Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение




PDF просмотр
НазваниеМетодика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение
страница1/36
Дата20.12.2012
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
Методика преподавания информатики. 
 

Лекции  для  студентов  4-го  курса  педагогического 
потока ММФ (февраль — июнь 2009года, 34/34 часа) 

  
Введение. 
Понятие информатики. 
 
Прежде чем говорить о содержании учебного предмета “Информатика”, попытаем-
ся определить область, именуемую этим словом.  
До  настоящего  времени  нет  строгого  определения  термина  „информатика”.  В 
учебниках приведено, например, следующее определение: „Информатика — наука, иссле-
дующая  законы  и  методы  переработки  и  накопления  информации”.  Далее  можно  прочи-
тать следующее: „ ... Эта наука позволяет не только понять принципы работы и возможно-
сти использования ЭВМ, но и даёт представление о законах и методах представления ин-
формации при общении людей и в жизни общества.” 
В литературе часто можно встретить следующие признаки информатики: сбор, пе-
редача,  переработка,  хранение  информации.  Но  с  помощью  подстановки  вместо  слова 
“информация”  какого-нибудь  другого  слова (например,  “руда”  или  “лесоматериалы”)  та-
кое определение легко превратить в определение соответственно металлургии или лесного 
хозяйства. 
Дать определение, отражающее специфику информатики, не просто. Представляет-
ся удачным рабочее определение этого термина с помощью трёх компонент: 
1)  HARDWARE  –  “твёрдые”,  аппаратные  средства  (иногда  говорят“железо”).  До-
словно переводится как аппаратура. 
2)  SOFTWARE – “мягкие”, программные средства, к которым можно и нужно от-
нести не только программы, но и обрабатываемые данные. Дословно переводится как про-
граммное обеспечение. 
3)  BRAINWARE – алгоритмическая, в буквальном переводе – мозговая составляю-
щая (brain - мозг). Это не просто алгоритмы обработки данных, что снова вело бы к SOFT
а  интеллектуальная  составляющая,  знание,  которое  воплощено  и  в  программах,  и  в  дан-
ных, и в аппаратуре. 
Это  определение  информатики  удивительно  перекликается  с  наивно-фундаментальным 
представлением древних о существовании четырёх стихий – первоэлементов: 
0)  Земля – HARD 
0)  Вода – SOFT; данные и программы не постоянны, текучи, изменчивы; 
0)  Воздух  –  это  та  сфера,  в  которой  происходят  информационные  процессы  (ин-
фосфера В.И.Вернадского); 
0)  Огонь – конечно же, BRAIN
Слово „информатика” возникло во французском языке в начале 60-х годов и явля-
ется  сочетанием  двух  слов:  ИНФОРмация  и  автоМАТИКА  (или    ИНФОРМАция  и  авто-
маТИКА).  Этот  термин  обозначает область  автоматизированной обработки  информации, 
при  которой  львиную  долю  операций  над  ней  выполняют  ЭВМ  и  другие  технические 
средства, а окончательные решения по управлению принимает человек.  
Анализ  различных  определений  этого  термина  позволяет  выделить  следующие  ас-
пекты его содержания: 
—  совокупность средств автоматизированной информационной техники и техноло-
гии; 
 


—  особая  отрасль  экономики,  включающая  всю  сферу  автоматизированной  обра-
ботки и использования информации; 
—  отрасль  научного  знания,  изучающая  процессы  передачи  и  обработки  информа-
ции  и  средства  её  автоматизированной  обработки(техническое,  математическое  и  про-
граммное обеспечение); 
—  теория научной информации и научно-информационной деятельности с акцентом 
на средства автоматизации. 
Из истории преподавания курса школьной информатики. 
 
Ограничимся перечислением основных  этапов  становления  школьной  информати-
ки в прошлом веке в бывшем Советском Союзе и в нашей Республике Беларусь. 
В  50-е  годы  практиковалось  изучение  программирования  в  ряде  школ  г.  Новоси-
бирска. Главным идеологом  этого нововведения был академик А.П.Ершов. 
В 60-е годы осуществлялась подготовка программистов в московских школах с ма-
тематической специализацией, а позже, в 70-е годы, готовили школьников по специально-
стям, связанным с ЭВМ (Москва, Ленинград, Новосибирск). 
В конце 70-ых годов началось массовое производство микро ЭВМ, что расширило 
области  применения  и  доступность  ЭВМ.  Началась  разработка  концепции школьной ин-
форматики  (А.П.Ершов,  Г.А.Звенигорадский,  Ю.А.Первин).  В  1982  году  соответствую-
щими министерствами СССР было принято решение о введении калькуляторов в учебный 
процесс школы. 
В 1984 году были разработаны основные направления реформы общеобразователь-
ной и профессиональной школы. Решено ввести в школе новый курс, который сначала на-
зывался  “Основы  информатики  и  вычислительной  техники”  (ОииВТ).  В  1985 г.  разрабо-
тана первая экспериментальная программа этого предмета, в 1985 —1986 гг. издано в двух 
частях пробное пособие для средних  учебных заведений под редакцией А.П.Ершова. С 1 
сентября 1985 г. началось преподавание основ информатики и вычислительной техники в 
массовой школе и подготовка учителей информатики в пединститутах  по новым учебным 
планам.  
С 1986 г. начинает издаваться всесоюзный журнал “ИнфО” (“Информатика и обра-
зование”).  Во второй  половине  80-х  годов  на его  страницах  была  проведена оживленная 
полемика вокруг содержания предмета ОИиВТ. Была разработана конкурсная программа 
учебника. В соответствии с ней было издано первое поколение учебников по информатике 
и  соответствующие  пособия  для  учителей  авторскими  коллективами  под  руководством 
А.П.Ершова, А.Г.Кушниренко (Г.В.Лебедев, Р.А.Сворень), В.Г.Житомерского (А.Г.Гейн), 
В.А.Каймина и др. 
Необходимость  введения  нового  предмета  объяснялась  широким  внедрением  вы-
числительной  техники  и  особенно  персональных  компьютеров  во  все  области  человече-
ской деятельности, в том числе в сферу  быта   и систему народного образования. Бурное 
развитие микроэлектроники и на её базе производства мини- и микро-ЭВМ, а позже пер-
сональных  компьютеров,  совершенствование  их  программного  обеспечения  и  средств 
общения  с ними способствовало компьютеризации школы и других средних учебных за-
ведений и введению предмета ОИиВТ. 
В  первой  половине  90-х  годов  продолжалась  оживленная  дискуссия  по  вопросу 
преподавания информатики  в Республике  Беларусь,  были  разработаны  новые  концепции 
информатизации образования. В 1994 г. Основной курс информатики перенесли в базовую 
школу в 8 – 9 классы. Этот двухгодичный курс был обязательным для всех типов учебных 
заведений. В 10 -11 классах курс продолжался на  углубленном и повышенном уровнях в 
специальных классах, школах, лицеях и гимназиях. Были разработаны новые программы, 
учебники и учебные пособия белорусских авторов, таких, как Ю.А.Быкадоров, В.М.  Ко-
 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение iconУчебно-методическое обеспечение преподавания информатики, созданное с участием авторов. Для школьников и учителей
Автор программы и семакин и Е. Хеннер. «Методика преподавания информатики» учебное пособие для студентов педагогических вузов. М....
Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение iconРабочая программа курса «Современные проблемы физики»
Общий объём курса составляет 54 часа. Из них: лекции  34 часа, семинары – 6 часов, контроль самостоятельной работы студентов  4...
Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение iconПедагогический тест. План лекции. История педагогического тестирования. Понятие педагогического теста
Факультет физики, информатики и вт. Кафедра методики преподавания физики. Кгпу. 2007 г
Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение iconПрограмма спецкурса для студентов специальности 1-31 03 01-02 математика специализации 1-31 03 01-02 16 Методика преподавания математики и информатики
Автор: Романовский Юрий Яцентович, преподаватель кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики ГрГУ
Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение icon«Введение в педагогическую профессию» для студентов 1 курса педагогического и заочного отделения
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального (педагогического) образования
Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение iconРасписание установочной сессии студентов 1 курса
Теоретические основы информатики лекция 4 часа, практ. 4 часа (доц. Леонтьев М. Ю.)
Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение iconТевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru
На базе кафедры вычислительной математики и программирования подготовлено и проведено лекционное занятие для студентов 4 курса по...
Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение iconРабочая программа Методика преподавания физики Специальность 010400 физика для студентов, получающих дополнительную специальность «Преподаватель» Факультет
Вуза. Важнейшей задачей курса мпф является ознакомление студентов с современным содержанием методической науки и передовым опытом...
Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение iconМетодика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск
Методика преподавания географических дисциплин: практикум для студентов геогр фак. / авт сост. М. М. Ермолович. – Минск.: Бгу, 2007....
Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ммф (февраль июнь 2009года, 34/34 часа) Введение iconВитебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики
Проблема целеполагания при изучении информатики. Выбор целей изучения курса информатики, его неоднозначность. Варианты системы целей....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница