Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология»




Скачать 316.93 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология»
страница1/2
Дата24.12.2012
Размер316.93 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2
Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет прикладной политологии



Программа дисциплины


«СМИ как фактор политического процесса в России»


Для направления 520900 - Политология

подготовка бакалавра


Автор: д.п.н., профессор Коновченко С.В.


Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Политология» «Прикладная политология»


Председатель ______________ Зав. кафедрой _________________


_____________________ ____________________________


«___» ________________2007 г. «___» ______________2007 г.


Утверждено УС факультета

прикладной политологии



Ученый секретарь


_________________________________


«___» ____________________ 2007 г.


Москва

2007


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса:

дать студентам целостное представление о роли и месте средств массовой информации в политических процессах современной России и выработать понимание ретроспективы и перспективы их развития.


Задачи курса

  • сформировать понимание студентами роли информации в процессах общественного развития в целом и значения информации как важнейшего политического ресурса;

  • привить понимание особенностей изменяющейся роли российских СМИ в политических процессах;

  • дать целостное представление о системе российских средств массовой информации и методах их воздействия на социально-политические процессы;

  • выработать у студентов умение анализировать манипуляции СМИ и навыки противостоять им.


Методика проведения курса


Курс рассчитан на один учебный модуль (6 недель), или 24 сдвоенных лекционных и семинарско-практических часа.

Задача лекционных занятий – изложение теоретического материала в рамках ниже указанной программы.

Задача семинарских и занятий – закрепление полученных теоретических знаний в ходе дискуссий по лекционным темам, обсуждение прочитанной студентами литературы и результатов проводимых группами презентаций. Активность на семинарских занятиях имеет приоритетное значение перед посещением лекций. Дискуссии на семинарах по заранее объявленным темам проходят в свободной форме и имеют целью выявление знания, понимания проблемы и способности критической оценки различных подходов к роли СМИ в политических процессах.


Подготовка и проведение презентации


Презентация оформляется в письменной и устной форме. Каждая малая группа должна представить свой вариант анализа конкретного (согласованного с преподавателем) типа СМИ. Форма презентации выбирается по решению малой группы: можно проводить сравнительный анализ, например, печатных СМИ, демонстрируя непосредственно издания, можно подготовить презентацию в электронном виде. Обязательными опорными пунктами презентации являются учредитель СМИ; тираж/ время в эфире, периодичность программы; направленность издания/программы, аудитория, ведущие рубрики (для печатных СМИ), основная проблематика канала, особенности визуального ряда и рекламы; определение социально-политической роли; собственное отношение к представляемому СМИ. Помимо этой информации может быть дана информация об истории издания, особенностях выпускаемых приложений и т.д.

Презентация должна сопровождаться наглядным материалом. Продолжительность презентации – 10-15 минут. За презентацией следует ее обсуждение.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«СМИ как фактор политического процесса в России»




Тема

Всего часов
Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские и практические занятия

1

Роль информации в процессах общественного развития. Информация как важнейший фактор политического процесса

4

2




2

2

Современные теории политической роли СМИ в обществе

4

2




2

3

Средства массовой информации в реформировании России и отношения с государством (середина 80-х гг. XX в. – XXI в.)

6

2




4

4

Современная система СМИ России

6

2




4

5

Презентация 1: практика средств массовой информации в политической сфере


8




4

4

6

Правовые основы современных российских СМИ

6

2




4

7

Особенности функционирования СМИ в государствах состоявшейся демократии (зарубежный опыт)

4

2




2

8

Презентация 2: практика средств массовой информации в политической сфере


8




4

4

9

Манипулятивные методы воздействия СМИ и способы их анализа

4

2




2

10

Социальный контроль за деятельностью средств массовой информации. Социальная ответственность СМИ.

4

2




2




54

16

8

30


3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

Оценка успеваемости


Дисциплина оценивается зачетом.

Результирующая оценка слагается из следующих составляющих:

  • активное участие в семинарских-практических занятиях

  • подготовка и проведение презентации по заданной теме

  • ответ во время зачета (зачет принимается в форме собеседования, обязателен дополнительный вопрос по каждой пропущенной или плохо отработанной на семинаре/практическом занятии теме)




Форма контроля

% в общей оценке модуля




Работа на семинарских занятиях


15 % х 2 занятия = 30 %




Подготовка и проведение презентации в устной и письменной форме


30 %




Зачет

40 %





Итоговая оценка


Финальная оценка (max = 100 %) подсчитывается путем сложения %:

  • Участие в дискуссиях на семинарах: за активное участие в работе семинара студент получает 5%, 10% или 15%; неучастие в обсуждении и демонстрация невладения новым материалом влечет «незачет» или 0%; отсутствие студента на семинаре автоматически оценивается как «незачет».



  • Подготовка и проведение презентации: презентация темы может осуществляться как малыми группами, так и индивидуально. Презентация оценивается 10%, 15%, 20%, 25% и 30%.

  • Зачет: зачет, принимаемый в форме собеседования по всем вопросам курса, оценивается следующим образом. «Отлично» - 40-35% , «хорошо» - 34-20%, «удовлетворительно» - 19-10 %, «неудовлетворительно» - 9-0%.




  • Итоговая оценка выставляется по принятой в ГУ-ВШЭ 10-бальной системе. Пример: 100 % - «отлично» (10), 90%- «отлично» (9) …… 30 % «неудовлетворительно» (3). Таким образом, для получения положительной оценки студенту необходимо набрать более 50 % .


Структура письменной презентации (домашней работы)


Для выполнения письменной работы студентам предлагается произвести сравнительный анализ двух или нескольких СМИ, представленных во время презентации. С этой целью выбираются проблемы современных СМИ в сфере социально-политических отношений, например позиция конкретных СМИ в условиях разных политических режимов. Тема выбирается студентами самостоятельно, но после предварительного согласования с преподавателем. Каждая тема обязательно должна иметь выход на современные вопросы функционирования СМИ в российской политической сфере.

Письменная работа должна представлять собой сравнительно-аналитическое исследование точек зрения нескольких (не менее двух) авторов по выбранной теме и/или, в идеальном варианте, предлагать авторский подход к рассмотрению проблемы. В ходе написания работы студент должен продемонстрировать степень изученности литературы, рекомендуемой в течение курса.

Работа должна состоять из Введения (актуальность темы исследования, краткий анализ изученности темы, цель и задачи работы – 1 стр.), Библиографии, Основной части работы (основная часть, в свою очередь, подразделяется на три составляющих: историко-теоретический раздел, дающий представление о том, как формировалась и развивалась проблема (1-1,5 стр.); второй раздел, содержащий основные доказательства по заявленной теме (2,5-3 стр.), третий – практический, подтверждающий на конкретном материале правоту предлагаемых во 2 разделе доводов (1,5-2 стр.); Заключения (суммирование сделанных по каждому разделу выводов, предложений автора - 1-1,5 стр.).

Тему письменной работы студент должен представить не позднее 3-ого занятия. Не позднее дня 5 занятия студенты должны представить письменный вариант домашнего задания.

Текст письменной работы может быть отправлен по электронной почте в формате Microsoft Word. Работа считается принятой после сдачи студентом печатного варианта. Работы, сданные после указанного срока, не принимаются к рассмотрению и получают оценку «неудовлетворительно». Справки о болезни принимаются, если студент болел более трех недель в течение месяца сдачи письменной работы.


Оформление письменной работы. Объем – 7-8стр., интервал полуторный, кегель 12, шрифт Times New Roman. Работа должна иметь титульный лист, Содержание, Библиографию, текст Введения, Основной части, Заключения. Титульный лист не имеет нумерации, Содержание и Библиография нумеруются i и ii соответственно. Каждый раздел Основной части должен завершаться лаконичными выводами автора, текст должен сопровождаться подстрочными сносками; сноски-цитаты не должны превышать 10 % общего объема текста. Использование словарей допускается только при уточнении понятий. Плагиат наказуем.


4. БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ


  1. Засурский И. Реконструкция России (масс-медиа и политика в 90-е). – М: МГУ, 2001. – 288 с. или Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М.: МГУ, 1999. – 272 с.

2. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. – М.: МГУ, 2004. – 464 с.

  1. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. – М.: РАГС, 2004. – 528 с.

  2. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2002. – 303 с.

  3. Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2005. – 382 с.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Тема 1. Роль информации в процессах общественного развития. Информация как важнейший фактор политического процесса

Понятийный аппарат курса (понятия информации, коммуникации, массовой информации, массовой коммуникации, средств массовой информации и средств массовой коммуникации; «масса» - «публика» - «народ»). Динамика изменения политического значения понятия «власть» в системе коммуникативных отношений.

СМИ как специфический социальный институт.

СМИ как инструмент осуществления политики.

Теории общественного развития и место среди них коммуникативных теорий. Особенности взаимосвязи общественного сознания и массовой коммуникации. Теория И.Я. Фойницкого как теория взаимозависимости развития государственной власти и общественного сознания.

СМИ и формирование общественного мнения. Формирование российской ментальности и политические процессы.

Распространение идей в обществе (по Г. Лебону).


Основная литература


Василенко И.А. Информационные ресурсы власти и формирование новой постклассической картины политического мира XXI века // // Вестник Московского ун-та. Серия 12. Политические науки. 2004. № 2. С. 26-37.

Кашлев Ю., Галумов Э. Информация и PR в международных отношениях. – М.: Известия, 2003. – С. 44 – 87.

Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. – М.: РАГС, 2004. – С. 33-57, С. 57-82, 94-143.

Лебон Г. Роль идей в развитии цивилизаций // Психология толп. – М.: Инс-т психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. – С. 92-103.

Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций / Под общ. ред. Чумикова А.Н., Иларионовой Т.С. – М.: Альфа-Принт, 2003. – С. 15-19, 20-26, 34-37.

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск: Курсив, 1995.


Дополнительная литература


Засурский Я.Н. Политическая коммуникация: СМИ и выборы // Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. – М.: МГУ, 2004. – С. 296 – 299.

Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. Электронная версия: http:/www.inozemtsev.ru

Коялович М.О. История русского самосознания. По историческим памятникам и научным сочинениям. - Минск. 1997. - 688 с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 1999.

Прохоров Е.П. Журналистика – «четвертая власть»? (СМИ как социальный институт) // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. 1993. № 2. С. 3-17.

Фойницкий И.Я. Моменты истории законодательства о печати // Сборник государственных знаний. Под редакцией действительного члена Императорской Академии наук В.П. Безобразова. – СПб., 1875. - С. 303-453.

Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. - М. 1989. - 174 с.


Тема 2. Современные теории политической роли СМИ в обществе


«Четыре теории прессы» Ф.С. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона, подтверждающие, что «пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она функционирует».

Теории Колина Спаркса и Раймонда Уильямса, М. Маклюэна. «Законы» журналистики Герберта Альтшулла.

Управление информацией и публичная сфера (по Ю. Хабермасу).

Человек «третьей волны» Э. Тоффлера и «массовое сознание».

Динамика развития СМИ в новых условиях: сетевое общество (М. Кастельса) и изменяющаяся роль средств массовой информации.

Концепция открытого общества и права человека в глобальном информационном пространстве.


Основная литература


Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М.: МГУ, 1999. – С. 27-49, 81-90, 120-138.

Засурский И. Реконструкция России (масс-медиа и политика в 90-е). – М: МГУ, 2001. – С. 7-34.

Засурский Я.Н. Российские медиа в XXI веке: «вверх по лестнице, ведущей вниз» // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. – М.: МГУ, 2004. С. 226–235.

Засурский Я.Н. Средства массовой информации и коммуникации как инструмент открытого общества // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. – М.: МГУ, 2004. - С. 118 – 128.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М.: ЦЕУ, «Открытое общество. Фонд содействия», Высшая школа экономики, 2000. – С. 25 - 48, 314 - 353.

Коновченко С.В. Государственная информационная политика в период формирования информационного общества // Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. – М.: РАГС, 2004. – С. 376 - 402.

Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: Национальный институт прессы. Из-во «Вагриус», 1998. – С. 17-23.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – С. 418 – 456. 488 - 500, 508 - 516.

Тоффлер Э. Третья волна. (Глава 13. Демассификация средств массовой информации) – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – С. 261 – 280.

Уэбстер Ф. Управление информацией и манипулятивные технологии: Юрген Хабермас и концепция публичной сферы // Теории информационного общества. – С. 217-274.


Дополнительная литература

Коновченко С.В. Общество – средства массовой информации – власть. Учебн. пособ. к курсу «Средства массовой информации в системе государственного и муниципального управления. – Ростов-на-Дону. СКАГС. 2001. – С. 45-65.


Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. - М.: МГИМО, 1999. – 224 с.

Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: Национальный институт прессы. Из-во «Вагриус», 1998. – 223 с.


Тема 3. Средства массовой информации в реформировании России и отношения с государством (середина 80-х гг. XX в. – XXI в.)


«Гласность» как отправная точка перестройки. Политизация средств массовой информации и политическая активность общества.

Принятие законов в сфере печати и многообразие СМИ.

Снижение политической активности общества и СМИ: выживание изданий и программ «с оглядкой на читателя, слушателя, зрителя».

Возвращение политизированного капитала в СМИ накануне выборов 1995-1996 г. Подмена журналистской деятельности PR-деятельностью.

Информационные войны между госчиновниками и капиталом. Средства массовой информации как инструмент социально-политического воздействия.

Усиление госконтроля над СМИ после 2000 г., формирование средств массовой информации «управляемой демократии».

Необходимость смены рыночной модели деятельности СМИ на модель социальной ответственности.


Основная литература


Засурский И. Реконструкция России (масс-медиа и политика в 90-е). – М: МГУ, 2001. – С. 7–34, 203–262 или Засурский И. СМИ и власть. Россия девяностых // Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2002. – С. 86- 134.

Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. – М.: МГУ, 2004. С. 220 - 225.

Засурский Я.Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой // Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2002. – С. 195 – 231 или Засурский Я.Н. СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2005. - С. 7– 23.

Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. – М.: РАГС, 2004. – С. 402-419.


Дополнительная литература


Засурский И. Реконструкция России (масс-медиа и политика в 90-е). – М: МГУ, 2001. – С. 34 202.

Мухин А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. - М.: ЦПИ, 2000. – 256 с.

Пресса в обществе (1959 – 2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. - М.: Московская Школа Политических Исследований, 2000. – 616 с.

Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский или История разграбления России. М.: «Детектив Пресс», 2001. – С. 158–168.

Хюбнер П. Россия: Десятилетие после советской информационной диктатуры. Фиаско информационной свободы и демократии, распад государственного единства? // Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов / РАН ИНИОН / Ред. сост. Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. – М., 2002. – С. 116-124.


Тема 4. Современная система средств массовой информации России


Принципиальные различия структуры и системы СМИ Советской России и Российской Федерации.

Газетно-журнальная периодика: динамика изменений с конца 80-х гг. Выполнение печатью своих функций в новых условиях. Особенности типологии современных печатных СМИ России.

Основные этапы развития отечественного радиовещания и уровень воздействия на общество на каждом из них. Система современного радиовещания.

Специфика воздействия телевидения на зрителя. Телевещание как основной инструмент формирования мировоззрения, социальных норм, ценностей, инструмент политического давления на общественное мнение.в современной России.

Трансформация системы российского телевещания за 15 лет. Распределение основного эфирного времени: соотношение информационных, аналитических, развлекательных, познавательных, рекламных передач. Место и роль политической информации в телепередачах. Значение телевещания в подготовке и проведении политических кампаний, выборов в органы государственной власти и самоуправления.

Проблемы перехода телерадиовещания на цифровой формат: доступность каналов, «социальный пакет», лицензирование.

Информационные агентства России: особенности политики «информационной ленты».

Плюсы и минусы изменений в практике СМИ с развитием телекоммуникационных компьютерных сетей. Интернет и СМИ.

Основные тенденции развития современных российских СМИ.


Основная литература


Вартанова Е.Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2002. – С. 10 – 85.

Засурский Я.Н. СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2005. - С. 23 - 57.

Засурский Я.Н. Информационное общество, интернет и новые СМИ // Информационное общество. 2001. № 2. С. 24-27.

Коновченко С.В. Общество – средства массовой информации – власть.– Ростов-на-Дону. СКАГС. 2001. – С. 143-178.


Лукина М.М. Российский медиарынок в Интернете // Национальные модели информационного общества / Ответ. Ред. И сост. Е.Л. Вартанова, научн. ред. Н.В. Ткачева. – М.: Издательство ИКАР, 2004. – С. 330 - 346.

Шкондин М.В. Системные характеристики СМИ // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2005. - С. 170 - 205.


Дополнительная литература

Болотова Л.Д. Особенности современного радиовещания // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2005. - С. 326-341.

Вдовин Ю. Российские власти против общественного телерадиовещания? // Журналист. 2000. № 6. С. 20-22.

Засурский Я.Н. У нас было общественное ТВ, но оно стало президентским //Журналист. 2000. № 12. С. 10-11.

Качкаева А.Г. Трансформация российского ТВ // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2005. - С. 302-325.

Коновченко С.В. Общество – средства массовой информации – власть.– Ростов-на-Дону. СКАГС. 2001. – С. 179 - 201.


Косыгина Ю.В. Сетевые и печатные СМИ: конвергенция или антагонизм? // Информационное общество. 2001. № 1. С. 34-37.

Реснянская Л.Л. Общероссийские издания // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2005. - С. 227-244.

Рувинский А. Власть радио // Россия молодая. 1998. № 1. С. 24-38. № 2. С. 24-37. № 3. С. 19-29.

Фролова Т.И. Информационные агентства // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2005. - С. 360-380.

Шостак М.И. Журналы // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2005. - С. 264-281.


Тема 5. Правовые основы современных российских СМИ


Принятие первых двух в истории России законов о средствах массовой информации.

Четыре этапа в развития законодательства СМИ периода правления президента Б. Ельцина.

Эпоха В. Путина: законодательная база и уровень свободы СМИ.

Характеристика основных правовых актов в сфере средств массовой информации.

Право на доступ к информации в системе российского законодательства.

Тенденции развития законодательства СМИ в России.


Основная литература

Закон РФ «О средствах массовой информации» (любое из последних изданий)


Рихтер А.Г. Правовые основы свободы печати // Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2002. – С. 156 - 194.

Рихтер А.Г. Правовые основы свободы массовой информации // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2005. - С. 58 - 77.


Дополнительная литература


Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 352 с.

Федотов М.А. Закон об общественном телерадиовещании. Каким ему быть? Мнение ученых. Инициативный авторский проект. – М.: Издание Фонда развития общественного телерадиовещания, 2002. – 95 с.

Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. – М.: Инт-т «Открытое общество», 1999. – 248 с.


Тема 6. Особенности функционирования СМИ в государствах состоявшейся демократии (зарубежный опыт)


Новые подходы к проблеме доступа к информации.

Демонополизации и деконцентрации СМИ как средство регулирования политических процессов.

Легитимирование политической деятельности через СМИ.

СМИ в системе государственного и муниципального управления (опыт США, Германии, Швеции, Франции, Финляндии).

Электронное правительство и СМИ.


Основная литература


Дэвис Р. Сеть политики: Влияние Интернета на американскую политическую систему // Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов / РАН ИНИОН / Ред. сост. Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. – М., 2002. – С. 132 – 144.

Засурский Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до Интернета. Журналистика на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 12 – 36.

Засурский Я.Н. Мировое информационное пространство в 2000–20001 гг. // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. – М.: МГУ, 2004. С. 136 - 142.

Засурский Я.Н. Совет Европы: новые подходы к проблеме доступа к информации // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. – М.: МГУ, 2004. С. 32 - 35.

Кунх Р. СМИ и общественная сфера во Франции в Пятой республике // Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов / РАН ИНИОН / Ред. сост. Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. – М., 2002. – С. 64 – 73.

Рихтер А.Г. Массово-информационное право в грядущем веке // От книги до Интернета. Журналистика на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 75 – 79.

Сарчинелли У. Старые СМИ – новые СМИ. К вопросу об отношениях между журналистикой и политикой // Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов / РАН ИНИОН / Ред. сост. Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. – М., 2002. – С. 38 – 45.


Дополнительная литература


Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика на рубеже веков // От книги до Интернета. Журналистика на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 12 – 36.

Вартанова. Е.Л. Конвенгерция как неизбежность (О роли технологического фактора в трансформации современных медиа-систем) // От книги до Интернета. Журналистика на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 37 – 55.

Горохов В.М., Гринберг. Интерактивная журналистика: путь в будущее // От книги до Интернета. Журналистика на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 80 – 87.

Ибрагимов Ф.Х.-Г. Перспективы международной информационной пропаганды // От книги до Интернета. Журналистика на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 88 – 95.

Мервин Д. Средства массовой информации и демократия в США // Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов / РАН ИНИОН / Ред. сост. Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. – М., 2002. – С. 46 – 63.

Хадениус С. Шведская политика в XX веке – конфликт и согласие / Стиг Хадениус и Шведский институт – Стокгольм: «Песекс Саппарт», 1997. – С. 9395, 117-118, 143-145.

Химнен П., Кастельс М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. – М.: Логос, 2002. – С. 129-141.


Тема 7. Манипулятивные методы воздействия СМИ и способы их анализа


СМИ как «инструмент оперативного управления массовым сознанием».

Специфика формирования окружающей политической реальности при помощи СМИ. Политическая реальность и политические мифы.

СМИ в избирательном процессе: федеральный и региональный уровень.

Основные методы политического манипулирования печатных и аудиовизуальных СМИ.

Принципы противостояния манипулятивному влиянию средств массовой информации и коммуникации.


Основная литература


Березин В.М. Политическая коммуникация в современных российских СМИ // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. № 1. 2003. С. 101 – 118.

Горчева А.Ю. Основы манипулирования людьми в избирательном процессе // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. № 1. 2002. – С. 91 – 104.

Долгова Ю.И. Политическая пропаганда в телевизионных передачах // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. № 3. 2003. - С. 53 – 62.

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, 2000. – С. 241 – 290.

Максимов А.А. «Чистые и «грязные» технологии выборов: Российский опыт. – М.: Дело, 1999. – С. 115-134.

Цуладзе А. Политическая мифология. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – С. 223-284.


Дополнительная литература


Засурский Я.Н. Открытое общество. Свобода и ответственность против этатизма и вседозволенности // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. – М.: МГУ, 2004. С. 61 – 74.

Кузнецов Г.В. Политический лидер в эфире // От книги до Интернета. Журналистика на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 114 – 119.

Раскин А.В. Особенности освещения общенациональными телеканалами предвыборной президентской кампании 2000 г. в России // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. № 1. 2001.

Вакурова Н.В., Московкин Л.И. СМИ и выборы: некоторые аспекты самоорганизации в русле новых политических технологий // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. №4. 2000. С. 103 – 108.


Тема 8. Социальный контроль за деятельностью средств массовой информации. Социальная ответственность СМИ


СМИ как посредник в диалоге демократического государства и общества.

Современная государственная информационная политика – составная часть государственной внутренней и внешней политики. Государство как источник и потребитель информации. Государственные каналы информации. Роль СМИ в процессе принятия государственных решений (подготавливающая, оповещающая и регулирующая).

СМИ - инструмент формирования в массовом сознании образа власти и элиты, инструмент формирования «лица власти». Инфократия, меритократия и нетократия.

Особенности взаимодействия власти и СМИ на федеральном и региональном уровнях.

Процессы саморегулирования СМИ в России.

Общественные советы по делам прессы и деятельность омбудсманов.

Социальная и гражданская направленность СМИ. Проблемы взаимоотношения СМИ со структурами гражданского общества.

Четыре стадии развития концепции социальной ответственности СМИ в России (Я.Н. Засурский). Миссия СМИ как «инструмента осуществления прав человека».


Основная литература


Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. – М.: Издательство «Пульс», 2002. – 43 с.

Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. – М.: Престиж, 2006. – С. 9-44.

Засурский Я.Н. Социальная ответственность СМИ: концепция в развитии // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. – М.: МГУ, 2004. С. 99 – 109.

Управление общественными отношениями. Учебник / Под общ. ред. В.С. Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С. 384-397.

Фролова Т.И. Муниципальная пресса Москвы // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. № 2. 2003. – С. 92-101.


Дополнительная литература


Бард А., Зодерквист Я. NETOКРАТИЯ. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. – С.-Пбг.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. – 252 с.

Власть, граждане и СМИ. Материалы экспертных опросов ФРИП по ключевым проблемам российской политики в 2004-2005 гг. / Фонд развития информационной политики. – М.: Издательский дом «Хроникер», 2005. – 320 с.

Гонтмахер Е.Ш. Характер и перспективы взаимодействия власти и журналистов: взгляд «социального» чиновника // Социальная ответственность журналиста: опыт современного прочтения проблемы. В двух частях. Часть 1. Межпрофессиональная экспертиза концепта и контекста. М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. – С. 78-90.

Павликова М.М. Современная журналистика: профессия в условиях гражданского и информационного общества // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 1. С. 107-111.

Петрова Е.В. Информационная политика территориальных органов управления как объект политологического анализа // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2003.

Роль прессы в формировании в России гражданского общества. День сегодняшний. – М.: Институт гуманитарных коммуникаций, 2000. – 152 с.

Социальная ответственность журналиста: опыт современного прочтения проблемы. В двух частях. Часть 1. Межпрофессиональная экспертиза концепта и контекста. М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. –184 с.

Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. – 368 с.

Швидунова А.В. Политическая и медиасистемы: сосуществование или вечный конфликт? // Власть. № 2. 2003. - С. 24-29.


Вопросы к лекционным материалам

Тема 1. Теория и практика средств массовой информации в политической сфере
  1   2

Похожие:

Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: доктор биол наук, профессор З. А. Зорина Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Психология»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины психофизиология для направления 521000 Психология подготовки бакалавра Автор: доктор биологических наук, профессор Лебедев А. Н. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Психология»
Обязательный минимум по гос. Приказ мо РФ от 02. 03. 2000 N686 для дисциплин Федерального компонента) Индекс опд. Ф. 18. Психо­физиология...
Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины психофизиология 2009/2010 уч г. для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: кандидат психологических наук, Рамендик Д. М рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Психология»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины Управление проектами Для специальности 030201. 65- политология Подготовки специалиста Автор: к э. н. Романова М. В. Рекомендовано секцией умс «Политология»
Основная задача курса предоставить участникам возможность на модельном примере принимать решения по различным вопросам управления...
Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconФакультет Психологии Программа дисциплины Зоопсихология
Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Психология» психофизиологии
Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины Прикладная психофизиология 2010/2011 уч г. для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: кандидат биологических наук Чернышева Е. Г. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании «Психология»
Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины: обязательно...
Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины «Динамика политического процесса современной России и региональная политика»  для направления 030200. 68 "Политология" подготовки магистра
Программа предназначена для студентов 1 курса магистерской программы "Политика и управление" специализации «Менеджмент в публичной...
Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconА, темы
Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры Социология Методов сбора и анализа социологической
Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины Интеграция информационных систем для направления 080700− бизнес-информатика подготовки магистра Автор Грекул В. И., Кондратьев А. В. Рекомендовано секцией умс одобрена на заседании кафедры проектирования и «Бизнес информатика»
Сервер BizTalk Server – как средство интеграции приложений и интеграции бизнес – процессов
Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: д п. н., профессор Коновченко С. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины «Риторика» Для направления 030200 Политология подготовки бакалавра (030200. 62) Автор профессор И. М. Дзялошинский
Цель курса: обучить студентов основам политического общения и развить практические навыки такого общения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница