Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург)




НазваниеАнархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург)
страница1/30
Дата18.12.2012
Размер3.96 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Ивановский государственный университет


На правах рукописи




Аладышкин Иван Владимирович




АНАРХО-ИНДИВИДУАЛИЗМ

В СРЕДЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ДЕКАДЫ ХХ ВЕКА

(НА МАТЕРИАЛАХ ГГ. МОСКВА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)


Специальность 07.00.02 – «Отечественная история»




Диссертация на соискание ученой степени


кандидата исторических наук


Научный руководитель:

д.и.н., профессор,

заслуженный работник

высшей школы В.С. Меметов


Иваново - 2006




ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... с. 4
Глава 1. Теоретические источники анархо-индивидуализма
в России

§ 1. «Единственный...» в России.

Восприятие философии М. Штирнера отечественной интеллигенцией во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. ................................................. С. 35

§ 2. Анархо-индивидуалистические школы Западной Европы и США

на рубеже веков, их значение в становлении и популяризации

анархо-индивидуализма в России......................................................... С. 65
§ 3. Ф. Ницше и отечественная анархо-индивидуалистическая традиция первой декады ХХ в. ................................................................................ С. 75
§ 4. О «формировании» анархо-индивидуализма и первых его
«апологетах» в России второй половины XIX в. .................................... С. 89


Глава 2. Развитие анархо-индивидуализма в Москве (1905-1910 гг.)

§ 1. «Общественные идеалы» и деятельность А. Борового в первой

декаде ХХ в. .................................................................................................................. С. 106

§ 2. Издательство «Индивид» и «ортодоксальный» анархо-индивидуализм

О. Виконта....................................................................................................................... С. 128


§ 3. Теоретические поиски и революционная практика Л. Чёрного:

«Ассоциационный анархизм»............................................................................ С. 147

Глава 3. Мировоззренческий кризис столичной художественной интеллигенции в условиях первой русской революции: мистический анархизм и соборный индивидуализм

§ 1. Мистический анархизм Г. Чулкова и Вяч. Иванова....................... С. 165


§ 2. Соборный индивидуализм и другие «родственные» мистическому анархизму явления..................................................................................... С. 178

§ 3. Критики и оппоненты мистического анархизма......................... С. 195


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. С. 216


Приложение А ......................................................................................... С. 223

ПРИЛОЖЕНИЕ Б ........................................................................................... С. 231

ПРИЛОЖЕНИЕ В ........................................................................................... С. 233




Введение




1. Актуальность темы исследования


Вторая половина ХIХ в. и, особенно, первые десятилетия ХХ в. – время, когда противоречия мировоззренческих установок различных слоёв и групп российского общества достигли апофеоза в своём развитии. Уже в первой декаде ХХ в. они нашли своё отражение в революционных событиях 1905-1907 гг., на много лет определивших развитие общественно-политических сил и партийную группировку в стране. Первая русская революция со всей ясностью обозначила и кардинальное размежевание различных философско-политических доктрин, приводившее нередко к резким столкновениям и кризисным ситуациям в развитии всего российского общества. Анархизм, занимавший крайне левый фланг общественно-политической жизни России, в разное время становился одним из ключевых течений в рамках революционно-демократического движения. Без всестороннего исследования анархистского движения, его места и роли в рамках политико-культурной традиции России обозначенного периода верное представление об истории революционного движения в целом, общих исторических процессах невозможно. Вместе с тем, детальное исследование истории отечественного анархизма подразумевает развёрнутый анализ различных его течений, их стратегии и тактики, программы и теоретической базы, деятельности сторонников этих течений.

Актуальность темы исследования определяется тем, что:

1) при относительном многообразии работ по различным аспектам анархизма в России (более тысячи единиц исследований и публикаций) история одного из трёх его основных течений, анархо-индиви­дуализма, находилась практически вне поля зрения как отечественных, так и зарубежных историков;

2) история отечественного анархизма, насчитывающая почти полтора столетия, продолжается и в новую эпоху развития российского государства, тогда как большая часть политических партий, раз­личных течений общественной мысли, существовавших в стране во второй поло­вине ХIХ – первой трети ХХ вв., навсегда осталась в прошлом. Уже с 80-х гг. ХХ в. на территории России появляется всё большее количество неоанархистских групп всех оттенков, в том числе и анархо-инди­видуалистической окраски;

3) в идейно-духовных исканиях, устремлениях современной отечественной интеллигенции индивидуализм занимает особое место. Европеизация страны, распространение западного образа мышления, растущая коммерциализация всех сфер жизни общества способствуют распространению индивидуалистических идей и взглядов, характерных, прежде всего, для стран Запада. Индивидуализм в России, особенно в интеллигентской среде, имеет свои исторические традиции, но вопросы и проблемы, связанные с ними, в отечественной историографии до сих пор стараются обойти стороной. Тогда как в настоящее время изучение отечественной индивидуалистической традиции и, в частности, истории анархо-индивидуализма, вызывает несомненный интерес.

Таким образом, тема настоящего исследования является научно значимой и актуальной проблемой в рамках отечественной исторической науки, заслуживающей более тщательного изучения. Вместе с тем, представляется, что всестороннее и детальное изучение истории российского анархо-индивидуализма в период второй половины ХIХ – первой декады ХХ вв. позволит ответить на многие вопросы об особенностях отечественной интеллигенции, расширить знания о её месте и роли в общественно-политическом развитии страны в исследуемый период.

Для плодотворного и обоснованного анализа обозначенной проблематики целесообразно обратиться к исходным понятиям, вынесенным в заглавие, «интеллигенция» и «анархо-индивидуализм». Если в первом случае сталкиваешься с множеством определений понятия «интеллигенция», вызывающих дискуссии и в настоящее время, то определения «анархо-индивидуализм», по крайней мере в отечественной историографии, не существует. Российский анархизм в целом никогда не рассматривался через призму проблем отечественной интеллигенции, её места и роли в становлении и дальнейшем развитии анархистского движения. Между тем, одной из существенных черт, определивших обособленное, автономное положение анархо-индивидуализма во всей общественно-политической истории России, следует считать специфику его социальной базы. Исследователи российского анархизма при рассмотрении вопросов, связанных с индивидуалистическим течением в нём, как правило, отмечали тот факт, что анархо-индивидуализм находил своих сторонников преимущественно в среде интеллигенции. Безусловно, это даёт повод предположить правомерность использования в исследовательской практике понятия «интеллигенция» по отношению к российским сторонникам анархо-индивидуализма в целом.

Учитывая всё многообразие определений понятия «интеллигенция» и непрекращающиеся дискуссии вокруг него, уместно обратиться к утвердившейся историографической традиции. В данном исследовании в качестве базисной основы был избран один из вариантов наиболее распространённого в отечественной историографии определения понятия «интеллигенция», приведённого В.Т. Ермаковым. Согласно последнему, феномен интеллигенции представляет собой социокультурный слой общества, занятый высококвалифицированным умственным, творческим трудом, являющийся решающей силой духовного производства, занимающий особое положение в общественной и культурно-интеллектуальной жизни и выполняющий функцию аккумулятора, хранителя знаний и культуры народа. Согласно точке зрения В.Т. Ермакова, при использовании данного определения необходимо учитывать следующие три аспекта: «1) исполнение различными отрядами интеллигенции своего профессионального долга; 2) гражданскую позицию интеллигенции, то есть выполнение ею своего гражданского долга служения народу, родине, высоким идеалам; 3) характеристику морального и нравственного “поведения” интеллигенции».

Говоря об анархо-индивидуализме, следует помнить, что этот феномен является одним из течений в анархизме, хотя и довольно обособленным. Анархо-ин­дивидуализм (индивидуалистиче­ский анархизм, анархический индивидуализм) − об­щественно-политическое течение, так же как и анархизм в целом, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей экономической, полити­ческой и духовной власти. Для анархо-индивидуализма в согласии с обще­анархист­скими установками характерно: враждебное отношение ко всем формам государст­венной власти, соответственно, неприятие политической борьбы (как борьбы за власть); идеалом выступает либертарное общество в виде федерации производствен­ных и иных ассоциаций. Вразрез с иными анархистскими течениями анархо-инди­видуализм в своей теории и практике провозглашает неприятие коммунистиче­ских идеалов (или же, в крайнем случае, социализм воспринимается как «пере­ход­ный» этап к обществу «неограниченной свободы индивида»), отстаивает различные эгоцентристские или крайне индивидуалистические философские системы, выступает (с некоторыми исключениями) за отказ от требований немедленной социальной революции, в защиту частной собственности, за широкое толкование вопросов тактики. Теоретический фундамент анархо-индивидуализма был заложен немецким философом М. Штирнером в 1844 г., когда свет увидело основное произведение мыслителя – «Единственный и его собственность». Как автономное и самостоятельное общественно-политическое тече­ние индивидуалистический анархизм оформился позже: в западной Европе и Соединённых Штатах Америки в конце ХIХ – начале ХХ в.,1 в России – в годы первой русской революции.

Индивидуалистические концепции, в том числе их крайние формы, как свидетельствует исторический опыт, имели распространение исключительно в среде высокообразованных групп населения. Будучи наиболее последовательной формой анархизма, анархо-индивидуализм доводит эту доктрину до теоретически обоснованного логического конца, делает её, с одной стороны, логически трудно уязвимой, а с другой, труднодоступной для широких масс. Следует отметить, что часть исследователей, рассматривая положение отечественной интеллигенции, даже склонялись к точке зрения, согласно которой индивидуализм рождался всем укладом жизни в России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Действительно, и в России, и за рубежом анархо-индивидуализм был преимущественно интеллектуальным, литературным течением в анархизме и был склонен более к теоретическим, литературным формам существования, нежели к активным политическим действиям. Поэтому представляется целесообразным обозначить проблему исследования как «история анархо-индивидуализма в среде российской интеллигенции».


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург) iconАнархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и Санкт-Петербург)
Работа выполнена на кафедре истории и культуры России Ивановского государственного университета
Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург) iconСоциокультурное развитие российской деревни во второй половине XIX начале ХХ в. (На материалах губерний верхнего поволжья)
Охватывают период второй половины XIX – начала XX века. Нижней границей рассматриваемого периода является отмена крепостного права...
Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург) iconСуд присяжных в россии во второй половине XIX начале XX века (на примере пензенской губернии)
Охватывают Пензенскую губернию и составлявшие ее в конце XIX – начале XX века 10 уездов: Городищенский, Инсарский, Чембарский, Керенский,...
Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург) iconИскусство куклы в контексте отечественной культуры второй половины ХХ века
Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А. Л. Штиглица
Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург) iconВерховья зеравшана в историографии второй половины XIX -первой половины XX вв
Ведущая организация: Худжандский Государственный Университет им академика Б. Гафурова
Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург) iconКультура общения в семье столичного дворянина россии первой половины XIX века
Работа выполнена в Центре по изучению отечественной культуры Института российской истории Российской академии наук
Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург) iconВойна в мировоззрении русского населения и «человека с ружьем» второй половины XIX начала XX вв. (на материалах Орловской губернии)
...
Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург) iconИсследование зачатков мышления у животных-неприматов в первой половине XX века. Работы Н. Майера и О. Келера 31
Донаучный период накопления знаний. Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины...
Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург) iconДелопроизводственная документация как источник изучения практики управления российскими университетами первой половины XIX века
Работа выполнена на кафедре отечественной истории Института истории фгаоувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады ХХ века (на материалах гг. Москва и санкт-петербург) iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга
Открытие после реэкспозиции зала русской литературы второй половины XIX века (Литературный музей Пушкинского дома – наб. Макарова,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница