Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики




Скачать 115.84 Kb.
НазваниеВитебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики
Дата22.12.2012
Размер115.84 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

“Витебский государственный университет имени П.М. Машерова”

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор УО “ВГУ им. П.М. Машерова”

профессор А.В. Русецкий

____________________


“___” _____________ 200__г


П Р О Г Р А М М А


вступительного экзамена в магистратуру по специальности

1-08 80 02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика)


Программа утверждена на

заседании кафедры информатики и ИТ

Протокол №___ от «____» ________ 200__ г.

Витебск 200__ г.


1.Общие вопросы методики преподавания информатики.

Проблема целеполагания при изучении информатики. Выбор целей изучения курса информатики, его неоднозначность. Варианты системы целей. Влияние других дисциплин на формирование целей курса информатики. Отношения информатики с математикой и физикой, двойственность взаимного влияния.

Понятие информационных технологий, их cоотношение с информатикой. Соотношение между ремеслом, технологией и творчеством в информатике и МПИ.

Уровни работы с компьютером школьника, студента, профессионала. Методы определения уровня, достигнутого обучаемым. Соотношение понятий “уровень” и “стиль” работы за ЭВМ.

Концепции информатизации образования, трудности их практической реализации, причины. Проблема отбора содержания обучения в связи с целями обучения.

Компьютерная грамотность, история развития понятия. Компьютерная образованность, пути ее достижения. Понятие информационной культуры, варианты его содержания. Информационная культура личности, коллектива и общества. Сопоставление уровней освоения ПЭВМ и целей обучения; методы обнаружения и снятия рассогласования.

Проблема конкретизации общих принципов дидактики применительно к преподаванию информатики. Признаки научности содержания и методов обучения информатике. Преобразование последовательного изложения материала в цикличное, причины и результаты. Последовательность изучения в информатике как цикличность движения по материалу. Обобщающее повторение, его признаки. Смысл и цели ограничения в сознательности усвоения при работе с ЭВМ. Доступность материала, связь с исторической инверсией знания при изучении информатики. Наглядность и возможное снижение информативности при графическом диалоге с ЭВМ. Сопоставление текстового и пиктограммного диалога через меню. Активность и рефлексия обучаемого как решение проблемы диалога с ЭВМ. Прочность знаний, целесообразность затрат учебного времени на раскрытие межпредметных связей. Сочетание индивидуального и коллективного подхода при работе с ЭВМ. Эффективность обучения как объемлющий принцип применительно к информатике. Связь теории с практикой в условиях безбумажной информатики.

Структура содержания школьной информатики; проблема отбора и упорядочивания материала. Цикличность в развертывании содержания, оптимизация повторов. Возможные алгоритмы порождения тем и разделов курса. Перспективы информатики в школе как предмета (цели) или средства обучения. Снижение возраста обучаемых, учет ограничений графического диалога. Перспективы курса информатики в вузе.

Связь интереса к предмету с потребностями личности обучаемого и педагога. Свобода и безопасность деятельности в информатике. Соотношение свободы и ответственности при контактах через компьютерные сети,

Связь с информационной культурой личности. Эмоциональный контакт и "одушевление" программ. Ориентировочная потребность и возможность разрушения компьютерной среды. Роли игры в информатике. Потребность в удовольствии, ее нормальная и искаженная реализация. Виды самоутверждения, самовыражения, самооценки при работе с ЭВМ. Виды общения: с компьютером, программой и человеком. Сети ЭВМ и анонимное общение. Познание мира, компьютера и себя, связь с самооценкой. Этические проблемы авторства при взаимопомощи, копировании данных и программ. Потребность смысла жизни и ее возможные подмены. Творчество и нечеткие задачи, виды реакции обучаемого на нечеткость постановки задач. Связь нечетких задач с реальностью.

Технические средства обучения информатике. Противоречивость требований к компьютеру, кабинету информатики. Мощность ЭВМ и эффект от ее применения. "Гонки" за памятью и быстродействием, их результаты. Дидактические возможности локальной сети. Особенности общения через сеть в сравнении с личными контактами. Мобильные телефоны как новое поколение ПЭВМ.

Программные средства (ПС) в курсе информатики. Пути к инвариантности знаний обучаемых в условиях разнотипности программных и технических средств. Эволюция основных типов ПС, ее результаты. Конвергенция языков программирования, ее признаки и результаты.

Информационные средства обучения как система. Особенности компьютерного текста сравнительно с письменной и устной речью. Проблема оптимального сочетания видео- и программируемых изображений.

Эволюция справочного и раздаточного материала в направлении безбумажной информатики. Гипертексты как сети знаний, их дидактическая оценка. Мультимедиа и нагрузка на мозг обучаемого.

Проблема классификации методов обучения в информатике, подходы к ее решению. Способы передачи опыта творческой деятельности в информатике. Понятие открытой программы, метод открываемых программ. Теория и практика в информатике, сравнение с общенаучными категориями. Логические аспекты методов обучения. Причины перевеса неполной индукции, аналогии и переноса над формальными, процедурными формами мышления. Особенности анализа и синтеза в информатике. Теория поэтапного формирования умственных действий и неалгоритмические, творческие компоненты мышления учащегося. Роль ассоциативного мышления в изучении информатики.

Контроль тестированием и самотестированием, их сравнение. Критерии понимания решения задачи обучаемым при слабом изменении постановки задачи или текста программы.

Отражение эмоционально-ценностного отношения в деятельности учителя и учащегося, связь с потребностями личности.

Факторы, определяющие организационные формы обучения; компьютер как формообразующий фактор. Проблема сочетания коллективной и индивидуальной работы в информатике. Виды взаимодействия учащихся в сети ПЭВМ. Историческое развитие организационных форм обучения и информатика.

Олимпиады по информатике, их цели. Особенности задач повышенной трудности. Порождение олимпиадных задач методом ограничений. Некоторые типовые приемы преодоления ограничений. Методика тестирования задач с ограничениями.

2. Проблемы частной методики преподавания тем курса информатики.

Способы введения в школьную информатику. Типология задач введения, их связь с понятиями HARD, SOFT, BRAIN. Четвертая компонента современной информатики. Второе введение в информатику в вузе и цикличность изучения.

Выявление функций блоков ПЭВМ методом мысленного их удаления, связь с историей развития ВТ.

Освоение готовых программных средств (ПС) как проблема методики. Место темы в связи с трудовым обучением. Внешние и скрытые цели обучения работе с готовыми ПС. Роль мысленной модели программы в процессе ее освоения. Метод погружения при изучении готовых ПС. Приоритетные формы умственной деятельности учащегося при освоении готовых ПС. Моменты и уровни изучения готовых ПС в курсе информатики, причины распределенного освоения. Сравнение обучения на учебных и профессиональных средах. Критерии освоения обучаемым готовой программы.

Типы и структуры данных и исполнители над ними, связь понятий "тип данных" – "исполнитель". Роль стереотипа прямого управления в диалоге человека с ПЭВМ. Возврат стереотипа прямого управления исполнителем в диалоговых программах. Оптимальный выбор учебных исполнителей. Связь понятия исполнителя с понятиями модуля и объекта.

Основы алгоритмизации. Сравнение способов описания алгоритмов и процесса их исполнения. "Изобретение" составных команд обучаемым. Виды команд циклов в языках, уровни сложности команд. Методика составления циклов "с середины", ее причины. Проблема доказательности в построении алгоритмов; исчерпывающее тестирование и метафора "белого ящика". Идеи о неупорядоченных командах выбора и цикла, критерии и особенности их применения. Возможности пошаговой реализации составных команд на локальной сети школьных ПЭВМ.

Логические условия как утверждения о свойствах данных. Статика и динамика в логических условиях.

Типология задач с табличными данными и их алгоритмы. ЭТ как синтез данных, результатов и алгоритма на одном экране, связь с этапами решения задачи на ЭВМ. Абстрактное и конкретное в формулировках задач, связь с информационной культурой личности. Виды встроенных циклов в электронных таблицах. Описание циклов на электронных таблицах при помощи языка программирования (ЯП), точность описания.

Вспомогательные алгоритмы (ВА) как основа процедурных ЯП. Точки зрения на ВА. Пошаговая детализация и сборка как метод программирования и дидактический прием. ВА - функции, связи с математикой. ВА и электронные таблицы.

Моделирование и компьютер. Цели и проблема классификации компьютерных моделей. Методы моделирования в прикладных задачах. Метод дискретизации как основной путь к компьютерному моделированию. Алгоритмы типа Монте-Карло и предопределенность действий ЭВМ, компьютерная "вероятность".

Математический аппарат компьютерного моделирования. Уровни работы с моделями и информационная культура учащегося. Применение готовых ПС для моделирования, выбор ПС. Этапы решения задачи на ЭВМ, их дидактические особенности. Эволюция этапности решения задачи в средах типа ЭТ.

Методика изучения языков программирования. Цели изучения и уровни освоения языка. УАЯ как общая часть процедурных языков. Место языка программирования в системе знаний школьника и учителя, пользователя и программиста.

Цели изучения устройства ЭВМ. Представление об элементах "И", "ИЛИ", "НЕ" как о функциях, их моделирование средствами языка программирования. Суперпозиция функций в программе-модели и программный синтез простых схем. Связь между понятиями имя, тип и значение величины и ячейкой памяти ЭВМ, точность аналогий. Процессор как первичный интерпретатор. Понятие интерпретации в контексте методов обработки некомпьютерных данных.

Литература.

1. Белошапка В., Лесневский А. Основы информационного моделирования.- Информатика и образование.- 1989.- N3.

2. Бордовский Г.А.,Извозчиков В.А., Исаев Ю.В. и др. Информатика в понятиях и терминах. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1991.

3. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие.- Мн.: Выш. шк., 1998.

4. Касаткин В.Н. Информация. Алгоритм. ЭВМ. Пособие для учителя.- М.: Просвещение.- 1991.

5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.- М.: Педагогика, 1988.

6. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.

7. Становление информатики.- Кибернетика. - М.:Наука, 1986.

8. Суханов А.П. Информация и прогресс.- Новосибирск: Наука,1988.

9. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. под ред. Краевского В.В., Лернера И.Я.- М: Педагогика, 1989.

10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.. Психологический справочник учителя.- М.:Просвещение, 1991.

11. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989.

12. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели.- М: Радио и связь, 1982.

ВОПРОСЫ

к вступительному экзамену в магистратуру для специальности

1-08 80 02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика)


1. Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Система целей преподавания информатики.

2. Уровни овладения компьютером. Информационная грамотность, образованность и культура.

3. Реализация общих принципов дидактики в преподавании информатики.

4. Интерес учащегося к информатике, связь с его потребностями.

5. Содержание основных разделов школьного курса информатики.

Профильные и углубленные курсы информатики в школе.

6. Сравнение школьных учебников информатики. Концепции авторов.

Способы движения по материалу.

7. Перспективы школьного курса информатики.

8. Типовой школьный кабинет вычислительной техники (КВТ), его

назначение и оборудование. Организация работы КВТ.

9. Базовое программное обеспечение школьного компьютера. Локальная сеть школьных ПЭВМ, ее функции и дидактические возможности.

10.Базовое программное обеспечение школьной ПЭВМ. УАЯ, его возникновение и эволюция. Системы программирования Кумир, Интал.

11.Информационные средства методики информатики. Роль учебника.

Разработка инструкций. Содержание плакатов. Учебное кино и телевидение. Предъявление информации при помощи ЭВМ.

12.Система методов обучения применительно к информатике. Учет содержания обучения. Источники информации. Теория и практика. Логические операции учащегося. Обратная связь.

13.Реализация методов преподавания и изучения информатики. Рассказ. Лекция. Беседа. Инструктаж. Работа с текстом. Обучение освоению и разработке программ. Индивидуализация обучения.

14.Организационные формы изучения информатики. Лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум. Экскурсии. Факультативы. Олимпиады.

15.Вводное занятие. Роль информатики и ЭВМ в жизни общества. Знакомство с ЭВМ. Начальные навыки работы на персональном компьютере.

16.Понятие алгоритма и управления. Прямое и компьютерное управление. Формальное исполнение алгоритма. Понятие исполнителя.

17.Изучение программных средств обработки графики, ее дидактическая роль. Исполнители над дискретной и непрерывной графикой.

18.Изучение программных средств обработки текстов. Литерный тип.

19.Логический тип. Отношения между величинами в качестве условий.

Составные условия.

20.Изучение темы "Поиск информации". СУБД и ОС как средства поиска. СУБД для школьных ПЭВМ.

21.Реализация наглядности исполнения числовых алгоритмов. Таблицы

исполнения, их виды.

22.Аргументы, результаты и промежуточные величины. Присваивание,

уровни его освоения.

23.Табличные величины. Сравнение обработки таблиц в языках высокого уровня и электронных таблицах.

24.Методика ввода и объяснения команд циклов. Преодоление стереотипа прямого управления. Понятие о неупорядоченном переборе.

25.Методика ввода и объяснения команд ветвления и выбора. Неупорядоченный выбор, его дидактические преимущества.

26.Вспомогательные алгоритмы, моменты изучения. Алгоритмы-функции. Способы построения и объяснения алгоритмов: пошаговая детализация и сборка.

27.Моделирование в школьной информатике. Понятие модели. Классификация моделей.

28.Программные средства разработки моделей. Математический аппарат учебного моделирования, причины и способы упрощения.

29.Примеры моделей из разных дисциплин. Уровни работы учащегося с моделью.

30.Изучение устройства ЭВМ. Основной алгоритм работы процессора.

31.Цели изучения языка программирования. Уровни освоения языка.

32.Особенности изучения курса информатики в зависимости от обеспеченности компьютерами и программными средствами.


Зав.кафедрой информатики и ИТ Бочкин А.И.

Похожие:

Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики iconПрограмма государственного экзамена для выпускника факультета информатики кгпу
Эвм и информационные технологии, общие вопросы методики преподавания информатики и использование вычислительной техники в учебном...
Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики iconПрограмма спецкурса для студентов специальности 1-31 03 01-02 математика специализации 1-31 03 01-02 16 Методика преподавания математики и информатики
Автор: Романовский Юрий Яцентович, преподаватель кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики ГрГУ
Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики iconВопросы к вступительным экзаменам
Объект и предмет методики, её задачи. Основные закономерности методики обучения иностранным языкам: закономерности смежных наук,...
Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики iconОбщие вопросы информатики
Колин К. К. Новая стратегическая компьютерная инициатива США и задачи России в области развития фундаментальной информатики. №7
Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики iconОбщие вопросы информатики
Колин К. К. Новая стратегическая компьютерная инициатива США и задачи России в области развития фундаментальной информатики. №7
Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики iconИ методики его преподавания межвузовский
П78 Проблемы русского языка и методики его преподавания: Межвуз сб науч метод ст. / Под общ ред. А. Ф. Калинина. — Балашов: Изд-во...
Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики iconОбласти (июнь июль 2010г.) Аналитический
Студенецкая В. Н., методист кафедры теории и методики преподавания математики и информатики вгапкро
Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики iconДоклад по теме: Некоторые аспекты методики преподавания современного курса информатики
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Лениногорска» рт
Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»
Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной...
Витебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики icon§ из истории дореволюционной методики физики
П. И. Гиларовский, прогрес­сивные идеи которых нашли в дальнейшем полную поддержку и развитие в России. Таким образом, методика физики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница