Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования




НазваниеРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
страница1/7
Дата20.12.2012
Размер0.97 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры прикладной информатики

«___» ________________ 2012 г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 2012 г.

протокол № ____


Председатель _____________ Воротникова А.И.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Мировые информационные ресурсы»


Автор: к.т.н., доцент Петров Г.А.


Направление: 080800.62 «Прикладная информатика»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2010 г.

Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Мировые информационные ресурсы»


1.1. Назначение и цели дисциплины

Цель изучения дисциплины «Мировые информационные ресурсы» – формирование у студентов знаний о состоянии рынка информационных ресурсов и услуг и практических навыков по их получению и использованию при принятии решений в сфере профессиональной деятельности.

Задачи изучения дисциплины.

  1. Изучение структуры и состава МИР.

  2. Освоение навыков поиска информации в профессиональных базах, деловых ресурсах Интернет и библиотеках.

  3. Приобретение навыков проведения аналитических исследований рынков, товаров и услуг.

  4. Приобретение навыков, оформление в соответствии с существующими требованиями результатов проведения аналитических исследований.


1.2. Обязательный минимум содержание дисциплины

Информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия.

Мировые информационные ресурсы: определение, классификация и характеристика основных структур  (баз данных, сетей) по различным признакам. Мировые информационные сети: структура информации, правила поиска, практикум.

Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами (по отраслям) через специализированные сетевые структуры; комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов.


1.3. Структура дисциплины

Курс «Мировые информационные ресурсы» общим объемом 140 академических часов изучается студентами заочной формы обучения. В течение семестра предусмотрено выполнение студентами контрольных работ. Контрольная работа является одной из форм отчетности и выполняется студентом самостоятельно в форме литературного обзора или реферата по одной из предусмотренных программой курса тем. Студент осуществляет поиск источников информации по выбранной теме, анализирует найденную информацию, развернуто раскрывает тему, формулирует выводы. Допускается использование источников из сети Internet, за исключением полного заимствования текстов публикаций, рефератов и других работ. Помимо контрольной работы формой отчетности является экзамен.

Учебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» входит в раздел специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ.

Учебная дисциплина представлена следующими темами:


Тема 1. Основные термины и понятия дисциплины

Тема 2. Информация и бизнес

Тема 3. Мировые информационные ресурсы и их использование

Тема 4. Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры

Тема 5. Оценка эффективности использования мировых ресурсов

1.4. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении дисциплины

При выдаче заданий на самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной ра­боты студента являются:

  • Уровень освоения студентом учебного материала;

  • Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • Сформированность общеучебных умений;

  • Обоснованность и четкость изложения ответа;

  • Оформление материала в соответствии с требованиями.


1.5. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Мировые информационные ресурсы» студент должен:

знать

пути развития отечественных и зарубежных информационных ресурсов.

характеристики основных секторов рынка информационных услуг России и вопросы использования деловой информации при принятии решений в государственных и коммерческих структурах.

уметь

применять полученные теоретические знания к решению практических вопросов планирования, проектирования, разработки, интеграции и эксплуатации информационных систем для решения сложных управленческих проблем поддержки принятия решений.

организовать работу по доступу к деловой информации на базе современных информационных технологий.

владеть:

навыками поиска и анализа информации на основе Интернет-ресурсов.


1.6. Критерии оценки знаний студентов

Изучение учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы» завершается экзаменом. Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме, по билетам. Каждый билет содержит два вопроса.

Оценку «Отлично» получают студенты, правильно и подробно отвечающие на вопросы экзаменационного билета, демонстрирующие собственное отношение к оценке фактов, теорий и методов.

Оценку «Хорошо» получают студенты, отвечающие на вопросы экзаменационного билета с некоторыми погрешностями, не компенсируемыми дополнительными вопросами.

Оценку «Удовлетворительно» получают студенты, допускающие погрешности и пробелы в знаниях при ответах на вопросы билета и дополнительные вопросы, но способные при внешней помощи решить поставленную задачу.

Оценку «Неудовлетворительно» получают студенты, допускающие значительные пробелы в знаниях, принципиальные ошибки при ответах на вопросы.


Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы»


2.1. Рабочая учебная программа


  • Содержание курса




Наименование тем

Количество часов

(в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Практ.

занятия

Самостоятельн. работа

Всего часов по теме

Тема 1. Основные термины и понятия дисциплины

2

1

26

29

Тема 2. Информация и бизнес

2

1

28

31

Тема 3. Мировые информационные ресурсы и их использование

2

1

28

31

Тема 4. Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры

2

1

28

31

Тема 5. Оценка эффективности использования мировых ресурсов

2




28

30

Итого по курсу:

10

4

126

140



План практических занятий


1. Основные способы поиска информации в Internet

Навигация: гипертекстовые ссылки (World Wide Web), строки-селекторы (Gopher).

Информационный поиск: archie, veronica, wais, Information Retrieval Systems.


2. Индексирование и Поиск

Модели индексирования и поиска: векторная модель информационного потока, нечеткие множества, вероятностная модель.

Типы информационно поисковых языков: традиционные ИПЯ, взвешивание терминов, ИПЯ типа "Like this".

Способы коррекции результатов поиска: фильтрация, коррекция по релевантности, кластеризация.


3. Основные компоненты технологии World Wide Web

Структура прикладного программного обеспечения ПК, подключенного к локальной сети TCP/IP: язык гипертекстовой разметки документов HTML (HyperText Markup Language), универсальный способ адресации ресурсов в сети URL (Universal Resource Locator), протокол обмена гипертекстовой информацией HTTP (HyperText Transfer Protocol), универсальный интерфейс шлюзов CGI (Common Gateway Interface). Архитектура WWW-технологии.


4. Программы сканирования сети. Программы для WWW.

Программы сканирования сети. Основное назначение и области применения: ведение баз данных World Wide Web, создание "зеркал", поиск информационных ресурсов, комбинированное использование. Индексы. Состав индексов различных систем.

Программы для WWW: Browsers, сервера, Tools, стандартизация, безопасность, русский язык, новые технологии, VRML.


Вопросы для подготовки к зачету по курсу


  1. Почему возник Интернет?

  2. Опишите основные этапы процесса возникновения и становления Интернета.

  3. Дайте определение понятию «клиент-серверная модель». Расскажите об ее основных компонентах и принципах их взаимодействия. Приведите примеры.

  4. Расскажите об основных принципах работы веб-сервера в случае, когда речь идет о статических веб-сайтах. Нарисуйте соответствующую схему.

  5. Расскажите об основных принципах работы веб-сервера в случае, когда речь идет о динамических веб-сайтах. Нарисуйте соответствующую схему.

  6. Расскажите о протоколе HTTP. Где и как используется данный протокол?

  7. Опишите синтаксис запросов и ответов данного протокола.

  8. Расскажите об операционной системе UNIX. В чем сходство и отличие, преимущества и недостатки представителей ОС UNIX и Windows? Где и как используются данные системы?

  9. Расскажите об основных принципах работы в ОС UNIX.

  10. Текстовый редактор VI. Расскажите об основных принципах работы в данном редакторе.

  11. Что такое CGI? Где и каким образом используется данная технология?

  12. Что такое БД и СУБД? В чем разница между двумя этими понятиями? Приведите примеры различных баз данных и СУБД. Какие типы СУБД бывают? Расскажите о реляционных СУБД.

  13. Язык запросов SQL. Где, как и для чего он используется? Что такое DDL и DML? Приведите примеры.

  14. Расскажите о языке скриптования Parser, а также об основных принципах его использования. Для чего он нужен и что с его помощью можно сделать?

  15. Дайте общее определение динамического веб-сайта. В чем отличие динамического веб-сайта от статического? В чем преимущества и недостатки двух подходов, где и как они используются в настоящее время?

  16. Расскажите об HTML. Для чего он нужен, где и как используется? Что такое корректный HTML документ? Опишите синтаксис данного языка.

  17. Расскажите о CSS. Для чего он нужен, где и как используется? Каким образом CSS используется совместно с HTML? Опишите синтаксис стилей.


Вопросы для подготовки к экзамену по курсу


  1. Раскройте понятия факт, знание, сведения, процесс познания.

  2. Дайте определение понятия «информация».

  3. Дайте определение понятия «информационный ресурс».

  4. Опишите взаимосвязь понятий факт, знания, сведения, информация, информационный ресурс.

  5. Определите момент когда знание становится информацией?

  6. Что должно производиться с информацией, не удовлетворяющей принятым параметрам и критериям и почему?

  7. Перечислите основные классы информационных ресурсов.

  8. Когда обеспечивается целостность информационных ресурсов при решении задач?

  9. Опишите персонал как класс информационных ресурсов.

  10. Опишите особенности информационного ресурса конкретного человека, персонала.

  11. Опишите свойства персонала как носителя информационных ресурсов.

  12. Перечислите основные функции информационных групп класса информационных ресурсов «Персонал».

  13. Определите основной критерий включения человека в класс информационных ресурсов «Персонал».

  14. Опишите документ как класс информационных ресурсов. Определение. Основная функция.

  15. Опишите тенденции развития документальных информационных ресурсов. Связанные с ними изменения и осложнения.

  16. Перечислите свойства документа как информационного ресурса.

  17. Назовите составляющие документальных информационных ресурсов России, выделенные в Национальном докладе.

  18. Назовите государственные документальные информационные ресурсы России в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.

  19. Раскройте понятие класса информационных ресурсов «Объекты живой и неживой природы и их коллекции» и приведите примеры.

  20. Перечислите основания выделения объектов живой и неживой природы в отдельный класс информационных ресурсов.

  21. Назовите основные особенности класса информационных ресурсов «Объекты живой и неживой природы».

  22. Дайте понятие коллекции.

  23. Раскройте основные критерии научной коллекции: информативность, разрешающие возможности, используемость.

  24. Раскройте факторы, осложняющие включение объектов неживой и живой природы в состав национальных информационных ресурсов.

  25. Опишите понятие «научный инструментарий» как класс информационных ресурсов. Приведите примеры..

  26. Дайте определение и назовите свойства организационных единиц. Приведите примеры.

  27. Перечислите и охарактеризуйте основные источники информации по организационным единицам.

  28. Дайте определение информации. Перечислите основные параметры информации.

  29. Опишите параметры информации «содержание» и «охват».

  30. Опишите параметр информации «время».

  31. Опишите параметр информации «источник». Что включает процесс взаимодействия пользователя и источника информации.

  32. Опишите параметр информации «качество».

  33. Опишите параметр информации «соответствие потребности».

  34. Опишите показатели удовлетворения информационных потребностей: пертинентность, релевантность, полнота, точность, сжатость и наглядность представления.

  35. Опишите параметр информации «стоимость».

  36. Дайте определение рынка информационных услуг. Назовите основных участников рынка информационных услуг и определите роль каждого в нем.

  37. Опишите отрасли современного информационного рынка.

  38. Опишите информационные службы рынка информационных услуг и предлагаемые ими услуги.

  39. Опишите основные секторы информационных ресурсов.

  40. Что такое информационная индустрия и информационный потенциал?

  41. Дайте определение структурам данных, примеры структур данных.

  42. Формат полнотекстовых документов: модель документа, логическая структура документа, физическое представление документа.

  43. Опишите форматы электронной почты.

  44. Язык SGML. Функции разметки документа. Преимущества использования SGML.

  45. Перечислите и опишите типы баз данных.

  46. Дайте определение Интернет. Опишите структуру Интернет.

  47. Перечислите технические компоненты аппаратной структуры узла Интернет.

  48. Перечислите требования к программному обеспечению серверов Интернет.

  49. Опишите сервис FTP как информационный ресурс Интеренет. Категории информации в FTP.

  50. Опишите информационную систему WWW. Особенности. Возможности.

  51. Назовите и опишите основные объекты системы WWW.

  52. Опишите информационную систему WAIS.

  53. Опишите справочные ресурсы Интернет: LISTSERV, WHOIS, X.500, TRICKLE.

  54. Опишите сервис Интернет «электронная почта».

  55. Перечислите основные типы адресов в Интернет.

  56. Опишите адрес Ethernet.

  57. Опишите IP-адрес. Классы IP-адресов.

  58. Опишите систему доменных имен.

  59. Опишите почтовые адреса Интернет. Почтовые протоколы.

  60. Охарактеризуйте принципы системы универсальных идентификаторов ресурсов URL. Составляющие формата URL.

  61. Опишите основные адресные схемы формата URL.

  62. Охарактеризуйте основные типы информационных ресурсов Интернет.

  63. Опишите систему телеконференций Usenet. Структура Usenet.

  64. Опишите информационную систему Gopher. Преимущества файловой системы.

  65. Что такое протокол?

  66. Перечислите и кратко охарактеризуйте уровни модели OSI.

  67. Опишите физический уровень модели OSI.

  68. Опишите канальный уровень модели OSI.

  69. Опишите сетевой уровень модели OSI.

  70. Опишите транспортный уровень модели OSI.

  71. Опишите сеансовый уровень модели OSI.

  72. Опишите представительский уровень модели OSI.

  73. Опишите прикладной уровень модели OSI.

  74. Опишите семейство протоколов TCP/IP.

  75. Раскройте понятия: инкапсуляция/экскапсуляция данных, фрагментация /дефрагментация данных.

  76. Перечислите организации, занимающиеся регулированием и стандартизацией в сети Интернет.

  77. Какие законы определяют правовые основы информационной работы в России.

  78. Раскройте основные положения Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».



Раздел 3. Лекционный материал


3.1. Содержание лекционного материала (основной информационный блок) по темам программы учебного курса.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница