Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки




Скачать 69.78 Kb.
НазваниеПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки
Дата20.12.2012
Размер69.78 Kb.
ТипПрограмма
Программа

межпредметного элективного курса для 9 класса

в рамках предпофильной подготовки.

«Исследовательские задачи на стыке наук

(биология, физика, химия)»


Объём различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий: 34 часа


В том числе

Лекции (инструктивный блок): 4 часа

Практические занятия: 19 часов

Консультации: 4 часа

Дискуссия (конференция): 7 часа


Форма контроля: защита исследовательской работы


Автор программы: Пентин Александр Юрьевич, к. ф. – м. н., доцент, заведующий кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО.


Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы у девятиклассников для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения в старшей школе.


Категория обучающихся: ученики 9 класса основной школы.


Пояснительная записка.

Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путём знакомства девятиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания.

Программа включает в себя серию из пяти учебных исследовательских задач, в основном построенных на материале биологии, физики и химии, и методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна ( и желательна ) тесная кооперация учителей-предметников.

Содержание программы определялось следующими требованиями и ограничениями:

  • Входящие в неё исследовательские задачи должны допускать разный уровень выполнения, иметь ясную и интересную постановку, которая сама мотивировала бы ребят к исследованию;

  • Задачи не должны требовать дорогостоящего и сложного оборудования;

  • Последовательность задач должна подчиняться определённой логике, основанная на постепенном усложнении исследовательских действий от задачи к задаче;

  • Сценарий учебных занятий по выполнению исследовательских задач должен обязательно включать такие формы коммуникативной деятельности, как работа в группах, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.


Поскольку программа состоит исключительно из исследовательских задач, то в ней практически отсутствует лекционная форма занятий. Её аналогом лишь в какой-то мере можно считать информационно-инструктивную часть, в ходе которой учитель (учителя) в сжатой форме представляют необходимые сведения об изучаемом явлении, вместе с учениками формулируют задачу, дают информационные ссылки, которые могут понадобиться ученикам в процессе работы над ней.

В основных чертах все учебные занятия курса могут выстраиваться в соответствии со следующей схемой организации учебной деятельности: Демонстрация явления, опыта – Информационно-инструктивный блок – Работа в группах – Презентация.

В то же время организационная структура занятий может быть другой. Например, над некоторыми задачами, ребятам будет удобнее работать индивидуально или в парах, а публичная презентация результатов (конференция) может быть заменена отчетом группы непосредственно перед педагогом.

В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут (на определённом уровне) освоить следующие умения:

  • Строить план исследования;

  • Фиксировать эмпирические данные (с учетом погрешностей) в виде графика и таблицы;

  • Описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель;

  • Предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель;

  • Сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;

  • Представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).


Содержание программы: Время реакции человека и факторы, которые на него влияют. Что такое артериальное давление. Определение объёма кратковременной памяти. Почему «притягиваются» друг к другу капли масла на поверхности воды. Исследование зависимости скорости падения тел от их масс. Исследование зависимости пройденного при падении пути от времени движения тел, от их массы. Измерение атмосферного давления. Исследование зависимости атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Исследование движения шара, подвешенного на нити. Оптическая система глаза и некоторые её особенности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


№ п/п

Тема

Теоретическая

часть

Практическая

часть

1

Время реакции человека и факторы, которые на него влияют. (5 часов).

2

3

2

Что такое артериальное давление? (5 часов)

2

3

3

Определение объёма кратковременной памяти. (4 часа).

2

2

4

Почему «притягиваются» друг к другу капли масла на поверхности воды? (3 часа)

2

1

5

Исследование зависимости скорости падения тел от их масс.(3 часа)

1

2

6

Исследование зависимости пройденного при падении пути от времени движения тел, от их массы.(4 часа)

1

3

7

Измерение атмосферного давления. Исследование зависимости атмосферного давления от высоты над уровнем моря.(3 ч.)

1

2

8

Исследование движения шара, подвешенного на нити.(4 часа)

1,5

2,5

9

Оптическая система глаза и некоторые её особенности.(3 часа)

1

2


Теоретическая часть включает в себя инструктивный блок, консультации, дискуссии и конференции.


Литература.

  1. Ильченко В.Р. Перекрёстки физика, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.

  2. Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. – М.: Просвещение, 1990.

  3. Чандаев С. А. Физика и человек. – М.: АО Аспект Пресс, 1994.

  4. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. – М.: Мир, 1995.

  5. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.:, 1990.



Рецензия на программу элективного курса

предпрофильной подготовки


Наименование общеобразовательного учреждения

МОУ – СОШ № 17

Название курса


Исследовательские задачи на стыке наук

Разработчик программы (или ссылка на журнал, в котором напечатана программа)

Пентин Александр Юрьевич, к. ф. – м. н., доцент, заведующий кафедрой естественно-математического образования АПК и ПРО.

ФИО учителя преподающего курс


Жирненкова Нина Юрьевна

Оформление титульного листа программы

+

Продолжительность курса


34 часа

Вид элективного курса

Межпредметный

Соотношение лекции к практике


Теория 13,5 часов

Практика 20,5 часов

Правильность постановки цели курса (указать цель курса)

Создание ориентационной и мотивационной основы у девятиклассников для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения в старшей школе.

Степень новизны для обучающихся

Творческо-репродуктивный уровень новизны.

Мотивирующий потенциал программы

Знакомство с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности.

Полнота содержания

Содержание полное.

Соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля

Соответствует физико-биологическому профилю

Методы обучения

Словесные, наглядные, проблемно - поисковые

Наличие учебных и вспомогательных материалов для учителя и ученика

Имеются.

Система оценивания и зачёта результатов освоения программы элективного курса

Защита исследовательской работы.


Какова доля самостоятельности ученика. (Учащиеся могут выбрать объект изучения, вид отчетных работ из предложенного перечня, литературу, по которой они будут готовить собственные работы, нельзя определить по программе)

Учащиеся могут выбрать тему и форму защиты исследовательской работы.

Похожие:

Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса...
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса...
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки iconЭлективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Этот пестрый, многообразный мир» предназначена для учащихся 9 класса
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки iconПрограмма элективного курса по технологии для 7 класса в рамках предпрофильной подготовки Название
Программа элективного курса «Домашние обереги в русской культуре. Технологии изготовления» предназначена для учащихся 7 класса
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки iconПрограмма межпредметного элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки iconПрограмма элективного курса по математике для 11 класса в рамках профильной подготовки (34 часа) Составитель: Козлова Светлана Витальевна учитель математики моу «сош №8»
Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации...
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки iconРабочая программа элективного курса по химии «На перекрёстках естественнонаучных дисциплин» Афонина Р. Ф., учитель химии
Программа межпредметного элективного курса «На перекрёстках естественнонаучных дисциплин» включает материал двух блоков: для предпрофильного...
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки iconПрограмма элективного курса для 9-го класса
Содержание курса в школьных учебниках представлено «вскользь», о нем только упоминается, в процессе подготовки к занятиям элективного...
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки iconПрограмма тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество»
Программа элективного курса «Химия и общество» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 –го класса с ориентацией на...
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпофильной подготовки iconПрограмма элективного курса «Процентомания» для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса
Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница