Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и




НазваниеНастоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и
страница1/13
Дата18.12.2012
Размер0.98 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13







  1. ВВЕДЕНИЕ


Настоящая дипломная работа посвящена фольклору - русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и приложения. Теоретическая часть охватывает историю и генезис славянского фольклора, отдельные фольклорные роды и жанры. В русской части дипломной работы обращено особое внимание на развитие народного танца у восточных славян. Настоящая дипломная работа излагает о отдельных популярных народных танцах, способах из употребления, соединении с народными дохристианскими праздниками и обычаями (Иван Купала, масленица).

Вторая часть дипломной работы посвящена развитии простонародного искусства у западных славян, т.е. чехов и жителей Моравии. В этой части информации касающееся также генезиса простонародного искусства с точки зрения народного танца - его внедрение до сегодняшних дней, его вариабельность и художественная ценность. В выводу чешской части дипломной работы приведены некоторые крупные фольклорные фестивали Моравии. После этих двух частей следует русское заключение, резюме, приложения и библиографический указатель.

С простонародным искусством и народным танцем я встретилась уже в детстве, потому что я происхожу из региона Моравская Словакия. Я с самых юных лет воспринимала народную культуру, т.е. национальные костюмы, обычаи, музыку и также танцы. Больше я начала заниматься народной культурой во время учебы на средней школе, когда я начала танцевать в фольклорном ансамбле. В течение обучения на Педагогическом факультете в городе Брно я начала более интенсивно заниматься танцевальным фольклором с этнографической точки зрения - чтением научной литературы, но и частым посещением фольклорных фестивалей и мероприятий. Больше всего меня увлекла народная культура Моравии, не только благодаря тому, что я родилась в этом районе, но меня интересует также взаимосвязанность восточноморавской культуры с культурой Словакии и восточной Европы, т.е. культура украинская и русская.

Основными целями работы было изучить как можно больше источников и научной литературы с точки зрения культуры, истории и этнографии, подробно познакомиться с генезисом европской простонародной культуры и искусства и, наконец составить краткий систематический обзор, затрагивающий хотя бы несколько видов народных танцев определенной области. Мы пыталис выбирать народные танцы с большим распространением, имея в виду их актуальность. Несмотря на то, что речь идет о научной работе, которая ни в коем случае не хочет заменить качественную уже существующую научную литературу, мы надеемся, что она содержит интересные поводы и наблюдения. Работой могут пользоваться не только чешские преподаватели и студенты, но и преподаватели из других стран.

Второй целью настоящей дипломной работы было сравнение русского и чешского фольклора - общие славянские корни обеих стран и взаимосвязь народных танцев, с умыслом найти аналогичные танцы, которые русские и чехи танцуют по определенному случаю.

Обнаружение доступной литературы было очень сложно, ибо мы отыскивали литературу как в чешских информационных источниках, так и в русских библиотеках и других информационных ресурсах, т.е. на интернете русских и зарубежных сайтов.


1. Что такое фольклор


Вообще определение состава фольклора, отнесение к нему не только тех или иных произведений, но и целых жанров или видов остается до сих пор одной из самых сложных научных проблем. Ученые расхождятся уже в определении самого термина "фольклор". Термином "фольклор" мы обозначаем ту область духовной культуры человечества, которая, выражая мировоззрение народных масс, объективно представляет собой образно-художественное отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа.

Еще в 1929 г. вышла статья П.Г. Богатырева, написанная совместно с Р.О. Якобсоном, само название которой крайне знаменательно: "Фольклор как особая форма творчества".1 В этой статье утверждается специфика фольклора как коллективного творчества и автономность фольклористики, которая облегчит изучение функций фольклора и вскрытие его структурных принципов и особенностей.

В учебнике "Русский фольклор", который на долгое время определил методику изучения русского фольклора Ю.М. Соколов дал его обобщающее определение. "Под фольклором,- писал он, - следует понимать устное поэтическое творчество широких народных масс".2

Крайне плодотворной для изучения теории фольклора явилась в 1972 г. Всесоюзная конференция "Проблемы теории фольклора", в которой приняли участие многочисленные советские фольклористы. В докладе Н.И. Кравцова было дано определение народного творчества: "Фольклор - особый синтетический вид искусства, соединяющий в себе искусство слова, музыки и исполнения, который проявляется по-разному в разных жанрах. Слово фольклор постепенно вытесняет такие равнозначные термины, как "устная словесность" и даже "народное поэтическое творчество".3

Английское слово "фольклор", т.е. народная мудрость, народная традиция, чаще всего употребляется в применении к народному поэтическому творчеству, но наряду с этим говорят и о музыкальном и изобразительном фольклоре. Термин этот интернационален, хотя в разных странах понимается не одинаково. Он удобен для дальнейших словообразований: наука о народном творчестве называется фольклористикой, собиратели и исследователи народных песен и сказок - фольклористами.

Н.Т. Андреев выражет свое мнение в том, что фольклор - "это значительное количество словесных художественных произведений, распространяющихся посредством устной традиции".4

Сюда относятся многочисленные произведения песенного характера (трудовые песни, обрядовые, эпические, лирические, произведения зказочного характера), также фольклорные рассказы, сказки, легенды, анекдоты, предания, драматические произведения и такие виды произведений, которые не находят себе места в обычной классификации литературных жанров: заговоры, пословицы и загадки. Произведения эти живут в устной традиции, переходят из уст в уста, исполняются наизусть на основания запоминания услышанного, а не по книгам или рукописям.


1.1 Фольклор как искусство


Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. Различные виды искусства отличаются друг от друга тем, что пользуются разными материалами для создания художественных произведений; скульптура - мрамором, камнем, деревом, живопись - красками, литература - словом. Каждый вид искусства имеет свои особые изобразительно-выразительные средства. В музыке используются чередования и гармонии звуков, в хореографии - пластика движений, в литературе - изобразительно-выразительные возможности слова.

Основой фольклорного произведения является слово. Не все жанры соединяют слово и напев; есть такие, которым это не свойственно (сказка, легенда, пословица). Кроме того, слово в фольклорных произведениях может существовать и без напева, напев без слов обычно не существует; при соединении слова и напева, как показывают исследования музыковедов, определяющим началом обычно является слово.


1.2 История фольклора


Древнерусские племена в своем общественном и культурном развитии прошли такие же ступени, как и племена других европейских народов. Они занимали среднерусскую равнину, территории по Днепру, жили поселениями, расположенными по берегам рек и холмам, строили города, развивали торговлю, ремесла и промыслы. Основой их хозяйства становился земледельский труд, они занимались также охотой, скотоводством и сбором грибов, диких плодов и меда. Основой общественного строя был род, роды объединялись в племена, племена в союзы племен, на почве которых и возникла древнерусская народность.

Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно, что ему была присуща устная форма выражения. Но фольклор - не только устная поэзия, не только искусство слова. В некоторых жанрах он соединяет слово и напев, как в песне, т.е. сливает словесное и музыкальное искусство. Кроме того, все произведения фольклора существуют в живом исполнении, поэтому включают и элементы театрального искусства (жест, мимика, интонация). Нельзя забывать и того, что произведения некоторых жанров исполняются под аккомпанемент музыкальных инструментов. Так, былины в древности исполнялись под аккомпанемент гуслей. Частушки и теперь исполняются под гармонь или балалайку. Нередко песни сопроваждает танец. Все это - проявление синтетичности фольклора.

Ранние формы фольклора отличались тем, что в них господствовала коллективность сложения и исполнения произведений. Творческая личность в то время еще мало выделялась из коллектива. Позже все большую роль начинают играть отдельные талантливые певцы, которые в своем творчестве выражали представления и взгляды рода или племени, а затем и народа. Даже в ранних формах фольклора и, естественно, еще более - в поздних индивидуальное творчество органически соединялось с коллективным и развивалось на его основе. Коллективность фольклора выражается в том, что отдельные фольклорные произведения осознаются как общее достояние народа, они долго живут, передаются от поколения к поколению.

Но каждый исполнитель может изменять произведение сообразно своему творческому замыслу. В различных жанрах фольклора коллективное и индивидуальное начала в создании и исполнении проявляются по-разному: песни обычно исполняются хором, коллективно, былины и сказки - индивидуально. Например, частушки обычно представляют собой произведения, которые сочиняются лицами, известными на селе. В них более проявляется индивидуальное начало.

Несомненно, в известном нам фольклорном материале многое восходит еще к болеее древнему периоду истории, к доклассовому обществу. Фольклорные произведения в этот ранний период имели практическое значение. Еще в первобытном обществе возникли так называемые "трудовые песни", т.е. такие песни, которые исполнялись непостредственно в процессе труда, и назначение которых заключалось в том, чтобы облегчить этот процесс путем его ритмизации; ритмичность движений экономит усилия, особенное же значение она имеет при коллективных работах для согласования движений, а в первобытном обществе труд был тяжелым, и вместе с тем почти все работы были коллективными.

В первобытном же обществе возникли разнообразные произведения магического характера. И их назначение - содействовать облегчению трудовых процессов. Они основаны на анимистическом мировозрении, на вере в силу магии, в возможность производить воздействие на внешний мир путем различных обрядов и действий; например, чтобы вызвать дождь, нужно самим произвести маленький дождь, отсюда окропление водой и т.п. Магические произведения и самые обряды рано становятся достоянием патриархов, старейшин и являются одним из оридий укрепления их власти над общиной. К числу магических произведений следует отнести также обрядовые песни. Мы различаем обядовые песни календарные и бытовые. Календарные или праздничные обрядовые песни связаны преимущественно с земледельческим культом. Движение земли вокруг солнца особое значение в аграрном культе приобретает солнце. В честь солнца устанавливаются праздники, связаные с поворотными моментами: зимним солнцестоянием и летним солнцестоянием.

Магические обряды заметны и в позднейшем свадебном обряде и песнях. Свадебные песни заключают в себе немало отголосков родового строя5, в ранний период они были, вероятно, довольно элементарны и в большей степени сводились к магическим формулам. Таким образом, фольклор доклассового общества отличается практическо-трудовым, магическим или мифологическим характером; и там, где мы встречаемся в более позднем фольклоре с соответствующими данными, мы можем относить возникновение их в основном именно к периоду доклассового общества.

Но развитие фольклора не остановилось в этом древнейшем периоде, фольклор продолжал жить и развиваться и в позднейшее время. Перейдя в феодальный период (11-16вв.), фольклор приобретает классово-дифференцированный характер. Продолжают существовать произведения доклассового общества а также возникают и совершенно новые явления. Фольклор жил в среде феодального общества (светских и духовных - церковников) и в среде городской торговой буржуазии. С этого времени нам известны, например, описания царских свадеб, отголоски похоронных причитаний в житиях (Бориса и Глеба, Александра Невского и др.) и в "Слове о полку Игореве".6

Особо следует отметить воздействие церковников на фольклор. В заговоры и обрядовые произведения проникают церковно-христианские черты. Исполнителями обрядовых песен, сказок, былин являлись специалисты-профессионалы. В крестьянской среде несомненно продолжали существовать трудовые песни, заговоры, обрядовая поэзия, сказки, пословицы, загадки. Здесь фольклор крепче сохранил свой этнографический характер, а самое оформление произведений было проще. Отсюда, например, проникновение княжеско-боярских черт и обряд крестьянской свадьбы, отсюда легенды и духовные стихи у крестьян.

В крепостнический период (17-18 в., первая половина 19-ого в.) в фольклоре происходят дальнейшие изменения. В дворянском классе за этот период фольклор как живое явление, живущее самостоятельной жизнью, в сущности, умирает: заговорами, обрядовыми песнями не пользуются. В свадебном обряде очень ярки следы бытования в царской и боярской среде, но не следы дворянские. Но фольклор продолжает существовать в дворянской среде в качестве средства украшения жизни, имеются свои домашние сказочники. В буржуазной купеческой среде несомненно продолжают бытовать заговоры, обрядовые произведения, сказки и пословицы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и iconДипломная работа выполнена в цехе цифровой фотограмметрии фгуп урпцг «Уралгеоинформ»
Дипломная работа посвящена исследованию возможностей цифровой фотограмметрической системы photomod, предназначенной для решения полного...
Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и iconВыпускная квалификационная работа (дипломная работа)
Тема дипломной работы формулируется научным руководителем или в совместном обсуждении студента и научного руководителя и утверждается...
Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и iconДипломная работа по теме: Документно-ориентированное
Дипломная работа выполнене в рамках гранта рффи 03-01-00339-а по проекту “Новые информационные технологии и базовое обучение информатике...
Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и iconДипломная работа посвящена теме инвестиционной политике предприятия, возможностям ее совершенствования

Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и iconДипломная работа: выполнение и защита
Методические рекомендации составлены на основе учебно-методического пособия: Дипломная работа: выполнение и защита. Учебно-методическое...
Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и iconДипломная работа по теме : “ Интерактивная база данных по дендраклиматологии ” Работу
Моя дипломная работа очень актуальна, потому что дендроклиматология – малоизученная и малоизвестная область биологии. Дендроклиматология...
Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и iconДипломная работа по теме : “ Интерактивная база данных по дендраклиматологии ” Работу
Моя дипломная работа очень актуальна, потому что дендроклиматология – малоизученная и малоизвестная область биологии. Дендроклиматология...
Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и iconДипломная работа должна показать умение выпускников самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы
К оформлению всех отечественных академических текстов предъявляются достаточно одинаковые требования. Дипломная работа также должна...
Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и iconРеферат Данная дипломная работа посвящена разработке и реализации электронного учебного пособия на основе Web-технологий на примере дисциплины «Документальные информационно-поисковые системы»
Данная дипломная работа посвящена разработке и реализации электронного учебного пособия на основе Web-технологий (на примере дисциплины...
Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и iconВыводы
Данная дипломная работа посвящена разработке комплекса маркетинговых коммуникаций в сфере туризма. Имеет объём 84 страницы, 2 схемы,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница