Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа




Скачать 180.77 Kb.
НазваниеКоми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа
Дата23.12.2012
Размер180.77 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ


ПРОГРАММА


Как увидеть время


(Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов

с ориентацией на естественнонаучный профиль)


Автор программы

зав. кафедрой преподавания физики, математики КРИРОиПК, к.п.н., доцент


________________Китайгородская Г.И.


«_____» ______________ 2005 г.


Сыктывкар 2005

Пояснительная записка


Программа предназначена для учащихся 9 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профиля обучения в старшей школе.

Цель данного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора учеником естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства учащегося с научным методом познания и основными способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программ обучения естественнонаучного профиля.

Особенности научного метода познания демонстрируются на историко-научном материале. На протяжении всей своей истории человечество пытается укротить время и использовать его. Человек не знает, что такое время, но хочет им управлять. В рамках данного курса учащиеся знакомятся с развитием представлений о времени и способах его измерения, его свойствами. При изучении основного курса физики учащиеся пользовались понятием время, измеряли его, но сущность его, а так же его свойства специально не изучались.

В результате изучения курса учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных учений, навыков и способов деятельности. Это является необходимым условием развития учащихся, подготовки к успешному освоению программ обучения естественнонаучного профиля, их социализации. В содержание обучения включен метод научного познания, обучение которому осуществляется путем освоения такими его основными элементами как, поиск и анализ информации, наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение моделей, проведение эксперимента, анализ результатов исследования. При этом у учащихся формируются следующие основные умения:

- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность,

- исследовать несложные реальные связи и зависимости,

- организовывать и проводить учебно-исследователькую работу (выдвигать гипотезы, моделировать, осуществлять проверку, прогнозировать результат и т.д.),

- самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения познавательных задач,

- осуществлять поиск информации, критически ее оценивать,

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии,

- владеть основными видами публичных выступлений,

- оценивать свои учебные достижения,

- владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Особенностью данного курса является его интегративность, междисциплинарный характер учебного материала (физика, математика, астрономия, биология). Предлагаемый курс рассчитан на 14 часов, не дублирует основной курс физики. При реализации учебного процесса предполагается использовать активные методы обучения, включающие ученика в поисковую, исследовательскую, конструкторскую деятельности посредством индивидуальных, групповых, коллективных форм организации учебной деятельности.

В результате изучения курса учащиеся формируют собственную позицию относительно выбора профиля обучения, а также осваивают (на определенном уровне) эмпирические методы научного познания.


Учебно-тематический план





Тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Время в природе и в жизни человека.

3

1

2

1.1.

Представления ученых о времени с древности до современности. Единицы измерения времени.




1




1.2.

Временные масштабы природных явлений.







1

1.3.

Временные рекорды.







1
















2.

История часов.

3




3

2.1.

Принципы работы и конструкции часов.







2

2.2.

Необычные часы.







1
















3.

Измерение физических величин с помощью часов.

3




3

3.1.

Измерение длины. Определение объема.







1

3.2.

Измерение массы. Определение плотности.







1

3.3.

Определение скорости.







1
















4.

Время в мире больших скоростей.

2

1

1

4.1.

Основные представления о времени в теории относительности Эйнштейна.




1




4.2.

«Парадокс близнецов».







1
















5.

Измерения больших промежутков времени.

Календари.

2




2

5.1.

Лунные и Солнечные календари. Древнеримский, юлианский, григорианский календари.







1

5.2.

Проекты календаря.







1
















6.

Подведение итогов. Для чего нужно уметь измерять время?

1




1



















Итого

14

2

12



Содержание учебного курса


1. Время в природе и в жизни человека.

Представления ученых о времени с древности до современности (Лукреций Кар, И.Ньютон).

Возникновение проблемы измерения времени. Измерения больших и малых промежутков времени в древности. Единицы измерения времени. Эталон времени.

Временные масштабы природных явлений.

Временные рекорды в спорте, технике, технологии и т.д.


2. История часов.

Принципы работы и конструкции часов. Солнечные часы. Водяные и песочные часы. Механические часы (пружинные, гиревые, электромеханические). Электронные часы. Молекулярные и атомные часы.

Необычные часы. Лунные, огненные, цветочные, биологические часы.


3. Измерение физических величин с помощью часов.

Измерение длины. Определение объема.

Измерение массы. Определение плотности.

Определение скорости.


4. Время в мире больших скоростей.

Основные представления о времени в теории относительности Эйнштейна. Взаимосвязь пространства и времени. Время в системах, движущихся со скоростями, близкими к скорости света.

«Парадокс близнецов».


5. Измерения больших промежутков времени. Календари.

Лунные и Солнечные календари. Сутки, год – естественные единицы измерения времени. Древнеримский, юлианский, григорианский календари. Гринвичское и поясное время.

Проекты календаря.


6. Подведение итогов. Для чего нужно уметь измерять время?

Важность измерения времени в науке, медицине, технике, технологии, быту.


Методические рекомендации


При организации и проведении курса используются различные формы, приемы и методы учебно-воспитательного процесса.

На некоторые уроки ученики готовят сообщения и доклады. Распределение тем среди учащихся происходит на первом уроке.


Примерное содержание уроков

Урок 1.

Форма организации: лекция.

На лекции учитель раскрывает представления ученых о времени с древности до современности (Лукреций Кар, И.Ньютон). Рассказывает о возникновении проблемы измерения времени, о способах измерений больших и малых промежутков времени в древности. Рассматриваются такие единицы измерения времени, как секунда, час, сутки, год и т.д. Сообщается о современном эталоне времени.

Домашнее задание.

Подготовить сообщения на следующие темы:

  1. Самые быстрые события в природе.

  2. Самые медленные природные явления.

  3. Временные параметры физиологических процессов человека и животных.



Урок 2.

Форма организации: практическое занятие.

1 этап. Заслушиваются сообщения учащихся, организуется обсуждение сообщений и коллективно составляется таблица наиболее интересных найденных данных. Примером такой таблицы может служить таблица, приведенная в Приложении 1.

2 этап. Решение познавательных задач. При этом рекомендуется использовать групповую форму работы. Задачи могут быть следующего содержания:

1. Определить время, за которое проходит свет от ближайшей к Земле звезды.

2. Определить время, за которое отраженный от Луны свет достигает Земли.

3. Определить время между двумя ударами сердца.

4. Определить сколько секунд вы прожили.

Домашнее задание.

Придумать задачу оригинального содержания на определение времени какого-либо события.

Подготовить сообщения на следующие темы:

  1. Временные рекорды в спорте.

  2. Временные рекорды в технике.

  3. Временные рекорды в технологии.


Урок 3.

Форма организации: практическое занятие.

1 этап. Решение задач, составленных учениками.

2 этап. Заслушиваются сообщения учащихся, организуется обсуждение сообщений и коллективно составляется таблица наиболее интересных рекордов.

Домашнее задание.

Подготовить доклады на следующие темы:

  1. Солнечные часы (с изготовлением модели часов).

  2. Песочные и водяные часы (с изготовлением моделей часов).


Урок 4.

Форма организации: практическое занятие.

Выступление учащихся с докладами и представлением моделей.

Домашнее задание.

Подготовить доклады на следующие темы:

  1. Механические часы (пружинные, гиревые, электромеханические).

  2. Электронные часы. Молекулярные и атомные часы.

При подготовке к выступлению ученики используют мультимедийные энциклопедии: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003», «От плуга до лазера».


Урок 5.

Форма организации: практическое занятие.

Выступление учащихся с докладами.

Домашнее задание.

Решить задачу:

  1. На сколько будут отставать маятниковые часы типа ходиков на Луне в течение земных суток?

  2. При обучении музыке часто используется метроном – прибор, издающий периодические отрывистые щелчки. Длительность интервала между двумя ударами метронома регулируются перемещением грузика по специально качающейся шкале. Как проградуировать шкалу метронома в секундах, если это не сделано на заводе, с помощью нитки, стального шарика и рулетки.

Подготовить доклады на следующие темы:

  1. Огненные часы.

  2. Цветочные часы.

  3. Биологические часы.


Урок 6.

Форма организации: практическое занятие.

Выступление учащихся с докладами.

Фронтальное решение экспериментальных задач:

  1. Определить точность своих биологических часов при измерении 1 минуты, 10 минут.

По результатам экспериментов выбирается ученик с самыми точными биологическими часами.

Домашнее задание.

Определить у кого из членов семьи наиболее точные биологические часы.


Урок 7.

Форма организации: практическое занятие.

Решение экспериментальных задач на определение длины, объема с помощью измерения времени:

  1. Определить рост человека с помощью часов. (Указание: маятник может стать измерителем длины. Период его колебаний зависит от длины нити.)

  2. Представьте, что для измерения высоты дома вам было предложено воспользоваться пустой консервной банкой и секундомером. Сумели бы вы справиться с заданием. Как нужно действовать?

  3. Определить объем классной комнаты с помощью часов.

  4. Оценить величину радиуса вогнутого сферического зеркала (или радиуса кривизны вогнутой линзы) с помощью секундомера и стального шарика известного радиуса.

  5. Как с помощью секундомера можно в некоторых случаях оценить длину молнии по продолжительности грома?

При решении задач ученики должны определить погрешность своих измерений.

Урок 8.

Форма организации: практическое занятие.

Решение экспериментальных задач на определение массы и плотности:

1. Используя пружинный маятник, часы и тело известной массы (гирька), определить массу некоторого тела.

2. Подлетев к незнакомой планете, космический корабль, выключив двигатель, вышел на круговую орбиту, и космонавты приступили к предварительным исследованиям. Могут ли они определить среднюю плотность вещества планеты, пользуясь для этого только часами.


Урок 9.

Форма организации: практическое занятие.

Решение экспериментальных задач на определение скорости тел:

  1. Как найти скорость истечения воды из водопроводного крана, имея цилиндрическую банку, секундомер и штангельциркуль?

  2. Определите скорость вылета шарика из игрушечного пистолета, используя только секундомер.


Урок 10.

Форма организации: лекция.

Основные представления о времени в теории относительности Эйнштейна. Взаимосвязь пространства и времени. Время в системах, движущихся со скоростями, близкими к скорости света.

Лекция может сопровождаться фрагментами из учебного фильма «Теория относительности» и художественных кинофильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной».


Урок 11.

Форма организации: практическое занятие.

Решение задач на «Парадокс близнецов»:

1. Определить сколько земных лет потребуется для перелета от Земли до ближайшей звезды, если космический корабль движется со скоростью 0,5с. Какое время пройдет для участников полета?


Домашнее задание.

Подготовить доклады на следующие темы:

  1. Лунные и Солнечные календари.

  2. Древнеримский календарь.

  3. Юлианский и григорианский календари.

  4. Гринвичское и поясное время.


Урок 12.

Форма организации: практическое занятие.

В начале урока учитель рассказывает о естественных единицах измерения времени: сутки, год, и об основных принципах создания календарей.

Далее заслушиваются доклады учеников, происходит их обсуждение.

Домашнее задание.

Разработать собственный календарь.


Урок 13.

Форма организации: конкурс.

На уроке организуется конкурс ученических календарей.


Урок 14.

Форма организации: дискуссия.

На уроке организуется диспут по теме «Для чего нужно уметь измерять время?», на котором ученики обосновывают важность измерения времени в науке, медицине, технике, технологии, быту.

В конце урока подводятся итоги учебного курса.


Информационное обеспечение


  1. Энциклопедический словарь юного физика/ Сост. В.А.Чуянов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с.

  2. Энциклопедический словарь юного техника/ Сост. Б.В.Зубков, С.В. Чумаков. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1987. – 464 с.

  3. Энциклопедический словарь юного астронома/ Сост. Н.П.Ерпылев. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика, 1986. – 336 с.

  4. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Понаморева А.В. Факультативный курс физики: 8 кл. Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1985 – 208 с.

  5. Аксельрод З. М., Теория и проектирование приборов времени. - Л., 1969.

  6. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. – М.: Наука,1988, - 66 с.

  7. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Российская энциклопедия, 2000.

  8. Биологические часы. / Пер. с англ.; Под ред. С.Э.Шноля. – М.: Мир, 1964.

  9. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985 – 175 с.

  10. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. (Серия: «Библиотечка физико-математической школы»). - М.: 1979 – 125 с.

  11. Бялко А.В. Наша планета – Земля. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983. – 208 с. (Библиотечка «Квант». Вып. 29).

  12. Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 252 с.

  13. Электронный журнал «История часового дела в России». http://university.rsuh.ru/horology/course/

  14. Мультимедийная энциклопедия «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

  15. Мультимедийная энциклопедия «От плуга до лазера».



Приложения


Приложение 1.

Продолжительность некоторых процессов, с.


Время жизни пи-нуль-мезона (элементарной частицы) 8∙10-17

Продолжительность сгорания рабочей смеси

в цилиндре карбюраторного двигателя , 0,001 - 0,002

Период колебания крыльев комара 0,0016 - 0,0033

Продолжительность моргания 0,4

опускание век 0,04 - 0,05

веки закрыты 0,15

открывание век 0,20

Время прохождения спета от Земли до Луны 1,25

Продолжительность вдоха у подростка (в покое) 3,0 - 3,3

у взрослого человека (в покое) 3,8

Время прохождения света от Солнца до Земли 499

Время жизни нейтрона, вылетевшего из ядра 1910

Промежуток времени между сходом с орбиты

космического корабля «Союз-10» и его приземлением 2460

Начальный период обращения первого ИСЗ

по орбите 5570

Период обращения Земли вокруг своей оси 86400

Период обращения Земли вокруг Солнца 3,16∙107

Период полураспада ураиа-238 1,4∙1017


Длительность процессов в природе (в секундах)


Возраст Солнца и Земли 1,5∙1017
Возраст существования жизни на Земле 1,0∙1017
Возраст каменного угля 8∙1015
Период обращения Солнца вокруг центра

звездной систе­мы—Галактики 6∙1015
Время, прошедшее после вымирания динозавров 2∙1015
Возраст человека как вида 6∙1013
Время, прошедшее после конца

последнего оледенения Земли 2,4∙1011

Средняя продолжительность жизни человека 2∙109

Период обращения Земли вокруг Солнца (год) 3∙107

Период обращения Земли вокруг своей оси (сутки) 9∙104
Время, за которое свет проходит расстояние

от Солнца до Земли 5∙102

Промежуток времени между двумя ударами

сердца человека 1
Минимальный интервал времени

между событиями, которые человеческий глаз

может воспринимать раздельно 10-1

Время одного взмаха крыла колибри 10-2

Время, в течение которого атом излучает свет 10-9
Время одного оборота электрона вокруг

протона в атоме водорода 1,7∙10-16

Время жизни короткоживущих элементарных частиц 5∙10-24




Приложение 2.

Как устроить живые часы?




Впервые цветочные часы устроил шведский естествоиспытатель Карл Линней в 20-х гг. ХVIII в.

Чтобы устроить живые часы, необходимо посадить цветущие растения в таком порядке, в каком они раскрывают или закрывают свои цветки


Время раскрывания цветков

4 ч

цикорий, шиповник

5 ч

мак

6 ч

одуванчик, полевая гвоздика

7 ч

колокольчик, картофель

8 ч

бархатцы, вьюнки

9–10 ч

ноготки, мать -и -мачеха

11 ч

торица

20 ч

душистый табак

21 ч

горицвет, ночная фиалка


Прежде чем составлять цветочные часы, необходимо определить свой «цветочный часовой пояс», который зависит от географического положения местности и времени восхода и захода солнца.

При посадке необходимо учитывать что, для крупномерных растений посадочные места должны быть по площади не менее 100 — 150 см2, для среднерослых — около 50 — 60 см2, для групп мелких и почвопокровных растений — около 30 см2.


Время закрытия цветков

12 ч

осот полевой

13-14 ч

картофель

14—15ч

одуванчик

15—I6 ч

мак, торица

16—17 ч

ноготки

17—18 ч

мать-и-мачеха

18—19 ч

лютик

19—20 ч

шиповник


Однако цветочные часы точно показывают время только в ясную и солнечную погоду. В пасмурные дни или просто перед переменой погоды они могут и обмануть. Поэтому рядом с часами можно создать коллекцию зеленых барометров, предсказывающих изменение погоды. Так перед дождем, закрывают свои венчики ноготки, астры и лютики


Как устроить живые часы

1. Разметьте круг диаметром 3 метра.

2. Разбейте полученный круг на 12 секторов.

3. Границы круга и секторов отделите галькой, гранитной крошкой или другим материалом.

4. Составьте список необходимых для цветочных часов растений.

5. Определите время посадки каждого растения.

6. Составьте план посадки.

7. Высадите в сектора растения в соответствии с временем раскрывания цветков.

8. Не забывайте «заводить» ваши часы—поливать, пропалывать, удобрять!


План проекта





1 - мак

2 - бархатцы

3 - душистый табак

4 - шиповник

5 - полевая гвоздика

6 - ноготки

7 - колокольчик

8 - горицвет

9 - мать - и - мачеха

10 - лютик

11 - картофель

12 - ночная фиалка


Похожие:

Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа iconКонкурс электронных учебных пособий проводится гаоу дпо пк (С) Тувинским государственным институтом переподготовки и повышения квалификации кадров, кафедрой математического образования и информационных технологий
Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров
Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа iconГоу дпо «Рязанский областной институт развития образования» Учебно-методический комплекс по программе профессиональной переподготовки по специальности «Государственное
Поступившие на ХI российский конкурс образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения...
Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа iconПрограмма курса «икт как ресурс развития профессиональной компетентности педагогов»
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа iconБелорусский концерн по топливу и газификации «белтопгаз»
...
Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа iconОгоу дпо «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»
Огоу дпо «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки» о накопительной системе повышения квалификации руководящих...
Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа iconРеспублики беларусь департамент по надзору за безопасным ведением
Экспертное обследование проведено согласно договорному письму Учреждения образования " Государственный институт повышения квалификации...
Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа iconРасписание занятий слушателей Института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия»
Директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров, к т н., доцент
Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа iconКраевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа iconЗапроса котировок «18» марта 2010 года №05 Уважаемые дамы и господа! Государственное учреждение
Государственный заказчик гу «Коми республиканский онкологический диспансер» извещает о размещении заказа способом запроса котировок...
Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа iconРабочая программа профессиональной переподготовки кадров «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»
Основная цель профессиональной переподготовки кадров по программе – дать слушателю необходимые теоретические и практические знания,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница