Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение




Скачать 175.74 Kb.
НазваниеПояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение
Дата17.12.2012
Размер175.74 Kb.
ТипПояснительная записка
Министерство образования и науки РФ

Департамент образования г. Иркутска

МОУ Центр образования № 47


Утверждено:

Методический Совет ЦО № 47

Зам. директора по НМР

_____________Аксенова И.Р.

«___»_______________200__г.


Французская музыка

в аспекте межкультурной

коммуникации


Разработала: Распутина Л.В.,

преподаватель-методист, учитель высшей квалификационной категории


Иркутск, 2006 г.


Пояснительная записка


В соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полного учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и глубокими возможностями для построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать равному доступу к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, боле эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Вышеуказанные цели могут быть реализованы на элективных курсах – обязательных профориентационных занятиях, которые выбирает сам школьник.

Элективные курсы дают возможность индивидуализировать профильную подготовку школьников, создают условия для выбора ими собственной траектории обучения.

Разработка элективного курса для старшеклассников «Французская песня в аспекте межкультурной коммуникации» - это ответ на запрос учащихся и их родителей, желающих расширить знания в области французского языка и культуры страны изучаемого языка посредством песни, которая является одним из огромных пластов французской национальной культуры.

Цели элективного курса:



  • развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности;

  • формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.



Песня при изучении иностранных языков


Одной из важных, но самых трудных сторон приобщения к культуре страны изучаемого языка является песня.

Песня представляет собой осложненный вариант языка, так как на его элементы и структуру оказывает воздействие музыкальное оформление: меняется долгота звучания звуков, ударение, тон. Такие изменения не могут не вызвать пристального внимания лингвистов при отборе песен. Необходимо учитывать, что песня может не только облегчить и улучшить восприятие нового материала, но и проникнуть в область межкультурной коммуникации.

Над песней можно работать как над любым литературным текстом: сначала представить автора, затем переходить к прослушиванию, к комментариям, выделению фонетических, грамматических явлений, лексики и заканчивать воспроизведением.

Наиболее трудным вопросом являются соотношения языка и песни, причем, необходимо помнить, что эти соотношения создаются особым языком.

Сложность понимания песен касается не только песен на иностранном языке. Вполне вероятно столкновение с этой проблемой на родном языке. Это обуславливается еще и техническими причинами. Песни на всех языках мира записываются одинаково: звуки выстраиваются в цепь в линейном порядке. Цепочка этих звуков образует слова (морфемы, монемы), а цепь слов образует фразы. Но, кроме этой последовательности, языки используют еще и другие средства, чтобы оживить звуковой материал. Их существует только три: противопоставление долготы звучания звуков, противопоставление ударения, противопоставление тона.

Воспринимая песню, мы, как правило, не вдаемся в семантизм этих формальных изменений: когда из песни записываются только несколько слов, и люди не отдают себе отчета в том, что эти два слова являются именно теми, которые выделены мелодией, не обращают внимания на то, что может быть, эти слова резюмируют общий смысл песни. Также можно сказать, что есть «хорошие» песни, где деформация языка образует смысл. Вся проблема заключается в умении взять из песен все, что может улучшить восприятие нового материала при излучении иностранного языка.


Методика работы с песней


Работу с песней можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе проводится прослушивание песни на французском языке, а затем осуществляется коллективный перевод текста на русский язык (дословный). Можно предложить детям сделать литературный перевод дома. Первое следует делать тщательно, каждое слово рассматривать в контексте и независимо от него, иногда подбираются синонимы и антонимы, сопоставляются омонимы. Таким образом обогащается словарный запас обучаемых, расширяется их кругозор.

После перевода ученики слушают песню еще раз. Таким образом, усвоенные новые слова и выражения, услышанные в музыкальном контексте в исполнении носителя языка - французского певца – проявятся во всех семантических аспектах и без особого труда запомнятся на подсознательном уровне.

Второй этап. На последующих занятиях продолжается дополнительная работа с лексикой (диктанты, лексико-грамматические упражнения, тестовые задания и т.д.), проводится работа над мелодией, осуществляется коллективное пение в музыкальном сопровождении, записанном на диске (кассете). Если необходимо, то на этом этапе происходит отбор солистов для данной песни.

На последнем этапе осуществляется работа с песней в окончательном варианте, т.е. либо делается инсценировка, либо песня исполняется сольно с элементами хореографии, в зависимости от содержания песни.


Роль и место аудирования при работе над песней


Аудирование представляет собой активный творческий процесс, сопровождающийся сложной мыслительной деятельностью, напряженной работой памяти.

При работе над песней очень важно правильно организовать обучение аудированию, что будет способствовать успешному овладению иностранным языком в целом.

Обучение аудированию начинается с формирования фонематического и интонационного слуха. Четкие произносительные навыки являются одним из условий, облегчающих процесс восприятия услышанной песни.


Задания, предваряющие аудирование.

Возможна следующая работа перед прослушиванием песни:

  • знакомство с творчеством композитора, написавшим песню;

  • сообщение некоторой фоновой информации (например, сейчас вы прослушаете песню о … Главный герой этой песни… Он клянется… Он признается… Действие происходит…);

  • учащихся предупреждаем, что песня ритмичная, в быстром темпе и при первом прослушивании они смогут понять…, но все равно основное содержание улавливается с самого начала прослушивания, при каждом следующем прослушивании, они будут понимать текст более полно;

  • последующее прослушивание осуществляется построфно;

  • учащимся дается лексика, ключевые слова и выражения, которые встретятся в песне (до прослушивания); ученики могут воспользоваться ими, чтобы представить себе, о чем идет речь в песне или создать собственную версию перевода, которую можно будет сравнить с услышанным музыкальным аудиотекстом;

  • организуют беседу (дискуссию по созданию песни), чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, свои взгляды, чувства, как до, так и после прослушивания.



Задания, выполняемые во время аудирования и

после прослушивания

  1. Ответы на вопросы по содержанию песни после прослушивания:

    • вопросы выбора: правильно / неправильно / не знаю

  2. Распознавание:

    • определите жанр песни (народная, лирическая, церковная и т.д.);

    • назовите инструменты, задействованные при создании песни (аккордеон, флейта, гитара и т.д.);

    • какие еще музыкальные инструменты вы знаете? (синтезатор, арфа, фортепиано и т.д.);

    • определите ритм данной песни (быстрый, медленный, пылкий, прерывистый, ровный и т.д.);

    • каков голос певца (мужчины или женщины)? (низкий, грустный, чувствительный, приятный и т.д.);

    • распознайте некоторые элементы текста (например, ключевые слова, сколько раз повторяется припев или какие строки песни повторяются, какие имена собственные встречаются в тексте, где происходит действие, в какое время года или суток и т.д.).

  3. Соотнесение:

    • соотнести текст песни с соответствующими ей иллюстрациями или символами;

    • расположить в логическом порядке предложение по содержанию песни, написанные на листах и выданные ученикам;

    • соотнести текст, мелодию с именем исполнителя песни и т.д.



Содержание и структура курса


Обучение (детей) старшеклассников французскому языку посредством песни предполагается начать с 9-го класса (предпрофильное обучение), с целью подготовки школьников к восприятию впоследствии произведений французских композиторов-классиков (профильное обучение).

Элективный курс для 9 кл. представляет собой сочетание прослушивания песен, коллективный или индивидуальный литературный или дословный перевод, коллективное или сольное пение.

Курс рассчитан на 30 часов:

1 час в неделю (в течение года) или

2 часа в неделю (в течение семестра).

Тематический план курса прилагается (Приложение 1).

Элективный курс для 10-11 кл. «Волшебный мир французской классической музыки» рассчитан на 30 часов:

1 час в неделю (в течение года) или

2 часа в неделю (в течение семестра).

Цель данного курса – выработка умений и навыков всех видов речевой деятельности на материале оригинальных и адаптированных текстов, связанных с музыкальной культурой Франции, а также совершенствование умений слушать и понимать классическую музыку, разбираться в многообразии стилей и направлений, существующих в музыкальном искусстве и на базе фрагментов из основных произведений композиторов-классиков.

Тематический план курса прилагается (Приложение 2).


Контроль в обучении французскому языку


Обновление содержания языкового образования требует и изменений в формах контроля уровня владения иностранными языками. При разработке форм иноязычного контроля мы учитывали международный опыт создания тестов.

Например, после прослушивания песни без зрительной опоры (текста песни), ученикам дается задание на заполнение таблицы, где они должны ответить на вопросы, обосновав свои ответы. Заполнение таблиц – очень эффективный и оперативный контроль понимания учащимися услышанной песни.

Таблица № 1

Где?

Кто?

Когда?

Что?

Где происходит действие?

Можете ли назвать улицу, город или страну, где происходит действие?

Можете ли назвать персонажей и их охарактеризовать?

Когда происходит действие?

Можете ли описать действия? Можете ли сказать, что происходит? Когда происходит действие (в прошлом, сейчас или в будущем)


Затем учитель может спросить, какие другие слова или группы слов запомнились им при аудировании. Их тоже можно занести в таблицу по определенным рубрикам.

Какое впечатление производит песня, какие чувства вызывает?

Ученикам предлагается заполнить следующую таблицу. При этом желательно также обосновать свои ответы.

Таблица № 2





нежность




торжество




страх






















разочарование




радость




жизнелюбие






















беспорядок




счастье




грусть






















честь




меланхолия




и т.д.


В следующей таблице можно предложить различные темы. Ученикам необходимо отметить только те, которые встречаются в песне.






иммиграция




потеря любви




одиночество






















приключения




старость




детство






















война




любовь




и т.д.

При работе с текстом песни (без звукозаписи) можно предложить следующие виды контроля понимания содержания:

  • найти незнакомые слова, выписать в словарик и перевести дома с помощью словаря;

  • заполнить пропуски, исходя из контекста;

  • обвести все личные местоимения в тексте и попросить учащихся найти, каких персонажей эти местоимения заменяют?

  • если содержание песни позволяет, то можно предложить ученикам найти в тексте лексику, относящуюся к какой-либо теме: радость, любовь, грусть, разлука и т.д.;

  • можно выдать ученикам таблицу, которую они заполняют, используя слова из текста песни.

Предлоги и наречия

Местоимения

Существительные

Артикли

Прилагательные

Глаголы

avec

tout

et

mon

ma

sa

vie

mots

voix

des

les

la

vrai

libre

jolie

je crois

il dit

tn n’existes pas



После прослушивания песни можно проконтролировать умения учащихся в следующих видах творческой деятельности:

  • используя лексику выученной песни, создать новую песню (желательно противоположную по смыслу);

  • составить рекламу на изученную песню;

  • когда работа над песней закончена, можно представить ее кратко – в телеграфном стиле (т.е. заполнить бланк телеграммы);

  • предложить учащимся ролевую игру в форме телефонного разговора. (Вы звоните другу, чтобы узнать, знает ли он песню, только что услышанную Вами. Он дает Вам отрицательный ответ. Вы ему рассказываете содержание песни и рекомендуете ее послушать).



Приложение 1

Тематическое планирование

9 класс

п/п

Темы уроков

Практические занятия

Кол-во часов

Деятельность

учащихся



Песня как проявление национальной культуры и средство межкультурной коммуникации

слушание песен исполнителей разных эпох



1

Прослушивание французских песен в оригинале



Место французской песни при изучении французского языка в средней школе



народные французские песни

1

Слушание народных песен, особенности восприятия песен на иностранном языке



Песенное искусство Франции

1



Французские шансонье

прослушивание песен о Париже

самост.работа (4 часа)

1 час (лекция)

Слушание и анализ песен Мориса Шевалье, Жака Бреля, Жильбер Беко



Музыкальные жанры и стили французской песни

прослушивание песен разных стилей

2

Классификация песен по жанрам и стилям



Шарль Трене и рождение нового стиля в песнопении




2

Подготовка литературно-музыкальной композиции «Под небом Парижа»



Эдит Пиаф и её жизнь, отданная песне




4



Шарль Азнавур – звезда сцены и диска




2



Ив Монтан – певец международного масштаба




2

Разработка классного часа для параллели



Жорж Брассенс – символ противоречий




2

«Жорж Юизе и его Кармен» - диалог с Великим



Джонни Холидей - суперзвезда




1

«Жизнь, прожитая в песне» - музыкально-поэтическая композиция о великой Эдит Пиаф



Сэрж Гэнсбург и его герой, созданный с помощью средств массовой информации





1



Жан-Жак Гольдман, Ванесса Паради, Патрисия Каас, Патрик Брюэль – современные звезды на песенном небосклоне Франции





6

Разучивание песен современных исполнителей




Приложение 2

Тематическое планирование

10-11 класс

п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Деятельность

учащихся



Культурная жизнь во Франции

2



Прослушивание самых известных, самых ярких и выразительных произведений великих французских композиторов.

Учащиеся выполняют задания учителя, предваряющие прослушивание музыкальных произведений и задания во время и после аудирования.

С жизнью и творчеством великих композиторов ученики знакомятся в учебном пособии «Волшебный мир французской классической музыки», выполняют все послетекстовые упражнения.



Из истории французской музыки

2



Жан-Батист Люли – родоначальник французской оперы

2



Жан-Филипп Рамо – основатель учения о гармонии

2



Гектор Берлиоз – яркий представитель романтизма в музыке

2



Шарль Гуно – отец французской лирической оперы

2



Камил Сен-Санс, его светлая поэтическая лирика и благородная патетика

2



Жорж Бизе и его Кармен

2



Жюль Массне – мастер лирической оперы

2



Клод Дебюсси и Россия

2



Морис Равель – ярчайший представитель импрессионистической музыки

2



Жак Оффенбах – основоположник классической оперетты

2



(Gabriel) Габриэль Форе – основатель национальной французской музыки

2



Жан-Мишель Жар – яркий представитель электронной музыки

2



Волшебный мир французской классической музыки – музыкальный калейдоскоп

2

Классный час для учащихся старшей ступени обучения



Литература



  1. Бим И.П. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. – М., 1977.

  2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Русский язык, 1990.

  3. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982.

  4. Глызина С.В. Актуальные вопросы технологии обучения иностранным язвкам. Тезисы докладов и сообщений научной конференции педвузов иностранных языков России. – Иркутск, 1995. – с. 26-29.

  5. Григорьев Е.Я. Французский язык. Программы. Второй иностранный язык. – М.: Просвещение, 1996.

  6. Журнал «Народное образование» № 9, 2002, «Об утверждении концепции профессионального образования на старшей ступени общего образования» / Приказ министра образования РФ / - с. 29.

  7. Карпушин Н. Профильная школа – школа для всех. Элективные курсы в профильных классах : Народное образование. – 2005. - № 6. – с. 208.

  8. Распутина Л.В. Волшебный мир французской классической музыки. Практическое пособие для средней школы. – Иркутск, 2005.

Похожие:

Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение iconПрограмма элективного курса
Переход старшей школы на профильное обучение определен Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на...
Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями
Распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до...
Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение icon«04» сентября 2006 года утверждено на Совете школы протокол №01 от
Правительства РФ от 11. 03. 2001 г. №196, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепции профильного...
Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение iconПриказ директор школы №24/1 от 26. 08. 2006г Программа развития муниципального образовательного учреждения Большеокуловской средней общеобразовательной школы
Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 10. 17. 1992 года №3266-1 «Об образовании», Концепции модернизации...
Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение iconПрограммы курсов по выбору для профильного обучения в области физической культуры пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений модернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени...
Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение iconВолоковской муниципальной средней общеобразовательной школы
Настоящее Положение регулирует требования к портфолио учащихся основной школы, обязательные для общеобразовательных учреждений, организующих...
Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение iconОбразовательная программа моу сош №8 г. Томмот «Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»
Концепции модернизации российского образования на период до 2015года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 29. 12. 2001 г....
Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение iconПрограмма «Биология человека» составлена на основе базовой общеобразовательной программы по биологии, с учетом современных достижений и открытий в области биологических наук.
Профильное обучение становится основополагающей формой работы российского образования. Оно призвано обеспечивать оптимальное развитие...
Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение iconПояснительная записка Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы.
Начальной составляющей реализации профильного обучении является предпрофильная подготовка учащихся. Курс «Проценты на все случаи...
Пояснительная записка в соответствии с распоряжением Правительства России об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение iconРаспоряжение от 22 января 2010 г. N 18-рз об одобрении энергетической стратегии новгородской области на период до 2020 года
В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница