Название. Гендер в массовой коммуникации




Скачать 122.74 Kb.
НазваниеНазвание. Гендер в массовой коммуникации
Дата17.12.2012
Размер122.74 Kb.
ТипДокументы

Наталья Загурская,

Харьковский национальный университет

им. В.Н.Каразина


Название. Гендер в массовой коммуникации


Введение. Целью данного модуля является рассмотрение особенностей конструирования и восприятия гендера в масс-медиа. Приоритетными теориями и концепциями данного модуля являются гендерные и культурные исследования, социальная критика франкфуртской школы, постмодерная рефлексия. В свете этих теорий и концепций акцентируются особенности гендера в украинских масс-медия в сравнении с западными.


Целевая аудитория. Студенты бакалаврата и магистратуры гуманитарных факультетов. Предполагается, что особенно полезным он окажется для студентов специальностей культурология и политология философского факультета, специальности журналистика филологического факультета и ряда специальностей социологического факультета. Модуль может быть также полезен для взрослой аудитории профессионалов в указанных сферах, а также профессионалов в сфере массовой коммуникации.


Академическая цель. Ввести студентов в контекст гендерных импликаций теорий массовой коммуникации, гендерной оптики масс-медиа, особенностей выстраивания гендерных политик и конструирования гендера в средствах массовой коммуникации.


Учебные задачи.


Когнитивные.

1. Студенты получат представления о тематике гендерных исследований масс-медиа.

2. Студенты ознакомятся с гендерными аспектами основных направлений и подходов изучения массовой коммуникации.

3. Студенты освоят основные понятие и термины по тематике гендера в массовой коммуникации.

4. Студенты научатся читать и анализировать литературу, а также дискутировать по гендерной проблематике исследований масс-медиа.

5. Студенты научатся писать эссе на темы, связанные с гендером в массовых коммуникациях.

Эмоциональные

1. Студенты приобретут навыки вычленения и психологического сопротивления медийным технологиям гендера.

2. Студенты научаться выстраивать собственный гендерный имидж.

Поведенческие.

1. Студенты научатся распознавать гендерные стереотипы в масс-медиа.

2. У студентов сформируется актуальный подход к гендерным аспектам массовой коммуникации.

3. Студенты приобретут способность критического отношения и высказывания относительно гендерных стереотипов, внедряемых масс-медиа, и противостоять им, выстраивая собственный гендерный имидж.


Ключевые понятия и вопросы.


Гендер – совокупность сконструированных социальных и культурных репрезентаций как модель пола, определяющая его положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.).

Массовая коммуникация, масс-медиа – разновидность социальной коммуникации, которая осуществляется на уровне общества в целом.

Средства массовой информации – методологические (идеология, политика) и технические (пресса, телевидение, интернет) способы трансляции и интерпретации посланий в контексте массовой коммуникации. Зачастую средства и содержание массовой коммуникации принципиально нераздельнимы.

Гендерные политики многообразные формы осуществления властных отношений между гендерными группами.

Гендерная цензура – способы и действия, с помощью которых интеллектуальный и художественный продукт не соответствующий патриархатной идеологии и не согласующийся с патриархатной политикой, не допускается к аудитории. Гендерная цензура является одним из видов гендерной дискриминации.

Гендерные технологии – способы, дискурсивные механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Гендерные технологии как правило демонстрируют как конструируется и оформляется гендер, а пол становится идеологическим продуктом гендерных политик.

Гендерных имидж – целенаправленно формируемый образ пола, призванный оказать политическое и эмоционально-психологическое воздействие.

Гендерная репрезентация – социальное и структурное представление пола и гендера. В определённом смысле репрезентация пола, будучи вторичной презентацией, ре-презентацией пола, всегда так или иначе является гендерной.

Гендерная перцепция – процесс приема и преобразования информации с учётом гендерной оптики, «сквозь гендерные линзы».

Гендерные стереотипы стандартизированные социальные и культурные представления, убеждения и суждения о моделях поведения и чертах характера, соответствующих полу. Зачастую гендерные стереотипы облечены в заостренно упрощающую и обобщающую форму, эмоционально окрашены.

Гендерная роль модель поведения, ожидаемая от индивида и соответствующая социальным и культурным гендерным ожиданиям и нормам.


Список литературы ко всему модулю. Гендерная проблематика мас-медиа и рекламы, составленный Е. Луценко: http://kcgs.org.ua/bibl-014.html


Вопросы.

1. Каковы гендерные аспекты социальной критики массовой культуры и коммуникации франкфуртской школы?

2. Каким образом понимается массовая коммуникация в контексте гендерных исследований как раздела культурных исследований бирмингемской школы?

3. Каковы точки приложения концепции гендерных технологий Т. де Лауретис к исследованию массовой коммуникации?

4. Какова гендерная специфика различных видов массовой коммуникации – телевидения, радио, прессы, интернета и др.? Как она проявляется в украинских медиа?

5. Каковы основные каналы проведения гендерной политики в массовой коммуникации и их особенности? Каковы отличия этих каналов в западных и украинских медиа?

6. Какие вы знаете методы распознания сконструированных масс-медиа гендерных репрезентаций?

7. Каковы границы спектра репрезентаций гендера в масс-медиа? Назовите специфику этого спектра в украинских медиа.

8. Какова специфика восприятия и интерпретации гендера в средствах массовой информации, в том числе украинских?

9. Насколько исторически и культурно обусловлены гендерные стереотипы в массовой коммуникации? Каковы особенности этой специфики в украинских масс-медиа?

10. Каковы основные типы гендерных имиджей? Какова их специфика в украинских медиа? 


Учебная деятельность.


Занятие 1. Гендерные политики в масс-медиа

Рекомендованная литература.

Dines G., Humes J., eds. Gender, Race and Class in Media. L., 1995.

Douglas S. Where the Girls Are: Growing Up Female with the Mass Media.
N-Y., 1995.

Gauntlett D. About Media, Gender and Identity: An Introduction. L., 2002.

Gofman E. Gender Advertising. L., 1979.

Jeffreys Sh. Beauty and Misogyny. Harmful Cultural Practices in the West. L., 2005.

Kilbourne J. Killing Us Softly: Advertising’s Image of Women. Cambridge, 1979.

Lakoff R. Language and Women’s Place. N-Y., 1975.

Millett K. Sexual Politics. N-Y., 1970.

(Мілет К. Сексуальна політика. К., 1998.)

Pipher M., Kilbourn J. Deadly Persuasion: Why Women And Girls Must Fight The Addictive Power Of Advertising. N-Y., 1999.

Pipher M., Kilbourn J. Can’t Buy My Love: How Advertising Changes the Way We Think and Feel. N-Y., 2000.

Tax M. The Power of the Word: Culture, Censorship, and Voice. N-Y., 1995.

(Тэкс М. Сила слова. Культура, цензура и свобода слова. М., 1997.)

Through Women’s Eyes = Очима жінок: Challenges Transition in Ukraine from a Progressive Women’s Perspective = Про перехідне суспільство в Україні з позиції прогресивного жіноцтва. K., 2001.

Williams R. Communications. Harmondsworth, 1976.

Williams R. Television: Technology and Cultural form. L., 1974.

Wolf N. The Beauty Myth: How Images of Beauty Are Used Against Women. N-Y., 1991.

Wood J. T. Gendered Lives: Communication, Gender, and Culture. Belmont, CA, 1994.

Барабан Е. В меру упитанный и в полном расцвете сил // О муже(N)ственности. М., 2002.

Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. 2000. № 5.

Коновалов Д. Новые маскулинности: украинский дисплей // Гендерные исследования. 2004. № 10. http://kcgs.org.ua/RUSSIAN/pub/10.html

Грабовська І. Жінка в українській політиці та її портрет у ЗМІ // Філософсько-антропологічні студії. К., 2001.

Помазан О. Гендерні проблеми і мас-медіа // Гендерний аналіз українського суспільства. К., 1999.

Сарна А. Спорт, гендер и нация (Riefenstahl + Rammstein) // http://dironweb.com/klinamen/dist10.html

Аудиторная деятельность.

1-й час: лекция/аудиторная дискуссия

2-й час: дискуссия, посвященная поиску вариантов ответов на следующие вопросы:

Почему гендерные аспекты культурных исследований появляются при изучении культуры медиа? Почему наиболее эффективной методологией это изучения становится методология неомарксизма, «марксизма без берегов», структурализма, семиотики, постструктурализма?

Каковы последствия отождествления властью медиа политического и гендерного субъектов? Как сближение властной и гендерной вертикали отражается в медийных рейтингах? Можно ли считать медийные рейтинги гендерными рейтингами? Каковы особенности «видеократии» масс-медиа? Какую функцию выполняет процедура гендерного кодирования/декодирования? В чем состоит специфика гендерного декодирования с помощью компромиссного и оппозиционного кодов?

Почему гендерные политики в массовой коммуникации являются политиками гендерной репрезентации? Как трансформируются эти политики на пути от пропаганды к рекламе? Чем отличается «коммерческий реализм» рекламы от «социалистического реализма»? Каковы политики производства гендера в украинской культуре медиа? Как национальные репрезентации гендерных архетипов воплощаются в гендерных стереотипах медиа?

Каковы политические свойства гендерного тела? Как гендерная политическая анатомия и биополитика народонаселения репрезентируется в культуре медиа? В чём состоят причины редукции индивида к его телу надзирающей властью? Какие особенности телесности и субъективности отражает образ киборга в массовой коммуникации? Как коррелируют телесные политики и телесность субъектов украинского политикума? Зачем необходима акцентация комплекции гендерного тела в культуре медиа?

Письменная деятельность.

Студентам предлагается изучить материалы украинской общественной и политической периодики и вычленить различия между декларируемыми и скрытыми гендерными политиками этих материалов. На основании проведенного исследования студентам предлагается написать краткое эссе, используя изученный материал.

Предполагаемые вопросы, которые могут быть освещены в эссе:

1. На какие концепции вы опирались, исследуя материалы общественной и политической периодики?

2. Какие коды вы использовали при декодировании исследованных сообщений?

3. Какие гендерные политики декларируются авторами и персонажами изученных материалов?

4. Какие гендерные политики подспудно проводятся авторами и персонажами изученных материалов?

5. Каковы особенности репрезентации гендерной политики телесности в прессе? Как в этой связи используется зазор между смыслом текста и иллюстраций?


Занятие 2. Медийные технологии гендерной конструкции

Рекомендованная литература.

Adorno T. Prisms. Cultural Criticism and Society. Cambridge, 1981.

Bem S. L. The lenses of gender: transforming the debate on sexual inequality. New Haven; L., 1993.

De Lauretis T. Technologies of Gender: Essays on Theory, Film, and Fiction. Bloomington, 1987.

Horkheimer M., Adorno T. Dialectic of Enlightenment: Philosophical Fragments. Stanford, 2002.

(Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения: Философские фрагменты. М., СПб., 1997.)

Hall S. Encoding/Decoding // Hall S. Critical Dialogues in Cultural Studies. L.; N-Y., 1996.

Hollows J. Feminism, Femininity and Popular Culture. Manchester, 2000.

Inness Sh. A. Action Chicks: New Images of Tough Women in Popular Culture. N-Y., 2004.

Kitch C. The Girl on the Magazine Cover: The Origins of Visual Stereotypes in American Mass Media. Wilmington., 2001.

Lafky S., Duffy M., Steinmauss M., Berkowitz D. Looking through gender lenses: female stereotyping in advertisements and gender role expectations // Journalism & Mass Communication Quar. 1996. Summer.

McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. N-Y., 1964.

Rush R. R. and Allen D., eds. Communications at the Crossroads: The Gender Gap Connection. N-J., 1989.

Tannen D. You Just Don’t Understand: Women and Men in Communication. N-Y., 1990.

Грошев И. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность. 2000. № 4.

Куцай Т. Гендернi підходи на телебаченні та в телерекламі // Вісник гендерного партнерства. 2005. № 3. http://portal.uwf.kiev.ua/?p=bibl1&01

Марушевська О., Шарова К. Образ жінки в українській пресі // Філософсько-антропологічні студії. К., 2001.

Павлюк Л. Гендерні стереотипи і гендерна чутливість комунікації // Медіакритика. 2004. № 1. http://www.mediakrytyka.info/?view=163

Скорик М. М. Українські мас-медіа: гендерний аспект // Проблеми освіти. К., 2003.

Аудиторная деятельность.

1-й час: лекция/аудиторная дискуссия

2-й час: дискуссия, посвященная поиску вариантов ответов на следующие вопросы:

Каким образом социальная критика франкфуртской школы может быть использована для развенчания гендерных стереотипов в масс-медиа? Можно ли считать, что с помощью гендерных технологий конструируются новые гендерные ритуалы? Насколько тесной является связь гендерной идеологии и гендерных технологий? Почему в данном контексте нельзя соотнести политики с содержанием, а технологии со средствами процесса массовой коммуникации?

Как гендерные технологии соотносятся с гендерным дискурсом? Почему они становятся дискурсивными механизмами и задают формы и стадии становления гендера? Каким образом посредством гендерных технологий пол становится идеологическим продуктом? Каковы гендерные особенности «первичного» и «вторичного дискурса» масс-медиа? Каким образом гендерные технологии используются в культуре медиа?

Как технологии и стереотипы масс-медиа способствуют формированию определённой гендерной принадлежности? Каковы особенности гендерного дизайна, осуществляемого с помощью массовой коммуникации?

Как гендерный имидж в ситуации устранения референта, может использоваться для манипуляций в масс-медиа? Почему альтернативой бунту и ускользанию как противостоянию гендерной стереотипии в массовой коммуникации выступает гендерное беспокойство? Какие ещё технологии сопротивления гендерной стереотипии существуют в современной культуре медиа?

Письменная деятельность.

Студентам предлагается изучить материалы украинских телевизионных ток-, фешн-, спортивных шоу, передач для молодёжи, рекламных блоков и др. на выбор, обращая внимание на внедренные в них гендерные конструкты и технологии этого внедрения. На основании проведенного исследования студентам предлагается написать краткое (около 10 односторонних страниц) эссе, используя изученный материал.

Предполагаемые вопросы, которые могут быть освещены в эссе:

1. Какие именно гендерные технологии были использованы создателями передач?

2. Как они взаимосвязаны с их гендерной политикой?

3. Каковы основные черты гендерного дискурса передач?

4. Какие типы гендерных имиджей можно обнаружить в передачах?

5. Можете ли вы предложить авторам передач более адекватные гендерные технологии?

Занятие 3. Репрезентации и перцепции гендера в масс-медиа

Рекомендованная литература.

Benwell B. Masculinity and Men’s Lifestyle Magazines.  L., 2003.

Butler J. Gender Trouble – Feminism and the Subversion of Identity. N-Y.; L., 1999.

Cleto F., ed. Queer Aesthetics and the Performing. Ann Arbor, 1999.

Cowie E. To Represent Woman? The Representation of Sexual Difference in the Visual Media. L., 1997.

Craig D., ed. Men, Masculinity and the Media. Newbury Park, CA, 1992.

Crewe B. Representing Men: Cultural Production and Producers in the Men’s Magazine Market. Oxford; N-Y., 2004.

Duberman M., ed. Queer Representations: Reading Lives, Reading Cultures. N-Y., 1997.

Gamman L., Marshment M. The Female Gaze: Women As Viewers of Popular Culture. Seattle, 1991.

Gough-Yates A. Understanding Women’s Magazines. L., 2002.

Gunter B. Television and Gender Representation. L., 1995.

Hall S., ed. Cultural Representations and Signifying Practices. L., 1997.

Jackson P., Stevenson N., Brooks K. Making Sense of Men’s Magazines. Oxford, 2001.

Jenkins H., Church Gibson P., eds. More Dirty Looks: Gender, Pornography and Power (Television, Media & Cultural Studies).  L., 2003.

Kappeler S. The Pornography of Representation. Minneapolis, 1986.

Macdonald M. Representing Women: Myths of Femininity in the Popular Media. L., 1995.

MacKinnon K. Representing Men. L., 2003.

McNair B. Striptease Culture. L., 2002.

Mulvey L. Visual and Other Pleasures. L., 1989.

Paglia K. Sexual personae. Art and decadence from Nefertiti to Emily Dickinson. L., 1990.

Robertson P. Guilty Pleasures – Feminist Camp from Mae West to Madonna. L.; N-Y., 1996.

Scott L. M. Fresh Lipstick: Redressing Fashion and Feminism. N-Y., 2005.

Sedgwick E. K. Epistemology of the Closet. L-A., 1990.

(Сэджвик И. К. Эпистемология чулана. М., 2002.)

Williamson J. Decoding Advertisements (Ideas in Progress). L., 1994.

Женщина и визуальные знаки. М., 2000.

Олійник Н. Жіноча преса в Україні: минуле та сучасність // Ї. Незалежний культурологічний часопис. Фемінність та маскулінність. 2003. № 27.

Осипчук А. Ґендерне дослідження шлюбних оголошень // Виднокола. 2002. № 2. http://www.vidnokola.kiev.ua/Magazine/N2/Num2.htm

Усманова А. Женщины и искусство: политика репрезентации // Гендерные исследования. Часть 1. СПб., 2001. http://viscult.by.com/article.php?id=101

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

Аудиторная деятельность.

1-й час: лекция/аудиторная дискуссия

2-й час: дискуссия, посвященная поиску вариантов ответов на следующие вопросы:

Почему гендерная идеология становится системой гендерных репрезентаций? Как в этом случае возникает проблема нерепрезентативности репрезентации? Как происходит переход от «гендерного образа» к «гендеру как образу»? Каковы особенности патриархатно-порнографической парадигмы репрезентации? Какова специфика гендерного «экранирования» в визуальных медиа? Какие «гендерные линзы» используются в этом случае? Каким образом деконструируется патриархатно-порнографическая парадигма на западных и украинских музыкальных каналах? Существуют ли гендерно маркированные жанры в культуре медиа? Какова жанровая специфика гендерной репрезентации?

Каким образом гендерные политики и технологии задают пределы гендерной перцепции сообщений масс-медиа? Каковы уровни этого влияния? Как с помощью семейных политик задаются пределы гендерной перцепции? Каковы особенности гендерной перцепции в ходе коммуникации как обмена информацией и как рекреации? Какова медийная политика удовольствия? Каковы особенности гендерной репрезентации и перцепции западных и украинских реал-шоу?

Каковы культурные пределы телесной репрезентации? В каком направлении происходит трансформация медийных телесных образов в украинском телевидении? Как происходил переход от коллективной советской к расщепленной постсоветской и национальной гендерной телесности в Украине? Чем обусловлена эскалация сексуальности гендерных репрезентаций в масс-медиа? Как репрезентируется и воспринимается маргинальная сексуальность в медиа-культуре? Почему кемп становится принципом саморепрезентации, ориентированной на усиление гендерного беспокойства?

Творческая деятельность.

Студентам предлагается разработать гендерный имидж медийного персонажа для интервью, ток-шоу и др., используя изученный материал. Затем каждому студенту предлагается репрезентировать разработанный имидж в аудитории. Остальным участниками предлагается выступить в роли интервьюеров, оппонентов, участников массовки и др. Затем студентам предлагается проанализировать особенности представленного гендерного имиджа, особенности реакции и пассивного восприятия и др. на основании изученного материала.

Предполагаемые вопросы для обсуждения:

1. На основании какой политики гендерной репрезентации конструировался имидж?

2. Какие были использованы гендерные технологии?

3. Как были соотнесены жанр и особеннности гендерного имиджа?

4. Какие особенности гендерной перецепции участников можно обозначить?

5. Возникло ли у участников ощущение гендерного беспокойства и, если возникло, каковы его причины?


Оценка. Студентам будет предложено заполнить опросник Дельфи оценки после каждого занятия. Он состоит из четырех общих вопросов:

1. Что преподаватель хорошо делал на занятиях, чтобы способствовать моему обучению?

2. Что преподаватель мог делать лучше, чтобы помочь моему обучению?

3. Что я делал\а хорошо для улучшения моего обучения?

4. Что я мог\ла сделать лучше?

Оценка знания студентами материала данного модуля является неофициальной и определяется преподавателем модуля. Она будет включена в официальную экзаменационную оценку комплексного курса.


Похожие:

Название. Гендер в массовой коммуникации iconСпециализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации.
Цель дисциплины: сформировать у студентов понимание высокой социальной значимости журналистики как части системы массовой коммуникации...
Название. Гендер в массовой коммуникации iconПрограмма курса «социология массовой коммуникации»
Социология массовой коммуникации как особая отрасль социологии, изучающая проблемы взаимодействия социальных структур и коммуникативной...
Название. Гендер в массовой коммуникации icon1. Понятие массовой коммуникации и массовой информации Понятия массовой коммуникации и информации
Для получения зачета студент посещает лекции и практические занятия, выполняет домашние задания согласно Программе самостоятельной...
Название. Гендер в массовой коммуникации iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология массовой коммуникации»
«Психология массовой коммуникации» («Исследование социально-экономических и политических процессов») для специальности 030602 «Связи...
Название. Гендер в массовой коммуникации iconУчебно-методический комплекс по курсу «Социология массовой коммуникации» для специальности «Связи с общественностью» пенза 2011
Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социология массовой коммуникации»
Название. Гендер в массовой коммуникации iconЭкзаменационные билеты дисциплина Современные теории массовой коммуникации
Хорольский В. Современные теории массовой коммуникации на Западе. Пособие по спецкурсу. Воронеж; 2011
Название. Гендер в массовой коммуникации iconПрограмма дисциплины [сравнительные исследования массовой коммуникации и массовой культуры] для направления [ 040200. 68 «Социология» ] подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Название. Гендер в массовой коммуникации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Название. Гендер в массовой коммуникации iconПрограмма дисциплины [сравнительные исследования массовой коммуникации и массовой культуры] для направления  fillin \* mergeformat [ 040200. 68 «Социология» ] подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Название. Гендер в массовой коммуникации iconГендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке)
Цель модуля – ознакомить студентов с проблематикой гендерных аспектов коммуникации и показать как коммуникативная обстановка, социальное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница