Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека»




Скачать 66.33 Kb.
НазваниеУрок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека»
Дата18.12.2012
Размер66.33 Kb.
ТипУрок
Урок обществознания.

«Всеобщая декларация прав человека».


10 декабря 2008года исполняется 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

Цель:

Объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира. Закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и сформировать правовую компетентность учащихся и студентов в части защиты основных прав и свобод личности, закреплённых Декларацией.

Задачи:

Повышение правовой культуры учащихся и формирование правосознания.

Уметь характеризовать указанный документ с точки зрения закреплённых в ней прав человека. Уметь объяснять политические, социально-экономические, личные права человека и механизм их защиты.

Приобретение навыков работы в группе. Сформировать уважительное отношение к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их.

Оборудование урока: текст «Всеобщей декларации прав человека»; Конституция РФ; таблица «Права и свободы личности»; презентация «Всеобщая декларация прав человека».


Вступительное слово преподавателя:

История создания Декларации и её значение в современном мире.

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, т. е. применимы к людям во всём мире, причём без ограничений во времени.

Вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире - Всеобщую декларацию прав человека. Элеонора назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу комиссии по выработке проекта Декларации внесли её главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Это небольшой по объёму документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

Декларация – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, т. е. на неё можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

Необходимо отметить, что в 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

Беседа по вопросу:

Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

Какие ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Обсуждение таблицы-схемы: «Права и свободы личности».

Что вы знаете об указанных правах и свободах личности?

Докажите, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы? (подставляя частицу «не»).

Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?


Работа в группах.

Работа в группах проводится по тексту Декларации.

Коллектив делится на 4 группы по 6 -7 человек. Всем учащимся предлагается прочитать текст Преамбулы.

Установочные вопросы: Какие цели выдвигает Декларация перед мирным сообществом? Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашенных в ней прав и свобод? К кому обращена декларация?

Задания для самостоятельной работы в группах:

1 группа:

  1. Ознакомиться с текстом Декларации.

  2. Определить сущность и значимость правовой защиты гражданских прав человека.

  3. Выделить, выписать и систематизировать гражданские права человека, обозначить основания систематизации.

2 группа:

  1. Ознакомиться с текстом Декларации о политических правах.

  2. Определить сущность этих прав.

  3. Выделить, выписать и систематизировать политические права человека, обозначить основания систематизации.

3 группа:

  1. Ознакомиться с текстом Декларации о социально-экономических правах.

  2. Определить сущность этих прав.

  3. Выделить, выписать и систематизировать социально-экономические права человека, обозначить основания систематизации.

4 группа:

  1. Ознакомиться с текстом Декларации об ограничениях прав и обязанностях человека.

  2. Определить их сущность.

  3. Выделить, выписать и систематизировать ограничения прав и обязанностей человека, обозначить основания систематизации.

Защита мини-проектов. Для этого отводится 2-3 минуты для каждой группы.

Дискуссия «Защита прав человека».

Проводится с целью проверки усвоения знаний. Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права:

- хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребёнка;

- два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

- неизвестные ограбили квартиру;

- милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

- вас не приняли на работу без объяснения причины;

- в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;

- вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу РФ.

Дискуссия даёт возможность выразить разные точки зрения по заданной теме. Обучающиеся заранее подготовлены к этим вопросам, используя знания по праву и обществознанию.

Как соблюдаются права человека в России?


Подведение итогов урока.

Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Всеобщая декларация прав человека – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и её свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.

Процесс становления зрелого гражданского общества не может быть завершён без просвещения и образования в области прав человека, без осознания каждым основных идей и принципов Декларации.


Урок разработан на основе материалов, присланных Департаментом образовании и науки Костромской области в декабре 2008 г.


Викторина «Мои права»



  1. Назовите документы, в которых зафиксированы права человека?

  2. Какие права считаете самыми главными и важными для человека?

  3. С какого возраста человек имеет право голосовать?

  4. Имеет ли право избиратель знать предвыборную программу кандидатов, их биографию?

  5. Может ли вместо одного человека проголосовать другой?

  6. Кого мы выбираем?

  7. Какова периодичность выборов Президента РФ и депутатов Гос. Думы?

  8. С какого возраста можно стать Президентов РФ?

  9. Как вы считаете, нужно ли сделать избирательное право обязательным для граждан РФ?

  10. Почему некоторые граждане не считают нужным участвовать в голосовании?

Похожие:

Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека» icon«Всеобщая декларация прав человека – идеал современного права», посвящённая 60 – летию принятия документа. Учащиеся 9 -11 – Х классов, принявших участие в работе конференции, были объединены в две секции, каждая из которых имела свое название. Первая секция «Всеобщая декларация прав человека и права
Первая секция «Всеобщая декларация прав человека и права детей» собрала учащихся девятых классов. Во второй – «Всеобщая декларация...
Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека» iconУрок «Всеобщая декларация прав человека» для 9-11 классов
...
Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека» iconЛитература Антонов А. А. Информация, восприятие и понимание. Киев, 1998. Белов Г. А. Власть и человек / Политология: курс лекций. М., 1999. Бердникова В. А. Эволюция и технический прогресс. Новосибирск, 1991. Бестужев-Лада И. От «глобалистики»
Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. – М.,1993
Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека» iconРеферат на тему: «Всеобщая Декларация прав человека»
Второй мировой войны, точнее, после принятия Всеобщей декларации прав человека. С момента принятия этого документа начинается международное...
Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека» iconМероприятие «Права человека», посвящённое 60-летию со дня подписания Всеобщей декларации прав человека
Оборудование: Всеобщая Декларация прав человека; Правила обращения с жалобами в Европейскую комиссию и Европейский суд по правам...
Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека» iconУрок по обществознанию в 9-м классе по теме "Всеобщая декларация прав человека"
Разъяснить учащимся сущность права как меру свободы и справедливости; познакомить их с основными нормативными документами, где эта...
Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека» iconВсеобщая Декларация прав человека общечеловеческий идеал (образец) права
...
Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека» iconВсеобщая декларация прав человека
Тип урока: комбинированный: ознакомление с новым материалом + закрепление материала + обобщение и систематизирование знаний
Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека» iconПлан-конспект урока всеобщая декларация прав человека
Обществознание: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2008
Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека» iconДоклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево
Всеобщая декларация прав человека ознаменовала собой новый этап в развитии мирового сообщества. Государства, принимая Декларацию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница