Скачать 206.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ Факультет радиотехники и связи Кафедра электроники и компьютерных технологий «Утверждаю» Декан ФРТС ______________Медеуов У.И. «___»_______________2008 г. ![]() Учебная ПРОГРАММА (SYLLABUS) дисциплины Интерфейсы компьютерных систем Для специальности: 050704 – ВТиПО Форма обучения очная Всего 3 кредита Курс 3 Семестр 6 Лекции 40 час. Лабораторные занятия 16 час. СРС 79 час. Всего аудиторных часов 56 Всего внеаудиторных часов 79 Трудоемкость 135 часов Экзамен 6 семестр АЛМАТЫ, 2008 Учебная программа (Syllabus) курса «Интерфейсы компьютерных систем» для студентов специальности 050704 – «Вычислительная техника и программное обеспечение» составлена в соответствии с типовым учебным планом. Составитель: старший преподаватель кафедры ЭКТ Конуспаева А.Т. Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ЭКТ 02.07.2008 г. Протокол № 9. Зав.кафедрой Берикулы А.Б. 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом изучения в данном курсе являются пользовательские интерфейсы в их взаимосвязи с программно-аппаратными интерфейсами уровня приложений. Интерес к этой области проявился со стороны не только специалистов в области вычислительной техники, но и эргономистов, психологов, социологов и разработчиков графических систем, что свидетельствует о многоплановом характере этой проблемы. Как часто показывала практика, для успешного решения многих прикладных задач в компьютерных системах необходимо комплексное рассмотрение проблем, связанных с разработкой и (или) выбором интерфейсов. Технологии создания пользовательских и программно-аппаратных интерфейсов должны рассматриваться комплексно. За последние годы методы организации интерфейса в системе человек-компьютер получили значительное развитие и приобрели определенную логическую завершенность. Интерфейс можно разделить на несколько уровней, функции которых можно представить в виде обобщенных структур. Такая интерпретация помогает объяснить свойства каждой структуры, а также обосновать принятые принципы их использования.
Целью дисциплины «Интерфейсы компьютерных систем» является обучение методам проектирования пользовательских интерфейсов, освоение принципов организации и функционирования программно-аппаратных интерфейсов в современных компьютерных системах. 1.3 Задачи преподавания дисциплиныВ результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - методы инженерно-психологического и эргономического проектирования человеко-машинных систем; - методы общесистемного актирования интерфейсов взаимодействия человек - вычислительная среда. Уметь: - формулировать требования к аппаратно-программным средствам, обеспечивающим взаимодействие оператора с вычислительной средой; - производить выбор и обоснование проектных решений по реализации интерфейсов компьютерных систем. Иметь представление о современных перспективах и тенденциях развития интерфейсов компьютерных систем. 1.4 Место данной дисциплины в ряду дисциплин специальности. Пререквизиты: «Информатика», «Программирование на алгоритмических языках», «Ассемблер», «Технология программирования», «Инструментальные средства разработки программ». Постреквизиты: «Интернет-технологии», «Компьютерные сети», все дисциплины по разработке программ и программно-информационных комплексов, в которых используется знания изучаемой дисциплины: системное программирование; системное программное обеспечение; проектирование программных и инструментальных средств; методы и средства защиты компьютерной информации и др. Все указанные дисциплины тесно взаимосвязаны по объектам и методологии использования. 1.5 Сведения о преподавателях Конуспаева Айгуль Толегеновна, старший преподаватель кафедры электроники и компьютерных технологий. Мусатаева Гульсим Толегеновна, старший преподаватель кафедры электроники и компьютерных технологий. Время пребывания на кафедре и проведения занятий и консультаций – по расписанию, кафедра ЭКТ, корпус Б, 331 аудитория. 1.6 Время консультаций Кафедра ЭКТ, корпус Б, 331 аудитория – по графику. 2 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ 2.1 Система оценки знаний студентов По кредитной технологии обучения применяется рейтинговый контроль знаний студентов. Рейтинг каждой дисциплины, которая включена в рабочий учебный план специальности, оценивается по 100 - бальной шкале. Для каждой дисциплины устанавливается следующие виды контроля: текущий контроль, итоговый контроль. Таблица 1 - Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
Видами текущего контроля по данной дисциплине является выполнение лабораторных и расчетно-графических работ. К итоговому контролю относится экзамен. Сроки сдачи результатов текущего контроля определяются календарным графиком учебного процесса по дисциплине. Таблица 2 - Календарный график сдачи всех видов контроля (в %)
Студент допускается к сдаче итогового контроля при наличии суммарного рейтингового балла ![]() ![]() Таблица 3 - Оценка знаний студентов
3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Распределение часов по видам учебных занятий
3.2 Лекционные занятия и их краткое содержание (40 часов) Тема 1. Инженерно - психологическое проектирование интерфейса взаимодействия оператора с вычислительной системой. (6 часов) Лекция 1. Вопросы проектирования и выбора пользовательских, программно-аппаратных интерфейсов, реализующих взаимодействие человека-оператора с компьютерной системой. Комплекс интерфейсов компьютерных систем. Взаимосвязь интерфейсов компьютерных систем. Определения интерфейсов. Актуальность интерфейсов. (2 часа) Лекция 2. Цели и задачи инженерно-психологического проектирования интерфейса взаимодействия человека с вычислительной средой. Роль человека - оператора в компьютерных системах. (2 часа) Лекция 3. Характеристики интерфейса взаимодействия. Естественность, согласованность интерфейса. Принцип «обратной связи». Простота интерфейса. Свойства интерфейса. Правила создания интерфейса. (2 часа) Тема 2. Характеристики человека-оператора. (8 часов) Лекция 4. Психофизиологические характеристики операторов. Темп ведения диалога. Время ответа (отклика) системы. Характеристики цветового восприятия. Пространственные характеристики. (2 часа) Лекция 5. Психофизиологические характеристики операторов. Характеристики цветового восприятия. Пространственные характеристики. (2 часа) Лекция 6. Временные характеристики деятельности операторов. Зрительное восприятие информации. Обобщенные сенсомоторные характеристики пользователя. (2 часа) Лекция 7. Основные характеристики анализаторов человека. Пороги чувствительности анализаторов. Временные характеристики анализаторов. Способы количественной оценки психофизиологических характеристик оператора. (2 часа) Тема 3. Структура пользовательского интерфейса. (6 часа) Лекция 8. Категории пользователей. Классификации пользователей интерактивных систем. Типы операторской деятельности. Этапы деятельности человека-оператора. Типы поведения человека-оператора. Типы моделей, используемых оператором. (2 часа) Лекция 9. Структуры и типы диалога. Диалоговый компонент прикладной системы. Схема алгоритма диалога с программным приложением. Сценарий взаимодействия. Структуры диалога. (2 часа) Лекция 10. Типы диалога. Диалог в форме меню. Диалог типа «шаблон». Простой запрос. Команда. (2 часа) Тема 4. Интерфейсы информационного взаимодействия. (8 часов) Лекция 11. Анализ и синтез естественного языка взаимодействия. Структурная схема лингвистического транслятора. Морфологический анализ (синтез). Синтаксический анализ (синтез). Семантическая интерпретация (синтез) и проблемный анализ. (2 часа) Лекция 12. Классификация пользовательских интерфейсов. Особенности графических пользовательских интерфейсов. (2 часа) Лекция 13. Классификация пользовательских интерфейсов. Особенности неграфических пользовательских интерфейсов. (2 часа) Лекция 14. Интерфейсы информационного взаимодействия компьютерных иерархических систем. Система уровней информационного взаимодействия. Интерфейсы и протоколы взаимодействия уровней информационного взаимодействия. (2 часа) Тема 5. Разработка интерфейсов информационного взаимодействия компьютерных систем. (12 часов) Лекция 15. Программно-аппаратные интерфейсы. Интерфейсы взаимодействия уровня приложений. Реализация интерфейса взаимодействия WEB – приложений. (2 часа) Лекция 16. Интерфейс информационного взаимодействия программных приложений. Интерфейс взаимодействия программных приложений на примере HTTP. Передача запросов и ответов. (2 часа) Лекция 17. Реализация интерфейса информационного взаимодействия программных приложений. Интерфейс взаимодействия сервера с внешней программой. (2 часа) Лекция 18. Реализация интерфейса информационного взаимодействия программных приложений. Интерфейс взаимодействия внешней программы с сервером. (2 часа) Лекция 19. Комплексный подход к разработке пользовательского интерфейса. Общие принципы создания интерфейсов. Интерфейс человек-компьютер как отдельный компонент системы. (2 часа)Лекция 20. Комплексный подход к разработке пользовательского интерфейса. Требования к пользовательским интерфейсам (ПИ). (2 часа)3.3 Тематика лабораторных работ и их краткое содержание (16 час.) Лабораторная работа 1. Директивно-диалоговая форма взаимодействия с программной системой. Интерфейс командной строки (Command Line Interface - CLI). (2 часа) Лабораторная работа 2. Пользовательский интерфейс на основе HUI (Hand User Interface). (2 часа) Лабораторная работа 3. Компоненты пользовательского интерфейса на основе WUI (Web user interface). (4 часа) Лабораторная работа 4. Состав интерфейса программ, разработанных в среде визуального программирования. (4 часа) Лабораторная работа 5. Изучение реакций человека. (2 часа) Лабораторная работа 6. Дисплейный модуль. (2 часа) 3.4 Самостоятельная работа студентов (79 час.)Самостоятельная работа студентов включает в себя проработку лекционного материала, подготовку к лабораторным занятиям, защите лабораторных работ, подготовке к тестированию и изучение дополнительного материала по выполнению расчетно-графических работ. В качестве источника информации студент использует учебники, учебные пособия, периодические издания, методические разработки, справочную литературу, электронную библиотеку института и кафедры, учебные материалы, размещенные на сайте кафедры и справочную систему Интернет. Самостоятельная работа студентов направлена на повышение навыков работы с научной и периодической литературой. Данный вид работ выполняется студентами в зиде реферата, где приводится, обзор пользовательских интерфейсов современных программных приложений, анализ и оценка эффективности диалогового взаимодействия. 3.4.1 Перечень тем СРС ![]() 1. Разработка программного приложения с использованием синтаксически-ограниченных форм пользовательского интерфейса.
РГР 1. Разработка программного приложения с использованием синтаксически-ограниченных форм пользовательского интерфейса. РГР 2. Разработка пользовательского интерфейса, основанного на реакциях программного приложения с пользовательским интерфейсом. РГР 3. Разработка программного приложения с пользовательским интерфейсом, использующим методы эффективной навигации и поиска информации. 4 Контрольные вопросы
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Джеф Раскин, Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. - Пер. с англ. -СПб.: Символ-Плюс, 2003. 2. Торрес Р.Дж. Практическое руководство по проектированию и разработке пользовательского интерфейса. - Пер. с англ. – М.; Вильямс, 2002. 3. Коутс Р., Влеймник И, Интерфейс ''человек-машина" - М.: Мир, 1990. 4. Алиев Т,М., Вигдоров Д.И., Кривошеее В.П. Системы отображения информации.-М.: Высшая школа, 1988. 5. Гасов В.М., Соломонов Л. А. Инженерно-психологическое проектирование взаимодействия человека с техническими средствами. Практическое пособие, //Под ред,Четверикова В.Н, - М.: Высшая школа, 1990. 6. Соломонов Л.A,, Филипович Ю.Н., Шульгин В.А. Персональные автоматизированные информационные системы. Практическое пособие. //Под ред.Четверикова В,Н. -М.: Высшая школа, 1990. 7. Гасов В.М., Меньков А.В,5 Соломонов Л.А., Шигин А.В. Системное проектирование взаимодействия человека с техническими системами. Практическое пособие. //Под ред.Четверикова В.Н. - М,: Высшая школа, 1991. 8. Гасов В.М., Коротаев А.И., Сенькин С.И. Отображение информации. Практиеское пособие. //Под ред.Четверикова В,Н. - М.: Высшая школа, 1991. 9. Сальников Ю.Б., Савченко А.В., Филипов А.Н. Средства общения с ЭВМ. //Под ред, Савельева А.Я. –М.;Высшая школа,1987. 10. Айден К., Колесниченко О., Крамер М., Фибельман X., Шишигин И. Аппаратные средства PC.-СПб.: BHV, 1998. 11. Борзенко A. IBM PC: устройство, ремонт, модернизация, - М: 1995. 12. Венда В.Ф., Инженерная психология и синтез систем отображения информации. — М.; Машиностроение, 1975. 13. Смоляров A.M. Системы отображения информации и инженерная психология. – М.: Высшая школа, 1982. 14. Дракин В.И., Попов Э.В., Преображенский А.Б. Общение конечных пользователей с системами обработки данных. - М.:Радио и связь 1988. 15. Основы инженерной психологии. //Под ред. В.Ф.Ломова - М.: Высшая школа, 1986. 16. Жумагалиев Б.И. Средства взаимодействия в автоматизированных системах. Учебное пособие. - Алматы; КазНТУ, 2001. |