Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования




Скачать 327.89 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
страница1/2
Дата19.12.2012
Размер327.89 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры прикладной информатики

«___» ________________ 2012 г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 2012 г.

протокол № ____


Председатель _____________ Воротникова А.И.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Вычислительные системы, сети и телекоммуникации»


Автор: к.т.н., доцент Петров Г.А.


Направление: 080800.62 «Прикладная информатика»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2010 г.

Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации»


1.1. Назначение и цели дисциплины

Дисциплина «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» (ВССТ) обеспечивает изучение теоретических основ построения и организации вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций для построения технического обеспечения информационных систем, формирование профессиональных компетенций в части использования и выбора аппаратно-программной платформы для информационных систем и технологий, формирование профессиональной информационной культуры. Содержание программы определяет базовую подготовку студентов для формирования теоретических знаний и устойчивых навыков использования вычислительной техники в учебной, профессиональной и научной деятельности.

Основные задачи дисциплины:

  1. Создание фундаментальной теоретической базы в области новых информационных технологий обработки экономической информации на персональных компьютерах (ПК);

  2. Приобретение знаний о принципах построения и организации функционирования современных вычислительных машин, систем, сетей и телекоммуникаций; функциональной и структурной организации, технико-эксплуатационных характеристиках средств вычислительной техники, программного управления ЭВМ и элементах программирования на машинно-ориентированном языке типа Ассемблер.

  3. Выработка навыков оценки технико-эксплуатационных возможностей средств вычислительной техники, эффективности различных режимов работы ЭВМ и вычислительных систем.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков выбора и использования вычислительных систем для обработки экономической информации на пользовательском уровне.


1.2. Обязательный минимум содержание дисциплины

Физические основы вычислительных процессов. Основы построения и функционирования вычислительных машин: общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин, информационно-логические основы вычислительных машин, их функциональная и структурная организация, память, процессоры, каналы и интерфейсы ввода вывода, периферийные устройства, режим работы, программное обеспечение.

Архитектурные особенности и организация функционирования вычислительных машин различных классов: многомашинные и многопроцессорные вычислительные системы, типовые вычислительные структуры и программное обеспечение, режимы работы.

Классификация и архитектура вычислительных сетей, техническое, информационное и программное обеспечение сетей, структура и организация функционирования сетей (глобальных, региональных, локальных).

Структура и характеристики систем телекоммуникаций: коммутация и маршрутизация телекоммуникационных систем, цифровые сети связи, электронная почта.

Эффективность функционирования вычислительных машин, систем и сетей телекоммуникаций; пути ее повышения.

Перспективы развития вычислительных средств. Технические средства человеко-машинного интерфейса


1.3. Структура дисциплины

Учебная дисциплина «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» входит в раздел общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ.

Учебная дисциплина представлена следующими темами:

Тема №1. Введение

Тема №2. Состояние и тенденции развития вычислительной техники

Тема №3. Функциональная и структурная организация вычислительных машин.

Тема №4. Центральные устройства персональных ЭВМ.

Тема №5. Внешние устройства персональных ЭВМ.

Тема №6. Структуры вычислительных систем.

Тема №7. Архитектура вычислительных сетей.

Тема №8. Основные сведения по теории связи.

Тема №9. Структура и характеристики телекоммуникационных систем (ТКС).

Тема №10. Коммутация и маршрутизация в сетях.

Тема №11. Локальные сети (ЛС).

Тема №12. Электронная почта.

Тема №13. Надежность и безопасность сетей.

Тема №14. Эффективность функционирования сетей и пути ее повышения.

Тема №15. Перспективы развития сетей и ТКС.




1.4. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении дисциплины

Осваивая курс вычислительные системы, сети и телекоммуникации, студенту необходимо научиться работать на лекциях, на семинарских занятиях и организовывать самостоятельную внеаудиторную деятельность.

Важнейшей особенностью обучения в высшей школе является высокий уровень самостоятельности студентов в ходе образовательного процесса. Эффективность самостоятельной работы зависит от таких факторов как:

- уровень мотивации студентов к овладению конкретными знаниями и умениями;

- наличие навыка самостоятельной работы, сформированного на предыдущих этапах обучения;

- наличие четких ориентиров самостоятельной работы.

Приступая к самостоятельной работе, необходимо получить следующую информацию:

- цель изучения конкретного учебного материала;

- место изучаемого материала в системе знаний, необходимых для формирования бакалавра;

- перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент;

- порядок изучения учебного материала;

- источники информации;

- форма и способ фиксации результатов выполнения учебных заданий;

- сроки выполнения самостоятельной работы.

Результатом самостоятельной работы должна быть систематизация и структурирование учебного материала по изучаемой теме, включение его в уже имеющуюся у студента систему знаний.

После изучения учебного материала необходимо проверить усвоение учебного материала с помощью предлагаемых контрольных вопросов и при необходимости повторить учебный материал.

В процессе подготовки к экзамену и зачету необходимо систематизировать, запомнить учебный материал, научиться применять его на практике.


1.5. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения дисциплины

1. По окончании изучения курса студентами должны быть изучены теоретические основы построения, организации и функционирования современных ЭВМ, вычислительных систем и комплексов;

2. Освоены принципы построения вычислительных сетей и телекоммуникационных систем, их функциональную и структурную организацию, основы построения и работы подсистем, узлов и звеньев.

3. Студенты должны уметь определять возможности применения средств вычислительной техники для решения конкретных задач по своей специальности;

4. Оценивать технико-эксплуатационные возможности, анализировать и прогнозировать работоспособность сетей и телекоммуникационных систем, их подсистем, узлов и звеньев;

5. Работать на персональных ЭВМ с пакетами прикладных программ, ориентированных на использование их при выполнении лабораторных, курсовых и дипломных работ по выбранной теме.


1.6. Критерии оценки знаний студентов

Изучение учебной дисциплины «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» завершается экзаменом. Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме, по билетам. Каждый билет содержит два вопроса.

Оценку «Отлично» получают студенты, правильно и подробно отвечающие на вопросы экзаменационного билета, демонстрирующие собственное отношение к оценке фактов, теорий и методов.

Оценку «Хорошо» получают студенты, отвечающие на вопросы экзаменационного билета с некоторыми погрешностями, не компенсируемыми дополнительными вопросами.

Оценку «Удовлетворительно» получают студенты, допускающие погрешности и пробелы в знаниях при ответах на вопросы билета и дополнительные вопросы, но способные при внешней помощи решить поставленную задачу.

Оценку «Неудовлетворительно» получают студенты, допускающие значительные пробелы в знаниях, принципиальные ошибки при ответах на вопросы.


Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации»


2.1. Рабочая учебная программа


  • Содержание курса




Наименование тем

Количество часов

(в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Лабор.

Самостоятельн. работа

Всего часов по теме

Тема №1. Введение




1

12

13

Тема №2. Состояние и тенденции развития вычислительной техники

1

1

10

12

Тема №3. Функциональная и структурная организация вычислительных машин.

1

1

10

12

Тема №4. Центральные устройства персональных ЭВМ.

1




10

11

Тема №5. Внешние устройства персональных ЭВМ.




1

12

13

Тема №6. Структуры вычислительных систем.

1




12

13

Тема №7. Архитектура вычислительных сетей.




1

12

13

Тема №8. Основные сведения по теории связи.

1




12

13

Тема №9. Структура и характеристики телекоммуникационных систем (ТКС).




1

12

13

Тема №10. Коммутация и маршрутизация в сетях.

1




12

13

Тема №11. Локальные сети (ЛС).







12

12

Тема №12. Электронная почта.







10

10

Тема №13. Надежность и безопасность сетей.




1

12

13

Тема №14. Эффективность функционирования сетей и пути ее повышения.

1

1

10

12

Тема №15. Перспективы развития сетей и ТКС.

1




10

11

Итого по курсу:

8

8

168

184



Вопросы для подготовки к экзамену по курсу


  1. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Представление смешанного числа в любой системе счисления.

  2. Системы счисления. Формы представления чисел с фиксированной и плавающей запятой. Представление чисел с плавающей запятой в общем виде.

  3. Представление информации в компьютере. Поля переменной и постоянной длины. Коды ASCCI: назначение, основной стандарт и расширение стандарта.

  4. Логический синтез вычислительных схем. Изображение логических блоков в соответствии с международным стандартом (блоки ИЛИ, И, НЕ).

  5. Структура машинной команды. Трех-, двух- и одноадресные команды. Виды машинных команд.

  6. Функциональная и структурная организация ЭВМ. Понятие о семействах ЭВМ. Программная, аппаратная и информационная совместимость ПЭВМ.

  7. Понятие архитектуры и структуры ЭВМ. Программный принцип управления, принципы, заложенные в структуру современных ЭВМ с магистральной архитектурой. ПЭВМ как ЭВМ с открытой архитектурой.

  8. Структурная схема персонального компьютера с магистральной архитектурой.

  9. Центральные и периферийные устройства (состав), интерфейс системной шины, интерфейс ввода-вывода. Организация взаимодействия МП с внешним устройством.

  10. Организация функционирования ЭВМ с магистральной архитектурой при выполнении программы. Организация циклов выполнения команд программы, условные и безусловные переходы.

  11. Элементная база ЭВМ, основные параметры элементной базы.

  12. Методы оценки производительности ЭВМ.

  13. Классификация ЭВМ по быстродействию, по назначению, по принципу действия и др. Основные характеристики ЭВМ различных классов. Основные особенности ЭВМ 1-6 поколений.

  14. Основная память: состав и основные характеристики, конструктивное исполнение ОЗУ и ПЗУ. Назначение, характеристики и конструктивное исполнение КЭШ-памяти. Логическая структура основной памяти.

  15. Понятие регистров. Свербыстродействующая память: назначение, характеристики. Понятие стековой и ассоциативной памяти.

  16. Память компьютера. Характеристика динамических и статических элементов памяти.

  17. Сегментно-страничная организация основной памяти. Адресация ячеек памяти. Понятие динамической трансляции адресов.

  18. Виртуальная память: определение, понятие слота, объем виртуальной памяти.

  19. Организация работы ЭВМ при выполнении программ (исходный модуль, трансляторы, объектные модули, загрузчик, редактор связей и др.).

  20. Микропроцессоры: назначение, основные характеристики, структурная схема МП. Назначение основных блоков - АЛУ и устройства управления. Взаимодействие устройств МП при выполнении программ, система команд МП.

  21. Режимы работы МП: особенности реального и защищенного режима работы.

  22. Понятие и назначение конвейеризации выполнения команд, прогнозирования переходов, скалярной и суперскалярной обработки информации в современных МП.

  23. Система прерываний в ЭВМ: назначение системы прерываний, внутренние и внешние прерывания, вектор состояния процессора, запросы прерываний, дисциплина обслуживания.

  24. Системный блок: состав и конструктивное исполнение. Назначение системной платы, состав и назначение устройств на системной плате.

  25. Внешние устройства ЭВМ: состав внешних устройств, управление внешними устройствами, последовательный и параллельный интерфейс ввода-вывода.

  26. Интерфейс системной шины и внешних устройств, организация совместной работы внешних и центральных устройств.

  27. Интерфейс системной шины: назначение, типы и характеристики шин расширения и локальных шин.

  28. Внешние запоминающие устройства: назначение, классификация, основные характеристики, логическая структура магнитного диска, форматирование, принцип действия.

  29. Оптические диски: типы, конструктивное исполнение, характеристики.

  30. Устройства печати: классификация, принцип действия, характеристики современных принтеров.

  31. Мультимедийные системы: понятие, аппаратные мультимедийные средства, особенности видеоадаптеров, 3D-ускорителей. Физические основы создания компьютерной графики, анимационных и аудио-эффектов.

  32. Программное обеспечение систем мультимедиа.

  33. Структура программного обеспечения персонального компьютера: общее и специальное ПО.

  34. Назначение основных компонентов общего ПО: операционных систем, систем автоматизации программирования, комплекса программ технического обслуживания, системы документации.

  35. Специальное ПО: пакеты прикладных программ: состав, назначение.

  36. Режимы работы ЭВМ: однопрограммный и мультипрограммный, режим разделения времени, режим реального времени, многозадачный и многопоточный режимы.

  37. Определение вычислительной системы. Классификация ВС по разным признакам: по методу управления, по типу применяемых ЭВМ, по степени территориальной разобщенности, по назначению и др.

  38. Характеристика телекоммуникационных вычислительных сетей (ТВС). Основные определения, достоинства и виды обеспечения ТВС.

  39. Классификация телекоммуникационных вычислительных сетей (ТВС).

  40. Управление взаимодействием прикладных процессов. Эталонная модель взаимодействия открытых систем, характеристика уровней взаимодействия.

  41. Безопасность информации в сетях. Принципы информационной безопасности. Классификационные показатели характера проникновения в сеть.

  42. Безопасность информации в сетях. Виды воздействия на информацию, угрозы безопасности и объекты воздействия в сетях. Источники преднамеренного проникновения в сеть.

  43. Основные сведения о телекоммуникационных системах (ТКС). Типы сетей, линий и каналов связи. Виды кодирования и методы модуляции цифровых данных.

  44. Коммутация в сетях. Методы коммутации. Характеристика метода коммутации цепей, достоинства и недостатки.

  45. Коммутация в сетях. Методы коммутации. Особенности метода коммутации с промежуточным хранением. Характеристика метода коммутации сообщений, достоинства и недостатки.

  46. Коммутация в сетях. Методы коммутации. Характеристика метода коммутации пакетов, достоинства и недостатки.

  47. Маршрутизация пакетов в сетях. Сущность, цели и способы маршрутизации. Показатели эффективности алгоритмов маршрутизации.

  48. Маршрутизация пакетов в сетях. Методы маршрутизации.

  49. Защита от ошибок в сетях. Причины возникновения ошибок. Классификация методов защиты от ошибок.

  50. Защита от ошибок в сетях. Характеристика методов без использования обратной связи, их достоинства и недостатки.

  51. Защита от ошибок в сетях. Характеристика методов с использованием обратной связи, их достоинства и недостатки.

  52. Цифровые сети связи. Сети и технологии ISDN. Характеристика метода импульсно-кодовой модуляции. Сети и технологии SDH. Сети и технологии ATM.

  53. Структура локальных вычислительных сетей (ЛВС) и состав оборудования. Основные характеристики ЛВС.

  54. Области применения локальных вычислительных сетей (ЛВС). Классификация ЛВС.

  55. Глобальные вычислительные сети (ГВС). Структура ГВС. Подключение к сети Internet.

  56. Глобальные вычислительные сети (ГВС). Способы организации обмена данными. Характеристика протокола управления обменом данными TCP/IP.

  57. Характеристика сети Internet. Протоколы сети Internet. Сервисы Internet.

  58. Системы автоматизированного поиска информации в сети Internet. Программное обеспечение сети Internet.

  59. Характеристика корпоративных вычислительных сетей (КВС), ее типовая структура. Программное обеспечение КВС. Сетевое оборудование КВС.

  60. Безопасность корпоративных вычислительных сетей (КВС). Принципы построения системы обеспечения безопасности (СОБ) КВС. Функциональные требования к СОБ КВС.

  61. Безопасность корпоративных вычислительных сетей (КВС). Классификация средств защиты. Способы разработки средств защиты.

  62. Понятие эффективности функционирования телекоммуникационных вычислительных сетей (ТВС) и методология ее оценки. Показатели эффективности ТВС. Пути повышения эффективности использования ТВС.



  1   2

Похожие:

Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница