Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю




Скачать 159.16 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
Дата20.12.2012
Размер159.16 Kb.
ТипПрограмма

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет - УПИ»


УТВЕРЖДАЮ


Проректор университета


______________ О.И.Ребрин


“____” ______________ 2005 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Основы алгоритмизации и языки программирования


Рекомендовано Методическим советом УГТУ-УПИ
для направления 080000 «Экономика и управление»,
специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»


Екатеринбург 200

5Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления 080000 «Экономика и управление» (регистрационный номер 52 мжд/сп от 14.03.2000) и учебным планом специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике».


Программу составил:


ст. преподаватель Кузьмина С.С.


Рабочая программа одобрена на заседании кафедры анализа систем и принятия решений


18 ” января 2005 г., протокол № 1 .


Заведующий кафедрой _____________ О.И. Никонов


Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии ФИМТЭМ


25 ” января 2005 г., протокол № 1 .


Председатель методической комиссии _____________ О.Я. Шевалдина


АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Преподавание дисциплины “Основы алгоритмизации и языки программирования” имеет целью ознакомить студентов с базовыми понятиями программирования, методами построения алгоритмов и разработки программ на ЭВМ; на примере языка С++ изложить основные концепции алгоритмических языков программирования.


1 Цели и задачи дисциплины

В настоящее время сложилась ситуация, когда информационные системы и технологии получили широкое распространение во всех сферах деятельности. В связи с этим востребованными на рынке труда стали специальности, предполагающие знание архитектуры ЭВМ, владение навыками программирования в рамках различных языковых средств, умение четко сформулировать поставленную задачу и грамотно решить ее на ЭВМ.




Наибольшую популярность в среде профессиональных программистов завоевал язык С++, что объясняется гибкостью его конструкций. Язык С/С++ создан, в первую очередь, для решения задач системного программирования, но благодаря структурности, модульности и другим средствам, присущим языкам высокого уровня, может успешно использоваться для решения прикладных задач и разработки многофункциональных Windows-приложений.

Преподавание дисциплины “Основы алгоритмизация и языки программирования” имеет целью ознакомить студентов с базовыми понятиями программирования, методами построения алгоритмов и разработки программ на ЭВМ; на примере языка С++ изложить основные концепции алгоритмических языков программирования.

В процессе изучения дисциплины студенты должны приобрести или закрепить навыки программирования, а именно, научиться переводить условие задачи на язык ЭВМ, составлять наиболее рациональный алгоритм решения задачи и доказывать его правильность, использовать средства языка С++ для написания программы и получения нужного результата, а также для управления внутренними ресурсами компьютера.

2 Требования к уровню освоения дисциплины


Для лучшего освоения дисциплины студентам необходимо владеть основами информатики и навыками программирования на любом алгоритмическом языке в объеме стандартного курса по программированию для среднего учебного заведения.

Уверенное владение языком С++ предполагает также знание архитектуры ЭВМ, математической логики, дискретной математики.

3 Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы с разбивкой объема работы по часам и семестрам приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

Общая трудоемкость

140

58

82

Аудиторные занятия

119

51

68

Лекции (Л)

68

34

34

Лабораторные работы (ЛР)

51

17

34



Продолжение таблицы 1


Самостоятельная работа (СР)

21







Подготовка к лекциям










Подготовка к лабораторным работам










Подготовка к контрольной работе (КР)

8




8

Выполнение домашней работы (ДР)

12




12

Другие виды работ










Вид итогового контроля




зачет

экзамен


4 Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

Разделы дисциплины с разбивкой объема в часах по видам учебной работы приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Разделы дисциплины

  1. Раздел дисциплины

Лекции

ЛР

СР

1 Базовые понятия программирования

6

2

3

2 Языки программирования

4




1,6

3 Язык С++: грамматика, типы данных, управляющие конструкции

8

10

6,2

4_Динамическое управление памятью

6

2

3

5 Модульное программирование

10

7

6,1

6 Производные типы данных

6

4

3,6

7 Динамические структуры данных

6

4

3,6

8 Объектно-ориентированное программирование

16

10

9,4

9 Введение в визуальное программирование

6

12

6

4.2 Содержание разделов дисциплины

4.2.1 Базовые понятия программирования



Основные понятия программирования. Методы проектирования и разработки программ. Дружественность, жизненный цикл, критерии качества программы.

Понятие алгоритма. Представление алгоритмов. Свойства алгоритмов. Виды алгоритмов.

Тестирование программ. Доказательства правильности алгоритма. Понятие инварианта.

4.2.2 Языки программирования




Грамматика языков программирования. Метаязыки описания языков программирования. Классификация языков программирования. Типизация данных в языках программирования.

Системы программирования. Трансляция программ.

4.2.3 Язык С++: грамматика, типы данных, управляющие конструкции



История развития и основные характеристики языков С/С++. Базовые типы данных в С++. Модификация базовых типов.

Грамматика языка С++. Операции и выражения. Структура программы. Ввод/вывод данных в языках С/С++.

Управляющие операторы: условные операторы, операторы цикла, операторы перехода.

Структурированные типы данных. Одномерные, двухмерные, многомерные массивы. Инициализация массивов. Символьные массивы.


4.2.4 Динамическое управление памятью


Понятия адреса и указателя. Назначение операций & и *. Виды указателей. Инициализация указателей. Адресная арифметика.

Динамическое распределение памяти. Функции malloc() и free(). Операции new() и delete().

Динамические массивы. Связь массивов с указателями.


4.2.5 Модульное программирование


Понятия макроса, функции, модуля. Концепция модульного программирования. Объявление и определение функций.

Вызов функций по значению и по ссылке. Возврат из функций. Указатели на функции.

Область видимости переменных. Локальные и глобальные переменные. Классы памяти.

Строки в С++. Инициализация строк. Функции для работы со строками.

Функции для работы с файлами.


4.2.6 Производные типы данных


Структуры. Инициализация структур. Доступ к членам структуры. Массивы структур. Массивы и структуры внутри структур.

Объявление и использование указателей на структуры. Структуры и функции.

Объединения. Операция typedef.


4.2.7 Динамические структуры данных


Краткий обзор динамических структур данных.

Линейные списки:

- понятие линейного односвязного и линейного двусвязного списка;

- реализация списков: построение списка, добавление элемента в список, удаление элемента из списка, проход по списку.


4.2.8 Объектно-ориентированное программирование


Основные понятия ООП. Построение класса. Доступ к членам класса.

Конструкторы и деструкторы.

Механизм наследования.

Множественное наследование.

Перегрузка функций и операций.

Библиотека потокового ввода/вывода.

Строковые потоки.

Файловые потоки.


4.2.9 Введение в визуальное программирование


Библиотека VCL. Компоненты в С++. Основные классы VCL.

Методы визуальной разработки приложений в Borland C++ Builder.

5 Лабораторный практикум

Наименования лабораторных работ с указанием разделов дисциплины, к которым они относятся, приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Распределение лабораторных работ по разделам дисциплины

Номер раздела
дисциплины


Наименование лабораторных работ

4.2.1

Формализация условия задачи. Составление блок-схем

4.2.3

Знакомство с системой программирования Borland C++ 5.2 Вывод/ввод данных. Программы с линейной структурой. Использование встроенного отладчика

4.2.3

Операторы выбора: if, if else, switch

4.2.3

Операторы цикла: for, while, do while

4.2.3

Задачи с числами

4.2.3

Одномерные и двухмерные статические массивы

4.2.4

Одномерные и двухмерные динамические массивы

4.2.5

Функции

4.2.5

Функции для работы со строками

4.2.5

Функции для работы с файлами

4.2.6

Структуры

4.2.7

Работа со списками

4.2.8

Построение класса.

4.2.8

Реализация механизма наследования

4.2.8

Использование классов при работе с файлами

4.2.9

Создание проектов в среде Borland C++ Builder. Редактор форм. Палитра компонентов. Инспектор объектов. Обработка событий

4.2.9

Использование методов визуальной разработки приложений на примере создания простейшего текстового редактора

6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

6.1.1 Основная литература


  1. Архангельский А. Я. Разработка прикладных программ для Windows в C++Builder 5. - М.: БИНОМ, 2000.

  2. Ашарина И.В. Основы программирования на языках C и C++: Учеб. курс. - М.: Горячая линия - Телеком, 2002.

  3. Бежанова М.М. Практическое программирование. Структуры данных и алгоритмы: Учебник. - М.: Логос, 2001.

  4. Бобровский С. Самоучитель программирования на языке C++ в системе Borland C++Builder 5. 0. - М.: ДЕССКОМ : I-Press, 2001.

  5. Давыдов В.Г. Программирование и основы алгоритмизации: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высшая школа, 2003.

  6. Культин Н. Б. C/C++ в задачах и примерах: Более 250 задач. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

  7. Лафоре Р. Объектно-ориентированное программирование в С++. - М.: Питер, 2004.

  8. Павловская Т. А. C/C++. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. - М.: Питер, 2002.

  9. Павловская Т. А. C/C++. Структурное программирование: практикум. - СПб.: Питер, 2004.

  10. Программирование на Си++ в инструментальной среде Builder: метод. указания по дисциплине: «Современные языки программирования» / сост. О.М. Котов, И.Л. Кирпикова. - Екатеринбург: УГТУ, 2004.

  11. Солонин Е.Б. Вводный курс С++: Учеб. пособие. – Екатеринбург: УГТУ, 2000.

  12. Страуструп Б. Язык программирования C++: В 2 ч.: Пер. с англ. Ч. 1. - Киев: ДиаСофт, 1993.

  13. Тихомиров Ю. Visual C++ 6: Новые возможности для программистов. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1998.

  14. Фридман А.Л. Объектно-ориентированное программирование на языке Си++. - М.: Горячая линия - Телеком, 2001.

6.1.2 Дополнительная литература


  1. Архангельский А.Я. Интегрированная среда разработки C++Builder 5. - М.: БИНОМ, 2000.

  2. Березин Б.И. Начальный курс C и C++. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1998.

  3. Бородина А.И. Основы алгоритмизации и программирования на ЭВМ. - Минск: Вышэйшая школа, 1983.

  4. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++. - М.: СПб.: Бином, 1998.

  5. Киммел П. BORLAND C++ 5: Руководство для профессионалов. - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2000.

  6. Морозов В.П. Основы алгоритмизации, алгоритмические языки и системное программирование: Задачник: Учеб. пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 1994.

  7. Юркин А.Г. Задачник по программированию. - СПб.: Питер, 2002.


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины используются:

  • раздаточный материал для изучения лекционного материала;

  • контрольные программы по курсу для подготовки к сдаче семестровой аттестации и экзамена;

  • программное обеспечение в соответствии с содержанием дисциплины (Turbo C++ 3.1, Borland C++ 5.2, Borland C++ Builder).


7 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лабораторные работы должны выполняться в специализированных классах, оснащенных современными персональными компьютерами и программным обеспечением в соответствии с тематикой изучаемого материала; число рабочих мест в классах должно быть таким, чтобы обеспечивалась индивидуальная работа студента на отдельном персональном компьютере.


8 Методические рекомендации по организации изучения
дисциплины


Рекомендации для преподавателя включают в себя следующее:

  • глубокое освоение теоретических аспектов тематики курса, ознакомление, переработку литературных источников; составление списка литературы, обязательной для изучения и дополнительной литературы; проведение собственных исследований в этой области;

  • разработку методики изложения курса: структуры и последовательности изложения материала; составление тестовых заданий, контрольных вопросов;

  • разработку методики проведения и совершенствование тематики лабораторных работ; использование в лабораторном практикуме реальных данных и получение имеющих практический смысл для издательского дела и редактирования результатов;

  • разработка методики самостоятельной работы студентов;

  • постоянную корректировку структуры, содержания курса.

Рекомендации для студента включают в себя следующее:

  • обязательное посещение лекций ведущего преподавателя; лекции – основное методическое руководство при изучении дисциплины, наиболее оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко и подробно, аргументировано и методологически строго рассматриваются главные проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым проблемам;

  • подготовку и активную работу на лабораторных занятиях; подготовка к лабораторным занятиям включает проработку материалов лекций, рекомендованной учебной литературы.

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный технический университет упи»
Специальности: 230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный технический университет упи»
Специальности: 230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо уральский государственный технический университет упи
Расчет гидроцилиндра и разработка принципиальной схемы системы гидропривода: Методические указания к расчетно-графической работе...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
Целью дисциплины является предоставление студентам знаний по основам информатики и обеспечение базовой подготовки студентов в области...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 230000 «информатика и вычислительная техника» и...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи»
Автоматизация и управление, специальности 220201– Управление и информатика в технических системах и учебным планом специальности...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
«Специальности в области информационной безопасности», специальность 090104 «Комплексная защита объектов информатизации» (регистрационный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница