Политические инновации и политическая модернизация




НазваниеПолитические инновации и политическая модернизация
страница1/9
Дата09.09.2012
Размер3.15 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Российская ассоциация политической науки

Исследовательский комитет

По проблемам публичной политики и гражданского общества


Государственный Университет – Высшая школа экономики

Санкт-Петербургский филиал

Отделение прикладной политологии


Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический

центр «Стратегия»


Политика как фактор инновационного развития

Материалы Международной российско-германской научной конференции Санкт-Петербург, 23 апреля 2010 года


Норма

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010


ББК Ф01 + 65,9 (2Рос)

П 50


Рецензенты: д.ф.н., профессор Г.Л.Тульчинский

К.ф.н., профессор В.В.Костюшев


Рекомендовано к печати кафедрой прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, протокол № 4 от 1 июня 2010 г.


Политика как фактор инновационного развития. Материалы Международной российско-германской научной конференции, Санкт-Петербург, 23 апреля 2010 г. / Под научн. ред. А.Ю.Сунгурова. – СПб.: Норма, 2010. – 104 с.

ISBN 978-5-87857-176-0


Сборник материалов конференции «Политика как фактор инновационного развития» продолжает курс на обсуждение закономерностей развития и распространения общественно-политических инноваций, начатый на Международной конференции «Политическая культура как ресурс и барьер инноваций», состоявшейся 23-24 октября 2009 г. В сборнике статьи и тезисы подготовленные участниками этих двух конференций. Среди основных тематических направлений сборника – политические инновации в контексте политической модернизации, инновации в политике на региональном и местном уровнях, инновационные подходы в молодежной политике.

Сборник рассчитан на ученых и лидеров неправительственных организаций, государственных чиновников, представителей бизнеса и журналистов– на всех лиц, заинтересованных в инновационном развитии нашей страны, основном на приоритете прав человека и развитию свободы личности.




Издание осуществляется при поддержке Петербургского представительства Фонда им. Конрада Аденауэра.


с СПб центр “Стратегия”, 2010

c Норма,2010


Содержание

А.Ю.Сунгуров. Политические инновации как технологии «очеловечивания власти»

(вместо введения)…с. 5-8


Раздел 1. Политические инновации и политическая модернизация


А.В. Дахин. Смена высших политических команд: Анализ незавершённой политической инновации в России…. С. 9-14


А.А. Балаян. Политическая элита и инновационное развитие современной России: проблемы и перспективы… с. 15-18.


Н.А. Баранов. Государство и гражданское общество в инновационной среде….с.19-23.


В.А. Вальдман. Россия в поисках смысла – от нереализованных идей модерна к новой парадигме реальности….с. 23-28.


А.О. Зиновьев. Диалектика стратегической рациональности и коммуникативной рациональности в формировании инновационной политики в современной России…с. 29-31.


В.М. Теребихин. Антропополитика - политика антропологического преображения России как важнейшего направления социогуманитарного обеспечения инновационного развития: идеи к проектированию концепции нормативной модели…с. 32-34.


Ф.В. Юзликеев. Русская Православная церковь как инструмент внедрения политических инноваций в современной России…..с. 35-36


Раздел 2. Региональная и муниципальная политика


Г.Л.Тульчинский. «Проблема моногородов»: от «спасения» и выживания к социальной политике как основе модернизации и инновационного развития… с. 37-44.


М.Н. Игнатьев. Опыт ОАО «СУЭК» в решении актуальных проблем российских моногородов в рамках частно-государственного партнерства…с. 45-47.


Р.М. Вульфович. Административная реформа как политическая дилемма…с. 48-50.


Н.В. Еремина. Проблема развития региональных инноваций: фактор культурно-исторического наследия в отношениях «центр-периферия» (на примере национальных регионов Великобритании)…с. 51-55.


Д.А. Егоров. Местное самоуправление – поле для инноваций…с. 56-58.


Раздел 3. Молодежная политика

Т.Р.Ахметова. Государственная молодежная политика как фактор развития человеческого потенциала нации…с. 59-60.


Е.А.Вандышева. Запретить нельзя дозволить (к вопросу о правовых рамках молодёжного политического участия)…с. 61-65.


А.А.Малькевич Роль «новых СМИ» в политической социализации и гражданском образовании молодежи (на примере Великобритании)….с. 66-73.

А.В. Кострикин. Роль молодежных общественных объединений в формировании и развитии политической культуры и реализации социально-инновационной деятельности...с. 74-77.


Е.В Берестенников. Молодёжная политика в инновационном развитии…с. 78-80.


Раздел 4. Инновации в социальной политике и менеджменте.


О.А.Лещенко. Инновационная политика на рынке труда. О чем говорят сегодня….с. 81-85.


Г. Путра. Проблематика процесса адаптации новой экономической модели…с. 86-88.


Раздел 5. Хроника событий


А.Ю. Беляев. Международная российско-германская научная конференция

«Политика как фактор инновационного развития», Санкт-Петербург,

23 апреля 2010 года. Обзор. …с. 89-96.


Список авторов


Александр Сунгуров

Политические инновации как технологии «очеловечивания власти»

(вместо введения)


Предлагаемый читателям сборник содержит, прежде всего, материалы Российско-Германской научной конференции «Политика как фактор инновационного развития», состоявшейся в Санкт-Петербурге 23 апреля 2020 года при поддержке Петербургского представительства фонда К.Адунауэра1. В него также вошли ряд текстов, подготовленных к Международной конференции ««Политическая культура как ресурс и барьер инновационного развития», прошедшей также в Санкт-Петербурге 23-24 октября 2010 года. Собственно, и сама апрельская конференция является своего рода развитием дискуссий, начатых в октябре 2009 года – дискуссий, направленных на лучшее понимания закономерностей инноваций в общественно-политической сфере, а также причин сопротивления среды этим инновациям2.

Эта тема является для коллектива кафедры прикладной политологии, работающего в конструктивном сотрудничестве с СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ, важной и сущностной. Так, деятельность СПб центра СТРАТЕГИЯ как центра публичной политики уже в течение семнадцати лет направлен именно на разработку и внедрение в российскую общественно-политическую среду инновационных институтов и практик. Среди них – гражданские инициативы предупреждения коррупции3, технологии общественного участия в бюджетном процессе различного уровня4, развитие института Уполномоченного по правам человека в регионах России5. И не случайно выпущенная к пятнадцатилетию СПб центра СТРАТЕГИЯ брошюра имела подзаголовок «Пятнадцать лет очеловечивания власти»6.

Накопленный опыт практической работы по развитию подобных инноваций стал одним их оснований для открытия в 2010 году на базе отделения прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ магистерской программы «Политические институты и инновации». Соответственно, мы надеемся, что представленные в данном сборнике материалы, также, как и материалы предыдущей конференции, будут полезными для наших магистрантов.

Первый раздел настоящего сборника включает тексты, посвященные проблемам политических инноваций в процессе политической модернизации. Так, преподаватель кафедры прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ А.А.Балаян анализирует требования к политической элите страны, необходимые для эффективного развития инновационных процессов, а профессор кафедры политологии СПбГТУ «Военмех» Н.А.Баранов рассматривает те проблемы взаимодействия государства и структур гражданского общества. В этом же разделе представлены тексты и тезисы выступлений, связанные с культурным контекстом развития общественно-политических инноваций, в том числе и связанные с позицией Русской православной церкви.

Во втором разделе представлены тексты, связанные с проблемами инновационного развития на региональном и местном уровне. Так, в статье профессора кафедры прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ Г.Л.Тульчинского поднимаются проблемы развития моногородов, которые включают в себя и готовность их жителей к изменению привычных им стереотипов жизни. Эта тема получает развитие в тексте заместителя директора по связям и коммуникациям ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» М.Н.Игнатьева, которые рассматривает практический опыт крупной корпорации в решении проблем моногородов. В этом же разделе рассматриваются и проблемы реализации на региональном уровне административной реформы (текст профессора СЗАГС Р.М.Вульфович) и английский опыт учета национально-культурных особенностей в развитии отношений центр - регионы (статья доцента факультета международных отношений СПбГУ Н.В.Ереминой).

Третий раздел посвящен различным аспектам молодежной политики в современной России. Так, преподаватель кафедры прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ Е.А.Вандышева анализирует противоречия, существующие в нормативной базе для развития молодежного политического участия, а старший преподаватель Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы А.В.Кострикин, имеющий большой практический опыт реализации молодежной политики, посвятил свой текст роли молодежных общественных объединений в формировании и развитии политической культуры и реализации социально-инновационной деятельности.

В последнем, четвертом разделе настоящего сборника можно выделить статью преподавателя кафедры прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ О.А.Лещенко, посвященную различным аспектам инновационной политики на рынке труде.

Отметим также, что каждый из разделов сборника завершается тезисами сообщений студентов СПб филиала ГУ-ВШЭ, которые приняли активное участие в апрельской конференции.

В заключение сформулируем важный тезис, который содержался в большинстве прозвучавших на конференции 23 апреля 2010 года выступлений. Это – тезис о том, что никакое инновационное развитие в экономике и бизнесе не будет эффективным, если параллельно не будет расти уровень свободы в общественно-политической жизни. Время «шарашек» и «закрытых зон пусть и с двойными пайками масла» уже давно прошло, и сейчас необходимо думать о развитии практик общественного участия в деятельности власти и гражданского контроля деятельности властных структур.


Раздел 1. Политические инновации и политическая модернизация


А.А. Балаян


Политическая элита и инновационное развитие современной России: проблемы и перспективы

В любом переходном обществе разные периоды требуют различных политических лидеров и элит, обладающих определёнными навыками и способностями. Элитные группы должны либо смениться, либо адаптироваться к различным задачам, поскольку, как указывает Ф. Шмиттер - это требует консолидации подходов, которые полностью отличаются в переходный период.7 Изменение системы оказывает серьёзное влияние на политическую элиту и можно выделить два сценария развития событий. Первый сценарий - изменения «снизу», когда к власти приходит сформировавшаяся контрэлита, де-факто поддерживающаяся большинством населения. Этот процесс характеризуется также крайней слабостью номенклатуры, неспособностью откликнутся на внешние и внутренние вызовы или достаточно сильной номенклатурой, но не являющейся легитимной в глазах общества. Надо заметить, что данный сценарий возможен при остром кризисе правящих кабинетов и при наличии серьёзной оппозиции внутри страны. Второй сценарий - изменения «сверху» что характеризуется отсутствием или сильной разрозненностью оппозиционных сил, которые по этой причине не способны выдвинуть сильную контрэлиту. Таким образом, контрэлита выделяется внутри правящей элиты. Эти два сценария, как правило, сочетались в Восточной Европе и на пространстве бывшего СССР. Если в Европе был перекос в сторону первого сценария, то на постсоветском пространстве ситуация была обратная. Именно это различие является, на наш взгляд, одним из центральных в дальнейшем развитии России.

Как показывает практика, большую роль во внедрении инноваций играет политическая элита страны. Именно от грамотного руководства инновационной модернизацией зависит её успех или неудача. Большую роль в переходе к инновационной модернизации играет уровень развития и компетентности политической элиты. Так, исследователь Г. Пейдж, определяя политическую элиту, как людей занимающих высокое положение в обществе, обладающих в связи с этим богатством и способностью принуждать, подчеркивает, что неотъемлемой частью политической элиты при нормальном развитии общества является её высокий профессионализм.8 То есть, по мнению исследователя, улучшение положения в обществе прямо пропорционально профессиональным качествам политической элиты развитых социально-политических систем. Схожую точку зрения высказывает Т. Боттомор, который рассматривает политические элиты не как тех, кто находится в верхней части любой иерархии, а как функциональные, в основном профессиональные группы, которые имеют высокий статус в обществе.9 Фактически, данная сторона формирования и функционирования элиты верна лишь для стабильных демократических систем, где сформированы основные социально-политические институты. Только в этом случае может быть эффективно проведена инновационная модернизация страны. Для современной России это, на данный момент, неактуально.

Своеобразной лакмусовой бумажкой для характеристики стабильности режима, является реакция на кризисные явления. Как отмечают Д. Хигли и М. Бертон – «исторические события показывают, когда режим сталкивается с различными кризисными явлениями и процессами, элиты, как правило, начинают изменять институты радикальными способами».10 Фактически институты отражают интересы тех, кто их создал и никак иначе. Элита не склонна изменять себя, она изменяет под себя систему. В данную концепцию вписывается, например, отмена в России выборов губернаторов в 2004 году. Это решение на самом деле являлось типичной реакцией на кризисную ситуацию в переходном режиме. Подобные примеры достаточно редко встречаются в странах с формировавшейся политической системой и, следовательно, институтами. Это говорит о неготовности политической элиты России пересматривать стратегии своего поведения под воздействием кризисных явлений. Таким образом, логичная реакция на кризисные явления – не демократизация системы, а ещё большая авторитаризация.

В последние несколько месяцев политическая элита России выдвинула тезис об инновационной модернизации как возможности в скором времени перейти к постиндустриальной экономике. Но уже очевидно, что мировой экономический кризис носит структурный характер и призван уничтожить все, что тормозит внедрение инновационных технологий, прорывов. Та страна выйдет из кризиса окрепшей, обновленной, чья политическая элита найдет адекватные «ответы» на глобальные «вызовы», использовав не только финансовый, экономический, но и интеллектуальный потенциалы своего общества. Таким образом, можно констатировать, что перед политической элитой стоит выбор между двумя стратегиями поведения. Фактически перед лицом внешнего кризиса, у политической элиты современной России существует два варианта действий: а) дальнейшая авторитарная трансформация системы, направленная на выход из экономического кризиса; б) форсированная демократизация системы, направленная на преодоление политического и уже затем экономического кризиса. Как можно заметить, в такой дилемме сталкиваются как бы два видения проблемы: 1.Мнение о чисто экономических проблемах, обострившееся с кризисом; 2.Менение о кризисе системы в целом, который независимо от всемирного экономического кризиса рано или поздно оказал бы негативное воздействие на государство. Проблема с нашей точки зрения несколько шире и оба варианта взаимосвязаны. Для преодоления кризиса слаборазвитыми странами предполагается проведение модернизации. Программа политической элиты 2000-2009 год предполагала определённый проект, в данном случае авторитарную модернизацию. Однако он не был реализован. Таким образом, политическая элита не справилась с главной постулируемой задачей. Логика политической элиты понятна - отставание современной России от развитых стран настолько велико, что на современном этапе нужна инновационная модернизация, которая невозможна в рамках такой системы. Однако данный тезис не учитывает того факта, что полноценная инновационная модернизация возможна лишь при демократизации. В связи с этим, очевидно, что представители высшей политической элиты России не готовы к инновационной модернизации страны. Для реализации же плана инновационной модернизации могут быть осуществлены следующие изменения:

Некоторые меры по демократизации социально-политической системы России.



Направление изменений.

Основное содержание преобразований.

Эффект на выходе.

1.Полноценная циркуляция элит.

Ликвидация блокираторов в лице излишней бюрократизации системы. Либерализации социально-политической и экономической системы страны.

1.Обеспечение максимально эффективного функционирования элиты.

2.Улучшение взаимодействия между ветвями власти.

2.Преодоление остатков командной системы управления.

(по образцу стран Восточной Европы).

Внедрение принципа собственной компетенции.

Создание условий для перехода от «пирамидальной» модели власти к модели правовой (управление не через людей, а через право).


1.Ликвидация административной зависимости «по вертикали». 2.Создание гарантий от вмешательства кого бы то ни было во властные прерогативы, создание правового государства, независимой судебной системы.

3.Консенсус элит вокруг правил согласования интересов и урегулирования конфликтов.

Игра по правилам, устанавливаемая в соответствии с общепринятыми процедурами.


Повышение степени собственной ответственности должностных лиц
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Политические инновации и политическая модернизация iconПрограмма дисциплины «Современная политическая наука» Для направления 030200. 68 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 520900...
Политические инновации и политическая модернизация iconПрограмма дисциплины «Современная политическая наука» Для направления 030200. 68 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 520900...
Политические инновации и политическая модернизация iconРоль политического дискурса в политических изменениях: глобальный, региональный и национальный уровни
...
Политические инновации и политическая модернизация iconПрограмма дисциплины «Политические идеологии»
Освоение «Политических идеологий» предваряет переход к изучению студентами таких дисциплин, как «Современная российская политика»,...
Политические инновации и политическая модернизация iconПолитическая ответственность в условиях модернизации казахстанского общества (политологический анализ)
...
Политические инновации и политическая модернизация iconПрограмма научного семинара «Политические партии и политическая конкуренция в демократических и недемократических режимах»
Макаренко Б. И. Политическая конкуренция в России: нынешнее состояние и перспективы
Политические инновации и политическая модернизация iconРеферат по дисциплине “Политология” на тему “ Политические субкультуры и их роль в обществе.”
«совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей». Так как политическая деятельность занимает не последнее...
Политические инновации и политическая модернизация iconТемы рефератов по политологии. Политические процессы и политическая динамика

Политические инновации и политическая модернизация iconИнститут европы ал. А. Громыко
Политическая модернизация великобритании: от вестминстерской к плюральной модели демократии
Политические инновации и политическая модернизация iconПолитическая Интернет-коммуникация в современном региональном пространстве (на материалах Республики Бурятия)
Специальность 23. 00. 02. – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница