Пояснительная записка Курс «История дизайна»




Скачать 137.05 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс «История дизайна»
Дата18.12.2012
Размер137.05 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка


Курс «История дизайна» на художественно-графическом факультете является одним из факультативных дисциплин в системе художественно-педагогической подготовки студентов 2 курса.

Предмет «История дизайна» связана с задачами изучения истории искусств и развитие научно-технических знаний в комплексе. Новая тенденция профессиональной подготовки специалистов с высшим художественным образованием не может обойтись без истории дизайна. Важность учебной дисциплины «История дизайна» связана с формированием у будущих учителей изобразительного искусства знаний в области дизайна, так как эти знания необходимы людям любого возраста и любой профессии, они всеобщи и эффективны как специфическое средство формирования социального сознания. Их роль для становления духовного мира человека как личности и его творческого потенциала трудно переоценить. Они необходимы каждому человеку как знания языка, литературы, истории.
В теоретическом плане - это путь формирования знаний о закономерностях развития дизайна и способах их применения через сферу обучения, причем не только дизайнеров профессионалов, но и учителей изобразительного искусства.

Этот курс связан со специальными дисциплинами: историей искусств, социологией, композицией и другими дисциплинами профессиональной образовательной программы по специальности «050602.65 – изобразительное искусство». Создание художественного произведения в области дизайна, невозможно без системного, взаимосвязанного представления формы и конструкции, без анализа опыта дизайн-образования.

Теоретические знания, полученные студентами при изучении этой дисциплины, закрепляются в самостоятельных научных исследованиях и получают творческое воплощение при защите рефератов, презентаций и устных выступлений.

Цель курса: цель сформировать знания у студентов по истории дизайна, которые объединяют в неразрывное целое, целесообразность и красоту, техническое и эстетическое начало любой деятельности.

Основными задачами курса являются:

  1. формирование знаний по истории дизайна

  2. анализ мирового опыта дизайн-образования

  3. познание эволюции предметного мира прошлого

  4. изучение проблем, стоящих сегодня перед дизайн-образованием, на материале зарубежного опыта как практического, так и теоретического.

Предполагаемые результаты изучения курса

Студент должен знать: не только историю дизайна, но и осмыслить процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур.

Студент должен уметь: самостоятельно изучать научный материал, обрабатывать и оформлять его в рефераты, письменные работы и презентации.


Трудоемкость дисциплины «История дизайна»

№ п/п

Курс, семестр

Распределение часов

ОДО

ОЗО

Лекции


Семинар

Лекции


Семинар







ОДО

ОЗО

1.

Курс 2, семестр 4

34

17










Итого

34

17






Тематический план


2 курс, 4 семестр


№ п/п

Наименование темы


Лекционные

занятия

Семинарские занятия


Формы

контр.







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Введение в предмет


2
















2.

Эпоха Возрождения- синтез красоты и пользы в формировании предметной среды


6





2










3.

Слияние науки и ремесла 17 век


4





2










4.

Начало технической и промышленной революции 18-19 век


4





2










5.

Гармоническое развитие искусства и техники 19 век


4





2










6

Школы промышленного конструирования конец 19 века-20-е годы 20 века

4




2










7

Японская школа дизайна

2




2










8

Традиции дизайнерского образования в Великобритании

2




2










9

Американская школа дизайна

2




2










10

Феномен дизайн - образования в Италии

4




1













Итого:

34




17




Зачёт

Зачёт

Содержание

2 курс

4-й семестр


Тема 1. Введение в предмет

Предмет, цели, задачи и содержание курса. Связь курса со специальными учебными дисциплинами по изобразительному искусству. Роль и место в воспитании художника – педагога, дизайнера.

Определение понятий «история дизайна», «архитектоника промышленных изделий», «визуальная коммуникация», «графический дизайн».


Тема 2. Эпоха Возрождения - синтез красоты и пользы в формировании предметной среды

Гуманизм Возрождения провозглашает основой мировоззрения человеческий разум и познание мира. Появляется острый интерес к забытой античной культуре, философии и особенно к искусству. Многое меняется в духовной и материальной жизни людей: идеологические воззрения, эстетические потребности, социально-культурные условия, а с ними и мир вещей. Характерные особенности: простота и ясность, воплощенные и переосмысленные античные формы.

Тема 3. Слияние науки и ремесла 17 век

ХVII век - расцвет мануфактурного производства. Техника и искусство. Изобретатель-универсал. Интерес к машинам приобретает серьезный и стабильный характер.


7


Тема 4. Начало технической и промышленной революции 18-19 век

Великий переворот в промышленности ХVIII века. Новые открытия в науке и технике. Новые направления в конструировании и формообразовании машин и предметов. Первоначальные изменения в конструкции и форме машин. Конструкция нескольких основных узлов. Архитектура ХVIII века. Слитность стиля рококо. Идеи просвещения. Интерес к античности. Эпоха классицизма. Особенности стиля: строгость и простота, холодность и рассудительность. Влияние искусства на формообразование предметов - больших и малых. Разделение предмета на его основные части. Отношение к материалу. Свойства материала.


Тема 5. Гармоническое развитие искусства и техники 19 век

ХIХ век - век пара и электричества. Мысль ученых - изучение сущности машин, их содержания. Сопротивление материалов. Философ-моралист, Рескин - утверждение органических связей между красотой и пользой. Уильям Моррис - разработчик эстетики промышленной вещи. Теоретик машиностроения Франс Рено. Новый стиль – ампир.


Тема 6. Школы промышленного конструирования конец 19 века-20-е годы 20 века

Лоос и Салливент - и разработчики теоретических основ формообразования в условиях индустриального производства.

В Германии союз “Веркбунд». Мутезиус, Ван де Вельде, П. Беренс, Ле Корбюзье и др. В. Таталин, А. Родченко, Л. Попова.

8


Тема 7. Японская школа дизайна

Конфликт между национальной самобытностью и европейской цивилизацией. Основная черта японского дизайна. Макото Узда. Училище искусств Тое, Токио. Нагойский филиал Токийского дизайнерского института. Экуан Кандзи. Трактовка формы в японской школе дизайна


Тема 8. Традиции дизайнерского образования в Великобритании

Послевоенные годы. В 1960 году - новые реформы. Королевский Лестерский колледж искусств, центральная школа искусств и ремесел в Лондоне, Кингстонское художественное училище.


Тема 9. Американская школа дизайна

Иллинойский технологический институт. Американский институт графических искусств и Американское общество промышленных дизайнеров Кранбрукской академии искусств в Блумфилд-Хиллсе.

“Центр искусств” в Пасадене - одна из дизайнерских школ в США.


Тема 10. Феномен дизайн - образования в Италии

Высшая школа художественной промышленности.“Радикальный дизайн” и концепция “соучастия”. Б. Ноорд, А. Штейнер, М. Провинчивле, Б. Мунари, Э. Мари. “Итальянский феномен” дизайнерского образования.


9


Задания для практической работы


  1. Графическое упражнение с прямыми и изогнутыми линиями на плоскости.

  2. Упражнение на графическое оформление плоскостных (в том числе рельефных) и объемных структур.

  3. Пластические упражнения:

-тела вращения;

-тела с измененным поперечным сечением;

-на геометрические тела с «направленной» и «свободной» пластикой.

  1. Упражнения с цветом;

-элементарные (цветовой контраст, растяжка);

-усложненные (тематически-ассоциативные композиции);

  1. Упражнения с материалом:

-элементарные (сочетание и контраст фактур, композиционное равновесие);
-усложненные (тематически-ассоциативные композиции).


10

Контрольные вопросы к зачету


  1. Определение понятия «история дизайна».

  2. Определение понятия «архитектоника промышленных изделий».

  3. Определение понятия «визуальная коммуникация».

  4. Определение понятий «дизайн» и «графический дизайн».

  5. Определение понятий «макетирование» и «проект в дизайне».

  6. Определение понятий «формообразование» и «эргономика».

  7. Характерные особенности дизайна Возрождения.

  8. ХVII век - расцвет мануфактурного производства Слияние науки и ремесла 17 век

  9. Новые направления в конструировании и формообразовании машин и предметов в ХVIII веке.

  10. Влияние искусства на формообразование предметов - больших и малых.

  11. Уильям Моррис - разработчик эстетики промышленной вещи.

  12. Теоретик машиностроения Франс Рено.

  13. Новый стиль в дизайне – ампир.

  14. Школы промышленного конструирования конец 19 века-20-е годы 20 века

  15. Японская школа дизайна

  16. Трактовка формы в японской школе дизайна

  17. Традиции дизайнерского образования в Великобритании Послевоенные годы. В 1960 году - новые реформы.

  18. Американская школа дизайна

  19. Феномен дизайн - образования в Италии.

  20. “Радикальный дизайн” и концепция “соучастия»

  21. Б. Ноорд, А. Штейнер, М. Провинчивле, Б. Мунари

11


Контрольные вопросы к экзамену


  1. Основные виды композиции в дизайне.

  2. Взаимодействие трех видов композиции в дизайне.

  3. Свойства формы.

  4. Виды форм.

  5. Четыре вида процессов получения формы.

  6. Взаимосвязь формы и функции.

  7. Типы взаимодействия пространства и формы.

  8. Динамика форм



12


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. -М.: ВНИИТЭ, 1992г.

2. Аронов В. и др. 100 дизайнеров Запада. - М.: ВНИИТЭ, 1994г.

3. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1. -М.: Союз Дизайнеров России, 2001г.

4. Гидион З. Пространство, время, архитектура. 3-е издание, - М.: Стройиздат, 1984г.

5. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2. - М.: Союз Дизайнеров России, 2000г.

6. Рыжков К.В. Сто великих изобретений. - М.: Вече, 2000г.

7. Харенберг, Бодо. Хроника человечества. -М.: Большая энциклопедия, 1996г.

8. Холмянский Л., Щипалов А. Дизайн. - М.: Просвещение, 1985г.

9. Энциклопедия для детей под редакцией М.Аксеновой. Т.14. «Техника». - М.: Аванта +, 2002г.


13


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анастасов Х. Гропиус и Мисс Ван дер Рое, 1989.

2. Бернштейн Д. Пунин и Татлин: к эстетике контррельефа, 1991.

3. Глазычев В. О дизайне. - М.: Искусство, 1970г.

4. Гропиус Вальтер. Границы архитектуры, 1971.

5. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. - М.: Стройиздат, 1985г.

6. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1985г.

7. Малевич К.С. Собрание сочинений в 5 т., 1995.

8. Рябушин А., Шукурова А. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. - М.: Стройиздат, 1985г.


14


Учебно-методическое обеспечение дисциплины


  1. Плакаты, альбомы, видеоматериалы по композиции.

  2. Работы по композиционным заданиям студентов из методического фонда кафедры.



Материальное обеспечение дисциплины



  1. Аудитория.

  2. Мольберты.

  3. Планшеты.

  4. Подиумы.

  5. Искусственное освещение с цветными светофильтрами (желтый, синий, красный).

  6. Натюрмортный фонд (драпировки, предметы быта и др.).

  7. Художественные материалы (гуашь, тушь, пастель).



15




Похожие:

Пояснительная записка Курс «История дизайна» iconПояснительная записка по истории 7 класса
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;...
Пояснительная записка Курс «История дизайна» iconПояснительная записка: Курс «Отечественная история»
Курс «Отечественная история» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного...
Пояснительная записка Курс «История дизайна» iconПрограмма учебной дисциплины «история дизайна»
«История дизайна» является приобретение студентами знаний в области дизайна и истории его развития; изучение современного дизайна...
Пояснительная записка Курс «История дизайна» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02 История мировой литературы и искусства (озо) Пояснительная записка Курс «История мировой литературы и искусства»
На заочном отделении курс читается в трёх семестрах. Темы курса выстроены по хронологическому принципу, знакомят студентов с основными...
Пояснительная записка Курс «История дизайна» icon«история графического дизайна»
Курс состоит из четырех частей, отражающих основные этапы становления графического дизайна
Пояснительная записка Курс «История дизайна» icon«История дизайна»
Эта программа по предмету "История дизайна", часть 2, "История изобразительного искусства и архитектуры", адресо­вана студентам,...
Пояснительная записка Курс «История дизайна» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7) Пояснительная записка Курс «История русской литературы 1940 1990-х годов ХХ века»
Курс «История русской литературы 1940 – 1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного...
Пояснительная записка Курс «История дизайна» iconРабочая программа дисциплины История дизайна
«История дизайна» является формирование базовых знаний в области истории и методологии дизайна как культурной формы и практики в...
Пояснительная записка Курс «История дизайна» iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине история и теория дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская
Понятие дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Философия формообразования....
Пояснительная записка Курс «История дизайна» iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская
Понятие дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Философия формообразования....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница