«Научно-исследовательская работа студентов»




Скачать 44.63 Kb.
PDF просмотр
Название«Научно-исследовательская работа студентов»
Дата18.12.2012
Размер44.63 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа


 
1
 



 
2
 

          1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ  
Цели  освоения  дисциплины.  Курс  «Научно-исследовательская  работа    студентов» 
должен  дать  студенту  знания  об  основных  принципах  планирования,  проведения  и 
оформления результатов научных исследований. 
Основные  задачи  дисциплины  заключаются    в  формировании  знаний  по  следующим 
направлениям: 
методологические принципы науки и практики; 
планирование научных исследований в области «Прикладной геологии»; 
проведение научных исследований; 
обработка и оформление результатов научных исследований. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ  
Дисциплина  «Научно-исследовательская  работа    студентов»  входит  в  цикл 
дисциплин  ФТД.4  (Факультативы)  по  специальности  130301  «Геологическая  съемка, 
поиски  и  разведка  месторождений  полезных  ископаемых».  Введение    в  учебный  план 
дисциплины «Научно-исследовательская работа студентов» обусловлено требованиями, 
предъявляемыми  к  выпускнику  «горному  инженеру»    и  направлено  на  приобретение 
студентами  навыков  проведения  и  оформления  научно-исследовательской  работы  в 
области «Прикладной геологии». 
 
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

В  результате  освоения  дисциплины  студент  должен  демонстрировать  следующие 
результаты  обучения: 
Знать
современные 
методы, 
применяемые 
при 
выполнении 
научных 
исследований в области «Прикладной геологии»; 
Уметь: 
выполнять 
экспериментальные 
и 
лабораторные 
геологические 
исследования, используя современные методы анализа; 
составлять  отдельные  разделы  отчетов  по  научно-исследовательской  работе  в 
составе творческих коллективов; 
Владеть приемами и методиками обработки геологических данных; 
методами моделирования процессов и явлений в области геологии. 
 
4.  СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ  (МОДУЛЯ)  «Научно-
исследовательская работа  студентов» 
 
Общая трудоемкость дисциплины составляет 114 часов. 
 
Раздел дисциплины 
Виды учебной работы, 
Формы 
текущего 
№пп 
 
включая самостоятельную 
контроля 
работу студентов  и 
успеваемости 
(по 
трудоемкость (в часах) 
неделям семестра). 
естра
 
Формы 
 
 сем
промежуточной 
я
аттестации 
(по 
естр
ел
семестрам) 
ем
ед
Лекц. 
Прак. 
Сам. Раб.   
С
Н

Введение  в  НИРС.  6 


 

Проверка 
Система 
научной 
дополнительного 
лекционного 
подготовки  
материала 
студентов. 

Методологические  
 
 



Словарь 
принципы  науки  и 
специальных 
терминов 
практики.   
История науки  
 
3
 


Классификация 
 




Проверка 
НИР, 
основные 
посещения 
аудиторных 
этапы  выполнения 
занятий 
НИР, 
критерии 
актуальности. 

Структура  научно-  




Выбор темы НИР, 
исследовательских 
План работы НИР и 
график 
ее 
работ. 
выполнения 
Составление 
рабочего 
плана 
НИРС, 
сбор 
и 
анализ информации. 

Оформление 
 




Знание 
правила 
результатов НИР. 
оформления НИР 
(нормоконтроль) 

Организация работы   




Проверка 
с 
научно-
дополнительного 
лекционного 
технической 
и 
материала 
патентно-
информационной 
литературой. 

Принципы  
 
11 



Научное 
научного 
реферирование 
статьи  
реферирования 
и 
составления 
научного обзора. 

Системный  подход   
13 



Обработка 
и 
при 
организации 
оформление 
статистических 
научно-
данных 
исследовательских 
исследования 
работ. 
Обработка 
результатов 
научных 
исследований. 

Виды 
и 
объекты   
15 



Подготовка  заявки 
интеллектуальной 
на патент 
собственности. 
Охрана 
интеллектуальной 
собственности. 
Элементы 
авторского 
и 
патентного права. 
10 
Подготовка 
к   
 
 
 
20 
Подготовка  отчета 
по  НИРС  и  защита 
зачету: 
отчета 
 
11 
ИТОГО 
114 
30 
30 
54 
зачет 
 
 
 
 
 
4
 

5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ  
5.1. Лекции 
1. Введение в НИРС. Система научной подготовки  студентов. 
НИРС. Цели и задачи НИРС в высшем учебном заведении. Цели и задачи НИРС в области 
«Прикладной геологии». 
 
2. Методологические  принципы науки и практики.   История науки «Геология». 
Наука. Метод и методология науки.  Системность. Редукционизм. Холизм и цикличность. 
Структурализм. Работы Н. Бора, Н.  Виннера,   В.И. Вернадского. История возникновения 
науки. История возникновения  геологии, как науки.  
 
3. Классификация НИР. Основные этапы выполнения НИР. Критерии актуальности. 
Приоритетные направления фундаментальных исследований. Приоритетные направления 
фундаментальных исследований в области наук о Земле.  
 
4.  Структура  научно-исследовательских  работ.  Составление  плана  НИРС,  сбор  и 
анализ информации. 
Этапы  НИР.  Выбор  направления  исследования.  Изучение  истории  вопроса.  Составление 
рабочего плана НИРС. Общие требования к сбору и обработки информации. Составление 
плана. Изучение литературы. Обработка информации. Испытания. Завершение НИР. 
 
5. Оформление результатов НИР. 
Структура и правила оформления отчета. Правила оформления отчета по ГОСТ АмГУ. 
Правила оформления литературы. 
 
6.  Организация  работы  с  научно-технической  и  патентно-информационной 
литературой. 
Реферирование,  цитирование.  Анализ  теоретико-экспериментальных  исследований. 
Обработка новой информации. 
 
7. Принципы  научного реферирования и составления научного обзора. 
Литературная обработка научного исследования.  Правила научного реферирования. 
 
8.  Системный  подход  при  организации  научно-исследовательских  работ.  Обработка 
результатов научных исследований. 
Методология  системного  подхода  в  НИР  при  решении  задач  анализа  систем,  задач 
проектирования и синтеза. 
 
9.  Виды  и  объекты  интеллектуальной  собственности.  Охрана  интеллектуальной 
собственности. Элементы авторского и патентного права. 
Виды  и  объекты  интеллектуальной  собственности    в  области  наук  о  Земле.  Охрана 
интеллектуальной собственности. Авторское право. Патент. 
 
10. Подготовка отчета по НИРС. 
План. Содержание. Титул. Нумерация страниц. Оформление формул,  уравнений, таблиц, 
рисунков. Приложения. Глоссарий. 
 
5.1. БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ НИРС 
Базой организации НИР студентов специальности 130301 «Геологическая съемка, поиски 
и  разведка  месторождений  полезных  ископаемых»,  являются  научно-исследовательские 
работы,  выполняемые  профессорско-преподавательским  составом  кафедры  геологии  и 
 
5
 

природопользования  АмГУ,  продолжение  тем  производственных  практик,  проведение 
работ по грантам. Содержание НИРС соответствует профилю кафедры. 
 
5.2.  ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ  НАПРАВЛЕНИЙ  ИССЛЕДОВАНИЙ    В  ОБЛАСТИ 
НАУК О ЗЕМЛЕ  ВКЛЮЧЕННЫХ  В НИР  ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ 
1. Геология и окружающая среда 
2. Ресурсы, динамика и охрана подземных вод 
3. Ресурсы подземных вод 
4. Геотектоника, геодинамика и металлогения. 
5. Глубинное строение Земли. 
6. Физико-химическая природа геологических процессов. 
7. Взаимодействие геосфер. 
8. Проблемы докембрия. 
9. Условия образования месторождений ПИ. 
10.Генетическиеособенности месторождений. 
11.Технологии извлечения минерального сырья. 
12.Минерально-сырьевая база и проблемы геоэкологии. 
13. Геоинформатика. 
14. Развитие жизни на Земле. 
15. Эволюционное развитие отдельных групп животного мира. 
16. Палеоботанические и  палеонтологические исследования в России и зарубежом. 
 
5.3.  ПРИМЕРНАЯ  ТЕМАТИКА  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  РАБОТ 
СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ «ПРИКЛАДНОЙ ГЕОЛОГИИ»
 
 
Тематика  научно-исследовательских  работ  студентов  предлагается  как  преподавателями, 
так  и  студентами  кафедры  и  обновляется  ежегодно.  Темы  НИРС  утверждаются  на 
заседании кафедры 1 раз в год  в конце года. 
 
1. Оползневые процессы  и их проявления на территории Амурской области.  
2.  Данные  гранулометрического  анализа  и  их  использование.  (На  данных  по 
Приамурью и Приморью).  
3. Горнодобывающие комплексы и их влияние на окружающую среду. 
4. Морфогенез равнинных территорий в  зоне распространения многолетнемерзлых 
пород Амурской области.   
5. Биогеохимическая характеристика озерных сапропелей голоцена Амуро-Зейской 
впадины. 
6.  Выделение  биолитов  золота  из  растений  золотоносных  районов  Верхнего 
Приамурья. 
7.  Биогеохимическая  индикация  золота,  серебра  и  ртути  золоторудных 
месторождений Верхнего Приамурья. 
8. Подземные воды  Амурской области и их качество.  
            9. Габбро-анартозиты Каларского массива.  
           10.   Мезозойские  гранитоиды Приамурья.  
11. Золотоносные метасоматиты Албынского м-ния.  
12.  Петрографические  особенности  и  условия  образования  неоген-четвертичных 
базальтов Архаринского р-на Амурской области.  
13. 
Особенности 
химического 
состава 
двупироксеновых 
базальтов 
и 
андезибазальтов как отражение геодинамических условий их образования.  
14.  Структурный  контроль  магматогенных  образований  Джагдинской  структурно-
формационной зоны.  
15. Золотоносность Моготского рудного узла.  
 
6
 

16. Арсенопиритовая минерализация Албынского рудного поля.  
17. Савкинское золоторудное месторождение.   
 
 
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО НИР 
Самостоятельная  работа  студентов  заключается  в  подготовке  дополнительного 
лекционного материала, изучении специальной терминологии, в изучении литературы для 
выбора темы НИР, в проведении научного реферирования статей, в выполнении отчета по 
выбранной  теме  НИР,  подготовке  презентации  и  представлении  доклада  по  НИР  на 
студенческой ежегодной конференции «День науки АмГУ».  
 
7. МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ 
Для программ ГОС не предусмотрена. 
 
8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  

По  программе  курса  преподавателями  кафедры  разработаны  лекции.  Помимо 
чтения  лекций,  которые  составляют  50%  аудиторных  занятий,    используются 
практические работы, активные и интерактивные формы (обсуждение отдельных разделов 
тем  студентов,  для  разбора  информации  по  конкретным  темам  НИРС).  Это  прививает 
любознательность и дает первые навыки научно-исследовательской работы. 
В  рамках  учебного  курса  проводятся  доклады-презентации  преподавателей  по 
темам научных исследований, предлагаются коллективные просмотры научных фильмов. 
 
№  Вид инновации 
Перечень инноваций 

Методы, применяемые в обучении  - Неигровые имитационные методы; 
(активные инновационные) 
- Игровые имитационные методы. 

Технологии обучения 
- Индивидуальные образовательные траектории; 
- Компетентностно-ориентированное обучение. 

Информационные технологии 
- Интерактивное обучение (моделирующие 
компьютерные программы, виртуальные 
учебные комплексы); 
- Мультимедийное обучение (презентации, 
электронные УМР, моделирование и симуляция 
процессов и объектов, мультимедийные курсы); 
- Сетевые компьютерные технологии (Интернет, 
локальная сеть, Цифровой Кампус). 

Информационные системы 
- Электронная библиотека; 
- Электронные базы учебно-методических 
ресурсов; 

Инновационные методы контроля 
- Электронный учет и контроль учебных 
достижений студентов (электронный журнал 
успеваемости и посещаемости); 
- Компьютерное тестирование (диагностическое, 
промежуточное, итоговое, срезовое); 
- Анкетирование студентов и преподавателей; 
 
 
9.  ОЦЕНОЧНЫЕ  СРЕДСТВА  ДЛЯ  ТЕКУЩЕГО  КОНТРОЛЯ  УСПЕВАЕМОСТИ, 
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ  АТТЕСТАЦИИ  ПО  ИТОГАМ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ 
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 
СТУДЕНТОВ 
 

 
7
 

9.1. ВЫБОР ТЕМЫ НИРС 
Тема  НИР  выбирается  студентом  самостоятельно  или  из  предлагаемых  тем  
разработанных  преподавателями  выпускающей  кафедры.  Научно  исследовательская 
работа заключается  в изучении одного из прикладных вопросов по темам дисциплин или 
НИР кафедры. 
 
9.2. ПРИМЕРННАЯ СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО НИРС 
       Титул 
       Реферат 
       Содержание 
Введение 
Глава 1 Методика проведения исследований 
Глава 2 История вопроса исследования  
Глава 3 Детальный анализ проблемы и пути ее разрешения 
Заключение 
Список литературы 
Глоссарий  
  
Примечание.  НИРС  оформляется  в  соответствии  со  стандартом  АмГУ.  На 
нормоконтроль  работа  сдается  в  ауд.  104  ст.преподавателю  Авраменко  С.  М.  в  рабочие 
дни  недели  (понедельник  –  пятница)  с  8.00  до  17.00.  Обед  с  12.00  до  13.  00.  Работа 
прошедшая  нормоконтроль  остается  у  нормоконтролера  и  передается  преподавателю. 
Имеющиеся  замечания  по  оформлению  работу  необходимо  исправить.  Предзащита  и 
защиты    работы  проводится  в  назначенное  преподавателем  время.  Лучшие  работы 
представляются на студенческой научной конференции «День науки АмГУ» 
 
 
 
9.3. ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЧЕТА 
По результатам подготовки и защиты НИРС выставляется дифференцированный зачет. 
 
При защите отчета учитывается: 
1. Владение материалом отчета. 
2. Знание методики подготовки НИР. 
3. Качество презентации. 
4. Качество доклада. 
 
9.4. РЕЙТИНГ-РЕЦЕНЗИЯ НИРС 
Заполняется руководителем НИРС 
Наименование  показателя 
Шкала оценок 



1.  Степень раскрытия темы 
 
 
 
2.  Полнота охвата научной литературы 
3.  Самостоятельность подхода к написанию курсового проекта 
4.  Последовательность и логика изложения материала 
5.  Качество  оформления,  язык,  стиль  и  грамматический 
уровень работы 
6.  Выполнение графика курсового проектирования 
7.  Защита курсового проекта 
      Всего баллов: 
 
 
 
 
 
8
 

От 21 до 25 – «удовлетворительно» 
От 26 до 30 – «хорошо» 
От 31 до 35 – «отлично» 
Оценка  «неудовлетворительно»  за  работу  ставится  при  наличии  хотя  бы  одного  из 
следующих признаков: 
1.Тема или содержание не относятся  к предмету дисциплины. 
2. Неструктурированный план отчета. 
3. Работа целиком перепечатана из Интернета. 
4.Оформление не соответствует требованиям. 
 
10. 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ 
И 
ИНФОРМАЦИОННОЕ 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)    
а)  основная литература:  
1.  Голицын  М.В.  Методика  поисков  и  разведки  угольных  месторождений:  Учебное 
пособие для вузов. Учебное пособие. М.: КДУ, 2009*. 
2.  Беленьков  А.Ф.  Геолого-разведочные  работы.  Основы  технологии,  экономики, 
организации  и  рационального  природопользования:  учебн.  пособие/    А.Ф.  Беленьков.-
Ростов н/Д: Феникс; Новосибирск: Сиб. Соглашение, 2006.-383с. 
3. Цейслер В.М. Полезные ископаемые в тектонических структурах и стратиграфических 
комплексах  на  территории  России и  ближнего  зарубежья:  Учебное  пособие.  Гриф УМО. 
М.: КДУ, 2007.  
 
б) дополнительная литература 
1. Цейслер В.М. Полезные ископаемые в тектонических структурах и стратиграфических 
комплексах  на  территории  России и  ближнего  зарубежья:  Учебное  пособие.  Гриф УМО. 
М.: КДУ, 2010*.  
2.  Матвеев  А.  А.  Геохимические  методы  поисков  месторождений  полезных  ископаемых 
М.: КДУ, 2011*. 
3. Планета Земля. Энциклопедический справочник. Том «Минерагения». Кн. 1. Раздел 
1. Земля. Теоретические основы минерагении. Минеральные ресурсы Мира и их 
экономика, 2008, 364 с. Ил. 161, табл. 47.Кн. 2, 3, 4, 5. Раздел 2. Минеральные ресурсы, 
геология месторождений полезных ископаемых континентов, пассивных окраин и 
активных зон перехода континент-океан и мирового океана. Континенты и их пассивные 
окраины (CD)*
6. Горная энциклопедия  [ Электронный ресурс]. – М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2006,- 1 
эл.  опт.  диск      (CD-ROM):  карты.-  (Электронная  библиотека  DirectVEDIA;  Т.  79)  – 
(Классика энциклопедий). 
7. Основы металлогенического анализа Старостин В.И. Металлогения: учебник, ГРИФ    
УМО. 2-е изд., испр. и доп. М.: КДУ 2012* 
8. Короновский Н. В. Магматизм как индикатор геодинамических обстановок 
бакалавр./магистр. М.: КДУ 2007* 
в) программное обеспечение и интернет-ресурсы  
№ 
Наименование ресурса 
Краткая характеристика 
1. 
http://www.iqlib.ru 
 Интернет-библиотека  образовательных  изданий,  
в 
которой 
собраны 
электронные 
учебники, 
справочные  и  учебные  пособия.  Удобный  поиск  
по ключевым словам, отдельным темам иотрослям 
знания. 
2. 
Электронная 
библиотечная 
ЭБС  по  тематике  охватывает  всю  область 
система 
«Университетская  гуманитарных  знаний  и  предназначена  для 
библиотека -onlaine» 
использования  в  процессе  обучения  в  высшей 
www.biblioclub.ru 
школе,  как  студентами  преподавтелями,  так  и 
 
9
 

 
специалистами гуманитариями. 
 
в) периодические издания 
1.Геология  и геофизика 
2.Геология рудных месторождений 
3. Геология. Сводный том. 
4. Геотектоника 
5. Геохимия 
6.Записки российского минералогического общества. 
7. Известия вузов. 
8. Литология  и полезные ископаемые. 
9.Маркшейдерия и недропользование. 
10.Отечественная геология. 
11.Петрология. 
12. Разведка и охрана недр. 
13. Руды и металлы. 
14.Нефть и газ. 
 
 
10
 


Похожие:

«Научно-исследовательская работа студентов» iconРабочая программа Научно-исследовательская работа в семестре направление ооп
Научно-исследовательская работа в семестре является обязательным подразделом (М 1) раздела «Практика и научно-исследовательская работа»...
«Научно-исследовательская работа студентов» iconНаучно-исследовательская работа студентов (нирс)
Основными формами привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в отчетном году были
«Научно-исследовательская работа студентов» iconНаучно-исследовательская работа студентов (нирс)
В отчетном году основными формами привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности были
«Научно-исследовательская работа студентов» iconНаучно-исследовательская работа студентов (нирс)
Основными формами привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в отчетном году были
«Научно-исследовательская работа студентов» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа проводилась с участием ппс и увп окю по договорам подряда на базе ООО «Электромехатронные системы»
Подготовка и защита диссертаций (технические и экономические науки)
«Научно-исследовательская работа студентов» iconНаучно-исследовательская работа студентов (нирс) >10. 1 Информационно-аналитический обзор
Основными формами привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в отчетном году были
«Научно-исследовательская работа студентов» iconНаучно-исследовательская работа студентов лингвистического университета как способ внедрения медиаобразования в учебный процесс
Хлызова Н. Ю. Научно-исследовательская работа студентов лингвистического университета как способ внедрения медиаобразования в учебный...
«Научно-исследовательская работа студентов» iconI V. Научно-исследовательская работа студентов
Научно-педагогические кадры
«Научно-исследовательская работа студентов» iconМетодические указания по оформлению дипломных работ для студентов биолого-почвенного факультета
Дипломная работа специалиста – самостоятельная научно-исследовательская работа, отражающая уровень профессиональной компетентности...
«Научно-исследовательская работа студентов» iconДеятельности 13 1 Научно-исследовательская работа студентов и сотрудников нфи кемГУ
Подготовка плановых отчетов по научно-исследовательской работе для Кемгу и Минобразования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница