Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская




НазваниеПрограмма вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская
Дата18.12.2012
Размер98.6 Kb.
ТипПрограмма
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Орловский государственный университет»


Программа


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Теория и история дизайна


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

072500.68 ДИЗАЙН


(Магистерская программа: Графический дизайн)


Орел – 2012

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Понятие дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Философия формообразования. Виды современной дизайнерской деятельности. Первые теории дизайна. Взаимосвязи науки, техники и дизайна.


Предметное окружение человека имеет многовековую историю. История дизайна непрерывно связана с эволюцией предметного окружения, в особенности развития техники и технологии. История изобретений. Промышленная революция конца XVIII – начала XIX веков. Массовое индустриальное производство.



  1. Новый художественный стиль в Европе на рубеже XIX – ХХ веков. Модерн.


Научные открытия и технические изобретения. Изобретение конвейера. Идеи дизайна в эпоху промышленных революций. Техника как искусство. Первые Всемирные промышленные выставки. Зарождение дизайна на пересечении нескольких ветвей развития проектной культуры: художественных проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования, науки. Стилевые направления в индустриальном формообразовании XIX века. Первые теории дизайна. Идеи гармонизации индустриального общества. Уильям Морисс и движение «Искусства и ремесла». Русская инженерная школа на рубеже XIX – XX веков. Ар Нуво.


  1. Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа. Идеи функционализма в Европе.


Промышленная архитектура США. Чикагская архитектурная школа. Луис Салливен. Френк Ллойд Райт. Адольф Лоос. Германский Веркбунд. Петер Беренс и художественный стиль компании АЭГ.


  1. Художественный авангард в Европе и его влияние на развитие дизайна.

Пит Мондриан. Рождение абстрактного искусства. Кубизм. Футуризм. Абстракционизм. Голландская группа «Де Стейл». Дадаизм. Сюрреализм.


  1. Развитие дизайна в послереволюционной России.

Супрематизм Казимира Малевича. «О духовном в искусстве» Василия Кандинского. «Уновис». Конструктивизм Татлина. Эль Лисицкий. Производственное искусство. Александр Родченко. Оформление революционных праздников. Художественные школы и группировки в России начала ХХ века.


  1. Создание Баухауза.

Основные педагогические принципы. Вальтер Гропиус. Иоганн Итен. Баухуз в Веймаре 1919 – 1925. Баухуз в Дессау 1925 – 1932. Баухуз в Бурлине 1932 – 1933. Людвиг Мис ван дер Роэ.


  1. ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. 1920 – 1930.

Традиции промышленного искусства в России. Пропедевтические дисциплины. Учебные цели и структура ВХУТЕМАС. Николай Ладовский. Братья Веснины. Константин Мельников. Иван Леонидов. Андрей Гончаров. Владимир Фаворский.


  1. Послевоенный дизайн 30 – 40-х годов.

Стилевые направления в европейском формообразовании перед II мировой войной. «Дикие 20-е годы». Революция в европейском жилищном строительстве. Ле Корбюзье. Алвар Аалто. Интернациональный дизайн. Арт-Деко во Франции. Арт-Деко как интернациональный стиль. Новации в области моды «от кутюр».


  1. Американская модель «дизайна для всех».

Принципы формообразования нового американского дизайна. Международные выставки современного декоративного и народного искусства. Арт-Деко в США. Дизайн и техника. Обтекаемая форма. Эргономический дизайн. Формирование профессии «дизайнер». Органический дизайн. Американский образ жизни – американское понимание дизайна.


  1. Предвоенный дизайн в СССР.

Идея стандартизации в производстве. Конструирование новой техники. Оформительское искусство. Транспортный дизайн. Метро. Архитектурное проектное творчество. Классические мотивы в предметном формообразовании.


  1. Дизайн США 50-х- н. 60-х ХХ века.

Американская реклама. Элитарный дизайн. Стайлинг. Автомобильный стиль. Новые материалы. Ээро Сааринен. Стиль молодых. Прет – а – порте.


  1. Послевоенный дизайн в Европе.

Органический дизайн. Дизайн и экономия ресурсов. Государственная поддержка дизайна. Британский совет по технической эстетике. Шведский модерн. Датский стиль тикового дерева. Культура жилища из Скандинавии. «Шведская кухня». Кристиан Диор. Новый взгляд на развитие моды.


  1. Стиль Оливетти. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна. Стиль Браун.

Искусство и дизайн. Потребитель и техника. Bel Design. Пластмассы, пластики, полиэстр. Картель. Противоречивые 50-е. Резопал. «Хорошая форма» (Gute Form). Традиции Баухауз в дизайне восточной Германии.


  1. Поиски и эксперименты в дизайне 60-70-х ХХ века.

Смена приоритетов. Поп – арт. Поп-культура и поп-дизайн. Оп – арт. Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии. Футуристическая мода 60-х. Космическая одиссея в кинематографе. Предметная среда эпохи космических полетов. Эпоха архитектурных утопий. Машина для жилья.


  1. Радикальный дизайн. Анти-дизайн.

Группа «Архизум». Ив Сен-Лоран. Группа «Суперстудио». Группа «Штурм». Свободная школа – лаборатория дизайна «Global Tools». Студия «Алхимия».


  1. Концептуальные поиски советских дизайнеров.

Государственный дизайн. Всесоюзный институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Журнал «Декоративное искусство СССР». Рациональный стайлинг. Дизайн – программы. Эксперименты и утопии. Сенежская студия. Александр Ермолаев и Театр архитектурной формы (ТАФ). Владислав Кирпичев и школа-студия «Эдас».


  1. Дизайн постиндустриального общества. Постмодерн.

Разрушение доктрины «форма следует за функцией». Плюрализм стилистических течений и эстетических взглядов – феномен 70-80-х годов. От модерна («современного движения») к постмодерну. Японский дизайн. Постмодерн как интернациональный стиль.


  1. Стиль «Мемфис». Новый дизайн.

Маркетинг, реклама, организация «личного жизненного стиля» потребителя. “Media-stars” дизайна. Ориентация на будничность жизни. Антифункциональные направления в европейском дизайне. «Новый дизайн» в Германии. Англия – новая простота. «Новый дизайн в Испании». Франция как часть мирового дизайнерского сообщества.


  1. Стиль высоких технологий. Дизайн на рубеже тысячелетий.

Новые высокие технологии. Игра с атрибутами технического века. Ассимиляция форм и приемов, ранее специфичных для техники. Техническая форма как двигатель нового художественного формообразования. «Хай Тек» в архитектуре. «Хай Тек» в дизайне.

Миниатюризация изделий. Пример Sony. Walkman. Исчезновение предметов. Бестилесный дизайн. Дизайн, менеджмент и маркетинг. Свочеризация. Дизайн и экология. Ландшафтный дизайн. Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры.


  1. Российский дизайн на рубеже ХХ-ХХI века.

Академия графического дизайна. Михаил Аникст. Аркадий Троянкер. Максим Жуков. Валерий Акопов. Борис Трофимов. Школа иллюстраторов. Владимир Чайка. Андрей Логвин. Юрий Сурков. «Бумажная архитектура». Актульное искусство и графический дизайн. Радикальные европейские направления и российская проектная культура.


Список литературы

  1. А.Аалто. Архитектура и гуманизм. - М.: Прогресс, 1978. - 219 с, ил.




  1. А.Абрамова. Наследие ВХУТЕМАСа// «ДИ». №4. С.8-9.

  2. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. Таблицы. - М.: Искусство, 1984.

  3. В.Аронов. Художник и предметное творчество. Про­блемы взаимодействия материальной и художественной куль­туры XX века. - М.: Советский художник, 1987. - 232 с, ил.

  4. Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.:
    ВНИИТЭ, 1992. - 122 с, ил.

  5. Бархин М.Г. Архитектура и город. - М.: Наука, 1979. - 222 с, ил.




  1. Блашлевич Р., Иванова-Вэн Л.. СГХМ-ВХУТЕИН. Методика художественного конструирования.- М.:ВНИИТЭ, 1987. - 172 с, ил.

  2. Блашлевич Р. Иванова В. СГХМ-ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН-АРФАК.-
    1918-1930. /Архитектурные школы Москвы. Исторические данные.
    1749-1995. Сборник 1. - М: Мол. СЛ. России, 1995.




  1. Воронов Н.. Производственное искусство-предшествен­ник дизайна. В кн.: Дизайн, выпуск II.-M.: НИИ PAX, 1993.- 3-е изд. С. 3-55.



  1. Волкотруб И.. Основы художественного конст­руирования. Моделирование материалов и биоформ. -Киев: Вища школа, 1982. - 152 с, ил.




  1. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного
    дизайна. Том 1. - М.: Союз Дизайнеров России, 2001. - 424 с, ил.

  2. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного
    дизайна. Том 2. - М.: Союз Дизайнеров России, 2001. - 382 с, ил.

  3. Гидион 3. Пространство, время, архитектура.- М.: Стройиздат,
    1984. - 455 с, ил.

  4. Глазычев В. О дизайне - М.: Искусство, 1970.- 191с.




  1. Дижур А. Начало Баухауза //Техническая эстетика. – 1989. № 12.

  2. Дизайн США. Проспект к межгосударственной выставке.1989.-64с, ил.




  1. Джеффри Микл. Взгляд в прошлое - в «Дизайн США»
    (каталог к выставке), 1989.

  2. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминоло­гический словарь-справочник./ С.Михайлов, Н.Дембич, В.Захаров, Л.Листовская и др. Под ред. С.Михайлова. - Ка­зань.: ДАС, 1994. - 120 с, ил.




  1. Ефимов А.. Формообразующее действие полихро­мии в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1984. - 166 с, ил.




  1. Зольте Юдит. Она совершила революцию на кухне. В журнале «Интерьер+дизайн». Тематическое приложение «Кухни». Весна. 2001. С. 40-42.

  2. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. • М.: Стройиздат, 1986. - 288 с, ил.




  1. Иллюстрированная энциклопедия моды. Перевод на русский И.Ильинской и А.Лосевой.- Прага: «Артия», 1988. -608 с, ил.

  2. История Советской архитектуры, 1917-1954. Учебник для архитек­турных вузов. - М: Стройиздат, 1985.




  1. Квасов А.. Художественное конструирование изделий из пластмасс: Учеб. для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 1989.- 239 с, ил.

  2. Кликс P.P. Художественное проектирование экспозиций. - M.: Высшая школа, 1978. - 367 с, ил.

  3. Лаврентьев А., Шатин Ю. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН./ Дизайн в высшей
    школе. - М.: ВГИТЭ, 1994.




  1. Лазарев Е. Дизайн машин. - Л.: «Машинострое­ние», Ленинградское отделение, 1988. - 255 с.




  1. Мастера архитектуры об архитектуре/ Под.общ.ред.А.В.Иконникова, И.Л. Маца, Г.М. Орлова. - М.: «Искусство»,1972. - 590 с, ил.




  1. Методика художественного конструирования. Ди­зайн-программа. - М.: ВНИИТЭ, 1987. - 172 с, ил.




  1. Холмянский Л., Щипанов А.. Дизайн - М.: Просвеще­ние, 1985. - 151с, ил.

  2. Методика художественного конструирования.- М.:ВНИИТЭ, 1987. - 172 с, ил.

  3. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебн. для вузов. / Под ред. С.М. Михайлова- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. – 240 с, ил.

  4. Михайлов СМ. История дизайна. Том 1. Учебн. для вузов. - Москва: Союз Дизайнеров России, 2000. - 264 с, ил.

  5. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2. Учебн. для вузов. - М.: Союз Дизайнеров России, 2003. - 394 с, ил.

  6. Михайлов С.М. История дизайна. Краткий курс: Учебник для вузов.– М.: Союз Дизайнеров России, 2004. – 289 с, ил.

  7. Нерсесов Я.. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. - М.:ООО Фирма «Издательство ACT», OOO»Астрель», 1998. - 496 с, ил.




  1. Нойферт Э. Строительное проектирование.- М.:Стройиздат, 1991. с, ил.




  1. Мунипов. В. Эргодизайн - эффективное средство конкурентной борьбы, или как корпорация «XEROX» пре­одолела жесточайший кризис. В журнале "ТЭ".№5. 1992.




  1. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для ВУЗов.- М.: Легпромбытиздат, 1985. - 264 с, ил.

  2. Рагон М. Города будущего. Пер. с франц. В.Г. Калиша и Ж.С. Розенбаума. Под
    ред. Д.Б. Хазанова. - М.: Мир, 1969. - 296 с, ил.

  3. Рыжов К.В. Сто великих изобретений. - М.: Вече, 2000. - 527 с, ил.

  4. Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры. - М.: Стройиздат, 1986. - 376 с,ил.

  5. Рябушин А.В., Шукурова А.Н. Творческие противоречия в новей­шей архитектуре Запада. - М.: Стройиздат, 1985. ■ 272 с, ил.




  1. Сарабьянов Д.,.Автономова Н. Василий Кандинский.- М.: Галарт, 1994.- 174 с.

  2. Современная энциклопедия. Мода и стиль/Глав.ред. В.А.Воло­дин. - М.: Аванта + 2002. - 480 с, ил.

  3. 100 дизайнеров Запада/В.Аронов и др. - М.: ВНИИТЭ, 1994. -216 с, ил.

  4. Сюзанна А.Стерноу. Арт-Деко. - Минск: Белфаксиздатгрупп, 1997. - 126 с, ил.

  5. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-Цвет-Простран­ство. Пер. с нем. -М.: Стройиздат, 1973. - 141 с, ил.

  6. Хан-Магомедов С.О. Психоаналитический метод Н. Ладовского во
    ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Объединенные левые мастерские, психотех­ническая лаборатория). - М: Архитектура, 1993.

  7. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС- М.: Издательство «Ладья», 1995. - 340 с, ил.

  8. Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 1995. - 424 с, ил.

  9. Холлингсворт Мэри. Искусство в истории человека. - М.: Искусство, 1989. -
    510 с, ил.




  1. Холмянский Л., Щипанов А. Дизайн - М.:- Про­свещение, 1985. - 151с, ил.

  2. Хроника человечества / Сост. Бодо Харенберг. - М.: Большая эн­циклопедия, 1996. - 1200 с, ил.

  3. Шедлих Кристиан. Баухауз 1919-1933. Дессау, 1985.

  4. Шнайд К.. Мастерская дизайна XX века.- Курьер Юнеско. 1980. №5.

  5. Энциклопедия живописи. - М.: Акт, 1997.- 800 с, ил.

  6. Эстетические ценности предметно-пространственной среды/ А.Иконников, М.Каган, В.Пилипенко и др.: Под общ. ред. А.Иконникова. ВНИИТЭ. - М.: Стройиздат, 1990. - 335 с, ил.

Похожие:

Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине история и теория дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская
Понятие дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Философия формообразования....
Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская iconПрограмма вступительного экзамена Направление магистратуры: 072500 Дизайн
На обучение по программам магистратуры принимаются заявления от лиц, имеющих документ государственного образца о высшем профессиональном...
Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская iconВступительные испытания – собеседование
Студентам, освоившим основную образовательную программу подготовки бакалавра по направлению 072500 Дизайн по профилям «Графический...
Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская iconПрограмма вступительных испытаний в форме междисциплинарного экзамена для приема по направлению магистерской подготовки 072500. 68 «Дизайн»
Вопросы вступительного испытания по междисциплинарному экзамену охватывают основные положения следующих дисциплин
Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская iconГоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» Утверждаю
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072500 дизайн и профилю подготовки...
Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02 История дизайна, науки и техники для специальности 070601. 65 «Дизайн», квалификация дизайнер «Дизайн костюма» (очное обучение)
Целью дисциплины "История дизайна, науки и техники" является формирование у студентов знаний, умений и навыков промышленного искусства,...
Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская iconОсновная образовательная программа по направлению: 072500 Дизайн
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) впо по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень)...
Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская iconРабочая программа Дисциплины «История искусств»
Направление 071500. 62 «Народная художественная культура», 072500 «Дизайн», 050100 «Педагогическое образование»
Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская iconПрограмма вступительного творческого экзамена по направлению 072500 «Дизайн»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Программа вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская iconПрограмма вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 270100 «Строительство»
«Строительство» (магистерская программа «Теория и проектирование зданий и сооружений»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница