Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году




НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году
страница1/7
Дата23.12.2012
Размер0.88 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Соловьева Татьяна Николаевна,

начальник ОИПП ГОУ ТОИУУ,

кандидат педагогических наук,

почетный работник общего образования РФ


Методические рекомендации по преподаванию русского языка

в образовательных учреждениях Тверского региона

в 2009 – 2010 учебном году


В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, во многом определяющим успешность личности в овладении школьными предметами и качество образования в целом. В этом заключается та особая миссия, которую выполняет учитель русского языка.

Лучшие традиции отечественной школы в обучении русскому языку связаны с необходимостью речевого развития учащихся. Еще в XIX веке один из основоположников методики русского языка как науки Ф.И. Буслаев называл родной язык «неистощимой сокровищницей всего бытия человеческого» и считал, что развитие дара слова напрямую связано с раскрытием «нравственных сил» человека. Эта идея является основополагающей и сегодня как для педагогов российской школы, так и ученых, исследующих проблемы преподавания русского языка в школе.

Такой школьный предмет, как русский язык, обладает особым потенциалом в духовно-нравственном становлении личности, в развитии ее эмоционально-ценностного отношения к миру, в привитии коммуникативной культуры.

Изменения, происходящие сегодня в практике преподавания русского языка, связаны прежде всего с осуществляемым современной школой переходом от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной. В основе такого перехода лежит понимание того, что будущее зависит не столько от суммы предметных знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов деятельности. Отсюда усиление коммуникативной направленности школьного курса русского языка, когда на уроках больше внимания уделяется работе с текстами различных типов и стилей, что в итоге и призвано обеспечить формирование общеучебных умений работы с информацией, зафиксированной в тексте.

Становление сегодняшнего школьника как личности, как будущего профессионала начинается с его умения позиционировать себя в устной речи, что, в свою очередь, мотивирует пристальный интерес к развитию устной связной речи учащихся, а в методике преподавания русского языка приводит к необходимости отработки навыка создания монологических высказываний, участия в диалоге и полилоге.

Один из видов обобщенных способов деятельности заключается в способности учащихся пользоваться разными видами словарей, обращаться к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Школьников нужно научить пользоваться словарями правильности русской речи, чтобы при создании и воспроизведении текстов разных стилей, в том числе и делового, научного, они сохраняли нормы современного русского литературного языка, нормы речевого этикета.

Наметившиеся в последние годы подходы к дифференцированному обучению призваны обеспечить индивидуальное личностное развитие школьника. Благодаря введению предпрофильного и профильного обучения, единого государственного экзамена актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения, основная идея которого заключается в признании важности теоретических знаний для успешного формирования практических умений. Изучение языковых и литературных явлений ведется с учетом взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных уровней.

При подобном подходе в центре процесса обучения оказываются интересы ученика, создаются условия для раскрытия его творческого потенциала, учитывается его личный и читательский опыт, что, несомненно, нацелено на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку.

В проектах стандартов второго поколения основными целями изучения русского языка в школе названы следующие:

  • формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

  • формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

  • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Для успешной реализации поставленных целей необходима готовность учителя к работе в инновационных условиях, к разумному соединению традиций и инноваций в педагогической деятельности.

Анализ состояния преподавания русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона, сделанный в ходе курсовой подготовки, работы с тьюторами, проведения новых форм итоговой аттестации за курс основной школы, участия в едином государственном экзамене, позволяет выделить несколько проблемных зон в преподавании предмета, на которые следует обратить особое внимание в наступающем учебном году.


1. Выбор УМК по русскому языку в основной и средней общеобразовательной школе

Для решения вопроса об учебно-методическом обеспечении преподавания русского языка необходимо использовать перечень-каталог учебно-методических изданий, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2008 года № 379 (приложения 1, 2) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год»). В учебном процессе могут быть использованы как допущенные, так и рекомендованные издания. Выборка учебников по русскому языку, рекомендованных и допущенных к использованию в 2009/2010 учебном году, приведена в Приложениях 1 и 2 к данному документу.

В учебно-методический комплекс (УМК) входят образовательная программа, учебник, методические рекомендации, а также при наличии – поурочные разработки, сборники текстов для различных письменных работ, сборники тестов, рабочие тетради с печатной основой и т.п.

При выборе УМК по русскому языку следует учитывать следующие факторы:

  1. наличие грифа Министерства образования и науки и включенность в Перечень изданий, рекомендованных к использованию в учебном процессе;

  2. полнокомплектность учебной линии (программа (!), учебник, методические рекомендации);

  3. завершенность учебной линии (5-9 классы; 10-11 классы);

  4. готовность учителя к преподаванию предмета по данному УМК;

  5. соотнесенность с содержанием контрольно-измерительных материалов (КИМ) государственной итоговой аттестации за курс основной и старшей школы;

  6. эффективность учебников (оценивается по результатам государственной итоговой аттестации);

  7. обеспеченность образовательных учреждений учебниками.


Основная школа.

С учетом вышеперечисленных факторов в 5-9 классах образовательных учреждений Тверского региона активно используются УМК под ред. Н.М. Шанского (издательство «Просвещение»), УМК под ред. В.В. Бабайцевой (издательство «Дрофа»), УМК под ред. М.М. Разумовской (издательство «Дрофа»).

При переходе образовательных учреждений Тверской области на Базисный учебный план 2004 года в региональном базисном учебном плане изменилось количество часов, отводимых на изучение русского языка в 6 и 7 классах: 6 часов и 4 часа соответственно (см. таблицу ниже).

Региональный базисный учебный план

образовательных учреждений Тверской области


Образовательные
компоненты


Начальное общее
обучение


Основное общее
образование


Универ.
обучение
X-XI кл.


I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык


5

5

5

5

6

6

4

3

2

2


Тогда как во всех трех вышеуказанных программах учебно-методических комплексов на изучение русского языка как в 6 классе, так и в 7-ом, отводится 170 часов в год, или 5 часов в неделю.

Возникшее несоответствие часов, отводимых региональным базисным учебным планом и авторской программой УМК на изучение русского языка в 6 и 7 классах, может быть устранено за счет выделения в 7 классе одного дополнительного часа из школьного компонента. В этом случае в рабочих программах по предмету, которые есть сегодня во всех общеобразовательных учреждениях региона, необходимо обосновать выделение дополнительного часа на изучение русского языка.

На сегодняшний день нерешенной остается проблема преемственности в преподавании русского языка по самому массовому (в хорошем смысле этого слова) учебно-методическому комплексу под редакцией академика Н.М. Шанского. Касается это прежде всего учебников для 8-9 классов. По инерции многие учителя используют учебники С.Г. Бархударова, которые, хотя и входят в перечень допущенных (!) учебных изданий (см. каталог 2009-2010), тем не менее существуют вне предметных линий. Учебную линию Н.М. Шанского, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской в 8-9 классах продолжают новые учебники под редакцией Л.А. Тростенцовой:

  • Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение;

  • Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.

Принципиальное отличие новых учебников состоит в том, что при изучении синтаксиса в них усилена семантическая направленность, а сам подход к изучению простого предложения в 8 классе и сложного предложения в 9 классе получил название структурно-семантического. Сущность структурно-семантического подхода заключается в том, что изучение простого и сложного предложений строится на основе равнозначного внимания к структуре синтаксической единицы и к смысловым отношениям между синтаксической единицей и внеязыковой действительностью. Обосновывая специфику учебника, сущность семантического подхода, в методических рекомендациях для 9 класса авторы пишут: «… при изучении синтаксических явлений, опоре на синтаксические знания и умения в собственной речи учащиеся используют не только синтаксические знания о языке, но и обращаются к знаниям о мире, к знаниям о ситуации общения, т.е. выходят за узкие рамки анализа закодированной исключительно синтаксическими средствами информации».

Иными становятся и задачи, стоящие перед учителем русского языка, и главная из них – научить школьников «упаковывать» свои знания о мире в различные типы синтаксических конструкций и уместно использовать эти конструкции в различных речевых ситуациях.

Достижение поставленных задач осуществляется посредством организации как самого учебного материала, так и комплексной учебной деятельности. Это и изложение теоретических сведений; система заданий к упражнениям; отбор дидактического текстового материала; использование различных методических приёмов при формировании синтаксического знания; связь интонации с коммуникативными намерениями школьника; функциональный подход к формированию пунктуационных умений и навыков; взаимосвязь между изучением языковой системы и развитием речи.

Отнесенность к конкретной ситуации, соотнесённость с фрагментом внеязыковой действительности способствует развитию мышления и речи школьников. Таким образом, изучение синтаксического строя русского литературного языка и осознанное употребление в речи синтаксических средств становится для ученика когнитивно (познавательно)-коммуникативным.

Семантический подход к изучению синтаксиса определил и подбор текстов, через которые школьники знакомятся с культурой народа, гениями искусства, науки, истории. Среди них имена, не только хорошо знакомые сегодняшнему школьнику, но и менее известные, хотя не менее значимые в истории российской культуры. Это и Иван Дмитриевич Сытин, с именем которого связывают целую эпоху в деле широкого народного просвещения. Это и Екатерина Романовна Дашкова, президент Российской академии наук, при содействии и непосредственном участии которой был издан первый словарь русского языка (1794). Это и Павел Михайлович Третьяков, создатель поистине всенародной картинной галереи. Это и тексты о выдающихся лингвистах – Владимире Ивановиче Дале (1801-1872), Алексее Александровиче Шахматове (1864-1920), Александре Матвеевиче Пешковском (1878-1933), Викторе Владимировиче Виноградове (1894-1969), Сергее Ивановиче Ожегове (1900-1964), Михаиле Трофимовиче Баранове (1924-1999). Текстовый материал учебника влияет и на эмоции школьников, тревожит душу, учит чувствовать прекрасное.

Все это создает тот лингво-историко-культурный контекст учебника, который способствует воспитанию патриота и гражданина, что названо в Государственном образовательном стандарте 2004 года приоритетной целью изучения русского языка в школе.

При условии проведения комплексной работы над семантикой предложения по завершении 9 класса учащиеся овладевают умениями, обязательными для успешного выполнения выпускной работы на итоговой аттестации в новом формате:

  • соотносить содержание синтаксических единиц с внеязыковой действительностью;

  • проводить смысловой, структурный и функциональный анализ различных синтаксических единиц;

  • объяснять текстообразующую роль изученных синтаксических единиц;

  • произносить интонационно правильно предложения разных типов и осознанно употреблять их в устной и письменной речи;

  • разграничивать знаки препинания по их функциям и пунктуационно грамотно оформлять предложения на письме;

  • владеть навыками синтаксической синонимии;

  • производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор синтаксических единиц.

Таким образом, весь дидактический материал учебника нацелен на решение триединой задачи: на формирование языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся.

В Приложениях 3 и 4 к данному документу даны варианты примерного календарно-тематического планирования уроков русского языка в 8 и 9 классах по учебникам Л.А. Тростенцовой, разработанные и апробированные в МОУ Тверская гимназия №8 Т.Н. Соловьевой.


Старшая школа.

С каждым годом увеличивается вариативность УМК по русскому языку для старшей школы. Появляются учебные линии, которые могут быть использованы или только на базовом уровне (УМК Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А.), или только на профильном уровне (УМК Бабайцевой В.В.). Понятно, что учебник В.В. Бабайцевой целесообразно использовать в тех классах, где русский язык в основной школе изучался по УМК В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой.

Для образовательных учреждений Тверской области особый интерес представляют учебные линии, рекомендованные как для профильного обучения, так и для базового: УМК А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой (Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс – М.: Просвещение) и УМК А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум-М). С одной стороны, по данным учебникам накоплен определенный опыт работы, с другой стороны, их универсальность и полнокомплектность дают возможность одному учителю, при условии профессионального постижения своеобразия УМК, преподавать русский язык как в объеме 1 часа в неделю, так и в объеме 3 часов в неделю.

В 2009-2010 учебном году появилась возможность сохранения преемственности между основной и старшей школой в реализации системы «Школа - 2100»: педагоги, преподающие русский язык в 5-9 классах по УМК под ред. Леонтьева А.А., могут продолжить изучение русского языка по данной системе и на ступени старшего образования (базовый и профильный уровни):

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык. 10 класс. – М.: Баласс;

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык. 11 класс. – М.: Баласс;

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году iconТихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году

Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году iconМетодические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2011-2012 учебном году
Е. А. Тихомирова, ведущий научный сотрудник оипп тоиуу, кандидат филологических наук, доцент
Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году iconМетодические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании русского языка в 2009 2010 учебном году
Преподавание русского языка в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами
Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году iconМетодические рекомендации (проект) «О преподавании литературы и русского языка в муниципальных образовательных учреждениях г. Иркутска в 2004-2005 учебном году»
Муниципальное учреждение. Центр информационно – методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных...
Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году iconМетодические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика и икт» в образовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году»
Ф от 09. 03. 2004 №1312, предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (икт)» является обязательным для изучения....
Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Рязани в 2010-2011 учебном году
Управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани информирует вас о состоянии информатизации муниципальной...
Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Тверской области в 2009-2010 учебном году
В 2009 -2010 учебном году учителя I – IV классов школ города Твери и Тверской области реализуют государственный стандарт начального...
Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году iconМетодические рекомендации для оу марксовского района по преподаванию математики в средней (полной) школе в 2009 2010 учебном году
Количество часов, предусмотренное для изучения математики в X – XI классах региональным бупом Саратовской области, разработанными...
Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году iconКалендарно тематическое планирование занятий по подготовке к егэ по русскому языку в 2011 -2012 учебном году Предмет
«Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях...
Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона в 2009 2010 учебном году iconМетодические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году
Икт, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница