты должны подготовить собственные творческие работы во всех аналитических жанрах, которые изучаются в рамках данного курса. Темы для этих работ не регламентируются, но обсуждаются при собеседовании со студентом. Помимо собственных источников информации при подготовке текстов студент может воспользоваться материалами СМИ и интернет-ресурсами. Главные задачи данной работы – попытка постановки самостоятельной публицистической проблемы, формирование навыков построения аргументации, работа над композиционной и речевой стройностью текста.

Студентам предлагается также выполнить рефераты по теме «Современное состояние аналитических жанров в отечественных СМИ: основные издания, авторы, тенденции развития». Список примерных тем:

1. Творческий портрет журналиста-аналитика: характеристика жанров публикаций, особенности авторского стиля.

2. Характеристика современного состояния отдельного жанра (по выбору): несколько основных изданий, ведущие авторы, тенденции развития.

3. Характеристика аналитических жанров одного из ведущих печатных изданий («Известия», «Независимая газета», «Ведомости», «Новая газета»; «Новый компаньон», «Звезда», «Пермские новости», «Business-class», «Деловое Прикамье» и др.)


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


7.1. Литература


Основная


1. Тертычный А.А.. Расследовательская журналистика. М., 2002.

2. Тертычный А.А.. Жанры периодической печати. М., 2000

3. Лазутина Л.Г. Основы творческой деятельности. М., 2000

4.Журналистское расследование: История метода и современная практика/ Под ред.А.Д.Константинова.-СПб.;М.,2001


Дополнительная:

4.Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Работа над текстом: секреты успеха. Пермь, 2005.

5. Скуленко М.И.. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1976.

6. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики.???

7.Коган Философский словарь. М. ???

8.Шостак М. И. Оперативное комментирование // Журналист. – 1997. – № 12.

9.Шостак М. И. Диалог и полемика // Там же. 1998. № 2.

10.Шостак М. И. Журналистское расследование // Там же. № 10.


Рекомендуемая:


11. Тертычный А.А. Аналитические жанры (В Интернете).

12.Шостак М. И. Аналитическая публицистика. М.: ИМПЭ, 1999.

13.Шостак М. И. Жанры газеты. М., 2000.

Периодические издания: центральные газеты и журналы «Коммерсант», «Известия», «Независимая газета», «Новая газета», «Итоги», «Эксперт», местные газеты и журналы «Звезда», «Новый компаньон», «Бизнесс-класс», «Деловое Прикамье», «Шпиль», «Компаньон», «Экшн».


7.2. Информационное обеспечение дисциплин


Одним из важнейших источников для самостоятельной работы студентов является поиск в Интернет. Методические материалы по данной дисциплине можно найти в электронных библиотеках журналистских факультетов МГУ, ТюмГУ, ВГУ.

На кафедре журналистики ПГУ имеется электронная библиотека образцов изучаемых жанров, которая была составлена на основе материалов центральных и местных СМИ в течение 2002-2007 гг. Кроме того в электронном архиве кафедры имеется материалы, связанные с анализом творчества ведущих отечественных журналистов (более 40 творческих портретов), которые были подготовлены в ходе научно-исследовательской работы студентов.


7.3. Методические указания студентам


В целях краткого руководства к самостоятельной работе предлагается таблица:


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 1 – 2. Публицистический анализ. Авторская аналитическая журналистика

Тема 1. Подготовка собственных материалов в основных жанрах аналитической журналистики.

- выполнение творческих работ

Раздел 1 – 2. Публицистический анализ. Авторская аналитическая журналистика

Тема 2. Обзор состояния основных аналитических жанров в современных отечественных СМИ

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа,

  • подготовка плана анализа материалов

Раздел 2. Авторская аналитическая журналистика.

Тема 3. Проект собственного расследования.

- анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа

- моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций



7.4. Методические рекомендации преподавателю


В преподавании «Основ творческой деятельности» целесообразно использовать подвижное сочетание аудиторных форм обучения и форм самостоятельной работы студентов, выбирая такие виды лекционных, практических и семинарских занятий, которые были бы адекватны уровню реальной студенческой аудитории.

В самом начале курса необходимо сориентировать студентов на подготовку собственных проблемно-аналитических материалов во всех основных жанрах, включенных в содержание дисциплины. Необходимо определить порядок и сроки их сдачи.

Кроме того необходимо объяснить, что большая часть практических занятий будет связана с анализом материалов из текущей периодики, которые должны будут выявить сами студенты. Для этого необходимо рекомендовать круг изданий, на которые можно опереться в поисковой работе.

Главной особенностью дисциплины является прикладной характер обучения. В связи с этим определяющим методическим подходом будет тесное взаимодействие лекционных и практических занятий. При этом желательно, чтобы лекция выполняла не только информирующие, но и иллюстративные функции. Теоретические положения лекции лучше сразу же иллюстрировать на примерах конкретных текстов, привлекая к их анализу студентов.

Другим важным моментом в преподавание курса является обращение к актуальному состоянию проблемно-аналитической журналистики в отечественных СМИ. Во время лекционных, практических и семинарских занятий необходимо рекомендовать студентам записывать и запоминать основные издания, в которых активны аналитические разделы, а также авторов, наиболее успешно работающих в аналитических жанрах. Это позволит студентам сформировать емкое представление о современном состоянии аналитической журналистики.

Практические занятия и семинары в курсе «Основы творческой деятельности. Аналитические жанры» проводится по узловым вопросам учебной программы. Поскольку в лекционной части курса студенты в основном знакомятся с жанровыми моделями аналитической журналистики, практические занятия призваны проявить многообразие жанровых форм и познакомит с основными тенденциями их развития.

Каждый семинар и практическое занятие предполагают участие в обсуждении большинства студентов. В подведении итогов работы используются следующие критерии оценки ответов: полнота и конкретность ответа, последовательность и логика изложения, связь теоретических положений с практикой, обоснованность и доказательность излагаемых положений, наличие качественных и количественных показателей, уровень культуры речи. В конце каждого семинара дается также общая оценка хода дискуссии. Внимание при этом обращается на следующие аспекты занятия: качество подготовки аудитории, уровень активности, особо ценные и конструктивные суждения, отмечаются недостатки в работе и даются рекомендации по их устранению в дальнейшем.

При проведении аттестации студентов необходимо учитывать, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.


II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций


Промежуточная аттестация студентов по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста. Аналитические жанры» проводится по итогам текущего контроля активности студентов в ходе семинарских и практических занятий, а также по итогам оценки качества творческих работ студентов в каждом из аналитических жанров.

Итоговая аттестация предполагает проведение экзамена. Экзамен состоит из 4 вопросов.

1. Теория конкретных жанров

2. Характеристика современного состояния аналитических жанров: основные издания, авторы, тенденции развития (может быть зачтено по реферату).

3. Анализ жанров текущей периодики из собранного каждым студентом досье, в котором должны быть представлены все аналитические жанры (в соответствии с темами практических занятий).

4. Творческая работа. Дневное отделение – во всех жанрах, заочное – статья и колонка.


Примерные экзаменационные вопросы:


  1. Аналитические жанры: параметры объединения. Новость в аналитических жанрах. Современное состояние аналитических жанров в отечественной журналистике, центральной и местной.

  2. Анализ в публицистике: определение понятия, основные характеристики, разновидности и этапы. Отличие от научного анализа.

  3. Методы сбора информации в аналитической журналистике: общее и особенное.

  4. Идейно-тематическое своеобразие аналитической журналистики: тема, проблема, идея.

  5. Основные этапы работы журналиста-аналитика.

  6. Аргументация в аналитических жанрах: понятие, специфика, структура.

  7. Аргументация в аналитике. Тезис: разновидности, требования к тезису.

  8. Аргументация в аналитике. Аргументы: понятие, основные типы, требования логики к аргументам.

  9. Выводы в аргументации: понятие, основные типы.

  10. Способы аргументации (полнота аргументации, формы умозаключений, характер связи аргументов с тезисом и порядок предъявления аргументов).

  11. Прямая и косвенная аргументация.

  12. Порядок предъявления аргументов.

  13. Индукция, дедукция и аналогия в аналитике.

  14. Композиция в аналитических жанрах: понятие, основные виды композиционного построения, жанровые предпочтения.

  15. Заголовочный комплекс в аналитических жанрах: специфика и структура.

  16. Зачин в аналитических жанрах: своеобразие и основные виды.

  17. Концовка в аналитических жанрах: функции и разновидности.

  18. Корреспонденция: определение жанра, специфика предмета, особенности анализа и композиции, разновидности.

  19. Особенности и приемы скрытого комментария в аналитике.

  20. Разновидности зачинов в корреспонденции.

  21. Основные типы корреспонденции.

  22. Характеристика жанра корреспонденции в современной отечественной журналистике: распространение, основные издания, тенденции развития.

  23. Статья: определение жанра. Предмет, специфика анализа, целевая установка. Особенности этапов работы над статьей.

  24. Композиция статьи. Характеристика основных композиционных частей.

  25. Виды статей: основания классификации и общая характеристика.

  26. Проблемная статья и ее разновидности.

  27. Полемическая статья: полемическая аргументация и композиционные особенности.

  28. Приемы полемической аргументации. Требования логики, этики и психологии к полемике. Демагогические ошибки.

  29. Состояние жанра статьи в современной периодике: рейтинг жанра, основные виды, тенденции развития.



2 семестр (жанры авторской журналистики)


  1. Авторские жанры аналитики: общее и особенное. Характеристика авторских жанров в центральной и местной периодике: издания, авторы, особенности и перспективы развития.

  2. Обозрение: определение, специфика предмета, приемов анализа и позиции автора. Композиционные особенности обозрения.

  3. Типы обозрений.

  4. Жанр обозрения в текущей периодике: издания и программы, авторы, основные виды, периодичность, тенденции развития.

  5. Колонка: определение жанра, особенности предмета и анализа. Методы оперативного комментария.

  6. Композиция колонки: принцип построения, характер основных композиционных частей. Зачин колонки: специфика и разновидности.

  7. Характеристика состояния жанра колонки в современной российской периодике: периодичность, основные издания и авторы, тенденции развития. Жанр колонки в местной периодике.

  8. Рецензия: определение жанра, предмет и характер анализа. Основные виды рецензий.

  9. Композиция рецензии: специфика и структура.

  10. Состояние жанра рецензии в текущей периодике: центральной и местной. Основные издания, авторы, тенденции.

  11. Аналитический обзор СМИ: определение жанра, тема и характер анализа. Основные виды обзоров.

  12. Жанр обзора СМИ в современной российской журналистике: периодика, телевидение, радио. Авторы, тенденции развития.

  13. Речевые средства аргументации в аналитической журналистике.

  14. Расследовательская журналистика как вид журналисткой деятельности: предмет, цели, основные методы и жанры.

  15. Специфика методов сбора информации в журналистском расследовании.

  16. Этапы журналистского расследования. Техника безопасности.

  17. Журналистика расследований сегодня: в центре и в Перми. Издания, программы, Интернет-сайты, авторы. Основные зоны расследований. Проблемы и тенденции развития.



Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconОсновы творческой деятельности журналиста план лекционных занятий
Структура способа деятельности. Способ творческой деятельности журналиста – носитель ее специфики. Основные элементы способа творческой...
Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconПособие по дисциплине основы творческой деятельности журналиста для студентов факультета журналистики
Ш 79 Оперативная журналистика: пособие по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» / М. И. Шостак. – М. Импэ им. А....
Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconОсновы творческой деятельности журналиста Жуковская Е. Е. программа курса Пояснительная записка
Учебный курс «Основы творческой деятельности журналиста» адресован студентам кафедры журналистики и pr историко-филологического факультета...
Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconПрограмма курса основы творческой
Программа курса «Основы творческой деятельности журналиста»: Ч. Литературная работа журналиста. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconПрограмма дисциплины Основы творческой деятельности
Программа дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть I / авт сост. А. А. Тертычный, Е. Н. Богдан. – М. Импэ им....
Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть IV: Аналитическая журналистика / авт сост....
Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»
Предмет и функции аналитической журналистики. Аксиомы аналитического способа освоения действительности
Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:...
Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:...
Рабочая программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста. Часть III: Журналистика новостей» / авт сост....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница